А — несбалансированное привставание всадника
В седле, опережающее движение лошади — колени и шенкеля цепляются за бока лошади; б — слишком прямое и высокое привставание в седле; в — таз всадника смещается вслед за руками, блокированные тазобедренные суставы; Г — привставание в седле с выпрямленными коленями; д — привставание, отстающее от движения лошади; Е — опускание в седло, отстающее от движения лошади. дицы глубже, площадь опоры находится выше. Но когда вы однажды это поймете и проделаете все сидя на лошади, описанные движения покажутся вам простыми и логичными. 7.4. Всадник — инициатор движения лошади Сопровождать корпусом движение лошади необходимо для того, чтобы заставить ее двигаться. В совершенстве научиться моделировать движение на стоящей лошади смысла не имеет. Сначала надо научиться становиться частью движения, которое потом вы будете стимулировать. Я хочу пояснить это на примере перехода в галоп. Начинающий всадник, который не знает, какое ощущение возникает на галопе, едва ли сможет давать конкретные команды для перехода в галоп. Чем чаще он ездит галопом, тем лучше его тело приспосабливается к меняющимся движениям, пока он сам не научится произвольно вызывать эти движения и воздействовать на них. Когда я заставляю занимающегося на корде ученика выполнять переходы рысь—галоп— рысь—галоп раз двадцать подряд, лошадь, как правило, как только почувствует какую-то перемену во мне или изменения в поведении всадника, уже на третьем переходе знает, что от нее требуется. Часто ученики жалуются, что лошадь начинает галопировать уже до его команды. Но она просто оказывается внимательнее и реагирует быстрее, воспринимая малейшее изменение как команду перехода в галоп, в то время как всадник все еще разбирается со своими ногами... В этом случае можно очень наглядно продемонстриро-
вать всаднику, какими должны быть «дозировки» команд. Когда лошадь сосредоточенна и знает, что ей предстоит, то часто достаточно малейшей команды, чтобы добиться желаемого. И, напротив, если лошадь только что более получаса рысила по дорожке (и, возможно, еще и под несбалансированным всадником), то, чтобы заставить ее перейти в галоп, потребуется намного больших усилий. Но, давайте вернемся к примеру многократного выполнения перехода рысь— галоп. Поначалу всадник заметно отстает корпусом от движения лошади, но скоро он научится реагировать быстрее, пока, наконец, не станет частью движения и сможет точно почувствовать, как и в какой момент изменяется положение спины лошади при переходе в галоп. Его вес останется вертикально сбалансированным по отношению к спине лошади. Со временем он натренирует свое чутье для подачи точных команд перехода в галоп. Если ситуация будет постоянно неблагоприятной и всадник будет иметь проблемы с переходом в галоп, то он научится только резкому и грубому применению средств управления. В приведенном мною примере смены аллюра на первом этапе быстрее реагирует лошадь, а всадник лишь следует меняющемуся движению. На втором этапе он становится частью движения, а на третьем начинает движение уже самостоятельно, лошадь лишь следует за ним. Лошади, подобным образом ориентирующиеся на посадку — просто подарок для всадников. По сути речь идет только об умении сконцентрироваться на достижении и сохранении общего равновесия. В моей практике был один незабываемый случай, когда одна очень нервная лошадь все время отказывалась выполнить переход в галоп. Мой тренер сказала мне, что я ни в коем случае не должна активно работать шенкелями и поводом, а должна продолжать преспокойно сидеть на рыси, пока лошадь не «настроит» свое равновесие на мою посадку. Это была единственная возможность заставить ее среагировать на средства управления.
Детям в этом отношении гораздо проще, чем взрослым. Они обладают очень развитой ловкостью и координацией, инстинктивно «входят» в движение. Этим и объясняется, почему иногда очень ленивый ребенок преспокойно едет вперед, так как его равновесие не нарушается слишком выраженной подачей команд. Взрослому потребуется гораздо больше усилий, чтобы приспособиться к движущейся площади опоры. Встаньте как-нибудь на скейт-борд или наденьте ролики, и вы поймете, что я имею в виду. Дети тренируют свое чувство равновесия в течение всего дня. Они играют, прыгают, катаются на роликах, кувыркаются — ищут ситуации, в которых чувствуют себя неуверенно, чтобы узнать, на что они способны. Взрослый же, наоборот, двигается только в ограниченном объеме: сесть, встать, лечь, идти... При всем этом чувство равновесия задействуется не в полной мере. Но не беспокойтесь, оно существует всегда и его можно активизировать — ведь любой взрослый человек хоть в чем-то, но продолжает оставаться ребенком. 7.5. Плотная посадка Предпосылкой для успешного применения средств управления является глубокая плотная посадка. Что же конкретно подразумевается под словом «плотная»? Безусловно, я не имею в виду, что ноги всадника должны судорожно сжимать лошадь. Я знаю женщину, у которой вместо ног от рождения крошечные обрубки, и которая великолепно ездит верхом с очень плотной посадкой. Плотно сидящий в седле всадник закрывает все пространство между собой и лошадью. Он сидит, балансируя в движении. Все его тело — часть движения лошади. На повороте его внешняя нога никогда не отходит в сторону, а корпус не уклоняется ни от одного движения лошади, всадник как бы приклеен к седлу в каждой фазе движения. Ни на секунду он не дает лошади возможность выйти из повиновения и уклониться от воздействия средств управления. Чем сбалансированнее сидит всадник, тем меньше сил он затрачивает для сохранения плотной посадки. Необходимый основной тонус мышц тела адекватен требуемому движению, на собранной рыси он выше, чем на шагу. Каждое нарушение равновесия может быть исправлено только с большой затратой сил.
