Глава 16. Личность и группа
Основные понятия: личность, группа, виды групп, структура группы, социометрия, групповая деятельность, лидер группы, групповое решение, исполнение решения, оценка деятельности. Личность в группе. Во всех предыдущих разделах человек рассматривался как сознательное одухотворенное существо как личность, активно познающая и преобразующая окружающий мир и самого себя. Главной особенностью ее является уникальность, самобытность, стремление свободно выразить себя, проявить свои способности и применить их в творческой деятельности. Но все, что делает личность она делает не только для себя, но для других людей. Все, что создается личностью, остается людям. Да и сам человек становится личностью только среди людей. Поэтому сущность личности заключена не только в ней самой, но и в тех связях, которые существуют между нею и окружающими людьми. Личность, как сознательное существо, является субъектом психической и практической деятельности, осуществляемой ею совместно с другими людьми. В связи с этим личность является составным элементом полисубъективных взаимоотношений, которые устанавливаются между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности. Люди, среди которых живет человек, представляют собой различного рода групповые объединения субъектов, которые, осуществляя совместную деятельность, создают материальные и духовные ценности, необходимые для нормального существования каждого человека. Личность, как самостоятельное и активное существо, может жить и проявлять себя только в группе себе подобных существ, между которыми существуют внутренние связи, объединяющие людей в различного рода сообщества, су-
деленном пространстве. Группа - это сообщество людей, объединенных внутренними связями и отношениями, возникшими в процессе совместной деятельности и совместного проживания. Совместное бытие - это специфический для людей образ жизни. Включение индивида в совместное бытие с другими людьми может происходить как закономерно, так и случайно. Закономерно, например, индивид включается в жизнь семьи в силу появления на свет от родителей. Случайно он становится членом другой группы благодаря тому, что начинает контактировать с некоторыми представителями этого сообщества. Но для того, чтобы личность стала членом группы, она должна быть принята ею. Равноправным членом группы субъект становится только тогда, когда его действия и поведение оцениваются как полезные для группы. Принадлежность личности к группе основана на наличии у нее общего признака, присущего всей группе. Таким общим признаком может быть: профессия, пол, возраст, место проживания, а также наличие общих интересов, увлечений, взглядов, культурных и духовных ценностей и т.д. Общность - это основной признак, лежащий в основе всех групповых объединений людей. Впервые общность людей возникает на основе наличия родовых связей между родичами, где все равны и их объединяет совместное проживание, забота о продолжении рода и защита своей территории. Все личности, принадлежащие к этой общности, объединены между собой родовыми связями и составляют неструктурированное объединение, существующее под названием “Мы”. Неструктурированные общности людей, противопоставляющие себя другим сообществам, отражаются в сознании личности “Мы” и “Они”. Такие неструктурированные сообщества людей, где существуют родовые связи, где все равны и объединены совместным проживанием, получили название “коммуни-тас”. С этой точки зрения любое групповое объединение, не имеющее определенной структуры, может называться коммунита-сом. Коммунитас – это социум в его нерасчлененном виде, то есть объединение людей недифференцированное по социальным признакам.
