Первоначальное проникновение тюрков в Малую Азию и на Балканы
Глава 3 Первоначальное проникновение тюрков в Малую Азию и на Балканы
Фильтрация тюркских элементов на территорию современной Турции происходила задолго до XI в. Об этом свидетельствуют письменные источники – римские, византийские, сирийские, арабские, армянские и другие хроники. Тюрки попадали в Малую Азию многими путями: не только с востока, через Иран и Кавказ, но и с запада, через Балканы, а также с севера, через Черное море. Уже в III–IV вв. н. э. тюркские племена, будучи многочисленными и постоянными соседями народов Малой Азии, Кавказа и северо‑ восточных областей Балканского полуострова, просачивались на эти территории все более активно. Дербентская стена была построена именно для защиты от набегов этих первых тюркских переселенцев из Центральной Азии. В IV–V вв., во время Великого переселения народов, толчком для которого послужили перемещения из Азии в Европу огромных масс кочевых племен гуннского союза, первые тюрки появились в Анатолии и Фракии. Византийские хронисты Филосторгий, Созомен, Олимпиодор пишут о вторжениях гуннов во Фракию и Анатолию в 395, 404, 415 гг. Когда император Феодосий Великий нанес гуннам поражение, много их попало в рабство, а часть была расселена в разных местах Восточной Римской империи. После кратковременного упадка гунны снова усилились и в первой половине V в. обосновались на Среднедунайской равнине. Во главе гуннов стал Аттила (434–453), при нем гуннская племенная федерация достигла наивысшего могущества. Гунны неоднократно вторгались в Восточную Римскую империю – в 443, 447–448 гг. После смерти Аттилы в 453 г. федерация распалась (некоторые историки предполагают, что он был убит в Византии). Основная масса гуннов откочевала в Северное Причерноморье, однако некоторая часть перешла в пределы Византии и разделилась на отдельные племена. Византийский историк Феофан пишет об участии гуннов в войнах на стороне Византии против Ирана, о гуннах, живших во Фракии и на Босфоре. Логично предположить, что в это время какое‑ то число гуннов осело во Фракии и Малой Азии, смешалось с местным населением. Вероятно, с тех пор этноним гуннов – хун – сохранился в балканской и византийской антропонимии (венгерская фамилия Хуньяди, имя византийского летописца Никита Хониат и др. ).
С конца V в. место гуннов занимают тюркские племена булгар, сувар, аваров и хазар, входившие в прежнюю гуннскую федерацию. Так, в Приазовье сложился союз племен вo главе с булгарами, распространивший свою власть и на Северное Причерноморье. Начиная с {37} 482 г. византийские хроники часто упоминают о булгарах. В V–VI вв. булгарские племена находились в активной связи с Византией: выступали ее союзниками, воевали в рядах ее войск, селились во Фракии. В 530 г. часть булгар была поселена Византией в Анатолии (районы рек Чорох и Верхний Евфрат). В 680 г. хан Аспарух, возглавивший переселение части булгар на Балканы, объявил себя главой первого Болгарского царства и заставил Византию признать его независимость (681 г. ). В VI в. многие события в Малой Азии и на Кавказе связаны с именем сувар (другие варианты этого имени – субар, сибир, савир). Махмуд Кашгари отмечал, что сувары, как и булгары, говорили по‑ тюркски и были расселены до " стран Рус и Рум", то есть до Руси и Византии. Хотя эти сведения и более поздние, в них важен факт принадлежности сувар к тюркской языковой общности. Византийский историк Феофилакт Симокатта причисляет сувар к гуннским племенам, жившим на Северном Кавказе. После разгрома сувар аварами их основная масса переселилась в Кавказскую Албанию (современный Азербайджан). По сообщению Менандра, царь Ирана Хосров I Ануширван перебил большую часть этих переселенцев, а оставшихся 10 000 человек поселил между Араксом и Курой.
