Синдром хронической усталости
Флойд страдал от синдрома хронической усталости — истощающей болезни, которая наряду с вирусом Эпштейна-Барра, фибромиалгией и прочими иммунными расстройствами привела к параличу или искалечила сотни тысяч подростков. «Когда-то я бегал, но сейчас в кладовке, там, где раньше были кроссовки и беговой костюм, стоят ореховые и бамбуковые палки, трости и костыли, — написал житель Портленда в статье “Колючки среди пуха: как совладать с хроническим заболеванием”. Я больше не могу работать, и мой шкаф, где раньше висели костюмы-тройки и элегантные рубашки с жестким воротничком, теперь заполнен бесформенными свитерами и поношенными шортами». В течение многих лет самым сложным занятием для Флойда стало завязать шнурки на ботинках. До болезни Флойд был любителем рок-н-ролла, особенно Элвиса Пресли, Чака Берри и Джерри Ли Льюиса, а также бродвейских мюзиклов, таких как «Парни и куклы», «Уличный торговец» и «Южный тихий». Музыка звучала в его наушниках, когда он бегал трусцой по Портленду каждое утро. Позже он полюбил музыку Моцарта и почувствовал, что мир вокруг него изменился. «Я думал раньше, что Классическая музыка сложна и тяжела, — признавался он. — Ее писали композиторы, которых знают не по имени, а только по фамилии, причем большинство из них страдало немощью и разными болезнями, а также имело невероятные прически». В течении двух лет Флойд слушал музыку Шумана* Бетховена, Шопена и Моцарта по четыре часа в день в положении лежа. «Иногда музыка увлекала меня в темную комнату, где было сосредоточено то, что я испытывал, туда, где были все эмоции, которые так круто изменили мою жизнь, — рассказывал он. — Но иногда она доставала из меня душу и переносила в мир, где я чувствовал себя успокоенным».
«Нельзя сказать, что без музыки я бы не выжил, но, лишенный того, что дала мне музыка, я не смог бы.понять ту идею, которая помогла мне переписать партитуру своего организма. Я не мог бы понять, что в симфонии моего организма царит хаос». Наряду с музыкой Флойд внес в свою жизнь ряд других положительных изменений. Он изменил свою диету, стал посвящать больше времени дружеским и любовным контактам, переехал в деревню. «Я обнаружил, что эротика — прекрасная восстанавливающая сила», — пояснил он. И хотя он полностью не поправился, эти изменения вернули ему надежду. «Музыка научила меня тому, что я могу сохранить в себе гармонию, если заставлю себя прослушать всю симфонию до конца».
Простуда
«Есть ли, наконец, что-нибудь, что можно сделать с этой простудой?» — вот один из наиболее частых вопросов, которые мне задают. Хотя и не существует простого лекарства (нет достаточно надежного лекарства вообще), тонирование может оказаться полезным в процессе подавления некоторых симптомов. В том, что касается проблем, связанных с лобными пазухами, тонирование звуком «а-а-а» иногда помогает очистить забитые носовые проходы. Важно принять при этом удобную позу и не форсировать звук. Если у вас нос забит и не дышит, можно издавать звук «м-м-м». В этом случае нужно стараться произносить звук в задней части глотки и несколько через нос (я называю это тибетским способом избавления от простуды), это может увеличить энергетику организма и дать некоторое облачение. Кроме этих упражнений я советую полежать в постели, слушать Моцарта и полагаться на силу Брамса и Кеннидж!
Депрессия
Орфей играл на лютне, чтобы изгнать меланхолию. Джонни Кэш прописывал в таких случаях молитву. Музыка использовалась для того, чтобы побороть уныние. Даже в случаях клинической депрессии — одного из наиболее тяжело излечиваемых психических расстройств — люди поддаются магии музыки.
