Стремя съезжает на мысок ноги.
Такая возможность самоконтроля всегда доступна и в процессе движения. «Пританцовывание» на стремени подошвой ноги помогает контролировать положение бедер и расслабить сустав стопы (рис. 6.26). При этом упражнении важно поднимать действительно только плюсну стопы, ни в коем случае не поднимая при этом вверх и колени. Наряду с тренировкой правильного положения ноги это упражнение тренирует и независимость голени от бедра. А это очень важно для дифференцирования команд, подаваемых лошади. Многие всадники, особенно начинающие, боятся потерять стремя. Чтобы этого не случилось, они как бы намеренно зажимают ногу в стремени. Такой всадник автоматически приподнимает себя ногой как рычагом из глубокой посадки, и его бедра жестко фиксируются. Он не может больше сопровождать корпусом движение лошади, — вот почему такая игра, затеваемая со стременем, далеко небезо- бидна. Очень полезное упражнение: время от времени специально вынимать ногу из стремени. Если вы при этом вынимаете только носок, то стремя само возвращается на прежнее место. Это упражнение позволяет в форме игры преодолеть чувство страха от потери стремени, и показывает, что при правильном положении ноги стремя всегда находит свое место и держится на ноге само по себе. Таким образом, всаднику не надо удерживать его специальными усилиями. При этом нужно быть очень внимательным в том случае, когда длина стремени достигает уровня локтевой кости лошади, чтобы не причинить ей сильную боль. Довольно трудно определить правильную длину стремени. Например, на путлищах моего собственного седла есть шесть разных дырок, рассчитанных на различную длину стремени, и я выбираю их в зависимости от лошади. В принципе есть некие стандартные правила, но все же оптимальную длину всякий раз следует выбирать исходя из конкретного случая. Главный критерий правильной длины стремени — это раскрепощенная посадка. Слишком длинное стремя чересчур нагружает бедра, заставляя их мускулатуру растягиваться, и тогда всадник не может больше амортизировать движение и становится ригидным (т.е. закрепощенным).
В другом случае он постоянно пытается, выпрямляя стопу, удерживать стремя. При этом голень сдвигается назад, и у всадника появляется тенденция к неправильной посадке «на разрезе». Слишком короткое стремя приводит к посадке «как на стуле», или к слишком частым при-вставаниям на стременах, из-за чего реакции мышечных цепочек вновь приводят к жесткой фиксации тазобедренного сустава. Исходя из опыта начинающим всадникам проще сначала ездить на более коротких стременах, так как на первых порах сохранять баланс с выпрямленной ногой для них еще слишком сложно. Дети и начинающие всадники должны вообще часто ездить без стремян, чтобы натренировать чувство глубокой посадки. При этом следует обратить внимание на то, чтобы они не цеплялись ногами за седло, как прищепки, и не задирали вверх колени (рис. 6.27). Тому, кто привыкнет вставать на стременах, не принимая в расчет движений лошади, будет очень нелегко научиться глубоко и плотно сидеть в седле. Типичным примером является целая нация — англичане. В Англии Рис. 6.27. Цепляющиеся за седло колено и шенкель. всадники ездят на фантастической облегченной посадке. Но на выездковой посадке многим бывает очень трудно правильно сидеть на лошади. В выездке стремя должно быть подогнано таким образом, чтобы оно находило свое правильное место на стопе благодаря простому подъему носка. На разных этапах занятия возможны разные варианты. Я знаю многих всадников, которые в фазе разминки подтягивают свои стремена на два деления короче и ездят на них до тех пор, пока их собственные суставы расслабятся, мышцы бедра станут более растянутыми, а в середине занятия они уже ездят на более длинных стременах. Контролируйте длину стремени сами, изменяйте ее и попытайтесь зафиксировать, как эти изменения влияют на вашу посадку в целом. Иногда, отпустив или подтянув стремя на одну дырку, вы почувствуете, как все изменилось.
