Структура преподавания дисциплины
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения учебной дисциплины (модуля) «Основы научных исследований» является овладение знаниями о законах, принципах, понятиях, терминологии, методологии, содержании, специфических особенностях организации (методики) и управлении научными исследованиями. Основные задачи дисциплины заключаются в - ознакомлении студентов с методами постановки и организации научного исследования; - развитии у студентов навыков поиска и обработки информации; - освоении современных методов экспериментального исследования и обработки результатов эксперимента; - развитии навыков самостоятельной работы, умения самостоятельно формулировать задачи исследования и разрабатывать методику приведения эксперимента; - в развитии навыков принятия решений (предложений) по результатам научного исследования. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ
Предметом изучения дисциплины «Основы научных исследований» является проблема представления методологии научного творчества начинающим исследователям, организация научной работы, использование методов научного познания и применение логических законов и правил на практике исследовательской деятельности. Данная дисциплина имеет статус научной дисциплины и является базовой при разработке студентами на последующих курсах различных учебных работ по планам текущего и итогового контроля. От того, как усвоена обучаемыми данная дисциплина будет зависеть уровень осуществления всех выполняемых в последующем учебных и научных работ, в том числе и дипломного проекта. Курс учебной дисциплины «Основы научных исследований» предназначен для ознакомления, изучения, освоения использования на практике научной деятельности студентами экономических, организационных и управленческих специальностей (специалистов таможенного дела, экономистов, менеджеров, маркетологов и др.).
Данная учебная дисциплина является неотъемлемой частью теории науки, научных исследований, науковедения. Она базируется на базовой части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) и математического и естествонаучного цикла (Б2): «Философии», «Отечественной истории», «Экономической теории», «Психологии сервисной деятельности», «Математики», «Информатики» и др. Данная дисциплина необходима для успешного освоения дисциплин математического и естественнонаучного цикла (С2), профессионального цикла (С3): «Основы системного анализа», «Общая и таможенноя статистика», Профессиональное освоение данной учебной дисциплины как одной из составляющих частей пятилетнего плана формирования дипломированного специалиста таможенного дела с высшим профессиональным образованием предусматривает глубокое изучение и освоение общих профессиональных учебных дисциплин специальности цикла (Б3), с которыми имеет тесную взаимосвязь. Таким образом, дисциплина «Основы научных исследований» закладывает основы преемственности и развития всех учебных дисциплин специальности в соответствии с пятилетним учебным планом магистерской программы по направлению подготовки «Таможенное дело».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: OK-1: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень; OK-5: способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности;
OK-6: способностью применять математические методы и методы системного анализа для решения задач профессиональной деятельности; ПК-1: способностью самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные новые знания и умения в практической деятельности; ПК-3: способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности; ПК-45: умением разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в области таможенного дела; ПК-46: умением проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности, критически оценивать полученные результаты и делать выводы; ПК-47: способностью представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах (отчетах, справках, докладах, научных публикациях), владением навыками ведения научной дискуссии и аргументирования в научном споре. 3.2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен: · Знать: - базовые понятия, термины и определения, применяемые в научных исследованиях (ОК-1. ПК-1); - содержание и основные этапы научного исследования (ОК-1;5. ПК-1;45); - общую методологию получения научного знания (ОК-1;5. ПК-1;45); - современные методы научного исследования (ОК-1;6. ПК-1;46); - содержание и последовательность планирования научно-исследовательской работы (ОК-1;5. ПК-1;45); - основные приёмы поиска, накапливания и обработки информации (ОК-1;5. ПК-3); - основы правовой охраны технического и интеллектуального творчества (ОК-1;5. ПК-46); - содержание и порядок оценки эффективности и внедрения результатов научных исследований (ОК-1;6. ПК-46); - основные требования к написанию, оформлению и защите научных работ студентов (ОК-1;5. ПК-47); · Уметь: - планировать и проводить научные исследования, критически оценивать полученные результаты и делать выводы (ОК-5. ПК-46); - разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в области таможенного дела (ОК-5. ПК-45); - представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах (отчётах, справках, докладах, научных публикациях) (ОК-1. ПК-47);
· Владеть: - понятийным аппаратом в области научных исследований (ОК-1. ПК-1); - основными приёмами сбора, обработки и анализа информации (ОК-5. ПК-3); - эмпирическими и теоретическими научными методами с целью выявления и систематизации данных об окружающей среде (ОК-6. ПК-46); - навыками ведения научной дискуссии и аргументирования в научном споре (ОК-5. ПК-47).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Структура преподавания дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Основы научных исследований» составляет 5 зачетных единиц или 180 часов.
Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий для разных форм обучения очная форма обучения
Содержание дисциплины Содержание разделов/тем дисциплины
Раздел (модуль) 1. Тема 1. Наука и ее роль в развитии общества Основные подходы к определению понятий «наука», «научное знание». Отличительные признаки науки. Наука как система. Процесс развития науки. Цель и задачи науки. Субъект и объект науки. Классификация наук. Характерные особенности современной науки.
Тема 2. Научное исследование и его этапы Определение научного исследования. Цели и задачи научных исследований, их классификация по различным основаниям. Основные требования, предъявляемые к научному исследованию. Формы и методы научного исследования. Теоретический уровень исследования и его основные элементы. Эмпирический уровень исследования и его особенности. Этапы научно-исследовательской работы. Правильная организация научно-исследовательской работы.
Тема 3. Методологические основы научного знания Понятие методологии научного знания. Уровни методологии. Метод, способ и методика. Общенаучная и философская методология: сущность, общие принципы. Классификация общенаучных методов познания. Общелогические, теоретические и эмпирические методы исследования.
Тема 4. Выбор направления и планирование научно-исследовательской работы. Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов Планирование научно-исследовательской работы. Формулирование темы научного исследования. Критерии, предъявляемые к теме научного исследования. Постановка проблемы исследования, ее этапы. Определение цели и задач исследования. Планирование научного исследования. Рабочая программа и ее структура. Субъект и объект научного исследования. Интерпретация основных понятий. План и его виды. Анализ теоретико-экспериментальных исследований. Формулирование выводов.
Раздел (модуль) 2. Тема 5. Научная информация: поиск, накопление, обработка Определение понятий «информация» и «научная информация». Свойства информации. Основные требования, предъявляемые к научной информации. Источники научной информации и их классификация по различным основаниям. Информационные потоки. Работа с источниками информации. Универсальная десятичная классификация. Особенности работы с книгой. Ведение записей. Тема 6. Патентные исследования. Техническое и интеллектуальное творчество и его правовая охрана Патент и порядок его получения. Изобретение, полезные модели, промышленные образцы: определения, условия патентоспособности, правовая охрана. Особенности патентных исследований. Последовательность работы при проведении патентных исследований. Интеллектуальная собственность и ее защита.
Тема 7. Внедрение научных исследований и их эффективность Процесс внедрения НИР и его этапы. Эффективность научных исследований. Основные виды эффективности научных исследований. Экономический эффект от внедрения научно-исследовательских разработок. Оценка эффективности исследований. Тема 8. Общие требования к научно-исследовательской работе Структура научно-исследовательской работы. Способы написания текста. Язык и стиль экономической речи. Оформление таблиц, графиков, формул, ссылок. Тема 9. Основные требования к написанию, оформлению и защите научных работ студентов Подготовка рефератов и докладов. Подготовка и защита курсовых, дипломных работ. Рецензирование.
Литература: 1. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999. – 317 с. 2. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания: Пособие для студентов вузов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 304 с. 3. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: В помощь написания диссертации и рефератов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 269 с. 4. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2002. - 112 с. 5. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Феникс - 2001, 127 с. 6. Дикий Н.А., Халатов А.А. Основы научных исследований. – Киев: Вища школа, 1985. 7. Методическая разработка по написанию и защите дипломных работ. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. – 73 с. 8. Радаев В. В.. Как организовать и представить исследовательский проект (75 простых правил) / Государственный университет - высшая школа экономики, ИНФРА-М, 2001, 202 с.
Лабораторный практикум Лабораторный практикум по дисциплине «Основы научных исследований» в соответствии с учебным планом не предусмотрен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|