Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура и искусство эпохи Просвещения




Просвещение — общественное, эстетическое, идейное и культурное движение в странах Америки и Европы, связанное с переменами в условиях жизни, сложившихся под влиянием распада феодальных и становления капиталистических отношений в экономике. Исторические рамки – 1689-1789 года.

Предпосылками и первопричинами эстетической эволюции в обществе были изменения в науке, политике, идеологии, культуре, искусстве. Культура в эпоху Просвещения вела борьбу за торжество «царства разума», прежде всего обусловленного развитием науки. Его основой должен был стать принцип «естественного равенства», с вытекающими из него принципами политической свободы и гражданским равенством.

Просветителями стали убежденные материалисты и идеалисты, которые признавали разум, как основу познания и поведения людей. Философские течения общественной мысли в культуре эпохи Просвещения представляли собой некое единство, которое выражалось в целях и идеалах – свобода, веротерпимость, благосостояние и счастье, отказ от насилия, вольнодумство, а так же критический взгляд к любым авторитетам.

Научное знание, ранее доступное лишь узкому кругу ученых, распространяется далеко за пределы лабораторий и университетов. Наука постепенно становится предметом обсуждения деятелей культуры, популярно излагающих самые последние достижения философии и науки.

Известные люди эпохи Просвещения происходили из разных сословий и классов: начиная с аристократии и дворян, заканчивая служащими торгово-промышленных комплексов. В каждой из стран культура эпохи Просвещения носила отпечаток национальной самобытности.

После революций и гражданских войн в 17—18 веках сгладились противоречия в обществе, развивался парламентаризм, что привело к укреплению политической борьбы в правовом поле. Церковь не противопоставляла саму себя Просвещению и в определенной мере даже соответствовала его идеалу веротерпимости. Все это способствовало бурному развитию культуры. Сохранился баланс между традиционными ценностями, хранителем которых была церковь и особыми новаторскими, которые несла культура эпохи Просвещения.

Художественная культура 18 века – это период ломки воздвигавшейся веками художественной системы: скептическое и ироническое отношение ко всему, что считалось избранным и возвышенным ранее. Перед художниками впервые открылись возможности свободы наблюдения и творчества. Культура эпохи Просвещения использовала стилистические формы классики, отражая с их помощью уже совершенно новое содержание.

Искусство Европы18 столетия соединило в себе два противоположных начала: классицизм, означающий подчинение человека системе и романтизм. В культуре разных народов, классика и романтизм то образовывали некий синтез, то существовали во всевозможных смешениях и комбинациях.

Новым началом в культуре эпохи Просвещения было так же появление течений, которые не имели собственной стилистической формы и не испытывали потребности в ее генерации. Одним из крупнейших течений был прежде всего сентиментализм, который в полной мере отражал просветительские представления о доброте и чистоте натуры человека, которые были утрачены вместе с “естественным состоянием” общества, во время его постепенного отдаления от природы. Сентиментализм, прежде всего, обращался к внутреннему, интимному, личному миру человеческих мыслей и чувств, поэтому не требовал особых стилистических изысков. Сентиментализм был близок к романтизму.“Естественный” человек, воспеваемый им, постоянно испытывает трагичность столкновения с силами природы и общества, с самой жизнью, которая готовит ему великие потрясения. Их предчувствие пропитывает всю культуру эпохи Просвещения.

Процесс вытеснения религии в искусстве светскими является характерной чертой культуры Просвещения. Светское зодчество в18 веке, впервые за долгую историю, берет верх над религиозным по всей территории Европы. Жанровая живопись, в которой отражались повседневные наблюдения художников за жизнью реальных людей в реальном мире, широко распространяется по территории европейских странах, а порой даже стремится занять главенствующее место. Место Парадного портрета, столь популярного в прошлом, занимает портрет интимный, а в пейзажной живописи возникает “пейзаж настроения”, представленный такими художниками как Гейнсборо, Гварди, Ватто.

Характерной чертой культуры Просвещения является возрастающее внимание к эскизу, причем не только у самих художников, но даже у критиков и искусствоведов. Индивидуальное восприятие, настроения, отраженное в эскизах, иногда оказывают эмоциональное и эстетическое действие, чем полностью законченное произведение. Гравюра и рисунок ценятся выше живописных полотен, поскольку устанавливают более выраженную связь между зрителем и художником. Вкусы и предпочтения эпохи поменяли и сами требования к колориту полотен живописи. У художников 18 века в работах усиливается декоративное восприятие цвета, картины начинают украшать то место, в котором они находятся.

Культура эпохи Просвещения, воплощенная в архитектуре и живописи рококо, прежде всего, были настроены на создание комфорта для человека, который будет наслаждаться этими произведениями. Маленькие по объему комнаты не выглядят тесно благодаря иллюзиям “играющего пространства”, что достигается архитекторами и художниками за счет использования различных художественных средств: орнамента, зеркал, панно, особой цветовой гаммы и т.д. Этот стиль стал популярным в небогатых домах, в которые он внес дух комфорта и уюта без излишней помпезности и роскоши.