Тщательно подогнанные стремена являются условием для раскованной и пластичной посадки. Я хочу вам напомнить, что с седлом следует обходиться бережно. Поскольку левое путлище постепенно растягивается (так как при посадке на лошадь оно является опорным), рекомендуется либо регулярно его менять, либо столь же регулярно садиться на лошадь с правой стороны. Попробуйте это сделать, и вы снова почувствуете, каково же приходится новичку. Равные по длине стремена обеспечивают симметричную посадку на лошади. Часто свою асимметричную посадку всадники объясняют разной длиной ног; это ощущение усиливается тем, что они пристегивают стремена на разной длине. Такие действия были бы оправданы, если одна нога была бы короче другой по
крайней мере на два сантиметра (у людей с такими ногами и в повседневности необходимо выравнивать обувь, один каблук должен быть выше другого). Однако при меньшем различии длины такое «расхождение» может быть устранено в области таза и не требует другой коррекции. Если появляется чувство, что всадник все время сидит как бы на одной стороне, то одностороннее укорачивание стремени не исправит положения. Это создаст лишь видимость симметрии, но в действительности ощутимо нарушит равновесие лошади. Вот почему в таком случае гораздо больше следует работать над равновесием собственного корпуса. Небольшие повороты в области позвоночника приводят к тому, что в области таза происходит уклонение от движения.
Для того чтобы проверить, одинаково ли подогнаны стремена, нужно перевернуть стремя в сторону седла (рис. 6.28), ведь крылья седла всегда одинаковой длины. Благодаря этому можно точнее, чем на глазок, проверить равенство длины стремян. Таким образом можно устранить и другие возможные причины ошибки (например, седло лежит не на середине спины лошади). Если, сев на лошадь, всадник чувствует, что левое стремя длиннее, то он должен как следует «размять» правое стремя и проверить подпругу. Хорошее седло — главное снаряжение, обеспечивающее нормальную верховую езду. Если седло как бы высижено с одной стороны или на задней луке, то добиться раскрепощенного положения бедер будет практически невозможно.
Для езды по открытой местности и для прыжков стремена подтягиваются короче. Усиление сгибания бедра и колена должно обеспечить лучшее равновесие при более быстрой езде, и вес всадника переносится на бока лошади. При этом его центр тяжести сближаются с центром тяжести лошади. В этом случае стремена можно взять немного глубже, что обеспечивает более устойчивое положение. При этом необходимо сохранять возможность амортизировать движение в голеностопном суставе. Выше я уже достаточно подробно описала амортизирующий голеностопный сустав, так что вам должно быть ясно, что здесь речь идет о чем-то особенно важном. И вы не ошиблись, ведь это последнее звено в цепочке, стопа может амортизировать движение только при расслабленном тазе, тазобедренных и коленных суставах. Вот почему амортизация в голеностопном суставе — важный критерий для оценки посадки в целом. Чтобы иметь возможность амортизировать движение в голеностопном суставе, всадник должен пропускать движение лошади вниз, в ногу, что можно легко почувствовать и научиться этому на строевой рыси. Правильно ездить строевой рысью — задача не из легких. Она представляет собой специфическую смесь нагружающей и разгружающей посадок. Понаблюдайте подольше за разными всадниками, едущими строевой рысью, и обратите внимание на положение их ног. Наверняка вы увидите очень разные картинки. Все зависит от баланса всадника. Как только всадник чуть опережает корпусом движение лошади или чуть отстает от него, в ногах возникают реакции, возвращающие равновесие, которые в свою очередь мешают четкому управлению лошадью.