В развитом обществе, где существуют социальные связи между субъектами, возникают групповые общности, имеющие определенную социальную структуру, определяющую социальный статус каждой личности в группе. В таких сообществах существуют са- ные взаимоотношения между индивидами: прагматические, психологические, социальные, культурные, духовные, эмоциональные, интеллектуальные, ролевые и др. Среди этих отношений наиболее важную роль в развитии личности играют культурные и духовные связи, существующие в групповых объединениях. Под их влиянием индивид становится одухотворенным существом, для которого важнейшее значение начинают иметь культурные и духовные ценности, существующие в обществе. Эти ценности не существуют в готовом виде, они создаются людьми в процессе совместной жизни и становятся основным фундаментом для возникновения и существования групповых объединений и основой для установления прочных связей между членами группы. Духовное начало в любой общности всегда основано на совместной практической деятельности, в процессе которой создаются материальные предметы, необходимые для жизни общества. Осуществляя трудовую деятельность совместно с другими людьми каждая личность вносит определенный вклад в создание материальных ценностей, в которых отражена степень участия ее в жизни того сообщества, к кото-ро му она принадлежит. Совместный тру д делает личность тру до люби-вой, общительной, внимательной, отзывчивой, ответственной не только за себя лично, но и за деятельность всех членов трудовой группы. То как личность может проявлять себя в группе зависит от той роли, которую она добровольно берет на себя или которую ей навязывает группа. Если роль соответствует возможностям личности, то у индивида начинают проявляться качества, одобряемые группой. В противном случае она начинает негативно относиться к субъекту, который не справляется со своей ролью. В группе личность не только проявляет себя, но и находит защиту от посягательств субъектов, недоброжелательно относящихся к ней как внутри группы, так и за ее пределами. Если вся группа начинает негативно относиться к какому-либо ее члену, то он становится изгоем “гадким утенком”, которого все могут безнаказанно обижать. И все же такой субъект не покидает группу, а остается в ней, хотя и терпит насмешки и издевательства. Это объясняется тем, что человек общественное существо и он не может существовать отдельно от людей. Потребность быть с людьми заставляет его искать контакты с себе подобными и таким образом,
Проблема одиночества является для личности самой острой среди других проблем, с которыми она сталкивается. Одиночество может быть временным и постоянным. Временное одиночество наступает после разрыва отношений с прежними друзьями или родственниками. Иногда прежние отношения восстанавливаются, если же это не происходит завязываются отношения с другими людьми. Длительное одиночество возникает в том случае, когда личность в течение долгого времени не может установить связи с другими людьми, так как они не представляют никакого интереса для нее. Одиночество всегда тяжело переживается людьми. Одинокого человека часто охватывает тоска, подавленность, опустошенность, скука, безысходность и т.д. Как видим, личность не может жить и развиваться вне конкретной группы людей, к которой она принадлежит. Влияние группы на личность является разносторонним и очень важным, так как она выполняет по отношению к личности целый ряд важных функций: объединения, социализации, прагматизации, экспрессивности и поддержки. Функция объединения соединяет отдельные личности в группу, которая представляет собой основную ячейку человеческого общества и которая дает возможность каждой личности приобщиться к роду людей. Функция социализации превращает индивида в сознательно действующую личность, одухотворяет ее и наделяет истинно человеческими свойствами и качествами. Прагматическая функция приобщает личность к совместной деятельности с другими людьми и дает возможность развивать человеческие способности, необходимые для создания предметов, нужных для жизни общества. Экспрессивная функция помогает личности проявить себя в группе, реализовать свои возможности и способности, заслужить доверие, уважение и одобрение группы. Благодаря этой функции человек получает возможность удовлетворить потребность в общении, выразить свои мысли, желания, стремления и свое отношение к членам группы. Функция поддержки обеспечивает сплочение членов группы в экстремальных ситуациях, защиту каждого члена группы от посягательств со стороны субъектов, принадлежащих к другим группам. Она помогает ослабить неприятные чувства и состояния напряжения, возникшие в конфликтных ситуа -циях.
