Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи арт-терапевтической работы




Задачи арт-терапевтической работы

Учитывая особенности данного контингента больных и условия проведения арт-терапии, можно выделить ее основные задачи.

 

1. Устранение или ослабление имеющихся у больных симптомов, связанных как с самим психическим заболеванием, так и с их реакцией на него, оптимизация их психического состояния и социального функционирования. Так, например, предполагалось, что использование арт-терапии может дать положительный эффект при наличии у больных расстройств невротического уровня, в частности в форме депрессивных реакций, сопровождающихся ощущением тревоги, уныния скуки и апатии. Подобные реакции в той или иной степени выраженности имелись у многих больных и были связаны с их личностной дизадаптацией. Для многих больных были характерны сниженная самооценка, ощущение пустоты и бессмысленности существования, негативная оценка жизненных перспектив, что также тесно связано с невротическим состоянием. В этом случае целью занятий было достижение седативного и активизирующего эффектов, которые имели как психотерапевтическую, так и психопрофилактическую направленность.

2. Достижение более высокого уровня психосоциальной адаптации больных. Под этим подразумевается, во-первых, достижение больными лучшего понимания особенностей своего состояния, причин и механизмов развития болезни. Во-вторых, имеется в виду формирование у пациентов навыков активной саморегуляции. Сюда входит развитие у больных способности выражать свои чувства и мысли как в вербальной, так и невербальной форме. Важным компонентом психосоциальной адаптации является укрепление у пациентов чувства «Я», совершенствование у них способности к принятию самостоятельных решений, формирование у них устойчивой системы социально-значимых связей, интересов и увлечений и т. д.

 

Решение этих задач, по убеждению автора, является важной предпосылкой повышения качества жизни пациентов и помогает предупреждению новых обострений. В этой связи психопрофилактическая направленность арт-терапии очевидна. Проблемы психосоциальной адаптации больных тесно связаны с реабилитационным этапом работы. Эти проблемы не носят специфического для тех или иных психических расстройств характера и, следовательно, значимы для всех пациентов, независимо от конкретных форм заболевания.

Сопоставляя эти задачи, можно сделать вывод о том, что успешное решение задач первой группы связано с достижением главным образом немедленных и временных эффектов использования арт-терапии, в то время как решение задач второй группы — с достижением временных и отдаленных эффектов. Очевидно также, что решение задач второй группы тесно связано с генерализацией и поддержанием психотерапевтических эффектов и направлено на использование пациентами полученных ими в ходе арт-терапии навыков в реальных жизненных условиях.

В применяемом автором широком наборе различных арт-терапевтичсских техник и упражнений были и те, которые связаны преимущественно с решением задач первой группы, и те, которые могли быть наиболее эффективны для решения задач второй группы. Таким образом, можно говорить о дифференцированном характере вмешательств на разных этапах арт-терапевтического процесса.

Так, например, решению задач первой группы способствовало использование техник и упражнений, связанных с работой с разными изобразительными материалами. Эти методики имели своей целью активизацию больных и повышение их способности к самоконтролю. Также на этом этапе активно применялись арт-терапевтические техники с элементами аутогенной тренировки и техники релаксационного характера (в частности, техника рисования в круге, методика направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой и др. ).

Задачи второй группы решались при помощи применения техник на развитие сенсомоторных навыков и ассоциативного внимания и памяти, а также упражнений, позволяющих пациентам выражать в художественной форме свои мысли и чувства, связанные в том числе со значимыми проблемными ситуациями. Использование этих методик помогало больным развивать навыки невербальной коммуникации и творческого самовыражения. Решению задач этой группы соответствовало использование техник, направленных на укрепление чувства идентичности и развитие механизмов психологической защиты. Эти приемы также способствовали прояснению и осознанию пациентами системы своих отношений, включая и отношение к самим себе.

 

Регистрация хода сессий и методы динамической оценки арт-терапевтической работы и ее результатов

Регистрация хода арт-терапевтических сессий осуществлялась с использованием стандартного формализованного описания (см. соответствующие разделы в книгах Копытина «Основы арт-терапии», 1999, и «Практикум по арт-терапии» под редакцией Копытина, 2000) и журнала посещений. Направление больных в арт-терапевтическую группу и изменения в их состоянии в результате проводимой работы фиксировались лечащими врачами в историях болезни или амбулаторных картах.

На всей изобразительной продукции больных указывалась фамилия автора и дата создания рисунка. Продукция хранилась в арт-терапевтичсском кабинете в течение всего периода работы больных в группе, после чего помещалась в архив кабинета, где находилась в течение трех лет. При желании пациенты могли забирать свои рисунки домой, хотя это случалось довольно редко.