На строевой рыси следует перенести свой центр тяжести вперед ровно настолько, чтобы он находился не над голеностопным суставом, как это должно быть на выездковой посадке, а над носком стопы. Это может быть совсем небольшим, едва заметным перераспределением тяжести. Встаньте на обе ноги, закрыв глаза, переместите свой вес с пяток на носки. Вы заметили, какое незначительное движение необходимо для этого? Именно такие тончайшие движения перемещения веса и требуются в процессе верховой езды. Потренируйтесь и сидя на лошади. Приподнимитесь слегка на стременах и найдите равновесие в этом положении. Вы почувствуете, что это не так уж легко, особенно, если продолжать двигаться вперед. При этом вы поймете, какая из двух ошибок вам ближе — вы либо опережаете корпусом движение лошади, либо отстаете от него (рис. 6.29). Ключевую роль здесь играет колено. Вам надо не просто приподняться в стременах, а добиться распределения веса и на бедра, и на колени. Если вы просто привстаете на стременах, то ваше положение будет неустойчивым. Стремя — это ведь не какая-то устойчивая конструкция, оно свисает от седла наподобие маятника и поэтому не находится все время на одном месте. Колено должно в слегка согнутом положении контролировать равновесие. Попробуйте выпрямить колени и вы сразу почувствуете, как сильно оно нарушится — это очень частая ошибка при обучении езде строевой рысью. При этом я имею в виду просто при-вставание с выпрямлением колен. При-вставание на строевой рыси должно быть ориентировано не столько на высоту, но — гораздо в большей мере — на подвижность тазобедренных суставов. Колебание спины лошади определяет, насколько высоко должен подниматься всадник. Опускаясь в седло, вы ни в коем случае не должны представлять себе это движение как опускание на стул, потому что тогда ваш корпус неизбежно опрокинется назад, ноги выдвинутся вперед, и равновесие будет потеряно. Корпус всадника на строевой рыси представляет собой рычаг по отношению к ногам. А это не слишком приятное движение как для всадника, так и для лошади. При опускании в седло надо расположить ноги как можно глубже. Колени могут быть немного сдвинуты книзу, но не вверх. Тогда движение может быть амортизировано всей цепочкой вплоть до голеностопного сустава. Сначала может показаться неправдоподобным, что от столь незначительного движения может зависеть эффективное управление лошадью. Часто шенкель начинает «хлопать» по боку лошади, отходит от него в момент привста-вания из седла, а, опускаясь в седло, всадник цепляется за него коленом. Такой шенкель, хоть и будет воздействовать на лошадь, но никогда не сможет стать независимым для дифференцированного управления лошадью (см. главу 7).
На строевой рыси на каждом втором шаге движение проходит вплоть до пятки, то же самое относится и к учебной рыси. Вы едете рысью, натягивая ремешок таким образом, чтобы равномерно распределить нагрузку на основание посадки. При этом вы сможете полностью сосредоточиться на своих ногах. Если они действительно свободно свисают вниз, то каждый раз, когда ваша лошадь ставит на землю парную ногу, вы почувствуете, как это «приземление» как бы вытягивает вашу ногу в длину. Так и должно быть. Выше я писала, что бедро стабилизирует посадку, а независимый от него шенкель является средством управления лошадью. К сожалению, частая ошибка, особенно в отношении наружного шенкеля, заключается в том, что он уходит вперед, а это препятствует оптимальному воздействию на лошадь. Я хочу описать несколько примеров, которые должны помочь вам удерживать шенкель на положенном месте. Представьте себе, что ваша нога — это лук, тетива которого натянута от тазобедренного сустава к голеностопному суставу (рис. 6.30). Легкое натяжение проходит через бедро и колено, голень немного отводится назад. Посмотрите еще раз на анатомический рисунок: мышца бедра действительно проходит впереди через колено. При верховой езде она должна работать на растяжение, а не на сокращение. На этом же рисунке изображена воображаемая резиновая лента, которая тянется от вашей пятки к заднему копыту лошади на этой же стороне. Таким образом, вы можете себе представить, как должен работать шенкель при правильной посадке (см. рис. 6.30).
