Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Агрессивное и антиобщественное поведение




 

С древних времен было известно, что музыка может успокоить даже агрессивного хищного зверя. К сожалению, в наше время на улицах много таких хищников. В современном мире, когда столь непрочны семейные узы, существуют расовый и этнический антагонизм, преступность, насилие и угроза войны, музыка должна быть направлена на то, чтобы уменьшить напряженность и нервозность. Здесь, пожалуй, наиболее сильный эффект можно получить не столько от слушания, сколько от исполнения.

Томми был единственным афро-американским мальчиком в классе в школе Корпус-Кристи, штат Техас. Его отец отбывал пожизненное заключение в тюрьме, а мать большую часть времени отдавала своему новому другу. Томми, единственный ребенок в семье, был симпатичным, всегда ухоженным и хорошо одетым учеником. Тем не менее он всегда был готов дать отпор любому, кто встанет на его пути. На занятиях в музыкальном классе Томми пел громче других. Он не позволял, чтобы ею голос сливался с голосами других детей в хоре, стараясь везде показать свою обособленность. Когда он играл на каком-нибудь музыкальном инструменте, его партия всегда выделялась из ансамбля, как чья-то рука в гипсе.

Джуди Коул, преподаватель музыки, старалась индивидуально работать с Томми, чтобы сбалансировать его отношения с другими детьми. Она использовала музыкальные инструменты и метод, разработанный педагогом Карлом Орфом. Во-первых, это были самые низкие тона басового металлофона (ударный музыкальный инструмент, состоящий из разнозвучащих металлических пластан), что позволяло Томми слушать свою партию как уникальную. Затем они перешли на глокеншпиль и сопрано. Это помогало мальчику «влиться в общий хор». Поскольку ребенок был талантлив, он смог играть самые сложные парши, которые каждый легко выделял в общем звучании оркестра.

Учителя Музыки часто добиваются подобного результата, но очень трудно закрепить эти навыки и получить долгосрочный эффект. Учительница Коул ушла на пенсию, когда Томми заканчивал четвертой класс, но ее попросили вернуться в школу, чтобы работать над новым проектом. «Известие о моем приходе распространилось со скоростью звука, — рассказывала Джуди. — Томми вырвался из класса прямо среди урока, чтобы найти меня. Когда он меня увидел, он упал на пол и обхватил руками мои ноги, будто боялся, что я убегу». Музыка помогла Томми преодолеть тяжелые комплексы и выйти из изоляции. Он научился полнее выражать себя, и за это был очень благодарен учительнице.

 

СПИД

 

Лекарство от СПИДа еще не открыто, но новое поколение лекарств, тормозящих выработку протеазы, диетическая терапия, а также распространение более безопасной сексуальной практики замедляют распространение этой смертоносной эпидемии. В настоящее время звук и музыка могут помочь в этом. Например, в больнице для лечения ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом в городе Джексонвилл (штат Флорида) звукотерапия является существенным элементом лечения. При этом персонал больницы использует вибротактильную технологию и предусматривает использование специальных матрасов с вшитыми в них громкоговорителями. «Больные говорят, что это им помогает, — сообщила Энн Боззуто, доктор медицины, исполнительный директор Института мозга и тела штата Флорида, — особенно при облегчении болей, снятии нервного напряжения, преодолении депрессии, бессонницы и лечении гипертонии».

В палате, где лежат ВИЧ-инфицированные, музыка Констанции Дэмби, композитора «Нового века», особенно популярна. Ее альбом, объединяющий влияние музыки барокко с чистыми арфическими эффектами, разливается в воздухе, как симфония про-. странства, затрагивая множество тем, текстур и ритмов.

Дэмби получила множество свидетельств в виде писем об эффекте ее записей. «Когда умирал один из больных СПИДом, — написал один из врачей, — этот альбом заполнил все палаты больницы. Больной был соединен с различными приборами, и вдруг мы заметили, что с последним звуком музыки все кривые на приборах выровнялись, и он умер». Говоря о динамизме своей музыки, Дэмби отмечает: «В высшей точке первой части этого альбома на слушателя выливается колоссальное количество энергии, а самые темные элементы снимает триумфальный хор, который прорывается сквозь эту энергию. Композиторы могут исцелять своей музыкой, но они должны понимать, какую роль играет их музыка в высвобождении различных эмоций».