В 50–60‑ х годах VI в. на Среднедунайской равнине образовался Аварский каганат. Хронисты Византии упоминают об аварах с 552 г. Иоанн Малала сообщает об их появлении в Константинополе в 557–558 гг. В период правления хана Баяна авары совершают частые нападения на Византию (которая откупается от них выплатой дани), осаждают Константинополь в 619–620 гг. и, вместе со славянами, в 626 г. Византия привлекала авар и на свою сторону в качестве союзников. В 565 г. в Константинополь прибыло аварское посольство. В 577 г. император Юстин II поселил в Восточной Анатолии аварских воинов для защиты границы от персов… К концу VIII в. Аварский каганат распался. Имя аваров (абар) сохранилось лишь в истории да в балканской антропонимии (например, сербская княжеская фамилия Обреновичи). О существовании в Константинополе большой колонии тюрков, видимо, авар, булгар и сувар, говорит такой факт: когда между Византией и Тюркским каганатом происходили обмены посольствами (вторая половина VI в. ), посол " второго Рима" взял с собой 106 тюрков, жителей этого города. В VII в. в Малую Азию проникали и хазары. В 626 г. византийцы заключили с хазарами союз против арабов. В VIII в. византийско‑ хазарские связи расширились. Восточно‑ римские императоры вступали в браки с хазарскими принцессами: Юстин II был женат на дочери кагана, получившей при крещении имя Феодора; женой Константина V {38} (/41 745) также была дочь кагана, в христианстве Ирина. Принцесс сопровождали большие свиты и охрана из хазар. Сын Ирины, император Лев IV, был прозван Хазаром. Многие хазары в Константинополе приняли христианство, но потом " ударились в ересь” и были сосланы в анатолийские провинции. В IX в. императоры завели при дворе хазарскую гвардию (об этом пишет Константин VII Порфирогенет (Багрянородный). Некоторые хазары занимали в империи высокие должности, как, например, Варданиос Туркос, хазар из Крыма, произведенный в чин стратега Анатолии. О проникновении тюрков в Заказказье и Малую Азию есть сведения в " Истории Армении" Мовсеса Хоренаци, автора V в. Он пишет не только о гуннах, но и о булгарах, хазарах и басилах. Булгары, по его словам, расселились в Басиане (древняя Фасиана), который стал называться Ванандом по имени их вождя. В армянской " Географии" VII в. говорится, что в Вананде главный город – Карс. Ее автор Анания Ширакаци также сообщает о хазарах и басилах (басилы, или берсилы – родственное хазарам тюркское племя). Другой армянский автор – Асохик Степаннос Таронеци сообщает о контактах византийцев с хазарами на рубеже VII–VIII вв., о том, как с помощью хазарского войска Юстин II вернулся в " царственный град Константинополь”, как в его правление хазары покорили Армению, Грузию и Кавказскую Албанию. С этим перекликается свидетельство грузинского летописца XI в. Леонтия Мровели о том, что после хазарского нашествия " в Картлии говорили на шести языках: армянском, грузинском, хазарском, ассирийском, еврейском и греческом".
В " Истории Армении" говорится не только о набегах тюркских племен и войнах с ними, но и о мирных связях между армянами и тюрками, о браках между ними. Так, Арцехианы, знатный армянский клан, вступил в свойство с " одним из мужественных басилов, переселившихся в Армению". Армянская " География" подробно рассказывает о поселениях булгар и других тюрков. Там сообщается о таком примечательном факте: правителем западных областей Армении был назначен " муж с грубыми чертами лица, плосконосый Торк". Эпитет " плосконосый" напоминает описание армянскими авторами наружности первых татар, вторгшихся в Армению, т. е. Торк имел монголоидные черты. Таковы исторические факты, свидетельствующие о проникновении тюркских этнических элементов в Малую Азию и на Балканы в IV–VII в. Однако это первоначальное перемещение тюрков на указанные территории носило скорее эпизодический характер и не оставило заметных следов в этнической истории. Оно было и количественно весьма незначительным. Тюркские переселенцы поглощались местными этносами, ассимилировались ими. {39}
VIII–X века характеризуются уже более массированным переселением тюрков в Анатолию, причем преимущественно из Средней Азии, Ирана, Афганистана. Халифы из династии Аббасидов, пришедшие к власти в 750 г., стали привлекать для защиты границ Арабского халифата, а также для расширения его территории и набегов на " неверных", исламизированные среднеазиатские тюркские племена. В Юго‑ Восточную Анатолию было переселено много тюрков из Ферганы, Балха, Хорезма, Самарканда и Герата. Они составили в Малой Азии основную массу отрядов " гази" – " борцов за распространение ислама". Их поселения были сосредоточены в районах Тарсуса, Аданы, Мараша, Малатьи, Ахлата, Манцнкерта, Эрзурума. При халифе Мутасиме (833–841), который, как сообщает арабский автор X в. Масуди, первым взял к себе на службу тюркских наемников даже в Багдад, армия