Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заключение. Частные вопросы арт-терапии. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами. Краткий обзор истории и основных подходов к использованию арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами




Заключение

· Современный этап в развитии арт-терапии характеризуется повышением внимания к разнообразным проявлениям коммуникации разного уровня и направленности, осуществляемой посредством не только вербального общения и художественной экспрессии, но и иных ее способов и форм творческого самовыражения. В связи с этим все более активной становится тен-

денция к интеграции различных арт-форм и использованию в арт-терапевтической работе техник мультимодального характера.

· Использование разных способов коммуникации и форм творческой экспрессии в арт-терапевтической работе позволяет: мобилизовать творческий потенциал клиента/членов группы; предоставить им дополнительные возможности для выражения своих переживаний и раскрытия содержания художественных образов; активизировать и сделать более богатой коммуникацию клиента/членов группы и психотерапевта; создать дополнительные возможности для укрепления психологической автономности клиента/членов группы, а также задействовать дополнительные факторы и процессы психотерапевтических изменений.

· Наблюдение за невербальной коммуникацией членов группы и использованием ими разных форм творческой экспрессии позволяет сделать вывод об их тесной связи с групповыми процессами, в частности с теми комплексными изменениями в экспрессивном поведении и переживаниях членов группы, которые происходят на разных стадиях описанного нами четырехступенчатого цикла (см. главу 6).

· Сопоставление этих изменений с описанной в драматерапевтической литературе динамикой перехода из обыденной в драматическую реальность позволяет говорить о проявлении в арт-терапевтической работе тех феноменов и факторов психотерапевтических изменений, которые характерны для драматерапевтического процесса (интерактивный характер работы; формирование драматической дистанции; использование членами группы драматически-ролевой экспрессии; ролевое развитие и трансформация; ритуальный характер действий членов группы).

· Переход в арт-терапевтической работе из обыденной в драматическую реальность и обратно часто осуществляется спонтанно. Большую роль при этом играет предварительный «разогрев» и настройка членов группы на более активное взаимодействие; активизация воображения; формирование мифопоэтической модели мира и иного имажинативного контекста группового взаимодействия; идентификация членов группы с художественными образами, друг другом и различными ролями и ситуациями; усиление ориентации на межличностное взаимодействие и общегрупповые процессы; переход на более глубокие уровни коммуникации, а также использование широкого спектра разных форм творческой экспрессии.

· Большая роль в активизации внутригрупповых коммуникативных процессов посредством разных способов взаимодействия и форм творческой деятельности членов группы принадлежит психотерапевту, который во многих случаях может выступать инициатором их использования.

· Характерным примером новых тенденций в арт-терапии, связанных с использованием широкого спектра различных способов коммуникации и форм творческого самовыражения, является применение таких комплексных, имеющих отношение к художественному авангарду видов творческой работы, как перформанс, инсталляция, работа с объектами, лэндарт и др.

Часть3

Частные вопросы арт-терапии

Нет знания без объективности разума;

нет свободы без объективности воли;

нет благородства без объективности души.

Фритьоф Шоун

 

 

В этом разделе книги будут рассмотрены частные вопросы арт-терапии, связанные с ее применением в различных областях практики. Примеры, приведенные ниже, заимствованы из опыта клинической работы автора и основаны на данных научных исследований, проведенных с его участием. Главным предметом этих исследований стала проверка эффективности методов арт-терапии и стандартизация рисуночной методики. Предлагаемый материал может служить примером использования некоторых положений разработанной автором концепции системной арт-терапии.

В этой части книги рассматриваются результаты использования арт-терапевтических методов в двух различных областях: в психиатрии — в качестве инструмента психотерапии и реабилитации и в образовании — в качестве средства оценки познавательной и эмоциональной сферы детей и подростков. Поскольку, наряду с решением практических задач, решались задачи исследовательского характера, были использованы разные модели арт-терапевтических исследований.

Глава 9

Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами

 

Краткий обзор истории и основных подходов к использованию арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами

В работе с душевнобольными арт-терапию начали использовать раньше, чем в каких бы то ни было других областях. Обратив внимание на склонность некоторых пациентов к самостоятельным занятиям художественным творчеством, на яркость и самобытность их работ, а главное, на то, что эти занятия нередко благотворно отражаются на состоянии больных, передовые клиницисты стали поддерживать эту деятельность. Определенное значение для проникновения первых форм арт-терапевтической работы в психиатрические учреждения имела неудовлетворенность клиницистов «ограничивающими» и «подавляющими» подходами. В скромном арсенале методов лечения психических заболеваний XIX — начала XX в. различные виды творческих занятий пациентов занимали не последнее место, хотя использовались главным образом с целью их социализации, занятости, «нравственного воспитания» или для получения дополнительной информации об особенностях их внутреннего мира и потребностях.

Постепенное изменение отношения представителей мира искусства и общества в целом к творчеству душевнобольных происходило в тесной связи с глубокими изменениями в изобразительном искусстве и культуре XX в. Начиная с выхода в

свет известной работы Г. Принцхорна, художественное творчество пациентов психиатрических учреждений стало привлекать к себе все больше внимания.

