Специфика российского менеджмента
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В большинстве фирм процесс принятия решений носит индивидуальный характер. Решения принимаются менеджерами на каждом уровне управления, причем выше стоящие руководители, как правило, не дублируют решения своих подчиненных. Хотя и это имеет место, но создает много проблем. Стратегическое планирование осуществляется исключительно высшим руководством [7, с. 9]. Индивидуальный характер принятия решений наиболее ярко просматривается в таких фирмах, как «Бекар», «Ниеншанц», «Ладога-Изоляция». Исключения составляют фирмы «Гжель» и «Строй Люкс», в которых наряду с индивидуальными решениями применяются решения, основанные на единогласии, что свойственно японскому менеджменту. Говоря о руководстве, необходимо отметить, что российский топ-менеджер сочетает в себе качества как японского менеджмента, так и американского: приветствуется профессионализм, инициатива; умение осуществлять координацию действий и контроль. В частности, в компании «Ниеншанц» инициативе отдается предпочтение. Это связано с существованием конкуренции в карьерном росте. В то же время невозможно точно сказать, каких руководителей готовят в организациях: универсального типа или узкоспециализированных. Так, например, в фирме «Гжель» менеджеры универсальны, тогда как в автобусном парке № 5 - узкоспециализированы, о чем можно судить из того факта, что в 2001 году смежным профессиям было обучено лишь 3 человека. Примером фирмы с узкоспециализированными руководителями является также фирма «Ниеншанц». Структура управления на российских предприятиях, а также процедура контроля строго формализованы. Проверки плановые, о них персонал предупреждается заранее. Такой метод контроля косвенно стимулирует работу сотрудников и способствует их карьерному росту. Исключение составляет фирма «Гжель», где практикуются неформальные проверки. На наш взгляд это немаловажно, так как способствует эффективному выявлению недостатков. Контроль чаще всего индивидуальный, что также способствует карьерному росту. Осуществляется быстрая оценка работы сотрудников. Например, в фирме «Ниеншанц» проводится ежегодная аттестация, посредством которой осуществляется «естественный отбор» персонала.
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом на российских предприятиях карьерный рост возможен и обусловлен в большинстве случаев личными результатами, вкладом конкретного человека в общее дело по его индивидуальным достижениям («Сардис», «Ниеншанц», «Леотек» и «Монблан»), реже по результатам работы группы («Гжель»). Особое место занимают государственные организации (на примере автобусного парка № 5), где важнейшее значение отводится служебному стажу, премии - общие для всех. В большинстве российских фирм найм на работу осуществляется на длительный период, что не свойственно ни американскому, ни японскому менеджменту. Работник имеет право свободно перейти на другую работу с лучшими условиями труда. В тоже время его не могут уволить без серьезных на то оснований. Нельзя не отметить тот факт, что в России отношения с подчиненными носят формальный характер. Однако неформальные отношения полностью не исключаются. Таким образом, сопоставляя российский менеджмент японскому и американскому, можно сказать, что российский менеджмент сочетает в себе черты как одного, так и другого, что отвечает особенностям российского рынка и позволяет российскому бизнесу нормально функционировать в сложных, постоянно меняющихся условиях [16]. Заключение В настоящее время менеджмент является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому предпринимателю. Менеджмент, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное стратегическое планирование позволит свести риск к минимуму.
Менеджмент Российской Федерации пока далек от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками. Они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя. Они заботятся о собственной репутации и имидже. Они благополучны, занимаются меценатством. Как правило, это высокообразованный класс, где не редкость два высших образования, кандидатские и докторские степени. Многие из них прошли обучение в престижных зарубежных университетах и стажировку в преуспевающих компаниях. Этот класс имеет свои объединения, союзы, ассоциации и даже политические организации и через них инициирует решение важных местных, региональных и национальных задач. Государство обязано считаться с этим новым классом, а общество осмысливать это новое явление российской жизни. Их деловая философия, высокая профессиональная образованность и ярко выраженная интеллектуальная и волюнтаристическая одаренность, помноженная на патриотические помыслы и высокую ответственностьза судьбу отечества, - залог высокой конкурентоспособности. Исходя из цели, сформулированной во введении, были достигнуты следующие, поставленные перед курсовой работой задачи: 1. Охарактеризована российская модель менеджмента; 2. Прослежено соответствие российского менеджмента и менталитета; 3. Систематизирована информация об историческом развитии менеджмента в России.
Формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Список литературы 1. Грейсон Дж. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1991. 2.Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. М.: Дело, 1996. 3.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск, 2001. 4.Классики менеджмента: Энциклопедия/Под ред. М. Уорнера: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. 5.Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1993. 6.Медведев В.П. Менеджмент: Основные функции менеджеров. М.: Дело, 2003. 7.Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Опыт лучших компаний: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1996. 8.Попов А. Стратегический менеджмент. М., 2003. 9.Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991. 10.Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебное пособие. – М.: ИнфраМ, 1996. 11.Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла: Пер. с англ. – М.: Автор, 1993. 12.Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: Акалис, 1996. 13.Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. – М.: Дело, 1993. 14. http://www.it2b.ru/it2b2.view8.page2.html; Активные индивидуальные методы извлечения знаний и данных, Гаврилова Т., 2007г. 15. www.nnz.ru;Официальный сайт ЗАО «Ниеншанц» 16.http://www.inventech.ru/lib/management/management-0059/; электронный справочник.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|