Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи исследования. Краткое описание рисуночного теста Сильвер. Когнитивный аспект. Задание на прогнозирование




Цели и задачи исследования

Все вышесказанное позволяет считать стандартизацию РТС в России весьма значимой. Основными задачами нашего исследования являлись следующие.

 

1. Определение нормативных показателей теста для разных возрастных групп.

2. Выявление в показателях теста различий, связанных с контекстуальными факторами, в частности с культуральными и субкультуральными влияниями.

3. Исследование различий в показателях теста у мужчин и женщин.

4. Определение связи показателей теста с особенностями познавательной сферы испытуемых, в частности с развитием у них вербальных способностей.

5. Дополнительная проверка межтестовой валидности РТС и его корреляций с другими рисуночными тестами, позволяющими оценивать невербальное мышление.

 

Исследование по стандартизации РТС в России включало следующие основные этапы:

 

· перевод тестовых материалов, инструкций и методического руководства на русский язык;

· создание рабочей группы специалистов и их подготовка к исследованию;

· определение групп испытуемых;

· сбор данных (предъявление теста и подсчет балльных оценок);

· статистический анализ данных;

· определение нормативных показателей и анализ результатов исследования.

 

Поскольку с целью проверки межтестовой валидности РТС и его корреляции с другими рисуночными тестами предполагалось использовать никогда раньше не

терапевтические шкалы формальных элементов в сочетании с тестом рисования человека, срывающего яблоко с дерева (Gantt & Tabone, 1998), на начальном этапе исследования был также осуществлен перевод инструкции и методического руководства этой методики на русский язык.

 

Краткое описание рисуночного теста Сильвер

Подробное описание рисуночного теста Сильвер содержится в англоязычных (Silver, 1993а, 1990, 1996) и русскоязычной (Сильвер и Копытин, 2002) версиях методического руководства по его применению. В данном разделе книги будет дана его общая краткая характеристика, а также описаны основные принципы оценки результатов тестирования.

В главе «Теоретическое обоснование теста» Сильвер (Silver, 1996) указывает, что при разработке РТС она исходила из того, что интеллектуальные способности некоторых детей часто не могут быть адекватно оценены из-за недостаточного развития речи. Познавательная деятельность осуществляется с опорой как на вербальную, так и визуальную коммуникацию, причем у одних людей она может осуществляться прежде всего с опорой на невербальную, визуальную коммуникацию. «Подобно символам речи, — пишет Сильвер, — художественные символы могут обозначать субъективный опыт и представлять предметы или их классы. Детям с недостаточным лексиконом трудно обозначать свои мысли, но даже при этом их способность к использованию символов может быть сохранной, давая им возможность представлять свои мысли в рисунке» (р. 3).

Сопоставляя РТС с другими известными рисуночными методиками, используемыми для оценки познавательной и эмоциональной сферы, такими как тест рисования человека (Goodenough & Harris, 1963), тест рисования фигуры человека Коппица (Koppitz, 1968), визуально-моторный тест Бендера (Bender, 1938), а также тест для оценки креативности Торренса (Torrance, 1984), Сильвер констатирует, что, являясь ценными инструментами диагностики, эти методики не предназначены для оценки способности решать концептуальные задачи графически.

РТС предполагает два аспекта оценки — когнитивный и эмоциональный. Когнитивный аспект оценки связан с оценкой уровня развития пространственных представлений, представлений последовательного порядка и способности испытуемого к объединению предметов в классы. Данная стратегия исследования познавательной сферы тесно связана с идеями Пиаже и Инхельдера (Piaget & Inhelder, 1967), а также Беннетина (Bannatyne, 1971). РТС использует визуально-пространственный подход к тестированию трех вышеназванных способностей. Он включает в себя три задания: задание на прогнозирование оценивает способность строить последовательности и представлять гипотетические ситуации, задание на рисование с натуры оценивает способность к восприятию пространства, а задание на воображение оценивает концептуальные, творческие способности.

В свою очередь эмоциональный аспект оценки связан с оценкой отношения испытуемого к самому себе и другим людям и предполагает использование двух шкал — шкалы оценки образа «Я» и шкалы оценки эмоционального содержания рисунков.

Когнитивный аспект

Задание на прогнозирование

Цель задания на прогнозирование состоит в том, чтобы измерить представление испытуемого о горизонтальности, вертикальности и последовательности Испытуемых просят обозначить уровень жидкости в серии стаканов по мере ее убывания, уровень воды в наклеенной бутыли, а также нарисовать на склоне горы домик Результаты выполнения трех пунктов данного задания оцениваются по пятибалльной шкале Некоторые примеры оценки результатов его выполнения приводятся в зарубежных (Silver, 1983a, 1996) и отечественном (Сильвер и Копытин, 2002) изданиях руководства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...