Коррекция и дальнейшее развитие избранной модели арт-терапии с учетом оценки результатов ее применения. Расширение клинической и социальной базы использования арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами
Коррекция и дальнейшее развитие избранной модели арт-терапии с учетом оценки результатов ее применения. Расширение клинической и социальной базы использования арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами Использованная форма групповой арт-терапии представляется адекватной как контингенту больных, так и контексту ее применения. По мнению автора, она является оптимальной в условиях внебольничной психиатрии и отвечает основным лечебно-реабилитационным и профилактическим задачам деятельности амбулаторного психиатрического учреждения. В то же время оценка немедленных, временных и отдаленных результатов применения данной формы арт-терапии позволяет сделать вывод о необходимости ее развития и дополнения другими формами работы с психиатрическими пациентами. Так, достаточно обоснованным представляется следующее. 1. Использование данной формы арт-терапии в работе не только со смешанными, но и более гомогенными в клиническом, возрастном, половом и ином отношении группами. Занятия с такими группами в ряде случаев могли бы быть более эффективными, позволяя дифференцировать применяемые психотерапевтические стратегии и тактики, активнее задействовать фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений. Большая гомогенность групп в клиническом отношении могла бы быть обеспечена при их комплектовании из пациентов с примерно одинаковым уровнем коммуникативных, познавательных и эмоционально-волевых возможностей. Поскольку степень тяжести заболевания, характер и продолжительность его течения, а также степень психосоциальной дизадаптации в значительной степени определяют характер основных проблем и запросов пациентов, большая гомогенность групп в клиническом отношении позволяла бы более четко формулировать задачи арт-терапевтической работы и использовать для их решения разные виды вмешательств. Однако при комплектовании таких групп вряд ли следует ориентироваться исключительно на клинико-нозологический диагноз. Более оправданным представляется
использование многооссвой модели диагностики. В некоторых случаях эффективной могла бы быть также работа с гомогенными в возрастном, половом и/или ином отношении группами. 2. Проведение не только краткосрочной и среднесрочной, но и долгосрочной арт-терапии. Последний вид работы позволял бы оказывать продолжительную психотерапевтическую помощь больным с хроническими формами психических расстройств, характеризующимися низкой динамикой психотерапевтических изменений, что делает проблематичным их выведение на этап терминации.
Из приведенного выше описания работы одной из групп следует, что некоторые пациенты по завершении занятий обращались к психотерапевту с просьбой включить их в новую группу. Поскольку все группы являлись полуоткрытыми, им обычно шли навстречу. Тем не менее очевидно, что это далеко не всегда могло быть полезным как для самих пациентов, переходящих из группы в группу, так и для членов вновь формирующихся групп. Длительно функционирующие группы могли бы иметь иную периодичность и продолжительность занятий, чем те, которые работают более короткий срок. Кроме того, длительная арт-терапия могла бы предполагать использование элементов студийного подхода либо его сочетание с интерактивными видами работы, в том числе в форме тематического подхода.
3. Использование более широкого набора различных видов креативной терапии, включая музыкальную терапию, драматерапию, танцедвигательную терапию и интермодальную экспрессивную арт-терапию.
Использование в рамках тематических арт-терапевтических занятий элементов музыкальной, драматической и танцедвпгательной экспрессии оказывало на больных дополнительное стимулирующее воздействие и расширяло диапазон их творческих и коммуникативных возможностей. Некоторые пациенты проявляли склонность к какому-то определенному виду творческой деятельности, обнаруживая при этом те или иные способности. Кроме того, применение многоосевой модели для описания внутригрупповых коммуникативных процессов позволяет сделать вывод о том, что даже в тех случаях, когда используется какой-то один вид творческой экспрессии, например изобразительной, связанной преимущественно с проективно-знаковой и проективно-символической коммуникацией, пациенты нередко дополняют ее сенсомоторной и драматически-ролевой коммуникацией, что, по-видимому, отвечает их индивидуальным особенностям и потребностям. По нашим наблюдениям, применение широкого набора различных форм творческой экспрессии и связанных с ними способов коммуникации в группе, повышает качество взаимодействия ее членов, положительно отражается на групповой динамике и делает работу более эффективной. При этом не стоит забывать, что применение более широкого набора форм творческой экспрессии потребовало бы от психотерапевта квалифицированного владения разными арт-терапевтическими подходами либо параллельной работы нескольких специалистов, каждый из которых проводил бы занятия с использованием какой-то определенной формы творческой экспрессии. И то и другое связано с подготовкой соответствующих специалистов и наличием у психиатрических учреждений достаточных финансовых и кадровых ресурсов. 4. Проведение некоторых форм арт-терапевтической работы за пределами психиатрических учреждений, например на базе «клубных домов» для душевнобольных, местных сообществ, социальных центров и т. д. На взгляд автора, это способствовало бы генерализации достигаемых психотерапевтических эффектов и развитию у больных ответственности, самостоятельности и различных социально значимых навыков, а также позволяло бы максимально приблизить арт-терапевтические услуги к реальным условиям жизни пациентов и привлечь дополнительные ресурсы. Так, например, некоторые виды арт-терапевтической работы могли бы предполагать совместное участие в ней как больных, так и их родственников и знакомых, а также представителей местных сообществ, что неизбежно вело бы к развитию у них социально значимых связей.
