Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А — несбалансированное привставание всадника




В седле, опережающее движение лошади — колени

и шенкеля цепляются за бока лошади;

б — слишком прямое и высокое привставание в седле;

в — таз всадника смещается вслед за руками, блокированные тазобедренные суставы;

Г — привставание в седле с выпрямленными

коленями;

д — привставание, отстающее от движения лошади;

Е — опускание в седло, отстающее от движения лошади.



дицы глубже, площадь опоры находится выше. Но когда вы однажды это поймете и проделаете все сидя на лошади, описан­ные движения покажутся вам простыми и логичными.

7.4. Всадник — инициатор движения лошади

Сопровождать корпусом движение ло­шади необходимо для того, чтобы заста­вить ее двигаться.

В совершенстве научиться моделиро­вать движение на стоящей лошади смыс­ла не имеет. Сначала надо научиться ста­новиться частью движения, которое по­том вы будете стимулировать. Я хочу по­яснить это на примере перехода в галоп.

Начинающий всадник, который не знает, какое ощущение возникает на галопе, едва ли сможет давать конкретные команды для перехода в галоп. Чем чаще он ездит гало­пом, тем лучше его тело приспосаблива­ется к меняющимся движениям, пока он сам не научится произвольно вызывать эти движения и воздействовать на них. Когда я заставляю занимающегося на корде уче­ника выполнять переходы рысь—галоп— рысь—галоп раз двадцать подряд, ло­шадь, как правило, как только почувствует какую-то перемену во мне или изменения в поведении всадника, уже на третьем пе­реходе знает, что от нее требуется. Часто ученики жалуются, что лошадь начинает га­лопировать уже до его команды. Но она просто оказывается внимательнее и реа­гирует быстрее, воспринимая малейшее изменение как команду перехода в галоп, в то время как всадник все еще разбира­ется со своими ногами... В этом случае можно очень наглядно продемонстриро-


вать всаднику, какими должны быть «дози­ровки» команд. Когда лошадь сосредото­ченна и знает, что ей предстоит, то часто достаточно малейшей команды, чтобы до­биться желаемого. И, напротив, если ло­шадь только что более получаса рысила по дорожке (и, возможно, еще и под несба­лансированным всадником), то, чтобы за­ставить ее перейти в галоп, потребуется намного больших усилий.

Но, давайте вернемся к примеру много­кратного выполнения перехода рысь— галоп. Поначалу всадник заметно отста­ет корпусом от движения лошади, но ско­ро он научится реагировать быстрее, пока, наконец, не станет частью движе­ния и сможет точно почувствовать, как и в какой момент изменяется положение спины лошади при переходе в галоп. Его вес останется вертикально сбалансиро­ванным по отношению к спине лошади. Со временем он натренирует свое чутье для подачи точных команд перехода в галоп. Если ситуация будет постоянно неблагоприятной и всадник будет иметь проблемы с переходом в галоп, то он на­учится только резкому и грубому приме­нению средств управления. В приведен­ном мною примере смены аллюра на первом этапе быстрее реагирует ло­шадь, а всадник лишь следует меняюще­муся движению. На втором этапе он ста­новится частью движения, а на третьем начинает движение уже самостоятельно, лошадь лишь следует за ним. Лошади, подобным образом ориентирующиеся на посадку — просто подарок для всадни­ков. По сути речь идет только об умении сконцентрироваться на достижении и сохранении общего равновесия.

В моей практике был один незабываемый случай, когда одна очень нервная лошадь все время отказывалась выполнить пере­ход в галоп. Мой тренер сказала мне, что




я ни в коем случае не должна активно ра­ботать шенкелями и поводом, а должна продолжать преспокойно сидеть на рыси, пока лошадь не «настроит» свое равнове­сие на мою посадку. Это была единствен­ная возможность заставить ее среагиро­вать на средства управления.

