Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стремя съезжает на мысок ноги.





Такая возможность самоконтроля всегда доступна и в процессе движения. «При­танцовывание» на стремени подошвой ноги помогает контролировать положе­ние бедер и расслабить сустав стопы (рис. 6.26). При этом упражнении важно поднимать действительно только плюс­ну стопы, ни в коем случае не поднимая при этом вверх и колени. Наряду с тре­нировкой правильного положения ноги это упражнение тренирует и независи­мость голени от бедра. А это очень важ­но для дифференцирования команд, по­даваемых лошади.

Многие всадники, особенно начинающие, боятся потерять стремя. Чтобы этого не случилось, они как бы намеренно зажима­ют ногу в стремени. Такой всадник авто­матически приподнимает себя ногой как рычагом из глубокой посадки, и его бед­ра жестко фиксируются. Он не может больше сопровождать корпусом движе­ние лошади, — вот почему такая игра, за­теваемая со стременем, далеко небезо-



бидна. Очень полезное упражнение: вре­мя от времени специально вынимать ногу из стремени. Если вы при этом вынимае­те только носок, то стремя само возвра­щается на прежнее место. Это упражне­ние позволяет в форме игры преодолеть чувство страха от потери стремени, и по­казывает, что при правильном положении ноги стремя всегда находит свое место и держится на ноге само по себе. Таким об­разом, всаднику не надо удерживать его специальными усилиями. При этом нуж­но быть очень внимательным в том слу­чае, когда длина стремени достигает уровня локтевой кости лошади, чтобы не причинить ей сильную боль.

Довольно трудно определить правиль­ную длину стремени. Например, на пут­лищах моего собственного седла есть шесть разных дырок, рассчитанных на различную длину стремени, и я выбираю их в зависимости от лошади. В принци­пе есть некие стандартные правила, но все же оптимальную длину всякий раз следует выбирать исходя из конкретно­го случая. Главный критерий правильной длины стремени — это раскрепощенная посадка. Слишком длинное стремя че­ресчур нагружает бедра, заставляя их мускулатуру растягиваться, и тогда всад­ник не может больше амортизировать движение и становится ригидным (т.е. закрепощенным).

В другом случае он постоянно пытается, выпрямляя стопу, удерживать стремя. При этом голень сдвигается назад, и у всадника появляется тенденция к непра­вильной посадке «на разрезе». Слишком короткое стремя приводит к посадке «как на стуле», или к слишком частым при-вставаниям на стременах, из-за чего ре­акции мышечных цепочек вновь приво­дят к жесткой фиксации тазобедренного сустава.

Исходя из опыта начинающим всадникам проще сначала ездить на более коротких стременах, так как на первых порах со­хранять баланс с выпрямленной ногой для них еще слишком сложно. Дети и на­чинающие всадники должны вообще ча­сто ездить без стремян, чтобы натрени­ровать чувство глубокой посадки. При этом следует обратить внимание на то, чтобы они не цеплялись ногами за сед­ло, как прищепки, и не задирали вверх колени (рис. 6.27). Тому, кто привыкнет вставать на стременах, не принимая в расчет движений лошади, будет очень нелегко научиться глубоко и плотно си­деть в седле. Типичным примером явля­ется целая нация — англичане. В Англии

Рис. 6.27. Цепляющиеся за седло колено и шенкель.



всадники ездят на фантастической об­легченной посадке. Но на выездковой посадке многим бывает очень трудно правильно сидеть на лошади.

В выездке стремя должно быть подогна­но таким образом, чтобы оно находило свое правильное место на стопе благо­даря простому подъему носка. На разных этапах занятия возможны разные вари­анты. Я знаю многих всадников, которые в фазе разминки подтягивают свои стре­мена на два деления короче и ездят на них до тех пор, пока их собственные сус­тавы расслабятся, мышцы бедра станут более растянутыми, а в середине заня­тия они уже ездят на более длинных стре­менах. Контролируйте длину стремени сами, изменяйте ее и попытайтесь за­фиксировать, как эти изменения влияют на вашу посадку в целом. Иногда, отпус­тив или подтянув стремя на одну дырку, вы почувствуете, как все изменилось.

