Условия поддержания положительных эффектов применения арт-терапии во времени
Наблюдение за больными после завершения работы в арт-терапевтической группе позволяет сделать вывод о том, что для сохранения достигнутых результатов необходим ряд условий. Планируя работу и определяя основные задачи сессий, арт-терпевт ориентировался не только на устранение или ослабление имеющихся у пациентов проявлений болезни, но и на достижение более высокого уровня психосоциальной адаптации больных, что определяло бы продолжительный характер достигнутых результатов арт-терапии и могло предупредить новые обострения психического заболевания. Поэтому некоторые задачи арт-терпии заключаются в том, чтобы помочь больным лучше понять особенности своего состояния, причины и механизмы имеющихся у них болезненных нарушений, способствовать развитию у пациентов навыков активной саморегуляции, выражения своих чувств и мыслей, укреплять их идентичность и самостоятельность и, наконец, содействовать формированию устойчивой системы социально-значимых связей, интересов и увлечений. Немаловажная роль принадлежит гармонизации микросоциальной среды и отношений пациентов с родственниками, соседями, окружающими, а также с персоналом и пациентами психиатрического учреждения. Катамнестические наблюдения за больными показали, что в тех случаях, когда этого удавалось достичь, состояние пациентов было более устойчивым, а качество их жизни (определение, включающее оценку субъективной удовлетворенности больных условиям своего существования) — более высоким. Можно констатировать, что положительные результаты арт-терапии были более продолжительными, если больным удавалось найти работу (особенно отвечающую их индивидуальным интересам и наклонностям), установить разнообразные и стабильные отношения с другими людьми, а также изыскать возможность для реализации своих творческих потребностей. Более половины пациентов, участвовавших в разные годы в арт-терапевтической работе, смогли этого добиться несмотря на дополнительные сложности, связанные с социально-экономической нестабильностью, низким уровнем жизни, стигматизацией психически больных и явно недостаточной поддержкой со стороны общества.
К сожалению, недостатки самой системы психиатрического обслуживания, ограниченность ее ресурсов и использование не отвечающих современным требованиям подходов существенно осложняет работу арт-терапевта и вносит дополнительные сложности в достижение устойчивых результатов. К основным сложностям можно отнести нижеперечисленные факторы.
Негативное влияние институциональной психиатрической культуры на процесс и результаты арт-терапии. Патернализм, характерный для большинства работников психиатрических учреждений, стремление опекать больных и навязывать им и их родственникам свои взгляды и способы концептуализации субъективного опыта, препятствует проявлению самостоятельности больных и усиливает их зависимость от медицинских работников. Обращало на себя внимание настороженное отношение некоторых врачей и медсестер к участию больных в арт-терапевтических занятиях. Зачастую они опасались, что занятия арт-терапией будут поощрять в больных «строптивость» и повысят в их собственных глазах ценность переживаний, включая и те, которые имеют «болезненный характер». Неоднозначной была реакция персонала на формирование среди пациентов дневного стационара неформальных групп, состоящих из больных, посещающих арт-терапевтические занятия. Нередко другие больные вовлекались в общение с членами таких групп и затем самостоятельно обращались к психотерапевту с просьбой включить их в арт-терапевтические группы, что иногда вызывало негативную реакцию у лечащих врачей.
Весьма сложной была и реакция персонала на размещение в дневном стационаре настенной газеты, созданной членами одной из арт-терапевтических групп. Очевидно, что монопольный характер государственной психиатрической службы и ее связь с осуществляемой в интересах государства политикой социального контроля, несформированность механизмов и институтов влияния общественности, и прежде всего самих больных и их родственников, на деятельность психиатрических учреждений определяют то, что институциональная культура этих учреждений до настоящего времени пронизана идеологией жесткого контроля и подчинения. Под словом «идеология» в данном случае имеются в виду не столько открыто декларируемые принципы деятельности психиатрической службы, сколько интериоризованные и часто неосознаваемые представителями этой службы ценности и установки.
Недостаточно эффективное взаимодействие между психотерапевтом и персоналом психиатрического учреждения. Наиболее тесным был контакт психотерапевта с клиническим психологом, прежде всего потому что последний иногда принимал участие в арт-терапевтических занятиях с целью получения дополнительного материала, который мог пригодиться при решении экспертных задач. Отсутствие эффективного взаимодействия между психотерапевтом и лечащими врачами проявлялось в том, что больные направлялись на арт-терапию недостаточно активно, при этом иногда в недостаточной степени учитывались показания для проведения групповой арт-терапии. Во многих случаях основным мотивом направления пациентов на арт-терапию являлось желание врачей получить дополнительные сведения о состоянии и поведении того или иного пациента с целью уточнения диагноза и коррекции его дальнейшего лечения. Иногда возникало ощущение, что врачи и другой персонал плохо понимают основные задачи применения арт-терапии и суть этого метода. Из бесед с некоторыми медицинскими работниками становилось очевидно, что они смешивают арт-терапию с терапией занятостью или «художественной самодеятельностью».
Непродолжительных лекций, в которых излагались основные принципы использования арт-терапии в психиатрической практике и рассматривались показания для направления больных в арт-терапевтические группы, проводимых арт-терапевтом в рамках производственных собраний и клинических конференций, видимо, было недостаточно. Напрашивался вывод о том, что работа с персоналом, как на этапе подготовки к арт-терапии, так и непосредственно в ходе реализации арт-терапевтической программы, должна проводиться более активно и включать не только лекции, но и практические занятия (мастерские), позволяющие работникам психиатрического учреждения получить опыт непосредственного участия в арт-терапевтической группе. Более тесное сотрудничество между проводящим арт-терапию специалистом и персоналом психиатрического учреждения отвечает интересам пациентов. Его налаживание может быть связано с внедрением мультидисциплинарного подхода, который позволяет полнее удовлетворять потребности больных, активнее осваивать новые подходы и профессиональные навыки, а также использовать имеющиеся ресурсы, что делает работу в целом более эффективной и рентабельной (Грэй и Ноакс, 2001). Недостаточное взаимодействие психиатрического учреждения с семьями больных, местными сообществами и общественными организациями. Недостаточность такого взаимодействия не позволяет использовать дополнительные ресурсы, столь важные для достижения больными устойчивой психосоциальной адаптации, и мешает созданию необходимых условий для генерализации психотерапевтических эффектов. Активное использование ресурсов местных сообществ и улучшение социальных условий жизни больных для достижения и поддержания психотерапевтических эффектов представляется очень важным. Однако нельзя не согласиться с Хеллером (Heller, 1990), отмечающим, что социальные изменения легче рекомендовать, чем осуществить, поскольку социальные проблемы неотделимы от жизни общества в целом и отражают долгосрочные политические и социокультурные тенденции. Тем не менее именно социально ориентированной психиатрии и психотерапии принадлежит будущее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|