Джейн в свои пятьдесят два года' страдала от жестокой депрессии, которую психиатр связывал с менопаузой. В истории ее болезни уже была дистимия (мягкая форма депрессии), но позднее она развилась до такой степени, когда женщина не могла работать, ей не хотелось даже вставать с постели. Джейн считала свое положение безнадежным. Когда-то она мечтала начать свое дело, но сейчас была уверена, что все кончится крахом. Так у нее и случалось в большинстве случаев в бизнесе. После двух занятий музыкальной терапией с врачом Стефани Мерритт Джейн начала трезво анализировать свои страхи. «Двумя выдающимися образами, которые сопровождали ее в музыкальных путешествиях, — вспоминает Мерритт, — были Фантом и Пегас, которые дали ей возможность посмотреть на себя с двух сторон: первая половина, которая жила в подземелье, испытывала спад и тяжесть от общения с другими, но другая, которой она длительное время пренебрегала, — веселый Пегас — побуждала ее к выходу из депрессии». По мере того как эти два аспекта ее существа постепенно воссоединялись, скрытая энергия Джейн начала искать выход. Она повеселела, обрела чувство собственного достоинства. Ее лечащий психиатр, заведующий больницей в городе Сан-Диего, более пяти лет пытался лечить ее антидепрессантами. При этом не было никаких положительных изменений. Ближе к концу второго курса лечения он спросил у Мерритт: «Что вы сделали с Джейн? Я не могу поверить своим глазам: она вышла из депрессии!» Мерритт рассказала ему о принципе лечения, основанном на управляемой образности и музыке, оставив этого джентльмена в растерянности. Выйдя из депрессии, Джейн начала свой бизнес в области быстрого питания и, подобно Пегасу, взлетела как на крыльях на новый уровень самореализации. Начиная с пяти лет Бриджитта испытывала страх смерти. Когда мать показала девочку французскому специалисту в области слуховой терапии Ги Берарду, доктору наук, на все вопросы она отвечала: «Я хочу умереть». Берард узнал от матери, что девочка хотела умереть еще в раннем детстве. Она испытывала депрессию с самого первого романтического приключения и дважды пыталась совершить самоубийство. Ее показывали специалистам-медикам, но даже самые сильные лекарства не дали положительных результатов.
Берард снял аудиограмму, т. е. построил электронный профиль слуха девочки. Как он и ожидал, аудирграмма показала характеристический график 2—8 — сверхчувствительность к звукам в диапазоне от двух до восьми тысяч герц. Изучая эту проблему в течение многих лет, Берард обнаружил, что многие психические отклонения имеют слуховую природу, которую можно представить в виде графиков, спектров или волн. Точно так же как кардиолог читает пики и впадины на электрокардиограмме, специалист по звуковой терапии может поставить диагноз, анализируя аудиограмму пациента. Склонный к самоубийству пациент, как обнаружил исследователь, как правило, проявляет сверхчувствительность к звукам частотой две тысячи герц. Далее следует впадина между тремя, четырьмя и шестью тысячами герц, а затем резкий подъем на восьми тысячах. Дальнейшее обследование показало, что чем глубже этот график 2—8, тем сильнее у человека тенденция к саморазрушению. С другой стороны, чем менее выражен такой график, тем более латентной является тяга с самоубийству. Отсутствие сильно выраженных пиков на высоких частотах между тремя и семью тысячами герц может свидетельствовать о депрессии. К концу десяти сеансов прослушивания аудиограмма показала существенные улучшения, хотя отношение Бриджитты к жизни оставалось негативным. После четырнадцатого сеанса произошла резкая трансформация. Девочка начала гордиться своим внешним видом и проявила тягу к общению. «Ее мать стала плакать, но на этот раз от радости», — вспоминает Берард в своей книге «Слышать — значит правильно себя вести*. Заключительная аудиограмма показала, что оптимальное умение слушать полностью восстановилось. Спустя два с половиной года аудиограмма подтвердила, что слушание и общее состояние мозга нормализовались. В своей книге Берард описывает случаи лечения двухсот тридцати трех пациентов с депрессией, которые страдали тягой к самоубийству. Из них двести семнадцать (£3%) излечились полностью после первого цикла лечения, одиннадцать (4,7%) излечились после двух или трех курсов, и только пятеро оказались неизлечимыми.