Детям в этом отношении гораздо проще, чем взрослым. Они обладают очень раз­витой ловкостью и координацией, ин­стинктивно «входят» в движение. Этим и объясняется, почему иногда очень лени­вый ребенок преспокойно едет вперед, так как его равновесие не нарушается слишком выраженной подачей команд.

Взрослому потребуется гораздо больше усилий, чтобы приспособиться к движу­щейся площади опоры. Встаньте как-ни­будь на скейт-борд или наденьте роли­ки, и вы поймете, что я имею в виду. Дети тренируют свое чувство равновесия в течение всего дня. Они играют, прыгают, катаются на роликах, кувыркаются — ищут ситуации, в которых чувствуют себя неуверенно, чтобы узнать, на что они способны. Взрослый же, наоборот, дви­гается только в ограниченном объеме: сесть, встать, лечь, идти... При всем этом чувство равновесия задействуется не в полной мере. Но не беспокойтесь, оно существует всегда и его можно активи­зировать — ведь любой взрослый чело­век хоть в чем-то, но продолжает оста­ваться ребенком.

7.5. Плотная посадка

Предпосылкой для успешного примене­ния средств управления является глубо­кая плотная посадка. Что же конкретно подразумевается под словом «плотная»? Безусловно, я не имею в виду, что ноги


всадника должны судорожно сжимать лошадь. Я знаю женщину, у которой вме­сто ног от рождения крошечные обруб­ки, и которая великолепно ездит верхом с очень плотной посадкой.

Плотно сидящий в седле всадник закры­вает все пространство между собой и лошадью. Он сидит, балансируя в движе­нии. Все его тело — часть движения ло­шади. На повороте его внешняя нога ни­когда не отходит в сторону, а корпус не уклоняется ни от одного движения лоша­ди, всадник как бы приклеен к седлу в каждой фазе движения. Ни на секунду он не дает лошади возможность выйти из повиновения и уклониться от воздей­ствия средств управления.

Чем сбалансированнее сидит всадник, тем меньше сил он затрачивает для со­хранения плотной посадки. Необходи­мый основной тонус мышц тела адеква­тен требуемому движению, на собранной рыси он выше, чем на шагу. Каждое на­рушение равновесия может быть исправ­лено только с большой затратой сил.

Всадник должен плотно сидеть в седле в каждый момент движения лошади. Хоро­шо понаблюдать за посадкой и прове­рить ее правильность можно на сменах аллюра, например при переходе на рысь или при плотной облегченной посадке перед прыжком. Плотность облегченной посадки также имеет большое значение. Только ее труднее добиться, так как рав­новесие на облегченной посадке более подвижно. На строевой рыси особенно сложно постоянно сохранять плотную посадку, и часто всадник просто теряет ее, а лошади получают разнообразные возможности уклониться от выполнения требований всадника. Осуществить это изменение нагрузки и площади опоры таким образом, чтобы сохранить контакт




с лошадью и баланс — это уже высокое искусство. Далеко не все всадники в со­вершенстве осваивают строевую рысь.

7.6.

Тайна напряжения крестца

Во всех предыдущих анатомических опи­саниях вы ничего не прочли о «мышце кре­стца», которая ответственна за его напря­жение, и, возможно, уже неоднократно спрашивали себя, почему я так долго мед­лила с рассказом об этом важном участ­ке. Но такой мышцы не существует. Поня­тие «напряжение крестца» подразумева­ет такой комплекс обстоятельств, что тре­бует долгих предварительных объясне­ний, которые могли бы сделать мои разъяснения понятными. Рассмотрите еще раз внимательно рисунок анатоми­ческого строения таза и повторите для


себя прекатывающие движения вперед и назад. Седалищные бугры остаются при этом на месте, а тазовый гребень движет­ся над ними вперед или назад. Если вы стоите на слегка согнутых в коленях но­гах, то сможете перемещать и седалищ­ные бугры вперед или назад, притом, что тазовый гребень будет оставаться на ме­сте (рис. 7.5). Вы также можете двигать тазом вперед и назад, сохраняя непод­вижное положение бедер. При этом тазо­вый гребень идет вперед, а седалищные бугры сдвигаются назад, и наоборот. Я хочу объяснить вам, что одно и то же дви­жение может выглядеть совершенно по-разному, в зависимости от того, вокруг какой оси оно осуществляется, какая часть позвоночника остается стабильной, а какая становится мобильной.

