1-я стадия «Формирование границ»
1-я стадия «Формирование границ» Преимущественно вербальный и проективно-знаковый/ проективно-символический способы коммуникации: движение и танец, пение, игра на музыкальных инструментах, использование фонограмм; активизация воображения (визуализация, создание изобразительных образов, текстов)
Ощущение «прилива энергии» и иные сенсорные феномены; повышение спонтанности действий членов группы 2-я стадия «Преодоление границ» Выход за пределы привычного образа «Я», усиление ориентации на общегрупповые процессы и интерактивного характера работы; расширение спектра разных способов коммуникации и форм творческой экспрессии
4-я стадия «Упорядочение хаоса» Проявления антинодального поведения; усиление внутриличностной ориентации; разотождествлеиие с образами, персонажами и ситуациями; сужение спектра способов коммуникации и форм творческой экспрессии; ощущение «отлива энергии»; возвращение к привычному ощущению «Я»
Интеграция переживаний и их осознание; соотнесение мифопоэтического восприятия реальности и драматического опыта с системой отношений и текущим культурным и социальным опытом.
Рис. 6. Способы коммуникации и формы творческой экспрессии в группе на разных этапах групповой работы с использованием интерактивных арт-терапевтических техник формами поведения. Обозначение ими границ личного пространства неотделимо от этих ролей и форм поведения и является «отправным пунктом» последующего «путешествия» в драматическую реальность. Использование иных способов коммуникации и форм творческой экспрессии, связанных с движением и танцем, пением и игрой на музыкальных инструментах или применением фонограмм, а также элементов ролевой игры, активизацией воображения, изобразительным творчеством, сочинением стихов, сказок и историй, может рассматриваться как предпосылка вхождения в драматическую реальность и происходить как спонтанно, так и путем использования определенных техник или интервенций. К ним можно отнести различные техники «разогрева», связанные с физическими упражнениями, художественной экспрессией, направленной и простой визуализацией и т. д. Если разные способы коммуникации и формы творческой экспрессии используются группой спонтанно, часто бывают хорошо заметны различия между пациентами: одни используют преимущественно сенсомоторную экспрессию (и соответственно движение, танец, голос), другие — драматически-ролевую экспрессию (с попытками имитировать поведение тех или иных персонажей), третьи — взаимодействуют с окружающими посредством визуальной экспрессии или вербально. Есть и такие члены группы, которые одновременно или последовательно применяют разные способы коммуникации и формы творческой экспрессии.
Этот момент групповой работы связан с ощущением «прилива энергии» и проявлением иных сенсорных феноменов, а также повышением спонтанности реакций членов группы и усилением интерактивного характера работы. Все это соответствует второй стадии четырехступенчатого цикла («Преодоление границ»). Данная стадия может характеризоваться существенным изменением привычных паттернов поведения, когда, например, молчаливый и ранее незаметный в группе человек, начиная на этой стадии активно взаимодействовать с другими членами группы и используя различные формы творческой экспрессии, оказывает существенное влияние на групповые процессы. И напротив, ранее вербально активный и привлекавший всеобщее внимание член группы «выпадает» из групповых процессов, оставаясь в обыденной реальности. Погружение в драматическую реальность связано с дальнейшим расширением используемых членами группы способов коммуникации и форм творческой экспрессии. При этом имеет место их наиболее активное взаимодействие с синхронизацией их действий за счет ритуализации и формирования мифопоэтической картины мира. Хотя сами члены группы могут при этом воспринимать свои действия и действия окружающих как «хаотические», а их смысл может не осознаваться, эти действия во многих случаях имеют определенную скрытую логику и структуру. При этом не исключено, что действия членов группы могут приобрести хаотичный и непродуктивный характер в тех случаях, когда отсутствуют исходные предпосылки для групповой работы, в частности не создана безопасная атмосфера, не сформированы групповые нормы и правила поведения и не обозначены границы личного пространства. Данный этап работы связан с идентификацией членов группы с различными образами, персонажами и ситуациями (в том числе их идентификацией друг с дру-
гом и с психотерапевтом — как прямой, так и опосредованной изобразительной продукцией), что ведет к их ролевому развитию и трансформации. В зависимости от используемых методов работы и условий ее проведения, коммуникация и творческое самовыражение членов группы могут иметь более или менее структурированный характер и в разной степени регулироваться психотерапевтом. В одних случаях коммуникация членов группы и использование ими разных форм творческой работы имеют спонтанный характер. В других — они в той или иной мере «задаются» психотерапевтом. И в том и в другом случае, однако, члены группы могут использовать акциональные формы творческой экспрессии, а также те, которые связаны с созданием мифопоэтической картины мира. К первым можно, в частности, отнести перформанс, пение, движение и танец, «живопись» тела, манипуляции с объектами и т. д.; ко вторым — создание эпической скульптуры, «тотальных инсталляций», исполнение «диалогов противоположностей» и другие виды работы. Переживание драматической кульминации на третьей стадии работы часто сопровождается достижением психотерапевтических изменений и разрешением конфликтов внутриличностного, межличностного и общегруппового уровней. Однако эти эффекты не следует рассматривать как результат неких «магических» и сиюминутных превращений; они являются закономерным следствием всей цепи предшествующих событий и процессов разного уровня в их сложном взаимодействии друг с другом. После достижения кульминации следует постепенный выход из драматической реальности и возвращение в обыденную реальность, сопровождающийся восстановлением привычного ощущения «Я» и разотождествлением с образами, персонажами и ситуациями. Снижается также активность взаимодействия членов группы, а спектр способов коммуникации и форм творческой экспрессии сужается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|