Отставание в развитии
Инфекционные заболевания ушей (отит среднего уха) — довольно распространенное заболевание у детей, особенно в возрасте до трех лет, до того как их евстахиевы трубы развиваются и среднее ухо получает достаточно хороший дренаж. Исследование, выполненное Центром учета детей с задержками развития, выявило взаимосвязь между повторными заболеваниями ушей у детей, лечением антибиотиками и задержками в развитии. В результате центр выдал рекомендации родителям максимально снижать употребление лекарств и стараться использовать альтернативные методы лечения, в том числе и музыкотерапню, которая укрепляет иммунную систему. Специалист по профессиональным заболеваниям Валери Деджин возглавляет медицинский центр в городе Сильвер-Спринг (штат Мэриленд), где лечит детей, отстающих в учебе и нуждающихся в специальных методах. Она сообщает, что дети с хроническими заболеваниями ушей часто имеют частичную потерю слуха, из-за чего метут Пропустить важный период развития языка и речи. Нормальный уровень слуха может восстановиться, но неуверенность в том, как дети слышат и анализируют звуки, может сохраниться. Используя метод Томатиса по акцентированному обучению слушанию, Деджин обнаружила, что отдельные частоты слышимого диапазона, которые выпали в результате заболевания, могут быть восстановлены. По мере того как улучшается слух„улучшается и речь. Голосовые связки восстанавливают артикуляцию выпавших при слушании частот, после чего можно скорректировать проблемы, возникающие при чтении и устной речи. Майкл был в классе самым слабым по успеваемости. Ему с трудом давалось каждое слово, в результате у него совсем пропал интерес к чтению и письму. У него часто бывали эмоциональные срывы, и он рыдал от отчаяния. У Майкла были три старшие сестры, которые учились блестяще, и это усиливало его чувство неполноценности и изолировало от общества. Учителя Майкла относились к и ему с сочувствием и предположили в разговоре с его матерью, что у него может быть дислексия—довольно распространенное недомогание, которым страдают многие дети в Америке и Великобритании, где Майкл жил со своей семьей. У страдающих дислексией нормально развиты интеллект и мотивация, однако они испытывают значительные трудности при чтении (как правило, пропускают буквы при чтении). У них также сложности с распознаванием речи на слух и в процессе говорения. Многие дети бросают -школу. В любом случае им трудно найти свое место в жизни и заниматься такими делами, которые требуют речевых навыков.
Майкла осмотрел детский психолог, который сделал вывод, что он не страдает дислексией, но у него повышенная возбудимость и задержка в развитии. Это объясняется тем, что его родители развелись. Так как матери Майкла приходилось много работать, чтобы обеспечить семью, она не могла уделять сыну должного внимания. Ей показалось, что ему поставили неправильный диагноз, и она перевела его в другую школу. Новый коллектив учителей был готов помочь, но особых изменений не произошло. Как-то мать Майкла прочитала аннотацию книги «Когда услышанное оживает» Пола Мадола, директора центра Томатиса в городе Торонто. Книга повествовала о собственном опыте автора, который вырос в «дислексичном» мире, и о том, как он преодолел проблемы в учебе с помощью метода Томатиса. Мать Майкла немедленно связалась с центром Томатиса в Восточном Сас-саксе (Англия), попросив осмотреть ее сына. После первого занятия Майкл проявил положительные реакции. Мать описала реакцию сына как совершенно противоположную тому, что наблюдалось ранее. Он был полон сил, счастлив, даже излишне взволнован. Его учитель также заметил разницу. У Майкла впервые появилось желание участвовать в соревнованиях. Во время второго курса лечения его уверенность выросла еще больше, начали улучшаться навыки чтения и речи. После заключительного курса лечения прогресс стал очевидным. Вскоре в школе Майкл получил четверку по диктанту. «Он всегда был такой неуклюжий, часто ронял и разбивал различные вещи, — вспоминает его мать. — Теперь он полностью преобразился! Помогает мне по дому, даже в работе... Он стал совсем другим мальчиком, гораздо более уверенным в себе, стал всем интересоваться. Сегодня Майкл просто сияет, чего с ним никогда раньше не было, и на лице у него сейчас великолепная улыбка!»