Рис. 6.29. Положения шенкеля: а — правильное; б — закругленная нога; в — нога, повернутая наружу. Попробуйте ездить верхом, представляя себе обе картинки. Для этого необходимо движение, ведь посадка — это отнюдь не статичное состояние корпуса всадника! Положение шенкеля особенно важно при поворотах, полуодержке или одержке. Но приходится наблюдать, как в фазе приземления на галопе внутренняя нога всадника уходит вперед, а внутренняя задняя нога лошади еще не готова для нового темпа галопа. Поезжайте галопом, пробуя сохранить постоянный контакт икры с корпусом лошади. В фазе приземления представляйте себе вышеописанные картинки, чтобы шенкеля сохраняли правильное положение. Я уделила достаточно внимания описанию правильного положения ног всадника, ничего не говоря о непосредственном воздействии шенкелями на лошадь. Я сделала это намеренно, поскольку лошадь сама может воспринимать команды по управлению, если нога всадника лежит правильно. Когда задняя нога ло- шади делает мах вперед, то ребра с этой стороны также движутся вперед, и ее корпус теснее соприкасается с ногой всадника. Конечно же, это идеальная ситуация. Зачастую это чувство можно обрести лишь на короткие мгновения. Однако очень важно вновь и вновь перепроверять затраты сил на команды и пытаться свести их к минимуму. Я хочу предостеречь от слишком техничного воздействия шенкелями. Не должно быть команд шенкеля без ответной реакции всей посадки в целом. Посылающий шенкель лежит на подпруге — вот какое положение он должен занимать, если ваша нога свисает так, как было описано выше. Поддерживающий шенкель, слегка отведен в тазобедренном суставе — это очень небольшое движение и для того чтобы правильно его расположить, часто достаточно одного поворота. Если, например, вы поворачиваете направо, то таз выдвигает внутреннее
бедро вперед — нагрузка переходит на ветвь лобковой кости. Внешний тазобедренный сустав автоматически сильнее разгибается, а внешняя нога лежит в позиции сдерживания. Если вы действительно слились с движением и находитесь в балансе, то многое происхо- дит само по себе. Вы должны постоянно сосредоточиваться на таком чувстве, пока отдельные мгновения не превратятся в часы. Вот еще один совет для согласованного применения средств управления. Например, если вы хотите перевести лошадь на рысь, а она не реа-
Рис. 6.31. Поддерживающий шенкель. Рис. 6.32. Неправильное Подключение наружного Поддерживающего шенкеля. гирует на ваши тонкие команды, то вам лучше проявить больше энергии. После этого выполните еще один переход, применяя средства управления уже не так активно. В большинстве случаев лошадь начинает реагировать более четко. В совершенстве реагировать на средства управления она сможет только тогда, когда будет полностью сконцентрирована на занятии. Верховая езда без чрезмерных силовых затрат требует очень большой соосредоточен-ности и концентрации не только от всадника, но и от лошади. Если вы постоянно сжимаете шенкелями бока лошади, то она постепенно привыкнет к этому давлению. И тогда, чтобы выслать ее вперед, вам нужно будет прилагать все больше усилий. Попробуйте надавить рукой на собственное бедро. В начале вы отчетливо ощутите это давление. Но спустя некоторое время вы привыкнете к нему, и ваше восприятие переключится на какие-то другие воздействия. Если же ваша рука расслабленнолежит на бедре и нажимает на него только время от времени, то ваша реакция будет постоянно связана с бедром и уже более легкий нажим воспримется отчетливее, чем продолжительное раздражение, к которому уже привык. С лошадью дело обстоит точно так же. Если лошадь снова четко реагирует на применение средств управления при переходе на рысь, то можете ослабить давление шенкелей и расслабить мышцы ног, лошадь воспримет это как поощрение. Она почувствует, что давление на ее бока исчезло после того, как она отреагировала на команду. В процессе движения ноги всадника должны обхватывать лошадь. Авторы многих книг описывали так называемую дышащую ногу всадника. Под этим термином подразумевается правильное раскрепощение ноги. Она всегда должна находиться в правильном положении, чтобы при необходимости заставить лошадь работать с большей сосредоточенностью и прилежанием (рис. 6.31 и 6.32). Езда на лошади, которая действительно воспринимает и реагирует на команды шенкеля всадника, доставляет истинное удовольствие. Чтобы настроить лошадь на ответную реакцию, всадник должен быть терпелив, последователен и сконцентрирован. И хоть эта задача не из легких, однако стоит попробовать ее решить.