Виды групп. Каждая личность является членом какой-либо группы. Существует множество видов групп, которые различаются по величине, форме организации, уровню развития и социальной направленности. По величине различают большие и малые группы. Большие группы насчитывают в своем составе по несколько сотен и более индивидов. Это производственные объединения, учебные, деловые и обслуживающие учреждения, воинские части и соединения, политические партии, профсоюзные организации и т.д. Большие группы являются составной частью общества, государства, страны и народа. Они обеспечивают нормальную производственную, хозяйственную, политическую, культурную и духовную жизнь общества. Большие группы людей является объектом изучения науки социологии. Малые группы имеют в своем составе от двух до двух десятков человек. К малым группам относят: семью, производственную бригад у, учебную группу, воинское подразделение, экипаж самолета, спортивную команду, труппу артистов и т.д. Малые группы входят в состав более больших групп. В них в основном протекает жизнь, деятельность, общение и взаимодействие индивидов друг с другом. В малых группах возникают специфические социально-психологические явления и поэтому эти группы являются объектом изучения социальной психологии. По характеру связей, существующих между личностями, группы могут быть первичные и вторичные. В первичных группах имеют место непосредственные, эмоционально окрашенные отношения. Возникают и существуют первичные группы в результате наличия взаимного тяготения между индивидами, проявляющегося в форме чувств симпатии, уважения и солидарности. Такие взаимоотношения имеют место в семье, в компании друзей, коллег по работе, партнеров различных командах, экипажах и т.д. Вторичные группы характеризуются опосредстванными отношениями между членами объединения. Контакты между ними имеют официальный, сугубо деловой характер. Отношения друг к другу в этих группах складываются не на основе личных симпатий, а в результате проявления индивидом деловых качеств и умения выполнить возложенные на него функции. Возникновение вторичных групп связано с общими производственными, экономическими, политическими и другими интересами. К вторичным группам относятся трудовые объединения, учебные учреждения, политические партии, профсоюзные организации и т.д. Если личность не находит удовлетворения своим интере-
сам и стремлениям в первичной группе, то она старается реализовать себя во вторичной группе, включаясь активно в производственную, политическую или в учебную деятельность. По характеру отношения личности к группе она может быть для неё референтной и нереферентной. Референтная группа является для личности наиболее важной из всех групп, в которые она входит. В ней она видит образец для подражания. Все ее ценности, формы поведения, взгляды и идеалы являются эталоном для личности. Мнением членов референтной группы личность дорожит в большей степени, чем мнением всех остальных людей. Нереферентная группа не имеет никакого значения для личности, хотя она может формально входить в ее состав. Все что происходит в этой группе является безразличным для индивида и не оказывает на него никакого влияния. Кроме этих двух групп Р.С. Немов выделяет антиреферентную группу, к которой субъект относится отрицательно. Поведение, взгляды, ценности и идеалы членов этой группы вызывают у него отвращение и чувство протеста. По наличию или отсутствию непосредственных связей между субъектами различают реальные и условные группы. Реальные группы - это объединения людей, существующие в действительности, между которыми имеют место непосредственные контакты и межличностные отношения. Условные группы - это искусственно создаваемые группы людей, между которыми нет непосредственных связей и контактов. Лица, зачисленные в эти группы, даже не подозревают об этом. Создание условных групп осуществляется на основе выделения общих социальных и психологических характеристик, свойственных определенным категориям людей. По форме организации группы бывают формальными и неформальными. Формальные группы создаются специально и имеют заранее заданную организацию. Между членами формальной группы взаимоотношения имеют чисто деловой, официальный характер. Каждый член группы выполняет строго определенные функции и несет ответственность перед группой за свои действия и поведение. К формальным группам можно отнести производственные бригады, команды, экипажи, учебные группы и т.д. Неформальные группы возникают стихийно и не имеют никакой определенной организации. Взаимоотношения в них имеют сугубо лич- ный характер и основаны на чувствах симпатии, дружбы и товарищества. Неформальные группы могут существовать самостоятельно, а могут также возникать внутри формальных групп, когда отношения между некоторыми членами являются не только деловыми, но и носят дружеский и интимный характер. По уровню развития группы могут быть высокоразвитыми и слаборазвитыми. В высокоразвитых группах деловые отношения проявляются на высоком уровне и имеют стабильный характер. Межличностные отношения в этих группах имеют четко выраженный положительный или отрицательный характер. В слаборазвитых группах деловые и личные отношения являются расплывчатыми и слабо выраженными. В них нет четкого распределения функций, имеет место безответственное отношение к своим обязанностям, межличностные отношения являются поверхностными и нестабильными. А.