Диабет
На диабет, который занимает третье место по уровню смертности от хронических заболеваний (после сердечно-сосудистых болезней и рака), можно воздействовать музыко- или звукотерапией. Бонни, больная диабетом, которая не могла обходиться без инъекций инсулина, недавно стала посещать занятия в музыкальном центре города Санта-Фе у музыко- и звукотерапевта Джима Оливера. В первый день занятий она отказалась от инъекций инсулина, и к моменту начала занятий содержание глюкозы в крови было на уровне 192. После занятий уровень глюкозы снизился до 120, т. е. стал в пределах нормы, диапазон которой 60—160. Без инъекций инсулина, как Бонни рассказала Джиму, уровень сахара в крови обычно повышался до трехсот или даже выше. «Главное достоинство такого лечения — простота, — сообщает Оливер. — Мы подаем гармонизированный звук, чтобы привести тело человека в резонанс и заставить его вырабатывать свои резонансные частоты». Один ученый приехал на консультацию к Валери В. Хант в ее офис в городе Малибу (штат Калифорния). С ним был его пятидесятилетний друг, страдавший от диабета. В течение многих десятилетий Хант, писательница и исследователь университета ЮКЛА, занималась изучением высокочастотных вибраций человеческой ауры — энергетического поля, которое окружает человеческий организм. В процессе обсуждения целительных эффектов звуков и музыки Хант сыграла для гостей пьесу «Музыка света» — композицию, которую она составила путем усиления верхних частот энергетического поля. (Она объединила вместе различные звуки и цветомузыку, а для подтверждения своих результатов использовала спектральный анализ.) Прослушав в течение пятнадцати минут полный спектр звуков, больной диабетом вскочил на ноги и воскликнул: «Я чувствую свои ноги!» Подобно многим диабетикам, он страдал от парестезии — отсутствия чувствительности в ступнях ног. «Он объяснил, что потерял чувствительность ног двадцать лет назад и сейчас снова обрел ее», — написала Хант в своей книге «Бесконечный мозг: наука вибраций человеческого тела». Спустя несколько месяцев этот больной позвонил Хант и сказал, что стал гораздо реже использовать инсулиновые инъекции, чувствительность в ногах не отличается от нормальной.
Синдром Дауна
На закате солнца 6 августа 1991 года Клара Кандела вывела свою девятнадцатилетнюю дочь Кристину, которая страдала от синдрома Дауна и в течение пятнадцати лет не могла говорить, во двор для молитвы. Наследующий день она показала дочери изображение ангела в молитвенной книге, вручила ей большой разноцветный букет роз и стала петь песню «Возлюбленные Джофил и Кристина». «Когда я пела строчку “О Боже, благослови свет великого солнца”, — вспоминала Кандела, — яркий луч света осветил лицо и руки дочери». Девушка пропела следующую строчку «Теперь пусть радость ангелов наполняет каждый наш день» и затем вместе с матерью допела песню до конца. Кандела чуть не сошла с ума: Кристина никогда в жизни не разговаривала, не говоря уже о том, чтобы спеть целую песню. Продолжая это необыкновенное музыкальное занятие, мать и дочь пели дальше. «Она даже не хотела, чтобы я ради нее пела медленнее, — рассказывает Кандела, — поэтому я пела в нормальном ритме. Всякий раз, когда мы исполняли песню, дочь запоминала все больше и больше слов». После этого Кандела дала волю своим чувствам: «Мы прыгали от радости, обнимались и целовались. Я твердила: “Мы исцеляемся”, — и Кристина отвечала: “Да”». Сын-подросток вышел во двор. «Она говорит! — воскликнул он в изумлении. — Эго великолепно!» Кандела предложила Кристине пропеть имя своего брата и сказать ему: «Я тебя люблю». Кристина сделала это. По словам матери, радость сына была огромна. На следующее утро Кристина испытывала стеснение и не могла сразу показать свои вокальные способности перед отцом. Он никак не мог поверить в то, что жена говорит правду. Прочитав несколько молитв и исполнив несколько песен в дуэте с дочерью, Кандела попросила мужа спуститься вниз и послушать, как поет дочь. «Когда он услышал, я увидела, что он просто просиял, — рассказывает Кандела. — Мы закончили наш урок, пропев “Боже, благослови Америку”, и это было великолепно. Однако отец к тому времени ушел и не слышал песни, поэтому мы поднялись по лестнице, чтобы спеть специально для него».