Музыка, соединенная с образностью, помогает высвобождать сложные эмоции, извлекая их на поверхность. Когда Мэт впервые попросил о помощи, ему было двадцать шесть лет. Ему по-дей (почти половину тех, кто находится в домах для престарелых). Взаимодействие врача и пациента, а также прослушивание музыки способствуют снижению возбуждения, повышают способность к концентрации, улучшают речевые функции и поведение сокращают неуправляемую речь, повышают способность отвечал на вопросы и улучшают уровень социальных взаимодействий.

При обследовании десяти престарелых мужчин и женщин < диагнозом слабоумие и подозрениями на болезнь Альцгеймера, которые лечились в Государственной больнице, исследователи из университета штата Алабама и университета штата Орегон обнаружили, что пациенты могут вспомнить слова песен гораздо быстрее, чем слова обычной речи или информацию. Все пациенты были из рели гиозной библейской зона сельского юга страны, поэтому песенны отрывки, которые использовались при исследовании, включали «Какой прекрасный друг Для нас в лице Иисуса», «Потрясающа милость», псалом № 23, «С днем рождения», а также песню из мультфильма Уолта Диснея «Такой маленький мир». Занятия состояли и уроков по двадцать минут. При этом пациенты вспоминали шесть десят два процента песенного материала по сравнению с тридцать! семью процентами обычной речи. Запоминание было краткосрочным, а концентрация пропадала вскоре после пения, но исследователи пришли к выводу, что исполнение песен, которые знаком] пациентам с детства, помогало быстрее наладить речевой контакт пациентами, страдающими болезнью Альцгеймера.

Иногда удается продлить этот эффект. Когда музыкотерапевт Грант Дж. Скотт прибыл для проведения сеанса Песнопения в до для престарелых в городе Риджвуд (штат Нью-Джерси), он обрати внимание на женщину, которая сидела в конце зала в кресле-качалке, углубившись в себя. Ему сказали, что это Рут. Она ни с кем не разговаривает. Однако в середине программы, когда Скотт иcпoлнял пьесу «Ты заставил меня любить себя», Рут вдруг выпрямилась в кресле и после двух лет абсолютного молчания стала петь хоровым поставленным контральто, который наверняка когда-то звучал захватывающе. С тех пор Скотт больше не видел Рут, но, насколько ему было известно, она продолжает петь. Кроме того, она начала общаться с родственниками и жильцами дома престарелых.

В находящемся неподалеку доме для ветеранов войны Скотт исполнил песни с группой старых солдат и их жен. Постепенно все, кто мог встать на ноги, включились в танец. Вечно спящие проснулись и стали постукивать ладонями по подлокотникам кресел. Постепенно танец становился все более энергичным. Образовались пары, которые заключили друг друга в объятия. Особенно всем понравилась песня «Сладкая Джорджия Браун». Когда Скотт запел песню, он с удивлением увидел, как Фрэд, пациент с болезнью Альцгеймера, который молча наблюдал за происходящим и жевал резинку в течение сорока пяти минут, вдруг с трудом встал, тяжело опираясь на трость с серебряным набалдашником. Парень-доброволец спросил у него, не хотел бы он потанцевать, но Фрэд ответил, что не может ходить без трости. Однако затем он стал делать колебательные движения, как тромбонист, широко улыбаясь. Было видно, что он чувствует себя прекрасно. «Из тишины и покоя, — делает Скотт свое наблюдение, — он вернулся к жизни под действием волнующих ритмов старой песни, которую давно пели у него дома на юге. Когда я взглянул на него, меня переполнили теплые чувства. Фрэд танцевал, опираясь на трость. Он раскачивался из стороны в сторону под ритмы музыки до конца песни. Когда отзвучала последняя песня, он положил на пол трость и, стоя над ней, погрозил ей пальцем, как бы говоря: “Зачем ты ко мне все время пристаешь, подружка?”»

 

Беспокойство, тревога

 

Одним из наиболее распространенных терапевтических воздействий музыки является снятие тревоги или боли, которые сопровождают хирургическую операцию или другие медицинские процедуры. Исследования свидетельствуют о большой пользе музыки. Исследователи из Военно-морского медицинского центра города Бетесда (штат Мэриленд) сообщают, что пациенты, которые слушали музыку во время сигмоидоскопии (введение трубки сквозь анальное отверстие в ободочную кишку с целью диагностирования рака кишечника и других заболеваний толстого кишечника), чувствовали себя более спокойно и расслабленно, чем «контрольные» пациенты.