Совершенная Координация тела — Применение средств Управления 7.1. Действие веса Всадника на спину лошади В любых теоретических основах верховой езды средства управления делятся на уклоны корпуса всадника, работу шенкелей и повода. И самое позднее — перед сдачей экзамена на квалификацию — их схематически заучивают наизусть. Всадники знают о воздействии веса, нагружающего или разгружающего один или оба бока лошади; о высылающих и сдерживающих воздействиях шенкелями, заставляющих лошадь двигаться вперед и в стороны; уступающую, набирающую, сдерживающую и выдерживающую руку. Если к этим знаниям еще прибавить и соответствующий инструктаж, то экзамен, по крайней мере теоретически, можно считать выдержанным. Конечно же, из теоретических руководств известно, что эти команды должны быть согласованы между собой, именно их четкое взаимодействие определяет чутье всадника. В этой главе я не буду схематически дифференцировать команды я хочу больше рассказать об этом чутье и показать возможности, а также способы научиться чувствовать лошадь. Научиться правильно пользоваться средствами управления совсем не так просто. Прежде всего, это чисто техническое обучение движению, например; вращение лучезапястного сустава. Но в какой момент, насколько интенсивно и как долго следует использовать это воздействие — вот что главное в обучении искусству верховой езды. Ключевую роль в управлении лошадью играют уклоны корпуса всадника. От собственного веса никуда не денешься. Ноги можно вытянуть, поводья можно бросить, но наш вес, которым мы давим на седло, остается неизменным! Его можно слегка перераспределить, но 60 кг всегда остаются 60 к г, и лошадь вынуждена их нести на себе. Здесь я хочу еще раз напомнить вам пример с рюкзаком. Он показал нам, что для того, кто несет рюкзак, решающее значение имеет не вес в килограммах, а то, как он распределяется и удерживается на спине. Так, грузный всадник может быть приятнее для лошади легкой конституции, чем легкий, но сидящий несбалансированно. Итак, от своего веса всаднику никуда не деться. Идеальная цель заключается в умении сидя на лошади настолько хорошо распределить свой вес, чтобы постоянно сопровождать ее движение корпусом, быть его частью. Как только всадник начинает опережать корпусом движение лошади или отставать от него, это немедленно и ощутимо нарушает ее равновесие и естественный темп движения. Такое же влияние оказывают и боковые перераспределения веса всадника. Лошадь должна отреагировать на новую ситуацию равновесия и делает это, либо подставляясь под этот вес сбоку, либо уклоняясь от него в противоположную сторону. Если посмотреть на все с этой точки зрения, то верховая езда — это большая игра в равновесие, поскольку лошадь реагирует даже на минимальное изменение распределения веса всадника. Со стороны эти мельчайшие перераспределения веса могут быть незаметны, но лошадь реагирует на них мгновенно, чтобы вновь найти общее равновесие вместе с всадником. Садясь на лошадь в следующий раз, попробуйте ощутить, действительно ли ваш вес постоянно перемещается, чувствуете ли вы себя постоянно в балансе. Подумайте при этом, какой длинный рычаг представляет собой ваше туловище, и тогда вы поймете, как сильно может повлиять на ваш баланс даже немного наклоненная вперед или в сторону голова. 7.2. Плавный переход с выездковой посадки на облегченную посадку и их взаимодействие Как уже упоминалось ранее, вес, а тем самым и равновесие, играют решающую роль в верховой езде, и в этом разделе я хочу подробнее остановиться на проблеме равновесия для разных типов посадки. На выездковой посадке происходят тончайшие реакции балансирования. Если смотреть со стороны, то верхняя часть туловища сохраняет спокойное положение. Она сбалансирована вдоль воображаемой линии отвеса. В качестве площади опоры выступает тазовое основание посадки, т.