Ответ. Письма 10-е
Ответ То, что вы пишите про любовь к врагам и злодеям, мне не очень понятно. Я, конечно, знаю, что Христос заповедал любить врагов, но как это выполнить на практике, не очень представляю. Главное, зачем их вообще надо любить? Злодеев (например, серийных убийц) надо давить, как клопов, а не любить. Личных врагов можно прощать: они ведь не все законченные злодеи. Вот, некоторые мои друзья сначала были мне врагами, я даже дрался с ними, а потом мы подружились. А с кем-то из друзей вдруг начинаешь расходиться, смотришь -- он тебе уже никто. Однако любить врагов, когда с ними враждуешь, мне кажется, невозможно. Потом, когда они станут друзьями, можно их полюбить, но в момент вражды -- никак! А мама все же странная. Спрашивает меня, что вы мне пишите. Она уверена, что вы обязательно найдете для меня какие-то особенные слова, которые каким-то волшебным образом на меня подействуют и направят мои мозги в нужное для нее русло. Наивная! Письмо 6-е Любить врага мешает отождествление его самого с тем злом, которое он совершает. Чтобы полюбить врага, надо отделить его от его зла. Бог сотворил человека добрым. Портит человека зло, которое он принимает в свое сердце и которое совершает на практике. Если мы увидим в человеке изначальное добро, которое заложил в него Господь, то не сможем не полюбить даже врага, соверщающего по отношению к нам зло. Поэтому надо стараться видеть в каждом человеке его добрую природу. Любить врагов совсем не означает попустительствовать злу, которое они творят. Зло как раз надо всемерно пресекать. Мы должны полностью прощать личных врагов. Законченных злодеев, опасных для общества, мы тоже должны прощать, но вместе с тем надо одобрять справедливое возмездие, которое постигает злодеев через государственные законы.
Я не согласен с тобой в том, что твоя мама странная. У нее есть опыт и мирской, и духовной жизни. У тебя этого нет. Ее советы тебе кажутся странными, потому что ты рассуждаешь на основе своего еще очень маленького жизненного опыта. Мама на себе испытала: если с верой просить Бога дает совет через духовника, то Бог внушает ему такой совет, который решает проблему. Поэтому она считает, что не я, а Господь через меня может наставить себя на путь истинный. Чтобы советы действительно решали проблемы, они должны исходить от Бога. Для этого и мне, и тебе надо молиться. Если бы мы делали это, то Бог послал бы мне необходимые для тебя советы. И ничего в этом странного нет. Это обычное явление христианской жизни. Странным оно кажется тем, кто не ведет духовную жизнь. Однако в твоем случае мама действительно ошибается, потому что ты не только не просишь Бога вразумить тебя через священника, но ты вообще категорически против того, чтобы священник тебя наставлял. А против твоей воли Бог и не дает тебе ничего. Ответ У мамы опыт большой, а у меня опыт маленький. Ну и что? Опыт -- дело наживное. Кто на свете больше живет, у того опыта и больше. Конечно, если человек не глупый. Будет больше и у меня. Письмо 7-е Ты встречал глупых и умных молодых людей? Я встречал. Конечно, у стариков был опыт, которого не было у молодых. Однако, несмотря на это, молодые были явно мудрее старых. Согласен с тобой, что опыт -- дело наживное. Однако и ты согласись со мной, что один лишь опыт не делает человека умным. Как ты сам считаешь? Ответ Конечно, один лишь опыт не делает человека умным. Вот, например, у моей мамы разве не хватает жизненного опыта? Хватает. Так почему она со мной часто поступает неумно? Думаю, что желание настоять на своем ее захлестывает, и она не может действовать соответственно своему опыту. Начинает кричать, угрожать и без всяких объяснений требовать того, чего я совсем не хочу делать. Опыт должен был ей подсказать, что добиться желаемого можно совсем другим путем: терпением и лаской. так ведь и в книжках пишут.
