№ п/п
| № темы
| Тематика практических занятий (семинаров)
| Трудо-емкость
(час.)
|
1.
|
| Практические занятия:
№1 - «Основные понятия, термины и определения, применяемые в научных исследованиях» (практическое занятие).
Приобретение и формирование основ опыта, навыков и умения оперировать научными терминами и понятиями, а также собирать необходимые научные данные для решения научных задач (проблем).
|
|
2.
|
| Семинарские занятия:
№1 - «Наука и ее роль в развитии общества» (семинарское занятие).
1. Основные подходы к определению понятий «наука», «научное знание».
2. Отличительные признаки науки.
3. Наука как система.
4. Процесс развития науки.
5. Цель и задачи науки. Субъект и объект науки.
6. Классификация наук.
7. Характерные особенности современной науки.
|
|
3.
|
| Практические занятия:
№2 - «Знакомство со структурой и содержанием научного исследования» (практическое занятие)..
Процедуры формирования творческого научного замысла и логического порядка его основных элементов. Знакомство с этапами научного исследования. Знакомство с методами научного исследования экономической жизни общества.
Знакомство с абстрагированием как основным научным методом экономического исследования. Изучение аналитического и синтетического этапов научного экономического исследования. Процедуры формирования экономических фактов и обобщений, экономических гипотез и моделей. Установление связи математических моделей и экономических гипотез.
Знакомство с экономическими законами и теориями и методами их использования на практике.
|
|
4.
|
| Семинарские занятия:
№2 - «Научное исследование и его этапы» (семинарское занятие).
1. Определение научного исследования. Цели и задачи научных исследований, их классификация по различным основаниям.
2. Основные требования, предъявляемые к научному исследованию. Формы и методы научного исследования.
3. Теоретический уровень исследования и его основные элементы.
4. Эмпирический уровень исследования и его особенности.
5. Этапы научно-исследовательской работы.
6. Правильная организация научно-исследовательской работы.
|
|
5.
|
| Практические занятия:
№3 - «Знакомство с методологией научного исследования» (практическое занятие).
Характерные черты компонентов и элементов структуры мировоззрения. Особенности проведения их научного исследования.
Процедуры формирования программ научного исследования, правилами и нормативами.
|
|
6.
|
| Семинарские занятия:
№3 - «Методологические основы научного знания» (семинарское занятие).
1. Понятие методологии научного знания. Уровни методологии.
2. Метод, способ и методика.
3. Общенаучная и философская методология: сущность, общие принципы.
4. Классификация общенаучных методов познания.
5. Общелогические, теоретические и эмпирические методы исследования.
|
|
7.
|
| Практические занятия:
№4 - «Знакомство с логической схемой научного исследования» (практическое занятие).
Процедуры и атрибуты процессов формирования логической схемы научного исследования. Основные правила формирования актуальности темы, объекта и предмета исследования, формулирования цели и задач исследования, осуществление выбора методологии исследования для решения поставленных задач.
|
|
8.
|
| Семинарские занятия:
№4 - «Выбор направления и планирование научно-исследовательской работы. Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов» (семинарское занятие).
1. Планирование научно-исследовательской работы.
2. Формулирование темы научного исследования. Критерии, предъявляемые к теме научного исследования.
3. Постановка проблемы исследования, ее этапы.
4. Определение цели и задач исследования.
5. Планирование научного исследования. Рабочая программа и ее структура.
6. Субъект и объект научного исследования. Интерпретация основных понятий. План и его виды.
7. Анализ теоретико-экспериментальных исследований. Формулирование выводов.
|
|
9.
|
| Практические занятия:
№5 - «Методы и процедуры поиска информации для исследования экономической деятельности» (практическое занятие).
Методы и процедуры поисков документальных источников информации. Методы и процедуры работы с каталогами и картотеками. Использование преимуществ универсальной десятичной классификации (УДК) и библиотечно-библиографической классификации (ББК).
Использование библиографических указателей. Последовательность поиска документальных источников информации.
Основные процедуры работы с информационными источниками, техника чтения, методика ведения записей, составление плана книги.
|
|
10.
|
| Семинарские занятия:
№5 – «Научная информация: поиск, накопление, обработка» (семинарское занятие).
1. Определение понятий «информация» и «научная информация». Свойства информации.
2. Основные требования, предъявляемые к научной информации.
3. Источники научной информации и их классификация по различным основаниям.
4. Информационные потоки. Работа с источниками информации.
5. Универсальная десятичная классификация.
6. Особенности работы с книгой. Ведение записей.
|
|
11.
|
| Практические занятия:
№6,№7,№8 - «Формирование навыков работы над рукописью научных материалов» (практическое занятие).
Составление композиции научного произведения, рубрикации текста научной работы, повествовательных и описательных текстов. Содержание основных процедур разбивки материалов на главы и параграфы.
Знакомство с приемами изложения научных материалов, использование строго последовательного изложения материала или выборочного изложения научного материала.
Основные проблемы работы над черновой и беловой рукописью. Особенности языка и стиля научной работы. Специфическая фразеология научной прозы. Грамматические особенности научной речи. Синтаксис научной речи. Стилистические особенности научного языка.
Основные требования и особенности процедур выполнения курсового и дипломного проектирования, подготовки, написания, оформления, рецензирования и защиты квалификационной курсовой и дипломной работ.
|
|
12.
|
| Семинарские занятия:
№6 - «Патентное исследование. Техническое и интеллектуальное творчество и его правовая охрана» (семинарское занятие).
1. Патент и порядок его получения.
2. Изобретение, полезные модели, промышленные образцы: определения, условия патентоспособности, правовая охрана.
3. Особенности патентных исследований. Последовательность работы при проведении патентных исследований.
4. Интеллектуальная собственность и ее защита.
|
|
13.
|
| Семинарские занятия:
№7 - «Общие требования к научно-исследовательской работе» (семинарское занятие).
1. Структура научно-исследовательской работы.
2. Способы написания текста.
3. Язык и стиль экономической речи.
4. Оформление таблиц, графиков, формул, ссылок.
|
|
14.
|
| Практические занятия:
№9 - «Формирование навыков в представлении результатов научной деятельности в устной и письменной формах (отчётах, справках, докладах, научных публикациях)» (практическое занятие).
Знакомство с правилами предоставления результатов научной деятельности.
Тренировка в составлении и докладе результатов научного исследования (на примере защиты курсовой и дипломной работы).
|
|
15.
|
| Семинарские занятия:
№8 - «Основные требования к написанию, оформлению и защите научных работ студентов» (семинарское занятие).
1. Подготовка рефератов и докладов.
2. Подготовка и защита курсовых, дипломных работ.
3. Рецензирование.
|
|