Тщательно подогнанные стремена явля­ются условием для раскованной и плас­тичной посадки. Я хочу вам напомнить, что с седлом следует обходиться береж­но. Поскольку левое путлище постепен­но растягивается (так как при посадке на лошадь оно является опорным), реко­мендуется либо регулярно его менять, либо столь же регулярно садиться на ло­шадь с правой стороны. Попробуйте это сделать, и вы снова почувствуете, како­во же приходится новичку.

Равные по длине стремена обеспечива­ют симметричную посадку на лошади. Часто свою асимметричную посадку всадники объясняют разной длиной ног; это ощущение усиливается тем, что они пристегивают стремена на разной дли­не. Такие действия были бы оправданы, если одна нога была бы короче другой по


 

крайней мере на два сантиметра (у лю­дей с такими ногами и в повседневности необходимо выравнивать обувь, один каблук должен быть выше другого). Од­нако при меньшем различии длины такое «расхождение» может быть устранено в области таза и не требует другой коррек­ции. Если появляется чувство, что всад­ник все время сидит как бы на одной сто­роне, то одностороннее укорачивание стремени не исправит положения. Это создаст лишь видимость симметрии, но в действительности ощутимо нарушит равновесие лошади. Вот почему в таком случае гораздо больше следует работать над равновесием собственного корпуса. Небольшие повороты в области позво­ночника приводят к тому, что в области таза происходит уклонение от движения.


Рис. 6.28. Переворот стремени.

Для того чтобы проверить, одинаково ли подогнаны стремена, нужно перевернуть



стремя в сторону седла (рис. 6.28), ведь крылья седла всегда одинаковой длины. Благодаря этому можно точнее, чем на гла­зок, проверить равенство длины стремян. Таким образом можно устранить и другие возможные причины ошибки (например, седло лежит не на середине спины лоша­ди). Если, сев на лошадь, всадник чувству­ет, что левое стремя длиннее, то он дол­жен как следует «размять» правое стремя и проверить подпругу. Хорошее седло — главное снаряжение, обеспечивающее нормальную верховую езду. Если седло как бы высижено с одной стороны или на зад­ней луке, то добиться раскрепощенного положения бедер будет практически не­возможно.

Для езды по открытой местности и для прыжков стремена подтягиваются коро­че. Усиление сгибания бедра и колена должно обеспечить лучшее равновесие при более быстрой езде, и вес всадника переносится на бока лошади. При этом его центр тяжести сближаются с центром тяжести лошади. В этом случае стреме­на можно взять немного глубже, что обеспечивает более устойчивое положе­ние. При этом необходимо сохранять возможность амортизировать движение в голеностопном суставе.

Выше я уже достаточно подробно описа­ла амортизирующий голеностопный су­став, так что вам должно быть ясно, что здесь речь идет о чем-то особенно важ­ном. И вы не ошиблись, ведь это после­днее звено в цепочке, стопа может амор­тизировать движение только при рас­слабленном тазе, тазобедренных и ко­ленных суставах. Вот почему амортиза­ция в голеностопном суставе — важный критерий для оценки посадки в целом.

Чтобы иметь возможность амортизиро­вать движение в голеностопном суставе,

всадник должен пропускать движение ло­шади вниз, в ногу, что можно легко почув­ствовать и научиться этому на строевой рыси. Правильно ездить строевой рысью — задача не из легких. Она представляет собой специфическую смесь нагружаю­щей и разгружающей посадок. Понаблю­дайте подольше за разными всадниками, едущими строевой рысью, и обратите внимание на положение их ног. Наверня­ка вы увидите очень разные картинки. Все зависит от баланса всадника. Как только всадник чуть опережает корпусом движе­ние лошади или чуть отстает от него, в ногах возникают реакции, возвращающие равновесие, которые в свою очередь ме­шают четкому управлению лошадью.

На строевой рыси следует перенести свой центр тяжести вперед ровно на­столько, чтобы он находился не над голе­ностопным суставом, как это должно быть на выездковой посадке, а над носком сто­пы. Это может быть совсем небольшим, едва заметным перераспределением тя­жести. Встаньте на обе ноги, закрыв гла­за, переместите свой вес с пяток на нос­ки. Вы заметили, какое незначительное движение необходимо для этого? Имен­но такие тончайшие движения перемеще­ния веса и требуются в процессе верхо­вой езды.

