Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие субъектов в группе.




Нормальное функционирование общества возможно только в результате установления многосторонних связей между субъек­тами, находящимися в конкретном социокультурном простран­стве. Социокультурная среда представляет собой разнообразные объединения людей, занимающихся совместной деятельностью, направленной на создание материальных, культурных и духов­ных ценностей. Создание этих ценностей возможно только на основе полисубъектного взаимодействия, направленного на ус­тановление разнообразных связей и отношений, необходимых для осуществления совместной деятельности. Полисубъектное вза­имодействие – это процесс установления многосторонних свя­зей и отношений между субъектами с целью осуществления со­вместной деятельности и поведения в конкретной социокультур­ной среде. Личность, являясь субъектом поведения и деятельнос­ти в группе, вместе с другими личностями создает ту систему полисубъектных отношений, которые становятся характерными для данной группы.

Общественные отношения между людьми возникают в ре­зультате проявления полисубъектного взаимодействия между ин­дивидами в групповых объединениях. Эти отношения между субъектами в группе могут иметь непосредственный и опосре­дованный характер. Непосредственные отношения возникают между субъектами на основе установления личных эмоциональ­но окрашенных связей. Опосредованные отношения имеют в своей основе деловые связи, возникающие между субъектами в процессе совместной деятельности.


В психологических исследованиях главное внимание уделялось изу­чению межличностных отношений в малых группах. Как показывают по­лученные данные эти отношения могут существовать как в статике, в данный момент, так и в динамике, в процессе развития. Сначала в момент возникновения группы между субъектами существуют безразличные от­ношения и взаимодействие между ними имеет поверхностный, внешний характер. Затем по мере установления более тесных контактов эти отно­шения могут стать дружескими или конкурентными и конфликтными.

Дружеские отношения возникают под влиянием взаимного тяго­тения и чувств симпатии между отдельными членами группы. Конку­рентные отношения начинают проявляться между субъектами, стре­мящимися стать лидерами в группе. Каждый из соперников старается дискредитировать своего противника и показать себя с наилучшей сто­роны. Конфликтные отношения возникают на основе проявления чувств антипатии и взаимного отталкивания, а также в результате проявления у субъектов антагонистических черт личности и вызывающего пове­дения.

В малочисленных группах (диадах и триадах), по описанию Р.С. Немова, межличностные отношения, оказывающие влияние на индивида, могут быть трех типов: гармоничные, противоре­чивые и конфликтные.

Гармоничные отношения могут быть идеальными и согла­сованными. Идеальные отношения предполагают взаимное до­верие, взаимное понимание, взаимную привязанность и заботу друг о друге. Под влиянием этих отношений у субъектов форми­руются такие черты личности как чуткость, внимательность, от­зывчивость, заботливость, дружелюбие, доверчивость. При со­гласованных отношениях проявляется взаимное понимание, со­впадение желаний и стремлений, единство действий, взаимная терпимость, право на свободу действий и т.д. Подобные отно­шения порождают такие качества личности как независимость, терпимость, компромиссность, уступчивость, уважительность, отзывчивость и др.

Противоречивые отношения имеют место в том случае, ког­да один из субъектов относится к другому положительно, а тот к нему - отрицательно. Такого рода межличностные отношения имеют неустойчивый характер, сопровождаются различного рода осложнениями, которые устраняются за счет уступчивости одного из


согласия сменяются несогласием, возникают размолвки и обиды, про­является недоверие и неуважительное отношение одного партнера к другому. Все это рождает проявление противоречивых качеств лично­сти у партнеров. У одного их них проявляется уступчивость, терпи­мость, податливость, неуверенность, тогда как у другого - неуступчи­вость, самоуверенность, нетерпимость, эгоистичность и т.п.

При устойчивом проявлении противоречивых отношений они мо­гут перерастать в конфликтные. Это происходит в том случае, когда субъекты не хотят уступить друг другу, ссорятся и оскорбляют один другого, видят в действиях партнеров злой умысел, не уважают и не­долюбливают друг друга. При наличии таких отношений длительное время у субъектов возникает чувство антипатии и взаимного отталки­вания, что приводит в конечном итоге к распаду группы. Но след от этих отношений остается в душах людей, так как порождает такие отрицательные качества личности как нетерпимость, озлобленность, неуступчивость, эгоистичность, агрессивность и т.п.

