Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оборудование арт-терапевтического кабинета; периодичность, структура и содержание сессий




Оборудование арт-терапевтического кабинета; периодичность, структура и содержание сессий

Работа с использованием тематического группового подхода проводилась с начала 1995 г. до середины 1999 г. В течение первого года, из-за того что в диспансере проходил ремонт, группы занимались в ординаторской дневного стационара или в кабинете психолога. После завершения ремонта для занятий был отведен один из кабинетов психолого-психотерапевтического блока размером 14 м2, оснащенный четырьмя столами, мягкими креслами и стульями. Изобразительные материалы включали: акварельные и гуашевые краски, карандаши, бумагу разного формата, старые журналы для создания коллажей. Все это, за исключением старых журналов, приобреталось за счет диспансера. Некоторые дополнительные материалы приносили из дома по собственному желанию сами больные. Время от времени использовались аудио- и видеомагнитофон и диаскоп.

Тематические сессии проводились от трех до пяти раз в неделю и продолжались по одному часу. В том случае, когда в группе было более пяти человек или когда в ней имелись беспокойные больные, арт-терапевту ассистировал психолог. С целью контроля и наблюдения за ходом занятий в них иногда принимал участие врач-психотерапевт с большим стажем работы.

Сессии имели обычную для тематической групповой арт-терапии структуру и включали три основных этапа: введение и разогрев; этап выбора темы и изобразительной работы и этап обсуждения рисунков и завершения сессии.

Исходя из рекомендаций Либманн (Liebmann, 1987) по использованию тематического подхода в работе с психиатрическими пациентами, нами применялись следующие блоки тем и упражнений:

 

· предполагающие разные формы работы с изобразительными материалами и имеющие своей целью активизацию больных, совершенствование их сенсомоторных навыков и развитие ассоциативного мышления; предназначенные для тренировки активного внимания и памяти;

· позволяющие больным выражать в художественной форме свои мысли и чувства, в том числе связанные со значимыми для них проблемными ситуациями и отношениями, и развивать навыки невербальной коммуникации,

· способствующие лучшему пониманию больными своих чувств и потребностей, направленные на укрепление их идентичности и развитие механизмов психологической защиты, а также на осознание пациентами своей системы отношений, включая отношение к самим себе.

 

Кроме того, использовались и другие приемы, дополняющие вышеперечисленные упражнения и формы работы:

 

· сочетание изобразительной деятельности с элементами аутогенной тренировки;

· методика направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой;

· различные техники мультимодальной арт-терапии, предполагающие сочетание изобразительной работы с элементами телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии, музыкального воздействия, драматерапией, использованием поэтических и прозаических текстов, восприятием и обсуждением произведений живописи, видеофильмов и т. д.

 

При использовании техник мультимодальной арт-терапии автор руководствовался следующими соображениями:

 

· до начала работы тематической группы в арсенале психотерапевтических методов диспансера практически отсутствовали какие-либо формы экспрессивной терапии (не только арт-терапии, но и танцедвигательной терапии, музыкальной терапии и драматерапии), которые давали бы больным дополнительные возможности для невербальной коммуникации;

· была очевидна необходимость в дополнительной сенсорной стимуляции больных и предоставление им более широких возможностей для творческого самовыражения, в зависимости от их индивидуальных склонностей.

 

Кроме того, поскольку большинство пациентов, посещавших арт-терапевтические группы, ранее не проходили вербальную психотерапию, автор счел возможным перемежать арт-терапевтические сессии с проведением отдельных сессий вербального характера.

Использование широкого арсенала разнообразных техник и упражнений тематической групповой арт-терапии, а также иных форм групповой работы позволяло удовлетворять различные потребности пациентов. Эти приемы дифференцировались в зависимости от состава и особенностей конкретных групп и этапа лечебно-реабилитационного процесса.

 

Состав групп и порядок направления на арт-терапию

За четыре с половиной года использования арт-терапии на базе психоневрологического диспансера в арт-тераиевтических группах участвовали 74 пациента с различными психическими расстройствами. Изначально предполагалось, что группы будут открытыми и смешанными по возрастному и половому признакам, в них будут входить больные с различными формами заболеваний. При этом больные с острыми психическими расстройствами, проходящие лечение в дневном стационаре, в арт-терапевтические группы не включались. Многие пациенты в период работы в арт-терапевтической группе находились на стадии ремиссии или ее становления либо на стадии относительной компенсации состояния. Таким образом, наша работа имела не только психотерапевтическую, но и в значительной мере реабилитационную и профилактическую направленность. Учитывалось и то, что практически все больные, помимо прохождения арт-терапии, получали другие виды лечения, прежде всего психофармакотерапию.