Наверное, глупые старики хоть жизнь и прожили, а применять свой опыт на практике не научились, а молодые люди хоть и мало имеют жизненного опыта, но зато умеют применять его там, где нужно, с выгодой для себя. И еще я думаю, что все дело в нервах. Если старый человек нервный, то хоть он и опытный, все равно это ему не поможет, потому что как только начинает нервничать, так опыт его улетучивается, остаются одни эмоции. А молодой человек, если имеет спокойный характер, при своем малом опыте и еще небольших знаниях может использовать их очень даже толково, потому что в критических ситуациях его не захлестывает гнев и другие эмоции. А насчет моих проблем -- я не хочу их решать через посредников. Разве я не могу просить Бога о помощи и без духовника? Письмо 8-е Конечно, ты не только можешь, но и должен просить Бога о помощи самостоятельно. Если у тебя духовник или нет, ты должен всегда просить Бога помочь тебе в твоих нуждах. А как иначе? Бог поможет тебе лучше всех. Он -- твой Создатель и Отец. Он всегда печется о тебе. Без Божией помощи все человечество давно погибло бы. Бог заботится о нас постоянно. Он помогает нам даже и без наших прошений. Однако молиться о помощи мы должны. Это приучает нас видеть помощь Божию, которую без молитвы не увидишь. Многие из тех, кто не молится, думают, что их проблемы решаются как бы случайно или по стечению обстоятельств жизни. Молящийся же человек получает дар видеть волю Божию, ведущую его по жизненному пути. Человек, который еще не имеет такого дара, нуждается, чтобы воля Божия открывалась ему явным путем. Один из таких путей -- жизнь под духовным руководством. Ее смысл в том, чтобы духовник сообщал своему духовному чаду волю Божию. Ведь очень часто человек нуждается в помощи именно в виде советы: как надо поступить в той или иной жизненной ситуации. Вот, например, ты просишь Бога вразумить тебя, как поступить в какой-то проблемной ситуации во взаимоотношениях с мамой. И каким образом Господь должен тебя вразумить? Послать к тебе архангела с наставлением?
Мы с тобой еще очень далеки от святости, чтобы к нам непосредственно являлись ангелы. Для назидания людей в Церкви существуют духовники. Они являются проводниками воли Божией для верующих. И что в этом плохого? Они тебе не нравятся. Почему? В чем причина? В том, что они служат посредниками? А что плохого в посредниках? Ты пользуешься электрическими приборами, но при этом ведь не выскаживаешь недовольства, что электричество поступает в твой дом посредством проводов. Духовник -- это такой же провод. Истинный духовник всегда является смиренным человеком. Он ни в коем случае не претендует на абсолютное знание воли Божией. Движимый любовью, духовник пытается всякий раз вымолить у Бога наставление для своего духовного чада, и, если этого не происходит, он чество признается, что не может дать совета. Ответ Вот, вы пишите, что духовник сообщает человеку волю Бога. А откуда духовник-то ее знает? Каким образом Бог сообщает духовнику Свою волю? Наяву или во сне? Когда вы советуете моей маме, как поступать со мной, то получаете на это указания от Бога? И если получаете, то как можете доказать, что они на самом деле от Бога, а не плод вашей фантазии или галлюцинации? Ну а почему нам не являются ангелы, чтобы сообщать Божию волю? Вы говорите: мы не святые, поэтому ангелы нам не являются. Так ведь грешникам ангелы нужны даже больше, чем праведникам. Святые и так уже достигли спасения, и помогать им в земной жизни уже особенно не надо. А вот грешникам и простым людям как раз помощь и нужна. Что толку в помощи от людей? По-настоящему мало кто из людей может помочь другому, а кто может -- не хочет. Вот ангелы и являлись бы нам и помогали бы. А от человека можно и не дождаться помощи, даже когда Сам Бог хочет помочь через него. Пока еще этот человек прочувствует, пока соизволит согласиться с намерением Бога. Ангелам больше доверия. Если ангел сказал, что возвещает волю Божию, то это на сто процентов верно. А если духовник говорит, что возвещает волю Божию, то полного доверия нет, он -- человек и может ошибиться или обмануть. Поэтому я все же не понимаю, почему ангелы нам не являются и не помогают так, чтобы мы это ясно видели.
Провод пропускает ток, работает посредником между моей квартирой и электростанцией. Но он -- безмозглый и на передачу тока никак не влияет. А духовник -- живой человек. Когда он пропускает через себя волю Божию для передачи другому человеку, то может оказать влияние на эту передачу. Возьмет, например, и добавит что-нибудь от себя. Или духовник может думать, что передает волю Божию, а на самом деле это не воля Божия, а бесовская мысль. Может, в посредниках ничего плохого и нет, но больно уж велика вероятность, что эти посредники могут исказить волю Божию. Поэтому у меня и возникает по отношению к ним некоторая подозрительность, да и не только у меня. Письмо 9-е Истинный духовник стремится сообщить своим духовным чадам волю Божию, а не плод собственного воображения. Каждый духовник несет ответственность за людей, которые доверили ему руководить собой на пути спасения. Он ответит за их души на суде Божием. Поэтому духовник, когда дает совет, предстанет перед Богом и молится. Он стремится узнать божественную волю относительно проблемы, волнующей духовное чадо. Духовник узнает волю Божию естественным и сверхъестественным путем. Естественный путь состоит в том, что духовник дает совет человеку, основываясь на Священном Писании и писаниях Святых Отцов. В Священном Писании даны наставления на все случаи жизни. В святоотеческих писаниях эти наставления пространно объясняются. Все проблемы, которые есть в жизни каждого человека, уже многократно возникали на протяжении столетий в жизни множества людей. Святые отцы в своих книгах все эти проблемы разрешили. Современный духовник может почерпнуть из сокровищницы святоотеческого письменного наследия любой необходимый совет. Каждый человек является уникальным творением Бога. Поэтому духовник должен давать советы, сообразуясь с индивидуальными особенностями личности каждого человека. Именно в этом проявляется искусство духовного руководства. Но главным для духовника является, конечно, молитва. В ответ на молитву Бог просвещает ум духовника и вкладывает в него нужные мысли. Сверхъестественный путь познания заключается в том, что духовник получает знание о воле Божией непосредственно от Самого Бога через Откровение. Откровение может приходить и во сне, и наяву. Такие откровения в практике духовничества редки, и получают их обычно святые старцы, которые имеют от Бога дар прозорливости.
