Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине





Костанайский филиал

Кафедра филологии

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

решением ученого совета филиала

Протокол № _____ от «____» ________ 2015 г.

Председатель ученого совета

_________________ Р.А. Тюлегенова

 

Рабочая программа дисциплины

История мировой литературы

 

Направление подготовки

45.03.01 Филология

 

Направленность (профиль)

Отечественная филология

 

Присваиваемая квалификация (степень)

Бакалавр

 

Форма обучения

заочная

 

 

Костанай, 2015 г.

 

Рабочая программа дисциплины составлена: Кусаиновой А.М., канд. филол. наук, доцентом кафедры филологии _____________

 

 

На основании ФГОС ВО по направлению подготовки 45.03.01 Филология

 

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры филологии

Протокол № __ от «___» _________ 2015 г.

 

Заведующий кафедрой __________________ К.С. Шалгимбекова

 

 

Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

 

Протокол № __ от «___» ____________ 2015 г.

 

 

Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко

 

 

 

Общие сведения

1.1 Характеристика дисциплины: дисциплина История мировой литературы предназначена для студентов направления подготовки 45.03.01 Филология, направленности Отечественная филология.

Предлагаемый в программе подход носит историко-типологический характер и предусматривает построение курса по определённым разделам.

Содержание дисциплины Истории мировой литературы опирается на знание студентами мифологии, фольклора, мирового литературного процесса предшествующих эпох, тесно связано с такими учебными дисциплинами, как теория литературы, история зарубежной критики и литературоведения, история русской литературы 20 века, философия и культурология. В основу Рабочей программы положено сочетание проблемного, теоретического и страноведческого, национально-хронологического принципов отбора материала.

1.1.1 Назначение дисциплины: прослеживая историю становления и развития древнего, средневекового и последующих периодов зарубежной литературы стран Западной Европы, студенты на фактическом материале вскрывают художественную специфику литературы от античности до наших дней, выявляют её особенности и разновидности на определённых этапах развития, постигают её ценность и раскрывают морально-эстетическое значение в истории зарождения мировой литературы



1.1.2 Цели дисциплины:познакомить студентов с особенностями зарождения и развития литератур древней Греции и древнего Рима, средневековой зарубежной литературы, зарубежной литературы 17-21 веков с исторической последовательностью смены родов и жанров литературы стран Западной Европы, с её содержанием и хронологией, основными чертами их сходства и различия между собой.

1.1.3 Задачи дисциплины:

· выявить типологические черты литературного процесса истории мировой литературы всех изучаемых периодов и их национального своеобразия в контексте мировой и национальной истории и культуры, в тесной связи с развитием других видов искусства;

· познакомить с творчеством крупнейших писателей и поэтов, начиная с периода античности до наших дней, вписав их в литературный контекст;

· формировать у студентов интерес к теории и методологии, используя весь спектр современных литературоведческих методологий; ознакомиться с научными основами зарубежной литературы данного периода; овладеть методикой анализа художественных произведений, статей, монографий и методикой самостоятельной работы с литературными первоисточниками.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОП: Содержание курса отражает состояние истории мировой литературы, предусматривает её изучение в историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах с периода античности до наших дней. Дисциплина История мировой литературы входит в Блок 1, индекс Б1.Б.16.

1.2.1 Пререквизиты:Основные умения и навыки сформированы студентами в процессе изучения дисциплин «Культурология», «История», «Основы филологических исследований», «Введение в литературоведение».

1.2.2 Постреквизиты: данный курс способствует выработке научного подхода к изучению современного литературного процесса, находится во взаимосвязи и взаимодействии со следующими учебными дисциплинами: «Интертекст и Интернет», «Жанр романа в художественной литературе», «Жанрология», «Современная зарубежная литература» и реализуется в них.