Потренируйтесь и сидя на лошади. При­поднимитесь слегка на стременах и най­дите равновесие в этом положении. Вы почувствуете, что это не так уж легко, особенно, если продолжать двигаться вперед. При этом вы поймете, какая из двух ошибок вам ближе — вы либо опе­режаете корпусом движение лошади, либо отстаете от него (рис. 6.29). Клю­чевую роль здесь играет колено. Вам надо не просто приподняться в стреме­нах, а добиться распределения веса и на



бедра, и на колени. Если вы просто при­встаете на стременах, то ваше положе­ние будет неустойчивым. Стремя — это ведь не какая-то устойчивая конструк­ция, оно свисает от седла наподобие ма­ятника и поэтому не находится все вре­мя на одном месте. Колено должно в слегка согнутом положении контролиро­вать равновесие. Попробуйте выпрямить колени и вы сразу почувствуете, как силь­но оно нарушится — это очень частая ошибка при обучении езде строевой ры­сью. При этом я имею в виду просто при-вставание с выпрямлением колен. При-вставание на строевой рыси должно быть ориентировано не столько на высоту, но — гораздо в большей мере — на подвиж­ность тазобедренных суставов. Колеба­ние спины лошади определяет, насколь­ко высоко должен подниматься всадник.

Опускаясь в седло, вы ни в коем случае не должны представлять себе это движение как опускание на стул, потому что тогда ваш корпус неизбежно опрокинется назад, ноги выдвинутся вперед, и равновесие бу­дет потеряно. Корпус всадника на строе­вой рыси представляет собой рычаг по от­ношению к ногам. А это не слишком при­ятное движение как для всадника, так и для лошади. При опускании в седло надо рас­положить ноги как можно глубже. Колени могут быть немного сдвинуты книзу, но не вверх. Тогда движение может быть амор­тизировано всей цепочкой вплоть до голе­ностопного сустава. Сначала может пока­заться неправдоподобным, что от столь незначительного движения может зави­сеть эффективное управление лошадью. Часто шенкель начинает «хлопать» по боку лошади, отходит от него в момент привста-вания из седла, а, опускаясь в седло, всад­ник цепляется за него коленом. Такой шен­кель, хоть и будет воздействовать на ло­шадь, но никогда не сможет стать независимым для дифференцированного управ­ления лошадью (см. главу 7).

На строевой рыси на каждом втором шаге движение проходит вплоть до пят­ки, то же самое относится и к учебной рыси. Вы едете рысью, натягивая реме­шок таким образом, чтобы равномерно распределить нагрузку на основание посадки. При этом вы сможете полнос­тью сосредоточиться на своих ногах. Если они действительно свободно сви­сают вниз, то каждый раз, когда ваша лошадь ставит на землю парную ногу, вы почувствуете, как это «приземление» как бы вытягивает вашу ногу в длину. Так и должно быть.

Выше я писала, что бедро стабилизиру­ет посадку, а независимый от него шен­кель является средством управления ло­шадью. К сожалению, частая ошибка, особенно в отношении наружного шен­келя, заключается в том, что он уходит вперед, а это препятствует оптимально­му воздействию на лошадь. Я хочу опи­сать несколько примеров, которые дол­жны помочь вам удерживать шенкель на положенном месте. Представьте себе, что ваша нога — это лук, тетива которого натянута от тазобедренного сустава к голеностопному суставу (рис. 6.30). Лег­кое натяжение проходит через бедро и колено, голень немного отводится назад. Посмотрите еще раз на анатомический рисунок: мышца бедра действительно проходит впереди через колено. При верховой езде она должна работать на растяжение, а не на сокращение.

На этом же рисунке изображена вообра­жаемая резиновая лента, которая тянет­ся от вашей пятки к заднему копыту ло­шади на этой же стороне. Таким образом, вы можете себе представить, как должен работать шенкель при правильной по­садке (см. рис. 6.30).





 


Рис. 6.29. Положения шенкеля: а — правильное; б — закругленная нога; в — нога, повернутая наружу.