В больших группах на взаимоотношение индивидов и на их психические свойства оказывают влияние не только отдельные личности, но и те культурные и духовные ценности, которые су­ществуют в группе. Особенно большое влияние в этом отноше­нии оказывает социальная направленность группы.

В просоциальных группах, где деятельность имеет социаль­но значимый характер, мотивы поведения членов группы опре­деляются принятыми в обществе моральными и нравственными ценностями. В связи с этим полисубъектные отношения в этих группах имеют согласованный характер, так как они обуслов­лены совместной деятельностью всех членов группы и способ­ствуют формированию общественно ценных качеств личности таких как добросовестность, доброжелательность, порядочность, доверчивость.

В асоциальных группах, где деятельность и поведение ин­дивидов имеет антиобщественный характер и мотивируется лич­ной выгодой, полисубъектные отношения имеют конкурентный характер и отроятся на основе господства и подчинения одних членов группы другими. В состав асоциальных групп могут вхо­дить не только лица с антиобщественными установками и амораль­ным поведением, но и неустойчивые личности, случайно примкнувшие


под влияние безнравственных индивидов и часто, сами того не желая, начинают вести недостойный образ жизни. Таких людей называют кон­формистами. Эти субъекты являются приспособленцами, так как они, внутренне сопротивляясь давлению группы, все же делают так, как делают все члены группы.

В наибольшей степени благоприятное влияние на личность оказывают полисубъектные отношения в коллективе, так как ха­рактерной особенностью коллектива является наличие обще­ственно-полезной деятельности и высоконравственных устано­вок у его членов. В коллективе господствуют гармонические по­лисубъектные отношения, в основе которых лежит высокомо­ральное поведение его членов, ответственность каждого за все, что происходит в нем, требовательность к себе и к другим, со­трудничество и взаимопомощь, объективная оценка действий всех членов, гласность и информированность о всех делах, ре­шение всех вопросов сообща, открытое и свободное обсуждение успехов и недостатков в деятельности коллектива.

В коллективе личность, чувствуя доброжелательное отно­шение, становится свободной и независимой, получает возмож­ность проявить свои лучшие качества, использовать свой твор­ческий потенциал, самосовершенствовать свою личность. Под влиянием коллективистских общественных отношений у лично­сти начинают проявляться такие качества как ответственность, требовательность, принципиальность, справедливость, чест­ность, правдивость, внимательность, заботливость, инициатив­ность и др.

Таким образом, в процессе полисубъектого взаимодействия формируются типичные для данного сообщества психические свойства личности, которые одновременно являются и индиви­дуальными свойствами индивида, принадлежащего к этому со­обществу.

Статус субъекта в группе.


Каждый субъект занимает в системе межличностных отношений определенную позицию, которая закрепляет его место в группе и опре­деляет характер его взаимоотношений с другими членами группы. Положение индивида в группе находится в прямой зависимости от его деловых и личных качеств, которые определяет его статус, то есть место в группе, закрепленное в системе прав и обязанностей, суще­ствующих в данном сообществе. Статус - это позиция, место субъек­та в группе, определяющее его положение в системе межличностных отношений, в соответствии с деловыми и личными качествами, права­ми и обязанностями.

Будучи членом различных социальных групп каждый индивид имеет целый ряд социальных позиций, которые составляет его “ста­тусный набор”. Он может быть директором, инженером, отцом, му­жем, братом, спортсменом, музыкантом.

В формальных группах статус личности определяется её ме­стом в официальной структуре и теми деловыми качествами, ко­торые ей присущи. Статус личности в группе может быть высо­ким или низким. Высокий статус в формальных группах имеют руководители и высококвалифицированные специалисты, выпол­няющие наиболее важные функции на предприятиях и учрежде­ниях. Они пользуются авторитетом в силу своей должности и высокой профессиональной компетентности. Низкий статус у рядовых работников, которые является исполнителями сравни­тельно простых функций, предусмотренных штатным расписа­нием, и тех распоряжений, которые исходят от руководителей.

Высокий статус руководителей закреплен в понятии “началь­ники”, низкий статус рядовых исполнителей – “подчиненные”. Официальный статус каждой личности в формальных объедине­ниях может быть без труда установлен, так как он зафиксиро­ван в штатном расписании и в других официальных докумен­тах, регламентирующих деятельность предприятия или учреж­дения.