Эпилепсия
В течение многих лет Марго Ананд, автор книги «Искусство сексуального экстаза», использовала музыку на своих семинарах по человеческим взаимоотношениям. Она объясняет свою любовь к музыке глубокими переживаниями, которые испытала ребенком, когда отец брал ее на службу в русскую православную церковь в Париже. Вспоминая свои детские ощущения, она пишет: «Как будто из центра земли возник мужской голос, который нарастал плавно и медленно, как бы открывая слой за слоем красоту бытия, страсти, веры в Иисуса Христа». Она с благоговением слушала хор мужских голосов, которому эхом отвечали ангельские женские голоса. Они рождали в душе ребенка священный трецет. С тех дней Марго поняла, что Музыка станет тем средством, которое будет призывать ее дух к свободе. В своей педагогической практике Ананд сталкивалась с множеством «безнадежных» случаев. Однажды в Париже на семинар пришла супружеская пара вместе с девятнадцатилетним сыном, который едва мог передвигаться, совсем не говорил и не реагировал ни на какие действия своих родителей. У него случались эпилептические припадки. В течение пяти дней Ананд работала с молодым человеком, поощряя его способность к движениям, ходьбе, дыханию и извлечению звуков из барабана. Она исполняла ему бравую музыку. Прошла всего неделя, и произошли чудесные превращения. По мере того как слушание музыки и попытки двигаться стали его ежедневной привычкой, постоянно происходило улучшение. Больной научился спокойно лежать в кровати вместо того, чтобы биться головой о стену. Постепенно его припадки стали менее частыми и серьезными. Доктор Роберт JI. Таслер, почетный профессор университета ЮКЛА, работает музыкальным терапевтом и имеет пятидесятилетний опыт общения с пациентами, страдающими от эпилепсии. В книге «Музыка: катализатор исцеления» он описывает несколько случает излечения, включая случай пациента М. Эго мужчина, у которого припадки были вызваны последствиями серьезной автомобильной аварии. В результате он ослеп на один глаз. Блестящий математик, М. всегда получал активную поддержку жены и детей, а также международной компании, где работал. Тем не менее припадки выводили его из рабочего состояния на несколько дней. Поскольку большинство припадков случалось ночью, Таслер порекомендовал пациенту слушать специально подготовленные записи, лежа в постели. (Засыпал он хорошо.) Таслер прописал прослушивание музыки в то время, когда он ездил на работу электричкой, и накануне деловых встреч или конференций. Записи представляли собой произведения Баха, Вивальди, Телеманна, Генделя и других композиторов, которые использовали устойчивый ритм, такт, приближающийся к нормальной частоте сердечных сокращений. Интерес пациента М. к музыке возрос, и к концу первого года количество припадков уменьшилось на две трети. Припадки стали менее жестокими, и М. стал чувствовать себя лучше. На следующий год музыкальная программа была расширена и стала включать произведения Шопена, Шумана, Скрябина и Дебюсси, а также пьесы Гайдна и Баха. Объем прописанных М. лекарств был снижен, он стал играть в теннис один раз в неделю. Улучшилась его половая жизнь. Проводя сеансы терапии, Таслер неожиданно заметил, что невидящий глаз М. начал потихоньку «блуждать», что является свидетельством того, что нервная энергия может поступать в область глаза. Он показал больного Рейну Бартле-ма, специалисту по терапии мозговой деятельности и нейролингвистическому программированию. К началу третьего года лечения на ирофированной щеке М. появилась чувствительность, восстановился обычный цвет кожи. «Уже через несколько месяцев с помощью зеркала М. мог центрировать свой невидящий глаз, — ' вспоминает Таслер. — Во время одного из сеансов без всякой подсказки с «шей стороны М. стал вспоминать про аварию. Он изливал в потоке слов глубоко