Попробуйте ездить верхом, представляя себе обе картинки. Для этого необходимо движение, ведь посадка — это отнюдь не статичное состояние корпуса всадника!

Положение шенкеля особенно важно при поворотах, полуодержке или одержке. Но приходится наблюдать, как в фазе при­земления на галопе внутренняя нога всадника уходит вперед, а внутренняя задняя нога лошади еще не готова для нового темпа галопа. Поезжайте гало­пом, пробуя сохранить постоянный кон­такт икры с корпусом лошади. В фазе приземления представляйте себе выше­описанные картинки, чтобы шенкеля со­храняли правильное положение.

Я уделила достаточно внимания описа­нию правильного положения ног всадни­ка, ничего не говоря о непосредственном воздействии шенкелями на лошадь. Я сделала это намеренно, поскольку ло­шадь сама может воспринимать коман­ды по управлению, если нога всадника лежит правильно. Когда задняя нога ло-


шади делает мах вперед, то ребра с этой стороны также движутся вперед, и ее корпус теснее соприкасается с ногой всадника.

Конечно же, это идеальная ситуация. Зачастую это чувство можно обрести лишь на короткие мгновения. Однако очень важно вновь и вновь перепрове­рять затраты сил на команды и пытать­ся свести их к минимуму. Я хочу предос­теречь от слишком техничного воздей­ствия шенкелями. Не должно быть ко­манд шенкеля без ответной реакции всей посадки в целом. Посылающий шенкель лежит на подпруге — вот какое положение он должен занимать, если ваша нога свисает так, как было описа­но выше. Поддерживающий шенкель, слегка отведен в тазобедренном суста­ве — это очень небольшое движение и для того чтобы правильно его располо­жить, часто достаточно одного поворо­та. Если, например, вы поворачиваете направо, то таз выдвигает внутреннее





 


 


бедро вперед — нагрузка переходит на ветвь лобковой кости. Внешний тазо­бедренный сустав автоматически силь­нее разгибается, а внешняя нога лежит в позиции сдерживания. Если вы дей­ствительно слились с движением и на­ходитесь в балансе, то многое происхо-


дит само по себе. Вы должны постоян­но сосредоточиваться на таком чувстве, пока отдельные мгновения не превра­тятся в часы. Вот еще один совет для согласованного применения средств уп­равления. Например, если вы хотите пе­ревести лошадь на рысь, а она не реа-


 



 


 


Рис. 6.31. Поддерживающий шенкель.


Рис. 6.32. Неправильное

Подключение наружного

Поддерживающего шенкеля.



гирует на ваши тонкие команды, то вам лучше проявить больше энергии. После этого выполните еще один переход, применяя средства управления уже не так активно. В большинстве случаев ло­шадь начинает реагировать более чет­ко. В совершенстве реагировать на средства управления она сможет толь­ко тогда, когда будет полностью скон­центрирована на занятии. Верховая езда без чрезмерных силовых затрат требует очень большой соосредоточен-ности и концентрации не только от всад­ника, но и от лошади.

Если вы постоянно сжимаете шенкелями бока лошади, то она постепенно привык­нет к этому давлению. И тогда, чтобы выслать ее вперед, вам нужно будет при­лагать все больше усилий. Попробуйте надавить рукой на собственное бедро. В начале вы отчетливо ощутите это давле­ние. Но спустя некоторое время вы при­выкнете к нему, и ваше восприятие пере­ключится на какие-то другие воздей­ствия. Если же ваша рука расслабленнолежит на бедре и нажимает на него толь­ко время от времени, то ваша реакция будет постоянно связана с бедром и уже более легкий нажим воспримется отчет­ливее, чем продолжительное раздраже­ние, к которому уже привык. С лошадью дело обстоит точно так же.

Если лошадь снова четко реагирует на применение средств управления при пе­реходе на рысь, то можете ослабить дав­ление шенкелей и расслабить мышцы ног, лошадь воспримет это как поощре­ние. Она почувствует, что давление на ее бока исчезло после того, как она отреа­гировала на команду.