Проведение арт-терапии за пределами психиатрических учреждений позволило бы также минимизировать негативное влияние институциональной культуры психиатрических учреждений, что способствовало бы положительным изменениям образа «Я» пациентов и делало бы их экспрессивное поведение в ходе занятий более естественным и свободным от «институциональных проекций». По мнению автора, это благотворно сказывалось бы на общей атмосфере в арт-терапевтической группе, качестве внутригрупповой коммуникации и общих результатах работы.
Заключение · Всесторонняя оценка особенностей контингента больных, задач арт-терапевтической работы в условиях амбулаторного психиатрического учреждения, институционального, социально-экономического и культурного контекстов позволила выбрать наиболее адекватную данным условиям модель арт-терапии. · Изучение немедленных, временных и отдаленных результатов применения избранной модели арт-терапии свидетельствует о том, что арт-терапевтическая работа сопровождалась не только ослаблением или устранением имеющихся проявлений болезни, но и достижением пациентами более высокого уровня их психосоциальной адаптации. · Использование концепции системной арт-терапии, в частности представлений об основных факторах и механизмах психотерапевтических изменений, позволяет констатировать, что в ходе применения тематического группового подхода их проявление характеризуется определенными отличиями, которые связаны как с особенностями контингента больных, так и с контекстуальными влияниями. Так, в частности, при использовании тематического похода для многих пациентов было характерно стремление жестко контролировать изобразительный процесс, что оказывало тормозящее влияние на динамику художе-
ствсчшой экспрессии в группе. Можно также констатировать более высокую степень зависимости больных от лидера, его функций структурирования хода работы и эмоциональной поддержки членов группы, а также в целом менее активную групповую динамику по сравнению с работой с пациентами с пограничными психическими расстройствами. Использование разных техник интерпретации и вербальной обратной связи требовало не только учета сниженной у многих психически больных способности к вербализации и осознанию своих переживаний, но и особой осторожности, с тем чтобы избежать навязывания пациентам моделей концептуализации их субъективных переживаний и ощущений Проявление различных факторов и механизмов психотерапевтических изменений было также связано с индивидуальными особенностями пациентов и спецификой каждого этапа арт-терапевтической работы, что требовало от психотерапевта гибкого подхода к использованию различных интервенций и тактик ведения группы. · Важной частью арт-терапевтической работы следует считать создание условий, способствующих генерализации и поддержанию достигнутых психотерапевтических изменений. К таковым можно отнести развитие у пациентов навыков активной саморегуляции и выражения своих чувств и мыслей, укрепление их идентичности и самостоятельности, а также формирование у них устойчивой системы социально значимых связей, интересов и увлечений. · Работа по расширению клинической и социальной базы использования арт-терапии тесно связана с созданием условий, способствующих генерализации и поддержанию психотерапевтических изменений. В частности, большое значение в этом отношении может иметь применение более широкого набора различных арт-терапевтических подходов и форм, организация долгосрочных и более гомогенных по составу арт-терапевтических групп, а также осуществление некоторых форм арт-терапевтической работы с больными за пределами психиатрических учреждений. · Большое значение для успешного использования арт-терапии в работе с душевнобольными имеет также нейтрализация негативного влияния традиционной институциональной культуры государственных психиатрических учреждений, преодоление свойственного многим их работникам патернализма в отношении психически больных, проведение с персоналом специальных лекций, семинаров и мастерских, позволяющих лучше понять основные принципы арт-терапевтического подхода и получить опыт участия в арт-терапевтической группе. Не менее важным представляется налаживание с персоналом тесного взаимодействия непосредственно в ходе реализации арт-терапевтической программы, а также привлечение дополнительных ресурсов, связанных с установлением контактов психотерапевта с семьями душевнобольных, социальными службами, местными сообществами и общественными организациями. Глава 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|