Всадник должен плотно сидеть в седле в каждый момент движения лошади. Хорошо понаблюдать за посадкой и проверить ее правильность можно на сменах аллюра, например при переходе на рысь или при плотной облегченной посадке перед прыжком. Плотность облегченной посадки также имеет большое значение. Только ее труднее добиться, так как равновесие на облегченной посадке более подвижно. На строевой рыси особенно сложно постоянно сохранять плотную посадку, и часто всадник просто теряет ее, а лошади получают разнообразные возможности уклониться от выполнения требований всадника. Осуществить это изменение нагрузки и площади опоры таким образом, чтобы сохранить контакт с лошадью и баланс — это уже высокое искусство. Далеко не все всадники в совершенстве осваивают строевую рысь.
Тайна напряжения крестца Во всех предыдущих анатомических описаниях вы ничего не прочли о «мышце крестца», которая ответственна за его напряжение, и, возможно, уже неоднократно спрашивали себя, почему я так долго медлила с рассказом об этом важном участке. Но такой мышцы не существует. Понятие «напряжение крестца» подразумевает такой комплекс обстоятельств, что требует долгих предварительных объяснений, которые могли бы сделать мои разъяснения понятными. Рассмотрите еще раз внимательно рисунок анатомического строения таза и повторите для себя прекатывающие движения вперед и назад. Седалищные бугры остаются при этом на месте, а тазовый гребень движется над ними вперед или назад. Если вы стоите на слегка согнутых в коленях ногах, то сможете перемещать и седалищные бугры вперед или назад, притом, что тазовый гребень будет оставаться на месте (рис. 7.5). Вы также можете двигать тазом вперед и назад, сохраняя неподвижное положение бедер. При этом тазовый гребень идет вперед, а седалищные бугры сдвигаются назад, и наоборот. Я хочу объяснить вам, что одно и то же движение может выглядеть совершенно по-разному, в зависимости от того, вокруг какой оси оно осуществляется, какая часть позвоночника остается стабильной, а какая становится мобильной.
Какое же из трех этих движений важно для напряжения крестца (рис. 7.5)? Если мы хотим дать лошади толчок вперед, напрягая крестец, то первая версия полностью исключается. В этом случае вес перемещается назад (вы ведь хотите двигаться вперед!), а седалищные бугры остаются на месте. В результате обратного движения тазового гребня округляется поясничный отдел позвоночника, его пятый позвонок блокируется, а грудная клетка, как правило, опускается. Это значит, что ни одно движение не может быть воспринято правильно, а туловище не может удерживать основной тонус, не говоря уже о том, чтобы его повысить. К сожалению, слишком многие всадники считают, что они напрягают таким образом свою поясницу. При этом их осанка мешкообразна, лошадь получает в лучшем случае один удар по спине и выводится из состояния равновесия назад. Во втором варианте тазовый гребень остается на месте, а седалищные бугры выдвигаются вперед — лошадь получает ощутимый толчок по направлению вперед. Впрочем, рычаг таза оказывается слишком длинным и требует применения больших усилий. Кроме того, при таком движении пятый поясничный позвонок вновь оказывается заблокированным, что влияет на подвижность всего позвоночника и туловища в целом. Оптимальной представляется третья возможность, когда ось вращения проходит через тазобедренные суставы. Понятно, что для этого движения, при котором существуют верхнее и нижнее плечи рычага, необходимо самое небольшое усилие. Седалищные бугры сдвигаются вперед, и движение в поясничном отделе позвоночника гораздо меньшее, так что пятый позвонок еще остается свободным. Встаньте спокойно боком перед зеркалом попробуйте все три возможности, чтобы научиться чувствовать разницу между этими движениями. Обхватите
себя руками, чтобы держать таз и тазобедренные суставы в покое. Туловище должно при этом быть максимально спокойным. Какими же участками тела вы двигаете при этом? Какие мышцы должны работать? По сути, речь снова идет о взаимодействии двух групп мышц — живота и нижней части спины. Мышцы живота стараются поднять передний край таза наверх, тогда как мышцы спины работают на растяжение. Вы можете легко ощутить, что работа на растяжение — более тяжелая, она требует больших усилий. Этим объясняется, почему у многих всадников нижняя часть спины мокрая от пота, когда они слезают с лошади.
