Контроль работоспособности узлов и деталей центробежных компрессоров
Центробежные компрессоры. К деталям, где возможно появление наиболее опасных дефектов, относят корпус, направляющие аппараты, диффузоры, ротор, опорные и упорные подшипники, лабиринтные уплотнения. Корпус подлежит контролю на наличие коррозии, эрозии, трещин. Проверяют состояние опор, плоскости горизонтального разъема. Трещины обнаруживают методом цветной дефектоскопии. При контроле корпуса проверяют плотность разъемов. При выявлении плотности горизонтального разъема крышку устанавливают вместе с собранными направляющими аппаратами. Зазоры проверяют щупом при свободном положении крышки и затянутых болтах. При эксплуатации возможны следующие неисправности: - повреждение лопаток направляющего аппарата в результате попадания на них постороннего предмета или по другим причинам; - задиры от задевания ротором при осевом сдвиге его, - коррозия, - ослабленное крепление диафрагмы в корпусе и др. Диафрагмы осматривают после очистки их от осадков и коррозии. Повреждения лопаток (загибы, вмятины, поломки) устраняют разными способами, выбор которых зависит от конструкции и материала аппарата. Например, загибы и вмятины обычно выправляют с помощью оправки, изготовляемой по профилю канала. Ее осторожно забивают между лопатками, выправляя профиль. Задиры, вызванные задеванием ротора, тщательно зачищают. В результате коррозии или эрозии, а также вибрации могут повреждаться крепления, соединяющие диафрагму с корпусом. Проверке подлежат все крепления независимо от конструкции. Во время работы детали ротора испытывают сложные напряжения в результате действующих центробежных сил, динамических нагрузок со стороны потока рабочей среды и температурных деформаций. Неисправности ротора могут привести к серьезным авариям, поэтому во время ремонтов необходимо тщательно проверять места, которые испытывают наибольшие напряжения.
При обнаружении трещин на валу или рабочих колесах выясняют причины их возникновения, а детали обязательно заменяют. Царапины и забоины защищают шлифовкой или проточкой. При отклонении зазоров от нормированной величины рабочие колеса заменяют. Если ротор неразборный, то его заменяют целиком. Овальность и конусность шеек вала ротора проверяют путем замера их микрометрической скобой. Чтобы определить состояние оси вала ротора, проводят проверку на биение. Прогиб оси вала вызывает вибрацию компрессора, поэтому величина его ограничена малыми допусками. Прогиб вала, вызывающий повышенную вибрацию, а также биение шеек вала, полумуфт и упорного диска, превышающее допустимые нормы, выправляют на токарном станке. При необходимости после правки вала его шейки, полумуфты и соответствующие поверхности упорного диска доводят до нормы проточкой или шлифовкой. Опорные подшипники воспринимают массу ротора, передают фундаменту динамические переменные усилия от его вибрации и фиксируют радиальное положение ротора относительно корпуса. Основная неисправность опорных подшипников, способная привести к аварии – износ вкладышей, вызываемое загрязнением подшипников, вибрацией компрессора, неудовлетворительным состоянием шеек или плохой пригонкой к ним вкладышей; плохим качеством смазочного масла. Вкладыши заменяют новыми. Упорные подшипники воспринимают осевое давление ротора во время работы компрессора и фиксируют положение ротора относительно неподвижных деталей проточной части и лабиринтных уплотнений. Упорный подшипник выходит из строя вследствие аварийной вибрации, повышения осевого давления, неудовлетворительно выполненного ремонта или недостаточной смазки. Подшипник подлежит замене, с предварительным устранением причины неисправности.
В центробежных компрессорах в основном применяют уплотнения лабиринтного типа. Неправильная сборка или повреждение лабиринтного уплотнения не только снижают эффективность работы компрессора, но и могут вызвать аварию.