Примерно с середины XX в. занятия психиатрических пациентов художественным творчеством начинают все более активно использоваться с целью их лечения и реабилитации. На базе крупных психиатрических больниц создаются художественные студии или ателье, где больные получают возможность систематически заниматься творчеством под руководством художников и арт-педагогов. Подобная практика сложилась в Германии, Франции, Великобритании, США и других странах.

1960-е и 1970-е годы характеризовались попытками объединить художественные занятия больных с принципами психотерапевтических сообществ и динамической психиатрии, что проявилось, в частности, в деятельности И. Чампернон, Г. Аммона, Л. Навратила и др. В этот же период были предприняты первые опыты по внедрению арт-терапии в деятельность амбулаторных психиатрических учреждений, социальных центров по работе с душевнобольными и в практику так называемой «общинной психиатрии». Немаловажное значение имела происходящая в те годы в развитых странах реорганизация психиатрической службы. Она выразилась в развитии сети внебольничной помощи душевнобольным и создании более эффективных средств медикаментозной терапии психических заболеваний. В то же время появилось и так называемое антипсихиатрическое движение. Все это дало толчок к развитию новых форм арт-терапевтической работы, проводимых преимущественно вне психиатрических клиник, что позволяло лучше учитывать динамичный клинический и социальный статус больных, уделять больше внимания их адаптации в обществе, развивать у пациентов социальные навыки и потребности.

Дальнейшие изменения в организации психиатрической службы в 1980-1990-е гг. были связаны с совершенствованием внебольничной помощи душевнобольным. На практике это означало введение бригадных форм совместной работы психиатров, психотерапевтов, социальных работников, психологов, работающих в клиниках педагогов и специалистов по терапии занятостью, более активное использование ресурсов местных сообществ и семей душевнобольных. Повышение интереса к социальным вопросам психиатрии оказало влияние и на арт-терапевтическую практику. Формы арт-терапевтической работы в эти годы все более дифференцируются, ориентируясь на особенности биопсихосоциального статуса больных и ресурсы местных сообществ. В зависимости от этапов лечебно-реабилитационного процесса можно говорить о следующих направлениях практического применения арт-терапии в психиатрии:

· применение арт-терапии на начальных этапах лечения, то есть в остром и подостром психотическом состоянии или в состоянии декомпенсации, проводимое в условиях психиатрической больницы или дневного стационара;

· применение арт-терапии на последующих этапах лечения и реабилитации, то есть в постпсихотическом состоянии, состоянии ремиссии или компенсации, применяемое в основном в амбулаторной практике, на базе дневных стационаров, диспансеров, социальных общинных центров, в рамках негосударственных программ помощи душевнобольным и инвалидам и т. д.

Применяемая на начальных этапах лечения арт-терапия имеет своей целью стабилизацию состояния больного и его адаптацию к условиям психиатрического учреждения. Занятия изобразительной деятельностью на этом этапе позволяют пациенту выразить свои переживания, помогают их структурированию и осознанию, а также способствуют установлению контакта больного с окружающими. Кроме того, использование арт-терапевтических приемов на этом этапе позволяет получить дополнительную информацию о содержании внутреннего мира больного и системе его отношений.

Арт-терапевтическая работа с психиатрическими пациентами в острой фазе болезни организуется по-разному и может проводиться как в форме индивидуальных, так и групповых занятий. И в том и в другом случае преобладает недирективный подход, допускающий отсутствие жестких пространственно-временных рамок сессий. Ведущий эти занятия специалист должен обладать достаточной квалификацией, позволяющей гибко и своевременно реагировать на изменения в состоянии больных, учитывать сложность в установлении контакта с ними, понимать их неспособность следовать жестким правилам работы.

Арт-терапия на последующих этапах лечения и реабилитации имеет в качестве основных задач дальнейшую стабилизацию психического состояния пациентов, предупреждение новых обострений, преодоление негативных последствий болезни, связанных, в частности, с «синдромом госпитализма», потерей трудоспособности, ограничением социальных контактов и т. д. Немаловажное значение имеет восстановление ценных практических навыков и интересов больных, повышение их самооценки и самостоятельности, а также преодоление социальной стигматизации.

Применяемые для этого формы работы могут включать индивидуальную и групповую арт-терапию в трех ее основных вариантах (студийная, тематическая и динамическая). Выбор форм работы, продолжительности занятий и условий их проведения определяются особенностями биопсихосоциального статуса больных, характером постпсихотических изменений личности, их индивидуальными потребностями, характером проблем и степенью ограничения коммуникативных, познавательных и эмоционально-волевых ресурсов. Многое зависит от институциональной культуры, системы взглядов и установок работающих с пациентами специалистов, а также наличия экономических, культурных и социальных (микросоциальных) ресурсов, которые могут быть привлечены на этих этапах лечебно-реабилитационного процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...