1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесённых с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Коды компетенции (по ФГОС) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОПК-3 –способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов. Знать: содержание литературных первоисточников зарубежной литературы различных жанров от древности до наших дней. Уметь: представлять литературу античности, Возрождения и стран Западной Европы как основу мировой литературы, включающую в себя различные жанры. Владеть: практическим навыком сравнительно-исторического анализа различных фактов мировой литературы и культуры.
ОПК-4 – владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста.   Знать: особенности существования языковых и литературных фактов, основные навыки филологического анализа и интерпретации текста. Уметь: выделять те литературные явления, которые стали определяющими для развития литературоведения. Владеть: навыком самостоятельно накапливать необходимый профессиональный багаж.
ПК-7 – готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися. Знать: основные темы и положения учебной дисциплины, содержание различных научных исследований по изучаемым темам. Уметь: применять полученные знания в области литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности; готовить рефераты, сообщения по предложенным темам; уметь делать выводы и обобщения. Владеть: практическим навыком сравнительно-исторического анализа различных фактов мировой литературы и культуры; владеть полученными знаниями, использовать их в практической деятельности на занятиях, развивать в себе внутреннюю потребность наращивания и обновления приобретённого.

1.4 Образовательные технологии: технология учебного сотрудничества с различными формами работы по методике ТОГИС (интерактивные лекции, деловые и ролевые игры и др.), технология развивающего обучения, технология поддерживающего обучения (традиционная).

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Объём дисциплины   Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)
в том числе, аудиторная работа (всего):
Лекции
Семинары, практические занятия
Практикумы -
Лабораторные работы -
Внеаудиторная работа (всего):
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
Контроль
Вид промежуточной аттестации Экзамен

Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий

№ п/п Наименование темы Количество часов
ЛЗ ПЗ ЛР СРС
  3 семестр        
1. 1 Специфика античной литературы. Античная мифология.      
2. 2 Античный эпос. Гомер. Римский эпос. «Энеида» Вергилия.      
3. 3 Лирика древних греков и римлян.    
4. 4 Античная драматургия. Эсхил. Софокл. Еврипид.    
5. 5 Античная комедия.      
6. 6 Античная проза. Роман.    
7. 7 Литература периода раннего средневековья. Литература эпохи расцвета феодализма. Рыцарская «буржуазная» литература. Художественное своеобразие городской литературы.      
8. 8 Переход к эпохе Возрождения: «открытие мира и человека». «Божественная комедия» Данте. Франческо Петрарка.    
9. 9 «Декамерон» Джованни Боккаччо. Эпоха Возрождения во Франции. Франсуа Рабле.      
10. 1 Вильям Шекспир.    
11. 2 Эпоха Возрождения в Испании. Сервантес. Ренессансный реализм. Лопе де Вега      
12. 3 Зарубежная литература XVII-XVIII веков. Барокко в литературе XVII века. Кальдерон.      
13. 4 Классицизм в зарубежной литературе XVII века. Пьер Корнель. Жан Расин.      
14. 5 Мольер. Бомарше.    
15. 6 Зарубежная литература XVIII вв. Век Просвещения. Английская литература XVIII века. Дефо. Свифт. Ричардсон. Филдинг.      
16. 7 Английская драма XVIII века. Шеридан. Роберт Бернс.      
17. 8 Французская литература XVIII века. Монтескье. Вольтер. Дидро. Руссо.    
18. 9 Немецкая литература XVIII века. Шиллер. Лессинг. Гете.    
  Всего -
  4 семестр        
1. ХIХ век – век гуманизма. Романтизм в зарубежной литературе ХIХ века. Немецкий романтизм. Э. Т. А. Гофман.    
2. Английский романтизм. Д. Г. Н. Байрон. В. Скотт.      
3. Французский романтизм. В. Гюго.    
4. Американский романтизм. В. Ирвинг. Ф. Купер. Э. По.      
5. Французский реализм. Ф. Стендаль. Оноре де Бальзак.    
6. П. Мериме. Литература Франции 50-60-х годов.      
7. Г. Флобер. Ш. Бодлер.      
8. Английский реализм. Ч. Диккенс. У. Теккерей.    
9. Немецкая литература. Георг Бюхнер. Генрих Гейне.      
Натурализм во Франции. Э. и Ж. Гонкуры. Социальный роман и особенности творческого стиля Эмиля Золя. Ги де Мопассан.    
Европейская драма на рубеже веков. Европейская поэзия на рубеже веков.      
Джек Лондон. Теодор Драйзер.    
Введение в курс истории зарубежной литературы 10-40-ых г.г. XX в. Модернизм. Д.Джойс. Ф. Кафка. М. Пруст.      
Французская литература. Дадаизм и сюрреализм. Л. Арагон. А. Барбюс. Р. Роллан. Сент-Экзюпери. Новые черты в литературе США 20-30-х годов.      
Немецкая литература. Экспрессионизм. Театр Г. Кайзера. Р. Ремарк. Т. Манн. Г. Манн. Эпический театр Б. Брехта. В. Борхерт. Г. Бёлль.      
Зарубежная литература XX века после 1945 года. Французская литература II п. XX века. Экзистенциализм.      
Литература Великобритании. Г. Грин.      
Литература США. Литература «третьего мира». Творчество Г.Г. Маркеса. Литература рубежа XX-XXI веков.      
  Всего  
  Итого -