е. таз. Треугольная площадь опоры весьма стабильна. Свисающие от бедра ноги работают как маятники и помогают стабилизировать баланс. На облегченной посадке туловище находится в равновесии благодаря положению ног. Основной тонус мышц верхней части корпуса выше, так как из-за наклона вперед она более лабильна, чем на выездковой посадке, при которой все строительные элементы находятся друг под другом. Более высокий основной тонус помогает лучше приноровиться к движениям лошади и реагировать на них. Площадь опоры на облегченной посадке — это бедра, колени и стремена. Эта площадь опоры шире, чем на выездковой посадке. При таком подходе облегченную посадку перед прыжком можно сравнить с положением стоя с широко расставленными ногами, а выездковую посадку — с балетной позицией. На первый взгляд кажется, что облегченная посадка стабильнее, так как имеет более широкую площадь опоры. Но когда вы рассмотрите распределение веса всадника на площади опоры, то по форме облегченную посадку можно сравнить с буквой «Т» (рис. 7.1). Верхняя часть кор- пуса является горизонтальным рычагом, который должен быть сбалансирован другими частями тела. Площадь опоры широка, но только по бокам, впереди и сзади она узкая. Лабильное положение верхней части туловища требует более высокого основного тонуса и реактивной способности мышц, что особенно необходимо при езде по открытой местности, прыжках и на быстром аллюре. Выездковую посадку можно скорее сравнить с буквой «I» (см. рис. 7.1), которая посередине как бы прикреплена к стене. Площадь опоры мала, но она имеет треугольную форму и располагается в середине тела. Более длинное тело, как бы закрепленное в середине, для восстановления равновесия всегда будет двигаться, подобно маятнику, по вертикали. Таким образом, выездковая посадка представляется более стабильной, чем облегченная. Практика подтверждает это — достаточно понаблюдать за выступлением ковбоя на родео. Верхняя часть туловища должна сохранять вертикальное положение, тогда ковбой сможет дольше удержаться на спине лошади. Да вам и самим наверняка приходилось почувствовать, что более низкие препятствия легче преодолевать, стоя на стременах. Но если лошадь начинает прыгать по-настоящему, то надо плотнее сесть в седло и держаться прямо, иначе равновесие будет потеряно и всадник не успеет исправить положение. Итак, у выездковой посадки площадь опоры находится выше, она уже имеет треугольную форму, при этом ноги работают как маятники. Равновесие, скорее, стабильно, основной тонус мышц более низкий. На облегченной посадке площадь опоры хоть и шире, но лежит глубже, посадка более лабильна, основной тонус мышц и состояние реакций более высокие. Поэтому езда на облегченной посадке для всадника утомительнее и обучаться ей следует с осторожностью. Переход от одной посадки к другой — это сложнейшее движение и одновременно тренировка равновесия, во время которой всадник должен поменять узкую и высокую площадь опоры на широкую и глубокую, приспосабливая основной мышечный тонус к новой ситуации, но не перенапрягая мышцы. Это задание особенно хорошо помогает выработать ощущение собственного тела. Постоянная необходимость приспосабливаться к новой ситуации помогает лучше тренировать бессознательно протекающие реакции и рефлексы, восстанавливающие равновесие. Чем больше всадник будет тренироваться в этом, тем легче он обретет равновесие на движущейся лошади. 7.3. Строевая рысь — сложный акт балансирования Строевая рысь представляет собой чередование нагрузки и разгрузки. Площадь опоры всадника постоянно меняется. После всего прочитанного вы понимаете, насколько сложное движение для этого требуется. Я уже немного рассказывала о технике строевой рыси в связи с амортизирующим каблуком. Важно понять и почувствовать, что строевая рысь состоит не только из привставания и опускания в седло. Происходит постоянная смена площади опоры — от узкой к широкой, от высокой к глубокой, от лабильной к стабильной...