Еще одной отличительной чертой культуры Просвещения было отображение с помощью художественных средств человеческих ощущений и наслаждений – духовных и физических. Начиная с 18 в. как публика, так и критики требуют от новой живописи, музыки и театра больше “приятного” или “чувственного”.

В бесконечных спорах между ними зарождались современные теории прав человека, как независимого гражданина и части гражданского общества, демократии в правовом государстве, этики индивидуализма и рыночной экономики.

На смену старой идеологии, феодализма пришло время экономистов, философов, социологов и литераторов эпохи Просвещения.

 

48.Особенности Европейской культура 19 века
Век победы буржуазных революций. Три крупных события: Великая французская революция, ПП, образование США. в итоге новый тип цивилизации. Люди переезжают в города, формируются элементы массовой кул-ры, ориентированные. В системе мысли – поступательное развитие – эволюция. философы: Гегель, Маркс, дарвин «происхождения видов». Время светского мировоззрения, церковь потеряла контроль над обществом. Многие страны пришли к веротерпимости. В искусстве и культуре – много стилевая организации, основные и наиболее яркие – литра. Жив., музыка.
Классицизм. Начал складываться в 17 веке. Принципы: обращение к античной кул-ре,рационализм, симметрия, сдержанность. Герои произведений обладают стойкостью перед превратностями судьбы. Для них общее выше личного. Строгая иерархия жанров высокий стиль (ода, трагедия, эпос), низкий (басня, комедия натюрморт, пейзаж).
Литература. Гете – основоположник немецкой литерату-ры.»Фауст».Шиллер – теоретик. Поэт»Мария Стюарт». Шенье – автор гимнов и революционно патриотических трагедий «Кай Грахт». Изобраз ис. яркую роль сыграли живописцы. Скульпторы Франции Жак Луи Давид – возродил традиции античности «Клятва Горациев», пишет портреты Наполеон. Ученик Давида – Жан Огюст Энгр – мастер композиции, строго тонкого рисунка. Автор картин на исторические темы «Завтрак Людовика 13» поздние классические тенденции оказали большое влияние на развитие академизма в французском искусстве. Скульптура Торвальдсон – холодная сдержанность, идеализация образов «Янсон». Развитие театр, применял все стили, новые жанры – мелодрама, водевиль. Музыка. Госсек, Мегюль - новый жанр «опера спасения» - идея борьбы с тиранией и благополучная развязка.,»Людоиска» Керубине, эти идеалы нашли отражение в творчестве Бетховена.
Романтизм. Романтическому искусству свойственны: отвращение у буржуазной действительности, недоверие к культу разума. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычная обстановка, в которых действовали герои.
Литература. Германия. 1.Генрих Фон Клейст – талантливый драматург, новеллы «Амфитрион» 2.Гофман «Повелитель блох» - элементы сатиры, в его творчестве огромную роль играла музыка. 3.Генрих Гейне («Романсеро») – о торжестве зла над добром, разочаровании буржуазной действительности. Англия. 1.Байрон «Паломничество Чайльд Горольда» - человек бежит на Восток в поисуах страстей. 2. Дж. Китс «Огонь» - оды. 3.Бишу Шелли аллегорическая поэма «Королева Маб» - порочность современного общества. Фран-ция. 1.Франсуа Рене де Шатобриан «Дух христианства» - спасение через обращение к религии. 2.Жермена де Сталь «Карина» - право женщины на чуства. 3. Виктор Гюго – острые социальные проблемы. 4..Жорж Санд «Валентина». Музыка. Германия. 1.Роберт Шуман «Бабочки» - фортепианные циклы. 2.К.Вебер «Ундина» Гофмана, народно-легендарная и сказочная опера «Вольный стрелок». 3. О.Николои «Виндзорские проказницы» - по Шекспиру. 4. Рихард Вагнер «Тангейзер» - опера отличается огромной выразительностью, огромный вклад в искусство. Франция. Гектор Берлиоз – драматургическая симфония «Ромео и Джульетта», комическая опера «Бронзовый конь». Италия. Новое направление оперного жанра. 1.Дж.Россини «Итальянка в Алжире» - обращение к произведениям Вольтера, Шекспира. 2. Беллини «Норма» - глубокий лиризм, выразительность мелодий. 3.Г.Доницетти «Дочь полка». Венгрия. Ференц Лист «Фауст-симфония». Польша. Фредерик Шопен – композитор, пианист. Изобр. искусство. Франция. 1.Теодоро Жерико «Плот Медузы». 2.Энжен Делакруа – полотна на мотивы поэзии Байрона.3.График и карикатурист Оноре Домье «Печатник, ставший на защиту своей печати».
Архитек. Англия – промышленная архитектура, строительство новых кварталов, проспектов. Утвердился неоготический стиль (и церкви и дома). 1861г. – хрустальный дворец в Лондоне.
Реализм. Изменения в обществе воплотились в реализме.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...