5. Контроль работоспособности узлов и деталей центробежных насосов Центробежные насосы. К.п.д. насосного агрегата снижается с увеличением перетока жидкости в результате износа уплотнительных колец рабочего колеса, уплотнений вала и неправильного устройства системы разгрузки его уплотнений. Возможны случаи, когда например, на насосе установлено колесо диаметром 460 мм, но в результате износа уплотнительных колец и увеличения внутренней циркуляции его работа соответствует работе колеса с эквивалентным диаметром 450 мм, т. е. характеристика насоса заметно снижена. Таким образом, необходимо строго соблюдать правила эксплуатации агрегатов, сохранять оптимальный режим их работы, своевременно выполнять ремонт оборудования. При нормальной работе насосного агрегата отсутствуют вибрация насоса и двигателя (роторов, подшипников), задевание и удары, выбрасывание масла из корпуса подшипников, утечки в местах соединения деталей, через сальники или торцовые уплотнения. Вибрация насосных агрегатов в основном низко- и среднечастотная гидроаэродинамического происхождения. При распространении вибрации по конструктивным элементам агрегатов, могут возникнуть резонансные колебания с собственной частотой вибрации отдельных деталей, в этом случае возникает угроза целостности некоторых узлов и деталей, в частности радиально-упорного подшипника качения и маслопроводов опорных подшипников скольжения. Одно из средств уменьшения вибрации нанесение на корпус насоса и электродвигателя вибропоглощающего покрытия, например мастики ШВИМ-18. Вибрация, вызванная несоосностью валов, приводит к увеличенным нагрузкам на валы и подшипники скольжения, их нагреву и разрушению, расшатыванию машин на фундаменте, срезанию анкерных болтов, а в ряде случаев – к нарушению взрывопроницаемости электродвигателя. На НПС для снижения амплитуд вибрации валов применяют стальные калиброванные прокладочные листы, устанавливаемые в разъемах крышек подшипников для выбора зазора.
Снижение механической вибрации достигается тщательной балансировкой и центровкой валов, своевременной заменой износившихся деталей и устранением предельных зазоров в подшипниках. Система охлаждения должна обеспечивать температуру подшипников, не превышающую 60 °С. При чрезмерном нагревании сальника насос следует несколько раз остановить и сразу запустить, чтобы масло просочилось через набивку. При появлении стука насос останавливают для выяснения причины этого явления: проверяют смазку, масляные фильтры. При потере давления в системе, превышающего 0,1 МПа, фильтр очищают. Нагрев подшипников, прекращение поступления смазки, чрезмерная вибрация или ненормальный шум указывают на неполадки в работе насосного агрегата. Его необходимо немедленно остановить для устранения обнаруженных неполадок. Для остановки одного из насосных агрегатов закрывают задвижку на нагнетательной линии и вентиль на линии гидроразгрузки, затем выключают двигатель. После охлаждения насоса закрывают все вентили трубопроводов, подводящих масло и воду, краны у манометров. При остановке насоса на длительное время для предотвращения коррозии рабочее колесо, уплотняющие кольца, защитные гильзы вала, втулки и все детали, соприкасающиеся с перекачиваемой жидкостью, следует смазывать, а сальниковую набивку вынимать. 6. Насос нельзя запустить Насос нельзя запустить, когда вал насоса, соединенный зубчатой муфтой с валом электродвигателя, не проворачивается – проверить вручную вращение вала насоса и электродвигателя в отдельности, правильность сборки зубчатой муфты; если валы отдельно вращаются, то проверить центровку агрегата; если вал насоса, отсоединенный от вала электродвигателя, не проворачивается или туго вращается из-за попадания в насос посторонних предметов, поломки его движущихся частей и сальников, заедания в уплотнительных кольцах, то необходимо провести осмотр, последовательно устраняя обнаруженные механические повреждения.
7. Н асос пущен, но не подает жидкости или после пуска а) всасывающая способность насоса недостаточна, так как в приемном трубопроводе находится воздух вследствие неполного заполнения насоса жидкостью или из-за неплотностей во всасывающем трубопроводе, сальниках — повторить заливку, устранить неплотность; б) неправильное вращение вала насоса – обеспечить правильное вращение ротора; в) действительная высота всасывания больше допустимой вследствие несоответствия вязкости, температуры или парциального давления паров перекачиваемой жидкости расчетным параметрам установки — обеспечить необходимый подпор.
8. насос при пуске потребляет большую мощность: а) открыта задвижка на напорном трубопроводе — закрыть задвижку на время пуска; б) неправильно установлены рабочие колеса — устранить неправильную сборку; в) в уплотнительных кольцах происходит заедание вследствие больших зазоров в подшипниках или в результате смещения ротора — проверить вращение ротора от руки; если ротор вращается туго, устранить заедание; г) засорена трубка загрузочного устройства – осмотреть и очистить трубопровод разгрузочного устройства; д) в одной из фаз электродвигателя перегорает предохранитель – заменить предохранитель.