 

Программа дисциплины

Темы лекционных занятий

№ п/п Тема ЛЗ Содержание ЛЗ Кол-во часов Кол-во баллов Методы
Лирика древних греков и римлян. Основные условия появления древней лирики. Виды лирической поэзии. эвристическая беседа
Переход к эпохе Возрождения: «открытие мира и человека». «Божественная комедия» Данте. Франческо Петрарка. Роль античности в формировании гуманистического миросозерцания нового времени. Основные понятия. Человек в искусстве Возрождения. Периодизация. Архитектоника «Божественной комедии». Связь с сюжетом рыцарского романа. Пафос гуманного чувства и христианская мораль. Данте и мировая литература. Исторические и культурные предпосылки формирования раннего гуманизма в Италии. Поэзия Петрарки как школа поэтов ХVl века, её влияние на мировую литературу. лекция-дискуссия
Немецкая литература XVIII века. Шиллер. Лессинг. Гете. Немецкая литература до Лессинга. Творчество Шиллера. Лессинг – основоположник просвещения в Германии. Образ Фауста в литературе (Марло, Лессинг, Гете, Клингер, Пушкин, Ленау, Т. Манн). Немецкий миф. «мозговой штурм»
  Всего    
ХIХ век – век гуманизма. Романтизм в зарубежной литературе ХIХ века. Немецкий романтизм. Э. Т. А. Гофман. ХIХ век – век гуманизма. Романтизм как литературное направление. Особенности культурно-исторической эпохи XIX века. Проблемы периодизации литературного процесса в Западной Европе XIX столетия. Специфические условия возникновения и развития романтизма в немецкой литературе. Его философские основы. Йенские романтики. Творчество Э. Т. А. Гофмана. Эволюция творчества. Эстетические идеи. Особенности фантастики. Характер двоемирия, авторская ирония, гротеск. Переход от романтизма к реалистическому методу. лекция-беседа
Французский реализм. Ф. Стендаль. Оноре де Бальзак. Романы и новеллы Стендаля. Предельная сухость и точность изложения, «летописное сознание», историзм писателя. Бальзак о Стендале. Своеобразие психологизма писателя. Интерес Стендаля к России и «загадочной русской душе». Личность писателя – тип титанического человека эпохи Возрождения. Мировоззрение писателя. Эстетические взгляды и принципы. Стиль Бальзака. Бальзак и Россия. метод художественной интерпретации
Всего      
Итого      