укоренившиеся в нем страхи, что стало бесценным мучаем катарсиса, большим шагом к выздоровлению». В качестве заключительной программы музыкотерапии па-диент М. стал слушать произведения с более сильным эмоциональным контекстом, созданные Брамсом, Бахом, Моцартом, Корелли и Равелем. Цель — восстановление динамики подсознания больного, без чего было невозможно его исцеление. «Абстактная музыка стимулирует деятельность клеток мозга, ускоряет поток нервной энергии и активизирует подсознание, раскрывая мир мечтаний, воображения и интеллекта больного так, что он может выразить свои реакции по-другому», — объясняет Таслep. Во время музыкальных занятий М. многое понял о своей болезни, и наконец припадки прекратились.
Печаль (тоска)
Билл серьезно заболел после смерти близкого друга Роланда на Пасху в 1991 году. Они дружили более тридцати лет. Диагноз болезни Jly Герига был поставлен Роланду давно, но его смерть стала для Билла огромным потрясением. В течение считанных дне у Билла развился паралич лица. Глаза его постоянно наполнялись слезами. Он чувствовал, что не может моргать. Его показали профессору медицины. Врач заподозрил у него паралич Белла. В раз говоре с Крис Бревер, музыкотерапевтом из города Калиспелл (штат Монтана), Билл признался, что он старается «не зацикливаться» на несчастье, но у него ничего не получается. Бревер предложила провести сеанс музыкотерапии, чтобы помочь Биллу справиться с его горем. Во время сеанса Билл представлял себе, как он встречается Роландом. Билл убеждался, что с его другом все в порядке. Когда Бревер играла канон Пахельбеля, она видела, как тело Билла содрогается и по его лицу текут слезы. Билл ничего не говорил, но было видно, что с ним происходит. Вскоре после сеанса чувствительность вернулась, и паралич больше не возвращался. Врачи которые ранее рекомендовали хирургическую операцию, были по ражены.
Головные Боли
Тонирование может помочь при головных болях. Одна и моих студенток Мэрилин Уте из города Санта-Моника (штат Калифорния) однажды пришла домой с ужасной болью в облает лобных пазух. Она не хотела принимать ни аспирин, ни туленол просто села в кресло и начала тонировать. Я объясняю студентам и слушателям на семинарах, что каждый человек должен отыскать такие тоны, которые подходят для него. Не существует особых звуков для особых условий. Одни и те же звуки действуют на людей. По-разному нужно погрузиться в мир генерируемых звуков, что и сделала Мэрилин, издалека случайные длинные гласные звуки. «У меня получился длинны звук “у-у-у”, — вспоминала она позднее, добавив, что этот звук вызвал вибрацию в голове. — Я почувствовала, что лобные пазу хи начали разгружаться». Спустя некоторое время ее язык начал естественно скользить по верхнему небу, и она почувствовал* что производит удивительные звуки. Вскоре девушка погрузилась в тихую медитацию, и головная боль прошла. Мигрени — наиболее мучительные головные боли. Музыка может помочь снизить их интенсивность и длительность. Психолог Джанет Лэпп из университета штата Калифорния обнаружила, что если пациентов, страдающих от частых мигреней, научить расслабляться, проведя два получасовых музыкальных занятия в неделю в течение пяти недель, то приступы головной боли станут более редкими. Лэпп обнаружила, что музыка может предотвратить начало сильных головных болей у тех, кто прошел такую тренировку. В исследовании, проведенном в Польше с 408 пациентами, которые страдали от сильных головных болей и нервных расстройств, обнаружилось, что пациенты, которые в течение шести месяцев регулярно слушали музыку, использовали гораздо меньше лекарств, чем пациенты в контрольных группах. Мэри Сковел, музыкотерапевт, один из редакторов журнала «Перспективы музыкальной терапии», объединила средства современной медицины с более развитыми