Первые люди бщались с ангелами в раю. Но после грехопадения общение прервалось. Случилось это потому, что человеческая природа изменилась. Она стала более телесной. Материалистичность человеческой природы воздвигла барьер в общении между людьми и ангелами. Они -- существа духовные и общаются с подобными себе. Святые общались с ангелами уже в земной жизни. Происходило это потому, что святые одухотворяли свою природу. Они становились вновь существами более духовными, чем телесными. Поэтому если хочешь получать наставления непосредственно от ангелов, то достигни святости -- и твое желание исполнится. До тех пор пока ты не стал святым, тебе придется получать наставления от людей. Но не унывай: в этом есть свои преимущества. Какие? Самое главное преимущество состоит в том, что человек-наставник воспринимает мир и все, что в мире, так же, как и ты. Он прожил и прочувствовал многое из того, что испытываешь ты сам. Духовнику легче, чем ангелу, понять и наставить тебя. Он решил многие проблемы, которые волнуют тебя, и победил различные скорби, страсти и беды, которые тебя тревожат. У него есть опыт, который отсутствует у ангелов, не боровшихся в силу своей духовной природы с грехами, страстями и искушениями плоти. Конечно, ангелы очень переживают за нас и стараются войти в наше положение, чтобы разрешать наши проблемы. Бог дал им благодатную силу помогать людям. И они, любя нас, постоянно заботятся о нас невидимым образом. Духовники и ангелы дополняют друг друга в борьбе за спасение человеческих душ. Каждый разумный человек должен прибегать к помощи как тех, так и других. Между прочим, материал электрического провода влияет на прохождение тока. Существует так называемое электрическое сопротивление. Электрический ток дожодит до потребителя с потерями. Духовник, пропуская через свое сознание волю Божию, может ненароком, в силу человеческой немощи, не донести до человека полноту этой воли. Поэтому твои опасения по поводу духовников вполне нормальные. Каждый, кто хочет жить под руководством духовника, задумывается, не может ли он исказить в какой-то степени волю Божию. Хочу тебя успокоить. Если духовник является истинным духовным пастырем, то вместе с ним и через него руководит духовным чадом Сам Господь. Христос -- наш единый Учитель и Спаситель. Он руководит христианами через Своих пастырей непосредственно. Даже если духовник случайно исказит Его волю, Он Своей всесильной десницей все исправит и направит в нужное русло. Конечно, среди пастырей есть и волки в овечьих шкурах. Вот их и надо опасаться. Через них воля Божия не сообщается никогда. Ответ А как вы сами считаете: нужны ли мне ваши советы? Разве я не свободный человек и разве я не вправе выбирать, во что мне верить и каким путем идти? Вы и мама выбрали путь в жизни. Ну и идите им, если вам он нравится. Почему вы навязываете мне то, что мне совершенно не нужно? Пользуйтесь тем, что я еще не окончил школу и вынужден держаться за материнскую юбку? Так это ненадолго, пройдет немного времени, и я буду жить так, как захочу, без ваших нравоучений. Письма 10-е Конечно, ты свободный человек и вправе выбирать, как тебе жить и во что верить. Никто с этом не спорит. Ни твоя мама, ни тем более я не хотим навязывать тебе нашу веру. Какой в этом смысл? То, что навязано насильно, отвергается при первой возможности. Мама горячо любит тебя, поэтому и желает, чтобы ты разделил ее веру. Она глубоко убеждена, что православная вера является верой единственно истинной и что только Православие может дать тебе подлинное счастье. А для матери нет большего желания, чем желать, чтобы ее ребенок стал счастливым.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|