В процессе движения ноги всадника дол­жны обхватывать лошадь. Авторы многих книг описывали так называемую дыша­щую ногу всадника. Под этим термином подразумевается правильное раскрепо­щение ноги. Она всегда должна находить­ся в правильном положении, чтобы при необходимости заставить лошадь рабо­тать с большей сосредоточенностью и прилежанием (рис. 6.31 и 6.32). Езда на лошади, которая действительно воспри­нимает и реагирует на команды шенкеля всадника, доставляет истинное удоволь­ствие. Чтобы настроить лошадь на ответ­ную реакцию, всадник должен быть тер­пелив, последователен и сконцентриро­ван. И хоть эта задача не из легких, одна­ко стоит попробовать ее решить.



 

Совершенная

Координация тела —

Применение средств

Управления




7.1. Действие веса

Всадника на спину лошади

В любых теоретических основах верховой езды средства управления делятся на ук­лоны корпуса всадника, работу шенкелей и повода. И самое позднее — перед сда­чей экзамена на квалификацию — их схе­матически заучивают наизусть. Всадники знают о воздействии веса, нагружающе­го или разгружающего один или оба бока лошади; о высылающих и сдерживающих воздействиях шенкелями, заставляющих лошадь двигаться вперед и в стороны; уступающую, набирающую, сдерживаю­щую и выдерживающую руку. Если к этим знаниям еще прибавить и соответствую­щий инструктаж, то экзамен, по крайней мере теоретически, можно считать вы­держанным. Конечно же, из теоретичес­ких руководств известно, что эти коман­ды должны быть согласованы между со­бой, именно их четкое взаимодействие определяет чутье всадника.

В этой главе я не буду схематически диф­ференцировать команды я хочу больше рассказать об этом чутье и показать воз­можности, а также способы научиться чувствовать лошадь.

Научиться правильно пользоваться сред­ствами управления совсем не так просто. Прежде всего, это чисто техническое обучение движению, например; враще­ние лучезапястного сустава. Но в какой момент, насколько интенсивно и как дол­го следует использовать это воздействие — вот что главное в обучении искусству верховой езды.

Ключевую роль в управлении лошадью играют уклоны корпуса всадника. От соб­ственного веса никуда не денешься. Ноги


можно вытянуть, поводья можно бро­сить, но наш вес, которым мы давим на седло, остается неизменным! Его мож­но слегка перераспределить, но 60 кг всегда остаются 60 к г, и лошадь вынуж­дена их нести на себе.

Здесь я хочу еще раз напомнить вам при­мер с рюкзаком. Он показал нам, что для того, кто несет рюкзак, решающее зна­чение имеет не вес в килограммах, а то, как он распределяется и удерживается на спине. Так, грузный всадник может быть приятнее для лошади легкой кон­ституции, чем легкий, но сидящий несба­лансированно.

Итак, от своего веса всаднику никуда не деться. Идеальная цель заключается в умении сидя на лошади настолько хоро­шо распределить свой вес, чтобы посто­янно сопровождать ее движение корпу­сом, быть его частью. Как только всадник начинает опережать корпусом движение лошади или отставать от него, это немед­ленно и ощутимо нарушает ее равнове­сие и естественный темп движения. Та­кое же влияние оказывают и боковые пе­рераспределения веса всадника. Ло­шадь должна отреагировать на новую ситуацию равновесия и делает это, либо подставляясь под этот вес сбоку, либо уклоняясь от него в противоположную сторону. Если посмотреть на все с этой точки зрения, то верховая езда — это большая игра в равновесие, поскольку лошадь реагирует даже на минимальное изменение распределения веса всадни­ка. Со стороны эти мельчайшие перерас­пределения веса могут быть незаметны, но лошадь реагирует на них мгновенно, чтобы вновь найти общее равновесие вместе с всадником.

Садясь на лошадь в следующий раз, по­пробуйте ощутить, действительно ли ваш




вес постоянно перемещается, чувствуе­те ли вы себя постоянно в балансе. По­думайте при этом, какой длинный рычаг представляет собой ваше туловище, и тогда вы поймете, как сильно может по­влиять на ваш баланс даже немного на­клоненная вперед или в сторону голова.