подходами. Сковел разработала «Гармонию здоровья», новую технологию, суть которой состоит в том, чтобы отыскать «ключевую ноту» (доминирующий тон человеческого организма) и затем подавать соответствующие' частоты с помощью звуковой таблицы и наушников. «Ключевым стимулом является звук, — поясняет она. — Этот звук не только слышен, но и ощущается как вибрации всем телом. Когда эти тона воспроизводятся и поступают в организм, он активизируется и заставляет бороться с симптомами заболевания, исцеляя самого себя». Пациентка Рут в возрасте 45 лет обратилась в кабинет Сковел в городе Талеко (Штат Оклахома). В истории ее болезни было несколько приступов жестокой мигрени, кроме того, она страдала от головокружения. Доктора считали, что ее мигрени объясняются стрессами. Со временем головные боли стали учащаться. Однажды муж, придя домой, увидел Рут лежащей на полу. Пациентку забрали в больницу, где после сканирования CAT (нормального) и анализов поставили диагноз, что мигрень объясняется аллергией. Однако лечение от пищевой аллергии вызвало отеки, поэтому Рут стала принимать таблетки пригоршнями. Рут пришла На прием в надежде, что звуки и музыка могут помочь ей расслабиться. Сковел «прописала» ей прослушивание двух конкретных частот. Рут слушала эти звуки, а также симфонии и концерты Моцарта. Вскоре она рассказала, что ее тело «хочет звука», так как уходила головная боль и она могла расслабиться. После прослушивания «своих» звуков и музыки в течение двух недель отеки спали, мигрени уменьшились, женщина перестала принимать предписанные лекарства. Рут по-прежнему прослушивает «свои» звуковые частоты, когда ей нужно снять стресс.
Болезни сердца
Болезни сердечно-сосудистой системы, которые являются основной причиной смертности в современном обществе, подвергались исследованиям на предмет воздействия музыки. После того как в одной из палат интенсивной терапии в 1976 году были установлены музыкальные стереосистемы, сотрудники госпиталя святого Джозефа в Нью-Йорке сообщили о снижении сердечных приступов и смертности на 8—12% по сравнению со средним уровнем. В 1987 году исследователи изучили реакцию ритмов сердечных сокращений у пациентов с сильными болезнями в области сердца на воздействие классической музыки. В журнале «Сердце и легкие» они сообщали о значительном снижении частоты сердечных сокращений и уменьшении случаев клинической аритмии. Кэтги Е. Гуззетга, доктор наук, директор исследовательского центра в Далласе, консультант госпиталя в Паркленде, автор тринадцати книг, имеет большой опыт работы с пациентами, страдающими сердечно-сосудистыми заболеваниями. Она объяснила, что, когда пациенты попадают в реанимацию, большинство из них испытывает затрудненное дыхание, имеет мертвенно-бледный цвет кожи, повышенную потливость. Снижается кровяное давление, и учащается сердечный ритм. Часто наблюдается нестабильный или неправильный сердечный-ритм. Они близки к смерти. Гуззетте приходилось наблюдать, что традиционные методы медицинского вмешательства не дают никакой пользы. Боясь смерти, пациенты начинали дышать еще чаще, кулаки и челюсти сжимались в нервных судорогах, люди теряли контроль над собой. Часто это вызывало критические последствия. Гуззетга решила применить «дополнительный» подход и начала проводить специальные занятия по расслаблению и музыкотерапии. Однако ее коллегам необходимы были более серьезные доказательства. Для того чтобы удовлетворить их любопытство, Гуззетга начала исследовательский проект в трех госпиталях Вашингтона (округ Колумбия). В исследованиях принимали участие три группы пациентов. Первая группа получала сеансы расслабления дважды в день по методу «релаксационной реакции» доктора Герберта Бенсона, когда врач концентрирует внимание на дыхании (на выдохе), повторяя простые мантры, такие как «рас» или «расслабляться». Вторая группа участвовала в занятиях по расслаблению и музыкотерапии дважды в день. При этом пациент мог выбрать успокаивающую, популярную, классическую или нетрадиционную музыку. Третья группа не посещала никаких занятий. Один из пациентов, мистер Б., шестидесятилетний начальник военной полиции, был доставлен в медицинский центр Уолтера Рида после сердечного приступа. Его записали в группу релаксационномузыкальной терапии, но он решил этим на заниматься. Гуззетта убеждала его в том, что реакция на расслабление и музыку может помочь, нужно этому научиться, как люди учатся плавать или кататься на велосипеде. Мистер Б. согласился присутствовать на трех занятиях, после чего с ним произошли большие изменения. «Мне всегда казалось, что расслабиться — означает выпить кружку пива после работы или раз в год отправиться в двухнедельный отпуск, — рассказывал он Гуззетге. — Выясняется, что я прожил всю жизнь с напряженной шеей и не знал, как от этого можно избавиться. Я никогда в жизни не чувствовал ничего подобного». Господин Г. рассказал Гуззетге, что он был испуган «до смерти» во время процедуры катетеризации сердца, когда определялось, есть ли какие-нибудь преграды в коронарных сосудах сердца. Гуззетга посоветовала ему использовать процедуры расслабления и музыкотерапию и принесла в палату записи, которые ему нравились, магнитофон и наушники, с которыми он ездил в лабораторию катетеризации, где музыка позволяла ему снять стресс. После этого пациент сказал, что все еще боится, но музыка и упражнения помогли ему пройти эту процедуру. «Я мог контролировать ситуацию, — пояснил он. — У меня появилось средство, которое помогло побороть страхи». В исследовании принимали участие 80 пациентов. Расслабление и музыкотерапия привели к снижению ритма сердечны* сокращений со 100 до 82 ударов в минуту, а кровяное давление снизилось со 150 до 130 мм рт. ст. Гораздо более редкими стали осложнения и психологическая возбудимость, при атом температура тела повысилась от 72 до 94%о по Фаренгейту, что означает, что пациенты расслабились. «Но даже перед тем, как мы проанализировали данные, — рассказывала Гуззетга, — я знала, что мы очень помогли пациентам сточки зрения исцеления их тела, мозга и духа». Дипак Копра, доктор медицины, исследователь мозга и тела, один из наиболее популярных авторов книг по оздоровлению, также использует звук в качестве лекарства. В книге «Прекрасное здоровье» он описывает случай с Агнес Рейнер, пожилой женщиной, которая страдала от ангины, которая вызывала частые боли в груди. Они являются предвестником сердечных приступов. Кардиологи обнаружили у Агнес непроходимость коронарных артерий и прописали нитроглицерин для снятия болей. В июне Агнес впервые пришла на прием к Копре, который определил для нее «первородный звук» и заставил прослушивать его каждый день, особенно после приступов ангины. Через несколько месяцев Агнес рассказала, что боли в груди прекратились в тот же день, когда она, начала слушать звук. Больше они никогда не возвращались. Больная перестала принимать нитроглицерин и в восемьдесят лет поступила в колледж, причем занималась там полное время. «Степень облегчения, которой можно добиться с помощью природного звука человеческого организма, разная у людей,—делится своими наблюдениями Копра. — После трех лет экспериментов я наблюдал сотни случаев, когда пациенты, страдающие от болезней сердца, рака, множественных склерозов и даже СПИДа, рассказывали о снижении болей, снятии нервного напряжения и исчезновении других неприятных симптомов». Признавая, что, возможно, этому трудно найти научные доказательства, Копра делает вывод о том, что целительство звуком основано на древней мудрости и «может прекрасно дополнять медицинское лечение».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|