9. Насос не создает расчетного напора: а) понижена частота вращения вала насоса — изменить частоту вращения, проверить двигатель и устранить неисправности; б) повреждены или изношены уплотняющие кольца рабочего колеса, входные кромки рабочих лопаток — заменить рабочее колесо и поврежденные детали; в) гидравлическое сопротивление нагнетательного трубопровода меньше расчетного вследствие разрыва трубопровода, чрезмерного открытия задвижки на нагнетательной или обводной линии – проверить подачу, если она возросла, то закрыть задвижку на обводной линии или прикрыть ее на нагнетательной; устранить разного рода неплотности нагнетательного трубопровода; г) плотность перекачиваемой жидкости меньше расчетной, повышено содержание воздуха или газов в жидкости — проверить плотность жидкости и герметичность всасывающего трубопровода, сальников; д) во всасывающем трубопроводе или рабочих органах насоса наблюдается кавитация – проверить фактический кавитационный запас удельной энергии; при заниженном значении его устранить возможность появления кавитационного режима;
10. подача насоса меньше расчетной: а) частота вращения меньше номинальной — изменить частоту вращения, проверить двигатель и устранить неисправности; б) высота всасывания больше допустимой, вследствие чего насос работает в кавитационном режиме — выполнить работы, указанные в п. 2; в) образование воронок на всасывающем трубоцроводе, недостаточно глубоко погруженном в жидкость, вследствие чего с жидкостью поступает воздух – установить отсекатель для ликвидации воронки, повысить уровень жидкости над входным отверстием всасывающего трубопровода; г) увеличение сопротивлений в напорном трубопроводе, вследствие чего давление нагнетания насоса превышает расчетное — полностью открыть задвижку на нагнетательной линии, проверить все задвижки манифольной системы, линейные задвижки, очистить места засорений; д) повреждено или засорено рабочее колесо; увеличены зазоры в уплотнительных кольцах лабиринтного уплотнения вследствие их износа — очистить рабочее колесо, заменить изношенные и поврежденные детали; е) через неплотности всасывающего трубопровода или сальника проникает воздух — проверить герметичность трубопровода, протянуть или сменить набивку сальника.
11. повышенный расход электроэнергии: а) подача насоса выше расчетной, напор меньше вследствие открытия задвижки на перепускной линии, разрыва трубопровода или чрезмерного открытия задвижки на нагнетательном трубопроводе — закрыть задвижку на перепускной линии, проверить герметичность трубопроводной системы или прикрыть задвижку на напорном трубопроводе; б) поврежден насос (изношены рабочие колеса, уплотнительные кольца, лабиринтные уплотнения) или двигатель — проверить насос и двигатель, устранить повреждения.
12. повышенная вибрация и шум насоса: а) подшипники смещены вследствие ослабления их крепления; изношены подшипники — проверить укладку вала и зазоры в подшипниках; в случае отклонения довести величину зазоров до допустимой; б) ослаблены крепления всасывающего и нагнетательного трубопроводов, фундаментных болтов и задвижек — проверить крепление узлов и устранить недостатки; в) попадание посторонних предметов в проточную часть — прочистить проточную часть; г) нарушена уравновешенность насоса или двигателя вследствие искривления валов, неправильной их центровки или эксцентричной установки соединительной муфты — проверить центровку валов и муфты, устранить повреждения; д) увеличены износ и люфты в обратных клапанах и задвижках на нагнетательном трубопроводе — устранить люфты; е) нарушена балансировка ротора в результате засорения рабочего колеса — очистить рабочее колесо и отбалансировать ротор; ж) насос работает в кавитационном режиме — уменьшить подачу путем прикрытия задвижки на нагнетательной линии, герметизировать соединения во всасывающем трубопроводе, увеличить подпор, уменьшить сопротивление на всасывающем трубопроводе.
13 повышенная температура сальников и подшипников: а) нагрев сальников вследствие чрезмерной и неравномерной затяжки, малого радиального зазора между нажимной втулкой и валом, установки втулки с перекосом, заедания или перекоса фонаря сальника, недостаточной подачи уплотнительной жидкости— ослабить затяжку сальников; если это не даст эффекта, то разобрать и устранить дефекты монтажа, заменить набивку; увеличить подачу уплотнительной жидкости; б) нагрев подшипников вследствие слабой циркуляции масла в принудительной системе смазки подшипников, отсутствие вращения колец в подшипниках с кольцевой смазкой, утечка масла и загрязнения — проверить давление в системе смазки, работу масляного насоса и устранить дефект; обеспечить герметичность масляной ванны и трубопровода, сменить масло; в) нагрев подшипников вследствие неправильной их установки (малы зазоры между вкладышем и валом), износа вкладышей, повышенной затяжки опорных колец, малых зазоров между шайбой и кольцами в упорных подшипниках, задира опорного или упорного подшипника или расплавления баббита — проверить и устранить дефекты; зачистить задир или заменить подшипник.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|