Кроме официального статуса каждый член формальной груп­пы имеет также и неофициальный статус. В отличие от офици­ального статуса неофициальный нигде не зафиксирован и поэто­му для его выявления в психологии применяется специальный метод “социометрии”, что означает “социальное измерение”. Этот метод дает возможность не только изучить структуру неформальной


ометрический статус каждой личности в системе неофициальных вза­имоотношений.

Метод социометрии применяется следующим образом. Члены группы заполняют карту выбора, где, указывают свою фамилию и фа­милии трех членов группы, с которыми они хотели бы осуществлять совместную деятельность. Полученье данные заносятся в таблицу выборов, в которой перечислены все члены группы, имеющие порядко­вые номера по вертикали и по горизонтали, и указывается количество выборов, полученных каждым из них. В зависимости от полученных выборов каждый член группы (его порядковый номер) заносится в со-циограмму, которая имеет форму мишени в виде четырех концентри­ческих кругов. В центральный круг заносятся номера членов группы, получивших 5 и более выборов. Во второй круг заносятся номера чле­нов группы, получивших 3-4 выбора. В третий круг заносятся номера членов группы, получивших 1-2 выбора. В четвертый круг заносятся номера членов группы, не получивших ни одного выбора. В социограм-ме также указывается, при помощи стрелок, кто кого выбирал.

В социограмме зафиксирована позиция, статус каждого члена груп -пы в системе межличностных отношений. Члены группы, чьи порядко­вые номера находятся в центральном круге, называются “звездами”. Члены группы, порядковые номера которых находятся во втором кру­ге, называются “предпочитаемыми”. Члены группы с порядковыми номерами в третьем круге называются “оттесненными” или “пренеб-регаемыми”. Члены группы с порядковыми номерами в четвертом кру­ге называются “изолированными”.

Самый высокий статус имеют “звезды”, так как их чаще всего выбирают, они пользуются авторитетом и имеют высокий престиж, к их мнению прислушиваются, их дружбой дорожат. “Звезды” являются неофициальными лидерами и инициаторами различных дел в группе. Они занимают господствующее положение в группе, создают обще­ственное мнение, оказывают основное влияние на характер взаимоот­ношений между членами группы. Лидеры управляют всеми делами в группе и регулируют поведение как отдельных членов, так и всей груп­пы. Лидер является носителем таких качеств личности, которые отве­чают ценностям, принятым в данной группе. Он является образцом и ориентиром для подражания во всех сферах поведения и деятельнос­ти. Лидер представляет группу в обществе. Он контактирует с лидера­ми других групп и решает все вопросы, связанные с взаимодействием


своей группы с другими группами. Неофициальный лидер может быть и официальным руководителем, если он пользуется авторитетом в группе не только в силу своего служебного положения, но и являет­ся популярной личностью.

“Предпочитаемые” тоже имеют довольно высокий статус и занимают благоприятное положение в группе, они пользуются вниманием со стороны определенной категории лиц, общаются и дружат с ними, являются авторитетными личностями в своем круге.

“Оттесненные” или “пренебрегаемые” имеют низкий ста­тус в группе. Они пользуются вниманием только со стороны от­дельных членов группы. Большинство членов группы не вступа­ют с ними в контакт и не завязывают никаких отношений. “От­тесненные” ведут себя пассивно, стараются не принимать ника­кого участия в делах группы, все что поручают им делают нео­хотно, часто не доводят порученное дело до конца.

“Изолированные” занимают самое неблагоприятное поло­жение в группе. Их статус - отрицательный. Они не имеют опре­деленного места в системе межличностных отношений в группе, их просто не замечают. Их присутствие терпят, но близких от­ношений с ними не устанавливают, хотя они сами пытаются ус­тановить дружеские контакты с некоторыми членами группы. Оказавшись изолированными в своей группе они стараются завязать отношения со случайными людьми, которые часто используют их в своих интересах, привлекая к неблаговид­ным делам и к антиобщественному поведению.

Исследования Я.Л. Коломенского показывают, что у школь­ников “звездами” являются учащиеся, имеющие много положи­тельных качеств, таких как опрятность, общительность, обая­тельность, честность, отзывчивость, тогда как в разряд “изоли­рованных” часто попадают ученики, имеющие только одно от­рицательное качество такое как, например, драчливость или неряшли­вость.

Статус субъекта в группе может изменяться, то повышать­ся, то понижаться. Это происходит потому, что изменяется поло­жение индивида в группе, повышаются или понижаются резуль­таты его деятельности, трансформируются в положительную или


рону свойства его личности, изменяются культурные и духовные по­требности и привычки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...