В. Петровским была предложена следующая классификация групп по уровню их развития: 1) диффузная группа, 2) ассоциация, 3) коллектив, 4) корпорация. Диффузная группа характеризуется низким уровнем развития. Деловые отношения в ней, как правило, отсутствуют, межличностные отношения имеют поверхностный и случайный характер. Диффузные группы возникают как попало и где попало, существуют часто недолго и быстро распадаются. Примером диффузной группы являются временные компании, возникшие на вечеринках, местах отдыха, в поездах, дискотеках, в больницах и т.д. Ассоциация – группа людей, объединенная деловыми отношениями, которые зависят от того вклада, который вносит каждая личность в общее дело. Межличностные отношения в ней имеют дружеский характер, являются довольно прочными и устойчивыми. Ассоциациями являются производственные бригады, учебные группы, команды, экипажи и т.д. Коллектив – наиболее развитая группа людей, характеризующаяся высокой сплоченностью, четкой организацией, правильным распределением обязанностей, добросовестным и ответственным отношением к их выполнению. В межличностных отношениях господствует дружба, товарищество, взаимная помощь, выручка и поддержка. Все это имеет место потому, что взаимоотношения в коллективе основаны на высоконравственных прин- установками. Коллективы бывают производственными, учебными, спортивными, воинскими и т.д. Корпорация представляет собой высокоорганизованное групповое объединение имеющее обособленный характер. Установки и действия корпоративных объединений направлены против конкурирующих с ними групп и имеют антиобщественный характер. Отношения между членами корпорации построены на основе эгоистических интересов и имеют индивидуалистическую направленность. Примером корпорации являются мафиозные объединения, организованные группы преступников, организации перекупщиков, адвокатские коллегии. По социальной направленности группы делятся на проссоциаль-ные и антисоциальные (асоциальные). Просоциальными и асоциальными могут быть большие и малые группы, формальные и неформальные, реальные и условные, слабоорганизованные и высокоорганизованные. Просоциальными являются такие группы, где установки и действия людей направлены на благо общества и носят общественно-полезный характер. Поскольку в своих действиях они руководствуются общечеловеческими культурными и духовными ценностями, то они составляют лучшую часть человеческого общества. Асоциальные группы руководствуются в своих действиях аморальными взглядами и антиобщественными установками, наносящими вред как отдельным людям, так и всему обществу. Такими группами являются компании хулиганов, рекетиров, наркоманов, наркодельцов и других преступных объединений. Таковы основные виды групп, которые изучены в психологии. Структура группы. Каждая группа имеет свою структуру, которая определяется численным составом, целями и задачами, стоящими перед ней, обязанностями и функциями ее членов, а также характером взаимосвязей между ними. Прежде всего структура группы зависит от ее величины. Чем больше по величине группа, тем сложнее ее структура и чем меньше – тем она проще. В психологии лучше всего изучена структура малых и первичных групп. Численный состав таких шой. Он включает общее количество членов группы, их дифференциацию по возрасту, полу, образованию, квалификации, семейному положению и т.д. Каждый член группы занимает определенное место в ее структуре. Положение личности в структуре группы зависит от важности тех официальных функций, которые она выполняет в группе, а также от отношения к ней членов группы. В зависимости от целей и задач, а также функций членов группы ее структура может быть однородной и разнородной. При наличии простой задачи ее структура является однородной, так как все члены группы выполняют одни и те же функции. Возьмем, например, группу рабочих, занимающихся благоустройством отведенной им территории. Все члены группы занимаются однородной работой: посадкой деревьев и кустарников, расчисткой алей и дорожек. Если же цели и задачи являются сложными, то структура группы имеет сложный и разнородный характер, так как члены группы выполняют различные функции. Так, экипаж самолета должен выполнить рейс согласно расписанию. Для того, чтобы достигнуть этой цели все члены экипажа должны выполнять свои функции: пилот должен вести самолет по курсу, штурман – прокладывать курс, радист – держать связь с диспетчером, бортмеханик – следить за работой двигателей, стюардесса – обслуживать пассажиров. В зависимости от характера связей между членами группы ее структура может быть официальной и неофициальной. В формальных группах, которые создаются специально для выполнения определенных целей и задач, существует официальная структура, в соответствии с которой каждый член группы выполняет возложенные на него обязанности и несет ответственность за свои действия. Официальная структура в формальной группе задана заранее штатным расписанием. Возглавляет официальную структуру формальной группы руководитель (в учреждениях - начальник или заведующий, в производственных объединениях - директор, в экипажах су дов и спортивных командах - капитан, в воинских частях - командир и т.