Предпочтение смешанным группам было отдано еще и потому, что предлагаемые техники и упражнения не несли специфического характера, то есть могли быть использованы в группах пациентов с различными психическими расстройствами, независимо от пола и возраста больных. В то же время очевидной становилась возможность корректировать методы и формы занятий в зависимости от состава конкретной группы и этапа лечебно-реабилитационного процесса. В процессе работы мог быть сделан акцент на использовании таких тем и упражнений, которые в наибольшей степени отвечали потребностям пациентов и задачам работы с ними.

Среди участников групп были пациенты с разными типами психических расстройств, включая (согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра): органические психические расстройства, шизофрению, шизотипические и бредовые расстройства, аффективные расстройства, а также расстройства личности и поведения. Среди пациентов были несколько человек с психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления психоактивных веществ.

Больных направляли на арт-терапию врачи дневного стационара и участковые врачи. Поскольку на протяжении всего периода деятельности арт-терапевгических групп автор совмещал ее с работой на участке, часть больных направлялись на арт-терапию непосредственно им. Кроме того, некоторые больные, узнав о занятиях арт-терпией, самостоятельно обращались к арт-терапевту с просьбой включить их в арт-терапевтическую группу. Участие всех пациентов в групповой арт-терапии было сугубо добровольным. При оценке необходимости включения пациента в арт-терапевтическую группу, решение принималось совместно с лечащим врачом.

Еще до начала формирования групп о планируемой работе были оповещены все врачи дневного стационара и участковые врачи. При этом им кратко разъяснялись

особенности арт-терапевтического подхода, структура и содержание сессий, периодичность и продолжительность работы, а также показания для направления больных в арт-терапевтические группы. В частности, подчеркивалось, что участие в арт-терапевтической группе не требует наличия у больных каких-либо художественных способностей и что в ходе занятий им будет предложено использовать изобразительные материалы по своему усмотрению, главным образом для выражения с их помощью своих чувств и мыслей.

Участие больных в работе арт-терапевтических групп требовало соблюдения ими определенных правил поведения и способности к выполнению предлагаемых заданий и упражнений. Врачам, направляющим больных на арт-терапию, необходимо было оценить, удовлетворяет ли пациент этим требованиям, или нет. Они также должны были принять во внимание то, способен ли тот или иной пациент к пониманию инструкций и общению с окружающими и насколько предполагаемые эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки, связанные с его участием в групповой арт-терапии, соответствуют его возможностям. Окончательное решение о целесообразности включения конкретного пациента в арт-терпевтическую группу принималось в ходе проводимого с каждым больным предварительного интервью. При этом пациентам разъяснялись основные особенности групповой тематической арт-терапии, задачи и условия работы.

Противопоказаниями для участия в арт-терапевтической группе являлись:

· выраженная деменция;

· острые психические расстройства;

· грубые расстройства личности, главным образом в форме параноидального, эмоционально-неустойчивого и истерического расстройств.

 

Эти виды психической патологии в той или иной мере связаны с утратой больными способности контролировать свое поведение и соблюдать основные правила групповой работы. Наличие у больного выраженной деменции или острого психического расстройства могло препятствовать установлению им продуктивного контакта с окружающими. При этих формах расстройств затруднено понимание своих переживаний, в связи с чем участие такого больного в арт-терапевтической группе может не только привести к дезорганизации работы группы, но и негативно отразиться на состоянии самого больного.

Поскольку группы были полуоткрытыми, больные могли в любой момент прекратить участие в арт-терапевтических занятиях. Кроме того, в группу на любом из этапов ее работы могли включаться новые больные. Полуоткрытый характер групп соответствовал особенностям тематического подхода и отвечал условиям их работы. Во многих случаях начало работы в группе совпадало с выходом больного из острого психотического состояния, а ее завершение — с выпиской из дневного стационара. Были, однако, и такие больные, которые направлялись в арт-терапевтические группы, минуя дневной стационар, а также те, кто продолжал посещать арт-терапевтическую группу после выписки из дневного стационара.

Продолжительность участия больных с различными формами заболеваний в работе арт-терапевтических групп составляла от нескольких сессий до нескольких месяцев. В отдельных случаях этот срок удлинялся. Следует также учесть, что

некоторые больные периодически возобновляли посещение арт-терапевтической группы либо в связи с повторным направлением в дневной стационар, либо с профилактической целью, когда у них, например, усиливалось чувство одиночества и пустоты существования.

В группах, как правило, участвовали от четырех до шести человек. Большее количество участников в группе допускалось редко. Это было связано как со спецификой данного контингента больных, так и с ограниченными размерами кабинета. Работа велась в основном с одной группой, хотя иногда приходилось проводить занятия с двумя группами в разные дни недели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...