Ральф Спинтдж, доктор медицины, исполнительный директор Международного сообщества по использованию музыки в медицине (Германия), исследовал воздействие музыки на девяносто семь процентов до, во время и после хирургических операций. Он обнаружил, что большинство из них сообщало о том, что музыка помогла им восстанавливаться после операции. Многие говорили, что они чувствовали меньше потребности в обезболивании. Мягкая, тональная музыка была особенно эффективна. Прослушивание медленных классических произведений или музыки в стиле барокко за несколько дней до хирургического вмешательства, а затем сразу после выхода из наркоза в реабилитационной палате снижало послеоперационные проблемы и сложности.

В медицинском центре университета штата Массачусетс в городе Уорсестер пациенты прослушивают успокаивающую музыку и выполняют упражнения на расслабление, в основе которых лежит буддистская практика. Эта новаторская программа, разработанная Джоном Кабат-Зинном, директором центра по созданию подобных программ, а также арфисткой Джорджией Келли предлагает естественную и безопасную альтернативу транквилизаторам и другим воздействующим на психику лекарствам.

Одна из моих коллег Джин Ахтерберг, доктор философии и новатор в изучении межличностной психологии, использовала приемы шаманства и образность, как вы помните, в моем исцелении, а также музыку во время операции на ее челюсти. «Музыкальные пьесы, которые я просила поставить, значительно облегчили процесс хирургического вмешательства, — рассказала она после операции. — Мы побеседовали с вами, и я решила использовать вашу подборку “Воспоминания об Альгамбре”. Мне не хотелось вычурной музыки. Я хотела чувствовать себя живой и боялась очнуться после операции с таким чувством, что я уж умерла. Я прослушивала эти произведения перед хирургическая операцией и сразу после выхода из наркоза Это внушило мне хорошие мысли о том, что со мной все в порядке и я поправляюсь. Эта музыка очень помогла мне как психологическая опора».

 

Артриты

 

В течение многих лет Джек, сорокачетырехлетний актер и режиссер, страдал от жестокого анкилозирующего спондилоартрита (болезнь Бехтерева). Это приводящий к инвалидности артрит, при котором происходит прогрессивное перерождение соединительных тканей. Эта болезнь считается неизлечимой. (Один из немногих зарегистрированных случаев полного выздоровления связан с Норманом Коузинсом, который рассказывал, что преодолел ее с помощью смеха и сверхдоз витамина С.) Джек искал лекарство от жестокой депрессии и начал брать уроки у музыкального психотерапевта Стефани Мерритт, директора центра по использованию музыки в городе Сан-Диего, Южная Калифорния.

Прослушивая классическую музыку, Джек пришел к пониманию того, в чем заключается его болезнь и каково Се происхождение. «Мой позвоночник был буквально костяной тюрьмой для жизненных каналов, — вспоминал он после того, как музыкальное лечение помогло ему понять эмоциональные источники своей боли. — Боли в спине были “тюремщиком”, который засадил за решетку мои жизненные силы и мою злость. Грудная клетка сделалась камерой-одиночкой для сердца, она не расширялась при дыхании».

Ритмы и вибрации, которые принесла музыка, а также те образы, которые она пробуждала, воспоминания и эмоции, которые при этом высвобождались, оказались заключенными внутри организма Джека. Именно отсюда возникала боль. Педагогу удалось сдвинуть источник кинестетической энергии болезни, обеспечив что-то наподобие духовного объединения сил организма, что ранее было невозможно. Джеку удалось не только преодолеть свое подавленное состояние, но и добиться уменьшения боли на девяносто процентов.

Ревматоидный артрит. Это иммунологическое заболевание, которое поражает в основном людей преклонного возраста, особенно хорошо поддается лечению под музыку. В исследовании эффективности применения управляемой образности и музыки (УОМ) при терапии использовалась классическая музыка для облегчения выплеска эмоций пациентов. По данным исследователей общей лютеранской больницы города Чикаго, были обнаружены значительные психические и психологические улучшения у двадцати семи пациентов, страдающих от ревматоидного артрита. В процессе лечения за восемнадцать недель исследователи обнаружили, что резко снизились боли и психологический дискомфорт, улучшилась походка.

Вывод исследования таков: «Пациенты часто проявляли способности, далеко выходящие за переделы заболевания, двигались легко, с радостью и без всяких признаков боли».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...