7.2. Плавный переход с выездковой посадки на облегченную посадку и их взаимодействие

Как уже упоминалось ранее, вес, а тем са­мым и равновесие, играют решающую роль в верховой езде, и в этом разделе я хочу подробнее остановиться на пробле­ме равновесия для разных типов посадки.

На выездковой посадке происходят тон­чайшие реакции балансирования. Если смотреть со стороны, то верхняя часть туловища сохраняет спокойное положе­ние. Она сбалансирована вдоль вообра­жаемой линии отвеса. В качестве площа­ди опоры выступает тазовое основание посадки, т.е. таз. Треугольная площадь опоры весьма стабильна. Свисающие от бедра ноги работают как маятники и по­могают стабилизировать баланс.

На облегченной посадке туловище нахо­дится в равновесии благодаря положе­нию ног. Основной тонус мышц верхней части корпуса выше, так как из-за накло­на вперед она более лабильна, чем на выездковой посадке, при которой все строительные элементы находятся друг под другом. Более высокий основной то­нус помогает лучше приноровиться к движениям лошади и реагировать на них. Площадь опоры на облегченной посадке


— это бедра, колени и стремена. Эта пло­щадь опоры шире, чем на выездковой посадке. При таком подходе облегчен­ную посадку перед прыжком можно срав­нить с положением стоя с широко рас­ставленными ногами, а выездковую по­садку — с балетной позицией.

На первый взгляд кажется, что облегчен­ная посадка стабильнее, так как имеет более широкую площадь опоры. Но ког­да вы рассмотрите распределение веса всадника на площади опоры, то по фор­ме облегченную посадку можно сравнить с буквой «Т» (рис. 7.1). Верхняя часть кор-




пуса является горизонтальным рычагом, который должен быть сбалансирован другими частями тела. Площадь опоры широка, но только по бокам, впереди и сзади она узкая. Лабильное положение верхней части туловища требует более высокого основного тонуса и реактивной способности мышц, что особенно необ­ходимо при езде по открытой местнос­ти, прыжках и на быстром аллюре.

Выездковую посадку можно скорее срав­нить с буквой «I» (см. рис. 7.1), которая посередине как бы прикреплена к стене. Площадь опоры мала, но она имеет тре­угольную форму и располагается в сере­дине тела. Более длинное тело, как бы закрепленное в середине, для восста­новления равновесия всегда будет дви­гаться, подобно маятнику, по вертикали. Таким образом, выездковая посадка представляется более стабильной, чем облегченная. Практика подтверждает это — достаточно понаблюдать за выступле­нием ковбоя на родео. Верхняя часть ту­ловища должна сохранять вертикальное положение, тогда ковбой сможет дольше удержаться на спине лошади. Да вам и самим наверняка приходилось почув­ствовать, что более низкие препятствия легче преодолевать, стоя на стременах. Но если лошадь начинает прыгать по-на­стоящему, то надо плотнее сесть в седло и держаться прямо, иначе равновесие будет потеряно и всадник не успеет ис­править положение.

Итак, у выездковой посадки площадь опоры находится выше, она уже имеет треугольную форму, при этом ноги рабо­тают как маятники. Равновесие, скорее, стабильно, основной тонус мышц более низкий. На облегченной посадке пло­щадь опоры хоть и шире, но лежит глуб­же, посадка более лабильна, основной тонус мышц и состояние реакций более


высокие. Поэтому езда на облегченной посадке для всадника утомительнее и обучаться ей следует с осторожностью.

Переход от одной посадки к другой — это сложнейшее движение и одновре­менно тренировка равновесия, во вре­мя которой всадник должен поменять узкую и высокую площадь опоры на ши­рокую и глубокую, приспосабливая ос­новной мышечный тонус к новой ситуа­ции, но не перенапрягая мышцы. Это задание особенно хорошо помогает вы­работать ощущение собственного тела. Постоянная необходимость приспосаб­ливаться к новой ситуации помогает лучше тренировать бессознательно протекающие реакции и рефлексы, вос­станавливающие равновесие. Чем боль­ше всадник будет тренироваться в этом, тем легче он обретет равновесие на дви­жущейся лошади.