При описанном выше движении вы как бы сдвигаетесь на своих седалищных буграх по направлению вперед. Но поскольку вы, как приклееный, сидите в седле, давление седалищных бугров через седло будет передаваться спине лошади. И если седалищные бугры слишком плотно прилегают к седлу, то велика опасность, что вы выполните первый вариант движения тазом, при котором седалищные бугры стабильны, а тазовый гребень является мобильной частью. Чтобы из-за этого мобильного гребня не отклониться назад, нужно обеспечить устойчивый противовес в туловище. Помните, в главе о верхней части корпуса я разделила его на функционльные отделы — таз был потенциально подвижен, а грудная клетка — стабильна. Грудная клетка должна быть стабильно обращена вперед. Это происходит благодаря усиленному выпрямлению грудного отдела позвоночника и выдвижению грудины вперед. При этом должны работать глубокие мышцы лопаток и спины (сокращение), а также
верхние мышцы живота (растяжение) (рис. 7.6). Теперь, если для напряжения поясницы вы начнете это движение в тазобедренных суставах, стабилизируя таз по направлению вверх посредством грудной клетки и вниз через седалищные бугры, то фактическое движение окажется очень незначительным. В гораздо большей мере повысится основной мышечный тонус корпуса, и повышен- ное напряжение перенесется вперед давлением/энергией посадки. Если при напряжении крестца движение становится заметным, то основной тонус снижается и не возникает толчка, который может передаваться лошади. Таким образом, проблема напряжения крестца является вопросом ловкости и плотности посадки в движении, а эффективность не зависит от размеров и веса всадника (рис. 7.7).
Рис. 7.6. Мышцы туловища. Рис. 7.7. Мышцы и возможные направления их движения при напряжении крестца. Поупражняться в этом можно на стуле. Ваши стопы крепко стоят на полу и вы пробуете подвигать тазом, так чтобы верхняя часть корпуса не сковывала его движения. При этом вы почувствуете, как давление под вашими седалищными буграми будет возрастать по направлению вперед, так что выполняя это движение, можете опрокинуть стул. Ноги, упирающиеся в пол, являются вашей опорой. При езде верхом такую опору образуют бедра, действующие как стабилизаторы, голени же при этом должны оставаться независимыми и свободными. Лошадь очень тонко чувствует основной тонус всадника и реагирует на него. Она отчетливо ощущает, когда всадник судорожно напряжен и испытывает страх, так же, как чувствует и опытного всадника по его посадке. Например, при переходе в рысь всадник увеличивает основной тонус своей мускулатуры, а лошадь, реагируя на это, переходит в рысь. В такой рабочей ситуации, когда и всадник, и лошадь сосредоточенны, а команды подаются с очень высокой точностью и тонкостью, это можно представить так, что лошадь следует в заданном основным мышечным тонусом направлении — т.е. вперед, в сторону или назад. Такое повышение основного тонуса мышц происходит автоматически. Отвечающие за это мышечные цепочки подключены к спиному мозгу, и произвольно влиять на них можно лишь в незначительной степени. Они повышают основной тонус, когда вы встаете или начинаете бежать, и ведь вы при этом даже не думаете, надо ли повысить его и как это сделать. Вы знаете только, что хотите встать или побежать.
Такой автоматизм вам следует перенести и на верховую езду. Часто помогает сравнивание движений. Например, можно сравнить переход на рысь или галоп с переходом на бег или бег с прыжками, полную остановку с остановкой в беге... Я хорошо помню очень талантливого начинающего всадника, который поначалу все время терзал меня вопросами: «Как мне это сделать? Что я должен при этом почувствовать?» Все мои описания были недостаточны. Наконец, я спаслась от объяснений, прибегнув к слегка авторитарной отговорке, что это невозможно описать, и что когда-нибудь он это почувствует. Ответ был для него малоутешительным, однако моя самоуве-реннось уберегла меня на какое-то время от дальнейших назойливых вопросов. Через некоторое время, занимаясь с ним на корде на очень хорошо натренированной и чуткой лошади, я позволила ему самому переходить на рысь и галоп, снова останавливаться (при этом я только держала конец корды, не работая с ней по-настоящему). Я просила его поочередно переходить с шага на рысь или галоп, и вновь останавливаться. Условие было: воздействовать на лошадь только через посадку, так чтобы я с земли не видела никакого движения. Уже скоро ему это стало хорошо удаваться, и когда он, довольный собой, слез с лошади, я спросила его, как он сумел это сделать, и что он при этом чувствовал. К моему удовольствию, я не получила удовлетворительного ответа, он сказал, что это просто чувствуется — и все. Кстати, в этом и состоит большая проблема моей книги. Некоторые ощущения нельзя описать, их можно только почувствовать. 7.7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|