Какое же из трех этих движений важно для напряжения крестца (рис. 7.5)?

Если мы хотим дать лошади толчок впе­ред, напрягая крестец, то первая версия



полностью исключается. В этом случае вес перемещается назад (вы ведь хоти­те двигаться вперед!), а седалищные бугры остаются на месте. В результате обратного движения тазового гребня округляется поясничный отдел позво­ночника, его пятый позвонок блокирует­ся, а грудная клетка, как правило, опус­кается. Это значит, что ни одно движе­ние не может быть воспринято правиль­но, а туловище не может удерживать основной тонус, не говоря уже о том, чтобы его повысить. К сожалению, слишком многие всадники считают, что они напрягают таким образом свою по­ясницу. При этом их осанка мешкооб­разна, лошадь получает в лучшем случае один удар по спине и выводится из со­стояния равновесия назад.

Во втором варианте тазовый гребень ос­тается на месте, а седалищные бугры выдвигаются вперед — лошадь получа­ет ощутимый толчок по направлению вперед. Впрочем, рычаг таза оказывает­ся слишком длинным и требует приме­нения больших усилий. Кроме того, при таком движении пятый поясничный по­звонок вновь оказывается заблокирован­ным, что влияет на подвижность всего позвоночника и туловища в целом.

Оптимальной представляется третья возможность, когда ось вращения прохо­дит через тазобедренные суставы. По­нятно, что для этого движения, при кото­ром существуют верхнее и нижнее пле­чи рычага, необходимо самое небольшое усилие. Седалищные бугры сдвигаются вперед, и движение в поясничном отде­ле позвоночника гораздо меньшее, так что пятый позвонок еще остается сво­бодным. Встаньте спокойно боком перед зеркалом попробуйте все три возможно­сти, чтобы научиться чувствовать разни­цу между этими движениями. Обхватите


 

себя руками, чтобы держать таз и тазо­бедренные суставы в покое. Туловище должно при этом быть максимально спо­койным.

Какими же участками тела вы двигаете при этом? Какие мышцы должны рабо­тать? По сути, речь снова идет о взаимо­действии двух групп мышц — живота и нижней части спины.

Мышцы живота стараются поднять пере­дний край таза наверх, тогда как мышцы спины работают на растяжение. Вы мо­жете легко ощутить, что работа на рас­тяжение — более тяжелая, она требует больших усилий. Этим объясняется, по­чему у многих всадников нижняя часть спины мокрая от пота, когда они слеза­ют с лошади.

При описанном выше движении вы как бы сдвигаетесь на своих седалищных буграх по направлению вперед. Но поскольку вы, как приклееный, сидите в седле, дав­ление седалищных бугров через седло будет передаваться спине лошади. И если седалищные бугры слишком плот­но прилегают к седлу, то велика опас­ность, что вы выполните первый вариант движения тазом, при котором седалищ­ные бугры стабильны, а тазовый гребень является мобильной частью. Чтобы из-за этого мобильного гребня не отклонить­ся назад, нужно обеспечить устойчивый противовес в туловище. Помните, в гла­ве о верхней части корпуса я разделила его на функционльные отделы — таз был потенциально подвижен, а грудная клет­ка — стабильна. Грудная клетка должна быть стабильно обращена вперед. Это происходит благодаря усиленному вып­рямлению грудного отдела позвоночни­ка и выдвижению грудины вперед. При этом должны работать глубокие мышцы лопаток и спины (сокращение), а также

 

 



верхние мышцы живота (растяжение) (рис. 7.6).