7.3. Строевая рысь — сложный акт балансирования

Строевая рысь представляет собой чере­дование нагрузки и разгрузки. Площадь опоры всадника постоянно меняется. После всего прочитанного вы понимае­те, насколько сложное движение для это­го требуется. Я уже немного рассказыва­ла о технике строевой рыси в связи с амортизирующим каблуком. Важно по­нять и почувствовать, что строевая рысь состоит не только из привставания и опускания в седло. Происходит постоян­ная смена площади опоры — от узкой к широкой, от высокой к глубокой, от ла­бильной к стабильной...





 


 


На примере облегченной рыси можно вы­явить многие основные проблемы посад­ки и баланса. На строевой рыси верхняя часть корпуса должна сохранять макси­мально спокойное положение. Частая ошибка, которая выводит из равновесия как всадника, так и лошадь — это наклон вперед при привставании и наклон назад при опускании в седло. В такой момент всадник просто не успевает приспосо­биться еще и к движениям лошади. Это можно сравнить с проблемой равновесия корпуса, возникающей когда человек встает с низкого стула. Если вы хотите встать с низкого стула с прямым корпу­сом, то вес тела приходится на точку по­зади ваших ног и поэтому вам нужно бу­дет сделать взмах руками и рывок корпу­сом. Когда вы садитесь, дело обстоит точ­но так же; если вес переносится слишком далеко назад, то за несколько сантимет­ров до стула вы уже не сможете сохранять равновесие и плюхнетесь на него. Если же вес переносится вперед настолько, что он равномерно распределяется на обе ноги, то и подъем, и посадку можно держать под контролем.

Если вам удается задержаться на каждой фазе этого процесса движения, не теряя


при этом равновесия — это значит, что вы сбалансированы правильно. Подобными задержками и остановками в движении можно проверять состояние своего рав­новесия (рис. 7.2).

Линия нагрузки на строевой рыси прохо­дит не через голеностопный сустав, а че­рез мысок стопы (рис.7.3). Это соответ­ствует распределению веса при стойке на передней части стопы. Насколько глубо­ко при этом можно наклонять корпус впе­ред или держать его в вертикальном по­ложении — зависит от разных причин. Хо­рошо и спокойно двигающуюся в сборе лошадь легче заставить перейти на рысь при вертикальном положении корпуса, чем молодую лошадь. Конечно же, нельзя перевешиваться вперед, что может при­вести к перегрузке переда лошади.

Немаловажную роль для правильной строевой рыси играют индивидуальные пропорции тела всадника. Вспомните о различных «нагибательных» типах, кото­рые я описывала в главе о корпусе. Всад­ник с длинными ногами и коротким туло­вищем будет наклоняться вперед силь­нее, чем тот, у кого верхняя часть корпу­са более длинная (при наклоне он будет





 


Рис. 7.3. Правильная строевая рысь с линией нагрузки.


держаться более вертикально). На стро­евой рыси особенно важна длина бедер. Длинное бедро требует большего накло­на вперед, чем относительно короткое бедро.

Только после того, как верхняя часть кор­пуса всадника будет сохранять равнове­сие над изменяющейся площадью опо­ры, руки смогут обрести независимый от привставания и опускания в седло рав­номерный контакт со ртом лошади. По­наблюдайте за разными всадниками, когда они едут строевой рысью. Доволь­но распространенной является такая привычка — привставая и опускаясь в седло, соответственно поднимать или опускать руки. В этом случае можно хо­рошо поупражняться, придерживаясь за ремешок впереди седла. На строевой


рыси он не должен колебаться ни впе­ред-назад, ни вверх-вниз, надо суметь добиться его равномерного натяжения на каждой фазе строевой рыси в любом из желаемых направлений (например, вперед и вверх).

Ноги всадника на строевой рыси не дол­жны судорожно сжимать бока лошади и быть выпрямленными в стороны. Как при­вычка вставать на стременах, так и попыт­ки, слишком выпрямляя колени, привста­вать в седле как можно выше, слишком сильно выпрямляя колени, препятствуют тонкой игре балансирования над разны­ми площадями опоры (рис. 7.4). Бывает действительно трудно уяснить себе, что при привставании в седле площадь опо­ры опускается ниже, а при опускании в седло, хотя ноги оказываются ниже, а яго-



Рис. 7.4. Строевая рысь:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...