Частушки. Легенда о помойке. Заключение. Описание процесса. групповой арт-терапии
Частушки Ох, друзья-психологи, Что же вы наделали! Столько материалов АРТ В свалку переделали.
Я ходила, любовалась, Ну не свалка, а отпад! Поучаствовать в «помойке», Был сегодня каждый рад.
Что за свалка, чудо-свалка, Ну чего здесь только нет?! Вотбы запаху добавить, Был бы фирменный букет!
Саша-ведущий по свалке гулял, Грязью тихонько ее поливал, Вдруг прогремел неожиданный взрыв… Это был дан на обед перерыв. Дарья
*** «Все есть ничто, ничто есть все» — так говорил орел, пролетая над хаосом… Вера
*** Арт-терапевтическая помойка: Порывы чувств, накал с третей Агрессий разные порывы, Бесчеловечность, зависть, злость И отвращения приливы — Все здесь свалили… Чтоб настало Время перемен. Гузель
Легенда о помойке Когда-то давным-давно жили на земле люди, которые не могли быть счастливы, так как им некуда было деть свое несчастье и места для счастья просто не оставалось. Так жили они из года в год, из века в век, привычно неся свою ношу и даже не мечтая о другой жизни. Но однажды появился среди них один, непохожий на других, который начал испытывать смутное беспокойство и не мог найти для себя выхода. Часто блуждал он в окрестностях своего селения и как-то раз увидел яму, которая заворожила его своей пустотой и таинственностью. Много раз приходил он к яме, сидел, мечтал о чем-то и думал: «Почему мне так хорошо здесь и почему мне не сидится дома? ». И вот в голову ему пришла мысль поменять дом и яму, и он стал приносить в ту яму из дома вещи, с которыми ему не жалко было расстаться. И случилось чудо: дом стал радостным и живым, но и яма не утратила своей притягательной силы.
Люди в селении стали замечать, как изменился этот человек, как ясно засветились его глаза. Некоторые даже ходили за ним день и ночь, увидели его яму и тоже стали носить туда ненужные вещи, а некоторые, наоборот, приносили что-то чужое обратно к себе домой и с каждым разом становились счастливее. Так появились первые помойки, и с тех пор они уже много лет помогают людям жить счастливо. Варвара
Заключение Основные факторы лечебно-коррекционного воздействия в групповой арт-терапии являются теми же самыми, что и в индивидуальной арт-терапии. В то же время в групповой арт-терапии они проявляются во многом иначе, что связано с тем, что их действие опосредуется групповыми процессами, в частности фактором групповой динамики. Иное проявление основных факторов психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии определяет во многом иные стратегии и тактики поведения психотерапевта. Функционируя как открытая, саморазвивающаяся система, арт-терапевтическая группа определяет и решает те или иные задачи в значительной мере за счет своих внутренних ресурсов. Психотерапевт же лишь создает оптимальные условия для их раскрытия. Множество затрагиваемых в ходе групповой арт-терапии аспектов и уровней психического опыта членов группы, а также комплексный характер внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений диктуют необходимость в использовании определенных системных моделей для их описания, одной из которых может быть предлагаемая автором книги трехосевая модель для оценки внутригрупповой коммуникации. С деятельностью арт-терапевтических групп связан целый ряд специфических феноменов, не проявляющихся в работе вербальных психотерапевтических групп и требующих их всестороннего изучения. Кроме того, наблюдение за процессом художественной экспрессии в арт-терапевтической группе дает большие возможности для изучения общих закономерностей групповой динамики и действующих в групповой психотерапии механизмов лечебно-коррекционного воздействия и тем самым может способствовать развитию теории и практики групповой психотерапии в целом.
Глава7 Описание процесса групповой арт-терапии
В этой главе будут представлены феноменологические описания групповой арт-терапевтической работы, дающие читателям возможность быть свидетелями тех процессов, которые протекают в группе на разных этапах арт-терапевтических сессий. Данные описания сделаны на основе видеозаписи, что позволяет, в частности, реализовать ту стратегию исследования этих процессов, которые связаны с представлением о «вовлеченном независимом наблюдателе». Конечно же, видеозапись не позволяет зафиксировать всего, что происходит в группе и во внутреннем мире ее участников, но в то же время она дает возможность, особенно в тех случаях, когда психотерапевт включается в процесс художественной экспрессии наравне со всеми, запечатлеть те феномены, которые во многом определяют ход и результаты групповой арт-терапии. Видеокамера беспристрастно фиксирует в том числе и те действия самого психотерапевта, которые идут вразрез с его системой взглядов и стереотипами профессионального поведений либо отражают его неосознаваемые, интуитивные процессы. Далеко не всегда даже мастера психотерапии могут объяснить, почему в т ой пли иной клинической ситуации они действуют так, а не иначе. Автор книги надеется, что развитие психотерапии позволит когда-нибудь понять скрытую логику их действий, В то же время то, что «рождается», или «умирает» прямо на глазах в ходе арт-терапевтических сессий, часто является актом подлинного творчества и «создания» клиентом или членами группы себя, своих отношений и новых «миров», а потому —будет выходить за рамки любых способов объяснения. За рамки любых способов объяснения выходят случаи, шанс, событие, свобода, человеческое тело и его жест, отношения власти и подчинения, множествен- ность и различия, дух — любые маргинальные, внесистемные феномены, открывающие путь в неизведанное. Доверие психотерапевта ко всему этому, по убеждению автора книги, является одной из важнейших предпосылок прорывов в новые области человеческого опыта, совершаемых им вместе с клиентом или членами группы.
В данной главе приводится описание двух групповых арт-терапевтичсеких сессий. Первый пример является фрагментом тренинговой арт-терапевтической сессии, участницами которой были профессиональные психологи и психотерапевты. Помимо освоения ими методов арт-терапии в рамках сессии решалась также задача проработки личных проблем участниц группы, связанных с их полоролавой идентичностью. Очевидно, что полоролевая идентичность психолога и психотерапевта является одним из важных детерминантов в его отношениях с клиентом, определяя, например, качество переносов и контрпереносов, способы восприятия клиента и концептуализации психотерапевтом его психологического опыта, в том числе того, который отражает его социальные и семейные отношения. Поскольку первая группа состояла исключительно из женщин, ее участницам было предложено создать коллективную композицию на тему «Мир женщины». Ведущий — мужчина, а потому особый интерес могут представлять реакции участниц группы на его присутствие и тем более действия, когда он включается в создание коллективной работы наравне со всеми. Немалый интерес может представлять и последующее обсуждение работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|