Теперь, если для напряжения поясницы вы начнете это движение в тазобедренных су­ставах, стабилизируя таз по направлению вверх посредством грудной клетки и вниз через седалищные бугры, то фактическое движение окажется очень незначительным. В гораздо большей мере повысится основ­ной мышечный тонус корпуса, и повышен-

ное напряжение перенесется вперед дав­лением/энергией посадки. Если при напря­жении крестца движение становится замет­ным, то основной тонус снижается и не воз­никает толчка, который может передавать­ся лошади. Таким образом, проблема на­пряжения крестца является вопросом лов­кости и плотности посадки в движении, а эффективность не зависит от размеров и веса всадника (рис. 7.7).


 


Рис. 7.6. Мышцы туловища.


Рис. 7.7. Мышцы и возможные направления их движения при напряжении крестца.



Поупражняться в этом можно на стуле. Ваши стопы крепко стоят на полу и вы пробуете подвигать тазом, так чтобы верхняя часть корпуса не сковывала его движения. При этом вы почувствуете, как давление под вашими седалищны­ми буграми будет возрастать по направ­лению вперед, так что выполняя это дви­жение, можете опрокинуть стул. Ноги, упирающиеся в пол, являются вашей опорой. При езде верхом такую опору образуют бедра, действующие как ста­билизаторы, голени же при этом долж­ны оставаться независимыми и свобод­ными.

Лошадь очень тонко чувствует основ­ной тонус всадника и реагирует на него. Она отчетливо ощущает, когда всадник судорожно напряжен и испытывает страх, так же, как чувствует и опытного всадника по его посадке. Например, при переходе в рысь всадник увеличи­вает основной тонус своей мускулату­ры, а лошадь, реагируя на это, перехо­дит в рысь. В такой рабочей ситуации, когда и всадник, и лошадь сосредото­ченны, а команды подаются с очень вы­сокой точностью и тонкостью, это мож­но представить так, что лошадь следу­ет в заданном основным мышечным то­нусом направлении — т.е. вперед, в сто­рону или назад.

Такое повышение основного тонуса мышц происходит автоматически. Отве­чающие за это мышечные цепочки под­ключены к спиному мозгу, и произволь­но влиять на них можно лишь в незначи­тельной степени. Они повышают основ­ной тонус, когда вы встаете или начина­ете бежать, и ведь вы при этом даже не думаете, надо ли повысить его и как это сделать. Вы знаете только, что хотите встать или побежать.


 

Такой автоматизм вам следует перене­сти и на верховую езду. Часто помогает сравнивание движений. Например, можно сравнить переход на рысь или галоп с переходом на бег или бег с прыжками, полную остановку с останов­кой в беге...

Я хорошо помню очень талантливого на­чинающего всадника, который понача­лу все время терзал меня вопросами: «Как мне это сделать? Что я должен при этом почувствовать?» Все мои описания были недостаточны. Наконец, я спас­лась от объяснений, прибегнув к слегка авторитарной отговорке, что это невоз­можно описать, и что когда-нибудь он это почувствует. Ответ был для него ма­лоутешительным, однако моя самоуве-реннось уберегла меня на какое-то вре­мя от дальнейших назойливых вопро­сов. Через некоторое время, занимаясь с ним на корде на очень хорошо натре­нированной и чуткой лошади, я позво­лила ему самому переходить на рысь и галоп, снова останавливаться (при этом я только держала конец корды, не рабо­тая с ней по-настоящему). Я просила его поочередно переходить с шага на рысь или галоп, и вновь останавливаться. Ус­ловие было: воздействовать на лошадь только через посадку, так чтобы я с зем­ли не видела никакого движения. Уже скоро ему это стало хорошо удаваться, и когда он, довольный собой, слез с ло­шади, я спросила его, как он сумел это сделать, и что он при этом чувствовал. К моему удовольствию, я не получила удовлетворительного ответа, он сказал, что это просто чувствуется — и все. Кстати, в этом и состоит большая про­блема моей книги. Некоторые ощуще­ния нельзя описать, их можно только почувствовать.




7.7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...