Методы динамической оценки арт-терапевтической работы и ее эффектов включали:

 

· текущую клиническую оценку психического статуса пациентов, проводимую как самим руководителем группы, так и лечащими врачами;

· периодическую клинико-психологическую оценку их состояния с использованием ряда тестов (семантический личностный дифференциал, тест Люшера, опросник ситуативной и личностной тревожности и др. ), что осуществлялось руководителем группы и психологом клиники;

· письменные отчеты пациентов о наблюдаемых ими наиболее значимых изменениях в своем состоянии;

· оценку групповой динамики и отношений в группе, а также отношений пациентов с психотерапевтом, в том числе с использованием разработанной нами миогоосевой модели для описания внутригрупповых коммуникативных процессов;

· оценку интересов, увлечений, занятий, социального статуса и отношений пациентов с другими людьми за пределами арт-терапевтической группы (включая их лечащих врачей, медицинский персонал диспансера, других пациентов, родственников и представителей макросоциального окружения);

· оценку изобразительной продукции пациентов с использованием комплекса формальных и содержательных критериев.

 

Хотя некоторые методы динамической оценки арт-терапевтической работы и ее эффектов имели количественный характер (психологические тесты), большинство их можно отнести к качественным методам. В одних случаях это предполагало феноменологические (самоотчеты пациентов), в других — клинико-психиатрические, в третьих — социологические, в четвертых — использование динамических формулировок. Некоторые методы описания допускали квантификацию наблюдаемых феноменов и включали в себя элементы количественного анализа.

Следует подчеркнуть, что при всей значимости текущей клинико-психиатрической оценки психического статуса пациентов она все же имела в данном исследовании ограниченную ценность, прежде всего потому что не позволяла фиксировать изменения в системе отношений пациентов, характере их интересов и потребностей.

Отметим также, что если одни из используемых нами методов были ориентированы главным образом на оценку немедленных и временных эффектов (в частности, оценка клинического статуса и групповой динамики, методы психологической оценки), то другие позволяли оценивать долговременные эффекты использования арт-терапии (некоторые пункты письменных самоотчетов пациентов, а также оценка их социального статуса, потребностей, интересов и системы отношений за пределами группы). При этом автор считает целесообразным разделять оценку улучшений в состоянии больных на симптоматическом уровне от оценки тех феноменов, которые связаны с социальным функционированием пациентов, поскольку устранение болезненных симптомов далеко не всегда автоматически влечет за собой повышение уровня социальной адаптации больного.

Кроме динамической оценки хода арт-терапевтической работы и ее эффектов непосредственно в период посещения больными групп, оценка этих эффектов проводилась и после завершения занятий (так называемое проспективное наблюдение) Биопсихосоциальный статус больных продолжал оцениваться с определенной периодичностью в течение двух лет после прекращения занятий в арт-терапевтической группе.

Важным условием корректности проводимого нами исследования была необходимость дифференцированной оценки тех эффектов, которые связаны с применяемыми нами формами работы, от тех, которые могли быть связаны с другими факторами Лишь в этом случае можно было делать обоснованные выводы о том, какую роль играла арт-терапия в достижении тех или иных эффектов.

Так, в частности, необходимо было оценить, в какой мере изменения в состоянии и социальном функционировании пациентов могли быть связаны с фактором времени и спонтанной ремиссией, выявить влияние фармакотерапии и микросоциального окружения больных. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо было тщательно проанализировать особенности заболевания, проводимого лечения, психического статуса и условий жизни каждого пациента. Очевидно, что фармакотерапия могла способствовать не только устранению имеющихся у пациентов симптомов болезни, но и в какой-то мере улучшению их социального функционирования Однако надо учитывать тот факт, что большинство пациентов включались в группы в период ремиссии или ее становления, то есть когда основные эффекты применения фармакотерапии уже были достигнуты и речь шла об их сохранении Поэтому последующие изменения в состоянии и социальном функционировании больных вряд ли можно было связать с приемом психотропных препаратов. Более того, целый ряд оцениваемых нами эффектов, таких, например, как формирование у больных новой системы отношений, интересов и увлечений, их творческое самораскрытие в процессе арт-терапии, развитие навыков саморегуляции и психической автономности и т. д., вообще напрямую никак не могли быть связаны с приемом лекарств. Поскольку никакая иная психотерапевтическая работа с подавляющим большинством посещавших арт-терапевтические группы пациентов не проводилась, это делало достигаемые эффекты более наглядными.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...