На примере облегченной рыси можно выявить многие основные проблемы посадки и баланса. На строевой рыси верхняя часть корпуса должна сохранять максимально спокойное положение. Частая ошибка, которая выводит из равновесия как всадника, так и лошадь — это наклон вперед при привставании и наклон назад при опускании в седло. В такой момент всадник просто не успевает приспособиться еще и к движениям лошади. Это можно сравнить с проблемой равновесия корпуса, возникающей когда человек встает с низкого стула. Если вы хотите встать с низкого стула с прямым корпусом, то вес тела приходится на точку позади ваших ног и поэтому вам нужно будет сделать взмах руками и рывок корпусом. Когда вы садитесь, дело обстоит точно так же; если вес переносится слишком далеко назад, то за несколько сантиметров до стула вы уже не сможете сохранять равновесие и плюхнетесь на него. Если же вес переносится вперед настолько, что он равномерно распределяется на обе ноги, то и подъем, и посадку можно держать под контролем. Если вам удается задержаться на каждой фазе этого процесса движения, не теряя при этом равновесия — это значит, что вы сбалансированы правильно. Подобными задержками и остановками в движении можно проверять состояние своего равновесия (рис. 7.2). Линия нагрузки на строевой рыси проходит не через голеностопный сустав, а через мысок стопы (рис.7.3). Это соответствует распределению веса при стойке на передней части стопы. Насколько глубоко при этом можно наклонять корпус вперед или держать его в вертикальном положении — зависит от разных причин. Хорошо и спокойно двигающуюся в сборе лошадь легче заставить перейти на рысь при вертикальном положении корпуса, чем молодую лошадь. Конечно же, нельзя перевешиваться вперед, что может привести к перегрузке переда лошади. Немаловажную роль для правильной строевой рыси играют индивидуальные пропорции тела всадника. Вспомните о различных «нагибательных» типах, которые я описывала в главе о корпусе. Всадник с длинными ногами и коротким туловищем будет наклоняться вперед сильнее, чем тот, у кого верхняя часть корпуса более длинная (при наклоне он будет
Рис. 7.3. Правильная строевая рысь с линией нагрузки. держаться более вертикально). На строевой рыси особенно важна длина бедер. Длинное бедро требует большего наклона вперед, чем относительно короткое бедро. Только после того, как верхняя часть корпуса всадника будет сохранять равновесие над изменяющейся площадью опоры, руки смогут обрести независимый от привставания и опускания в седло равномерный контакт со ртом лошади. Понаблюдайте за разными всадниками, когда они едут строевой рысью. Довольно распространенной является такая привычка — привставая и опускаясь в седло, соответственно поднимать или опускать руки. В этом случае можно хорошо поупражняться, придерживаясь за ремешок впереди седла. На строевой рыси он не должен колебаться ни вперед-назад, ни вверх-вниз, надо суметь добиться его равномерного натяжения на каждой фазе строевой рыси в любом из желаемых направлений (например, вперед и вверх). Ноги всадника на строевой рыси не должны судорожно сжимать бока лошади и быть выпрямленными в стороны. Как привычка вставать на стременах, так и попытки, слишком выпрямляя колени, привставать в седле как можно выше, слишком сильно выпрямляя колени, препятствуют тонкой игре балансирования над разными площадями опоры (рис. 7.4). Бывает действительно трудно уяснить себе, что при привставании в седле площадь опоры опускается ниже, а при опускании в седло, хотя ноги оказываются ниже, а яго- Рис. 7.4. Строевая рысь:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|