Темы практических занятий

№ п/п Тема ПЗ Содержание ПЗ Кол-во часов Кол-во баллов Методы
  3 семестр        
Практическое занятие № 1. Античная драматургия. Эсхил. Софокл. Еврипид.   1. Трагедия как «высший род драмы» (В. Г. Белинский). Аристотель о трагедии.Катарсис как «очищение путем сопереживания и страха».Театр в Афинах и в Риме. Части драмы. Устройство античного театра.2. Эсхил как «отец трагедии». Прометей как «культурный герой». Трилогия Эсхила «Орестея»: основные события, главные герои.3. Содержание и образы трагедий Еврипида «Ипполит» и «Медея». 4. Трагедия Софокла «Эдип-царь», функционирование мифологической модели мира в пьесе. Трагедия Софокла «Антигона» в историческом (борьба родового и государственного права) и этическом аспектах.5. Идейно-художественное содержание трагедии Софокла «Эдип в Колоне». «мозговой штурм»
Практическое занятие № 2. Античная проза. Роман. 1. Происхождение античного романа. Истоки новой греческой прозы – путешествия, история (Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Плутарх), судебные речи (Лисий). 2. Типология древнегреческого романа на примере романов Харитона «Херей и Каллиройя», Гелиодора «Эфиопика», Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт». 3. Специфика буколического романа Лонга «Дафнис и Хлоя»: описание природы и быта, типы действительности и идеальные герои. 4. Особенность римского романа как романа «моногеройного». Биография Апулея. Мировоззренческие аспекты его романа «Метаморфозы, или Золотой осел». эвристическая беседа
Практическое занятие № 3. Вильям Шекспир. 1. Место Шекспира в истории развития мировой литературы. Шекспировский вопрос. 2. Проблематика трагедий. «Вечные» образы в трагедиях Шекспира. 3. Тема и основной конфликт трагедии «Ромео и Джульетта». Какие противоречия общественной жизни отражены в нем. Какие образы трагедии помогают понять этот конфликт? Как борются за свою любовь Ромео и Джульетта? Кто из них проявляет больше решительности, последовательности в этой борьбе? 4. Жанровые аспекты трагедии. Основные проблемы трагедии «Гамлет». Поэтика трагедии (построение, «лишние эпизоды», пьеса в пьесе и т. д.). Какой конфликт лежит в основе трагедии, и какие два мировоззрения сталкиваются в этом конфликте? 5. В чем сущность гуманистических взглядов Гамлета (подход к жизни, отношение к человеку, дружбе, любви, искусству, религии, сословному неравенству) – Монолог «быть или не быть» (акт 3, сцена 2). Кризис гуманистического сознания: Гамлет, монолог о человеке (акт 2, сцена 2). Как развивается конфликт с окружающим миром: Гамлет и носители власти (Клавдий, Полоний). Гамлет и Гертруда. Гамлет и Офелия. Гамлет и мнимые друзья. Что является причиной трагедии Гамлета? Почему Гамлет медлит с выполнением задачи кровной мести – убийства Клавдия? Верит ли Гамлет в возможность осуществления гуманистических идеалов? метод художественной интерпретации
Практическое занятие № 4. Мольер. Бомарше. Мольер и народный театр. Комедия «Мещанин во дворянстве». Общественный смысл сатиры Мольера. Антиклерикальная и антифеодальная сатира Мольера. Тема взаимоотношений человека и общества. Творчество Бомарше. эвристическая беседа
Практическое занятие № 5. Французская литература XVIII века. Монтескье. Вольтер. Дидро. Руссо. Общественно-политическое развитие Франции в 18 веке. Особенности французского просвещения. Основные представители литературы Франции. Особенности творческой деятельности Дидро и Руссо. лекция-дискуссия
  Всего    
  4 семестр        
Практическое занятие № 1. Французский романтизм. В. Гюго.   1. В. Гюго как создатель романтического исторического романа: а) Отличие романа Гюго от романов Вальтера Скотта. б) Проблема соотношения правды и вымысла. в) Чем объясняется выбор эпохи автором в романе (XV век)? г) Концепция истории В.Гюго; понимание исторического прогресса и регресса в романе. 2. Как воплотились идеи «Предисловия» к «Кромвелю» в романе «Собор Парижской Богоматери»? Особенности сюжета и композиции произведения. 