д.) Руководитель назначает высококвалифицированных членов группы руководить подразделениями, входящими в состав учреждения или объединения. Те в свою очередь распределяют обязанности между сотрудниками подразделения. Причем, все это специально фиксируется в форме приказов и распоряжений. В неформальных группах имеет место неофициальная структура, которая возникает вследствие того, что члены группы начинают добровольно выполнять определенные обязанности. Неофициальная структура обусловлена внутренними факторами, тогда как официальная – внешними. Она является более гибкой по сравнению с официальной, так как связи между индивидами в неформальных группах имеют добровольный характер, являются очень динамичными и часто меняются. Так, группы подростков, занимающиеся спортивными играми, часто возникают стихийно. Играя в футбол члены команды могут часто менять свои функции, вместо выбывших приходят новые игроки. В формальных группах кроме официальной структуры может иметь место и неофициальная структура, которая определяется не деловыми связями, а личными взаимоотношениями между членами группы. В связи с этим в формальных группах могут быть небольшие неформальные объединения, которые не значатся в штатном расписании и имеют неофициальный характер. Так, в производственных бригадах рабочие, для осуществления совместной деятельности, объединяются по собственному желанию в небольшие группы по два, три человека. После работы они продолжают контактировать, занимаясь вместе хозяйственными работами или посещая места отдыха и учреждения культуры. Нормальное функционирование группы во многом зависит от правильной организации ее структура. Поэтому изучение и оценка структуры группы имеет большое практическое значение. Конечно, установить официальную структуру группы можно без особого труда, сопоставив штатное расписание с наличным составом группы и функциями каждого члена группы. Гораздо труднее изучить неофициальную структуру, так как она нигде не зафиксирована и на ее надо затратить очень много времени. Для того, чтобы быстро установить неофициальную структуру группы в психологии применяется метод социометрии. Суть этого метода заключается в том, что всем членам группы предлагается сделать социометрический выбор своего партнера для осуществления какой-либо совместной деятельности. Благодаря такой процедуре можно без труда выявить неформальные межличностные связи, которые существуют между членами группы. Результаты исследований показывают, что одних членов группы выбирают больше, чем других. Личность, которую Если в формальной группе наряду с официальной структурой имеется и неофициальная, то между ними возникает взаимодействие, которое может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Положительное влияние неофициальная структура оказывает в том случае, когда межличностные отношения помогают членам группы лучше выполнять свои деловые функции. Отрицательное влияние они оказывают, если личные отношения мешают отдельным индивидам добросовестно выполнять свои официальные обязанности. Положительное взаимодействие между неофициальной и официальной структурой группы возможно также и в том случае, если руководитель и неформальный лидер является одним и тем же лицом. В данном случае официальная структура совпадает с неофициальной. Возможно и такое явление, когда неофициальная структура дополняет официальную. Это происходит тогда, когда между неофициальным лидером и руководителем существуют хорошие отношения и он помогает ему руководить группой. Если же между ними возникают конфликты, то группа делится на два лагеря и нормальная жизнь группы нарушается. Групповая деятельность. Каждая группа занимается каким-либо определенным видом деятельности: трудовой, обслуживающей, учебной, спортивной, игровой и т.д. Деятельность, будет ли она совместной групповой или индивидуальной имеет всегда одну и ту же структуру. В нее входит: 1) постановка цели, 2) принятие решения, 3) планирование, 4) осуществление деятельности, 5) управление и контроль, 6) оценка результатов. Несмотря на то, что все эти этапы деятельности являются одинаковыми как в индивидуальной так и в групповой деятельности, все же в последней они имеют свои отличительные особенности. Начинается деятельность с постановки цели, которая определяет как характер деятельности, так и ее результаты. Цели могут быть заданы извне или поставлены самой группой. Они могут быть близкими и далекими. Близкие цели регулируют текущую деятельность, далекие - рассчитаны на длительный период времени и определяют перспективу в развитии группы. Цели могут быть общественно значимыми и антиобщественными. альной направленности группы. В просоциальных группах цели деятельности направлены на благо общества, в асоциальных объединениях они