3. Система образов романа: а) Принцип контраста как основополагающий при построении системы персонажей: Клод Фролло, Квазимодо, Гренгуар, Феб, Эсмеральда, Гудула. б) Что обозначает слово ANAГKH? Свободный выбор или случайность (рок) соединяет героев? в) Образ Эсмеральды – центральный образ романа: - выявление характеров всех персонажей романа через отношение к Эсмеральде; - особенности внешнего и внутреннего облика Эсмеральды; - идейный смысл образа Эсмеральды как воплощения творческих сил народа, идеала естественной нравственности и духовной красоты; - роль образа Эсмеральды в раскрытии внутренних конфликтов эпохи: изображение писателем кризиса религиозного мировоззрения в массах и у отдельных представителей народа. г) Образ народной массы и ее роль в истории в понимании Гюго. д) Образ Собора в романе. - Почему всю 3-ю книгу Гюго посвящает Парижу и Собору? - Как образ Собора связан с сюжетом и основной идеей романа? - Место и роль главы «Париж с птичьего полета» (книга 4. Какую роль играет Гревская площадь в развитии сюжета романа? «Местный колорит» в романе: быт, орудия труда, одежда, жилища, нравы, верования и предания народа. Гротеск и контраст в романе. Что автор понимает под прекрасным? Есть ли в романе символы? свободная беседа
2. Практическое занятие № 2. Английский реализм. Ч. Диккенс. У. Теккерей. Чарльз Диккенс. «Домби и сын». 1. Социальный план романа. Изображение «общественных язв» (мир больших денег, судебная волокита, бесправие бедных, всесилие богатых, ложные проявления филантропии и т. п.) 2. Идея родства и единства «двух наций» (бедных и богатых) в романе (линия леди Дедлок, Эстер, Флоренс). 3. Мир персонажей романа (деление на «положительные» и «отрицательные» типы, углубление психологизма, принципы изображения детского сознания, «подпольные типы»). 4. Символический план романа. лекция-дискуссия
    Художественное своеобразие романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия». 1. Тематика и проблематика романа. Почему тема семьи и семейных отношений имеет такое большое значение в романе? Смысл заглавия и функция подзаголовка. Разъясняет или усложняет подзаголовок заглавие романа? 2. Функции балагана и фигуры Кукольника в «Ярмарке тщеславия». Образ автора в романе. 3. Ребекка Шарп как воплощение игрового начала в романе. Какие черты внешности, костюма и поведения Ребекки подтверждают эту характеристику? Какой еще образ романа реализует игровой тип поведения? 4. Пародия в романе. Какие образы являются пародийными? В каких сценах раскрывается несостоятельность «положительных» героев? Тема снобизма в романе. Какие образы связаны с идеей буржуазного, аристократического и национального снобизма? 5. Роль исторической темы в романе. Проблема исторической обусловленности судеб героев. Какова функция двуплановой композиции романа? Викторианская нравственность в романе. Проблема добра.     эвристическая беседа
3. Практическое занятие № 3. Натурализм во Франции. Э. и Ж. Гонкуры. Социальный роман и особенности творческого стиля Эмиля Золя. Ги де Мопассан. Ги де Мопассан «Пышка». 1.Новеллистика Мопассана. 2.История создания новеллы «Пышка». Традиции французской новеллистики 19 века в «Пышке». 3.Система образов в новелле Особенности композиции «Пышки». 4. Мастерство психологической детали и роль пейзажа в новелле. эвристическая беседа
4. Практическое занятие № 4. Джек Лондон. Теодор Драйзер.     Американская литература в начале XX в. «Северные рассказы» Дж. Лондона. Тема романтического противопоставления природы и капиталистического общества. Проблема художника в романе «Мартин Иден». Особенности поэтики Теодора Драйзера «Сестра Керри». 1.Основные пути развития американской прозы конца XIX – начала ХХ века и место в ней Т. Драйзера. Роман «Сестра Керри» в творческом наследии автора (замысел, история создания). 2. Проблемно-тематический уровень. «Американская мечта», «миф об Америке», особенность их воплощения в романе. 3. Жанровое своеобразие романа. Специфика композиции, сюжета, конфликта в романе. Основные принципы построения жанровой системы, способы создания характера персонажей. 4. Стиль романа. Достижения Т. Драйзера-романиста. свободная беседа
Всего      
Итого      

4.3 Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.