имеют криминальный характер. В отличие от индивидуальной деятельности цели групповой деятельности ставятся при участии всех членов группы, совместно обсуждаются и оцениваются с точки зрения тех результатов, которые они будут иметь для группы. Следующим важным моментом в групповой деятельности является принятие решения. В психологии в наибольшей степени изучена эта сторона групповой деятельности. Прежде всего описаны основные стадии принятия решения: 1) осмысление проблемы, 2) сбор информации, относящейся к проблеме, 3) выдвижение и оценка альтернативных решений, 4) выбор наиболее правильного решения. Для того, чтобы группа могла принять наиболее правильное решение из числа ее членов создают две команды: в одну входят генераторы новых решений, во вторую лица, занимающиеся анализом предложенных решений. Генераторы могут выдвигать какие угодно решения, в том числе и самые абсурдные. Группа оценки должна все их без исключения рассмотреть и найти то ценное, что в них содержится. Так, например, во время Второй мировой войны английские корабли несли большие потери от немецких мин. Для того, чтобы уменьшить потери командование привлекло к решению этой проблемы всех специалистов, создав из них две группы: генераторов идей и их оппонентов. Все выдвигаемые решения были отвергнуты. Тогда один из генераторов в шутку предложил поставить матросов на нос корабля, чтобы они изо всех сил дули на встречающиеся мины и они отходили от корабля. Группа оценки, проанализировав эту идею, пришла к выводу, что ее можно применить, поставив на носу корабля помпы, переделанные так, чтобы они создавали струи воздуха, которые отклоняли бы мины от борта корабля. Сравнивая групповое решение с индивидуальным исследователи отмечают, что во многом они имеют общие черты. Но в то же время групповое решение имеет более сложный характер, так как в нем участвует большое количество людей. Причем, одни индивиды являются более активными, чем другие. Авторитетные личности оказывают большее влияние на принятие реше- много времени на согласование точек зрения, вследствие чего в процессе обсуждения иногда происходит подмена одной проблемы другой. Исследователи отмечают не только плюсы, но и минусы в принятии группового решения. Плюсы: 1) выдвигается в два раза больше идей, чем при индивидуальном принятии решения, 2) принятые решения группой отличаются большей точностью, чем индивидуальные, так как группа имеет более широкую разностороннюю информацию, чем отдельный человек, 3) группа может лучше оценить новую идею, чем один индивид, так как в ее обсуждении участвует много людей, 4) принятое решение является обязательным для всех и его никто не может отменить. Минусы: 1) группа может подавлять творчество отдельных членов, 2) принятые решения могут стать образцом и вызывать стереотипные решения, 3) часто принятие групповых решений имеет конфликтный характер. После принятия решения группа обсуждает план и намечает средства, для его выполнения. В плане указывается время начала и окончания деятельности, намечаются промежуточные этапы ее выполнения, указываются формы контроля, предусматриваются возможные препятствия при реализации принятого решения, указываются конечные результаты групповой деятельности. В плане также предусматриваются средства, которые могут быть использованы группой для достижения поставленной цели. В просоциальных ассоциациях применяются только такие средства, которые соответствуют нормам и принципам общечеловеческой морали. В асоциальных группах применяются любые средства, так как члены этих групп считают, что все средства хороши для достижения цели. Осуществляется групповая деятельность при участии всех членов группы в соответствии с целью и намеченным планом, успешное выполнение плана зависит от слаженной работы всех членов группы. Но это возможно только при четком распределении обязанностей и профессиональной подготовленности участников совместной деятельности. Кроме того должно иметь место добросовестное отношение всех членов группы к своим обязанностям и соответствующая адаптация к условиям работы. Положительное влияние на групповую деятельность оказывают неформальные связи, которые возникают между членами группы, работающими вместе и выполняющими одни и те же опера- ду ними и к появлению чувства солидарности, взаимной помощи и поддержки. Управление и контроль за деятельностью группы осуществляет руководитель. Он распределяет обязанности между членами группы, следит за выполнением плана, принимает меры для устранения недостатков в работе группы и отдельных ее членов. Нормальная деятельность группы зависит от того как использует свою власть руководитель. Власть, по определению Моррея, это искусство управлять поведением людей, применяя различные способы воздействия на них. Руководитель должен уметь влиять на людей, убеждать их, обязывать, уговаривать, очаровывать, поощрять, внушать, заставлять, принуждать, запрещать, наказывать и т.д. Применение различных способов воздействия на людей зависит от стиля руководства. В психологии описаны три типа руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль руководства характеризуется тем, что руководитель использует свою власть в директивном порядке. Все его действия по управлению и контролю отличаются единоличием. Он не позволяет подчиненным критиковать его методы руководства и оспаривать его решения. К рядовым членам группы он относится как к исполнителям его воли. Ко всем проявлениям самостоятельности со стороны подчиненных относится нетерпимо, старается подавить всякую инициативу. Скрупулезно контролирует выполнение членами группы своих функций. При наличии недостатков в работе провинившихся наказывает: делает выговор, лишает премии, отстраняет от работы. Основные способы управления, которые он применяет, имеют административный характер: заставить, запретить, наказать и т.д. Демократический стиль руководства проявляется в том, что руководитель не только самостоятельно управляет деятельностью группы, но и некоторые свои функции он передает другим членам группы. Его метод управления основан не на административных распоряжениях, а на сотрудничестве с подчиненными. Он прислушивается к мнению всех членов группы, высоко ценит инициативных и творческих работников, заботится о повышении квалификации сотрудников. Вникает не только в деловые, но и в личные взаимоотношения между членами группы, советуется с ними, принимая новые решения, обсуждает перспективы развития групповой деятельности и т.д. Контроль за деятельностью группы и отдельных ее членов осуществляет системати- чески и неукоснительно. Контрольную функцию использует не только для выявления недостатков и наказания виновных, но и для своевременного их исправления и предупреждения. Либеральный стиль руководства имеет место в тех случаях, когда руководитель в силу своей некомпетентности и нерешительности самоустраняется от руководства группой. Все дела пущены им на самотек и он не в состоянии принять самостоятельно ни одного решения. Если возникает какой-либо вопрос, то он решается сообща при участии всей группы. Контроль за деятельностью группы является номинальным. Если допускаются какие-либо недостатки в деятельности группы или отдельных ее членов, то он не наказывает их, а только делает замечание. Давая поручение кому-нибудь на членов группы, а тот отказывается выполнять его, он начинает упрашивать его и обещает других поручений не давать. Возникает естественно вопрос о том какой стиль руководства является наиболее эффективным. Безусловно, более эффектным является демократический стиль руководства, так как он обеспечивает самостоятельность и творчество, повышает продуктивность групповой деятельности, дает возможность ставить и решать новые задачи более сложные и важные для группы. Однако во многих случаях сложившаяся обстановка требует от руководителя применить решительные и даже жесткие меры для того, чтобы исправить положение и добиться нужных результатов в деятельности группы. Для того, чтобы добиться высокой организованности и дисциплины в группе руководитель должен уметь применить к отдельным членам группы суровые меры наказания особенно, если они являются неформальными лидерами и оказывают вредное влияние на неустойчивую часть группы. Заключительным этапом групповой деятельности является оценка полученных результатов. Критерием оценки результатов деятельности является сопоставление количества и качества полученного продукта с тем, что планировалось получить в конечном итоге. Если результаты деятельности соответствовали поставленным задачам, то деятельность группы оценивается как положительная. Если они были гораздо ниже того, что предполагалось получить, то деятельность получает отрицательную оценку. Оценивается также вклад каждого члена группы в результаты деятельности: одних хвалят, других порицают. Большое влияние на характер оценки итогов групповой деятельности оказывает руководитель. Наиболее объективно оценивает вклад каждого члена группы и итоги деятельности демократический руководитель. Он объективно также оценит как положительные, так и отрицательные моменты в деятельности всей группы. Руководитель либерального стиля руководства даст обтекаемую оценку и постарается никого ни похвалить, ни обидеть. Руководитель авторитарного стиля при наличии положительных результатов в деятельности группы все заслуги припишет себе. В том случае, если результаты деятельности являются отрицательными, то всю вину за это он постарается возложить на группу, обвинив ее членов в нерадивости, в безответственном отношении к выполнению его указаний и директив. Как видим, результаты групповой деятельности зависят не только от усилий всех членов группы, но и от вклада каждого ее члена, который может быть как рядовым исполнителем, так и руководителем, организующим и регулирующим все этапы выполнения групповой деятельности в соответствии с целью, задачами и планом ее осуществления. Литература Андреева М.Г. Социальная психология. М., 1996. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск., 1976. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994. Общая психология. М., 1986. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. Психология. Учебник. М., 1998. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|