тюрков сделалась основной военной силой в анатолийских пограничных провинциях халифата. Эмиры здесь выбирались из вождей тюркских племен. Афшин, Итак, Менподжур, Буга – имена наиболее известных эмиров‑ тюрков. О многих тюркских военачальниках и их отрядах в Анатолии при Мутасиме и позже, в IX–X вв., рассказывается в турецком эпосе о Сейиде Баттал‑ гази. Византийские хронисты Иосиф Генесий, Иоанн Скилица также упоминают о тюркских наемниках халифата, расселенных вдоль восточных границ Византии. При халифе Мутаваккиле (847–861) пограничные провинции Анатолии фактически перешли во власть тюркских племенных вождей. Вожди выбирали военачальников и сообщали о своем выборе халифу. Имена военачальников явно тюркского происхождения: ат‑ Тюрки, Амачур, Билькачур, Язмаз, Язман, ибн‑ Тоган, ибн‑ Бурду, Хакан, ибн‑ Кайы. Иногда эти военачальники становились независимыми местными князьками. Так, в 883 г. эмир Египта Ахмад ибн‑ Тулун, сам сын невольника‑ тюрка, потерпел неудачу при осаде Тарсуса, где засел его военачальник Язман. В X в. в Анатолию переселялись и тюркские племена, искавшие там убежища от своих противников. Арабский историк Масуди сообщает, что четыре тюркских племени – печенеги, баджгарды, нукарда и баджна – после ожесточенных сражений с огузами, кимаками и карлуками ушли из Приаралья и оказались в Малой Азии. В 932–933 гг. они вторглись в пределы Византии. Видимо, на основании всех этих исторических данных академик В. А. Гордлевский датировал первоначальное проникновение среднеазиатских тюрков в Малую Азию VIII–X вв. Он считал, что в это время там появились племена халадж, карлук, канглы, кыпчак. Он пишет, что переброшенные из Хорасана тюрки были поселены на большом пространстве к востоку от Тарсуса и Эрзурума, в юго‑ восточной части {40} Анатолии. Так подготовлено было, заключает он, завоевание Малой Азии Сельджукидами.
Накануне сельджукского вторжения в Анатолию и одновременно с ним тюрки проникали сюда и с северо‑ запада, с Балкан. Сначала это были печенеги. Махмуд Кашгари неоднократно подчеркивает: " Беченег – самое близкое к Руму племя". Он пишет также, что печенеги живут и в Византии. За печенегами появились узы, т. е. огузы, или торки русских летописей; арабы называли их гузами. Они переселились на Балканы после поражения, нанесенного кыпчаками. Основная масса узов переправилась через Дунай и оказалась в пределах Византии. За узами последовали куманы, т. е. кыпчаки‑ половцы. Эти волны тюркских переселенцев следовали одна за другой почти без перерыва: печенеги – во второй половине IX–XI в., узы – в XI в., куманы – в XI – второй половине XII в. Часть этих племен, принявших христианство или еще исповедовавших шаманизм, Византия селила в своих анатолийских пограничных провинциях. Такое их расселение стало наиболее интенсивным в XI в., когда с востока нависла угроза сельджукского нашествия. Выполняя обязанности акритов (воинов‑ пограничников), византийские тюрки защищали страну от набегов тюрков‑ сельджуков. Много тюркских наемников было и в византийском войске. Об этом сообщают хронисты Никифор Вриенний, Иоанн Зонара. Балканские тюрки широко внедрились в византийское общество, почти во всех его сферах можно найти тюркские элементы. Особенно много сведений об этом содержится в сочинении Анны Комниной " Алексиада", в которой описаны события середины XI – начала XII вв. Анна Комнина, дочь византийского императора Алексея I Комнина (1081–1118) писала не на разговорном, а на древнем греческом языке, часто придавая старым словам новые значения. Так, скифами она называет, на античный манер, кочевников‑ тюрков – печенегов, узов, куманов. Но иногда употребляет и их племенные этнонимы. По ее сообщениям, в Византии оседали целые племена номадов. Например, об одном печенежском племени она пишет: " Переправившись через Дунай, они стали грабить соседние земли и захватили несколько городов; в дальнейшем, немного утихомирившись, они стали возделывать землю, сеять просо и пшеницу". Здесь интересен зафиксированный факт перехода целого племени на оседлый образ жизни. Страницы " Алексиады" буквально пестрят упоминаниями о тюрках. Узы служили лучниками в византийском войске. Многие из них стали выдающимися военачальниками: полководец Алексея Комнина носил имя " Уза", так как его имя происходило от названия племени; другой полководец, Аргир Караца (Караджа), тоже был уз; третий – Монастра был " полуварвар и знал тюркский язык", т. е. имел смешанное {41} греко‑ тюркское происхождение. Из печенегов император составил особый отряд своего войска. Упомянут " скиф" Татран, который перешел к византийцам (в " Слове о полку Игореве" фигурируют татраны – тюрки), " раб‑ скиф" по имени Димитрий, " крылатый скиф‑ скороход для сообщения важных вестей" и т. д. и т. п. Во время сражения византийцев с крестоносцами в их войске было много " скифов"; во время другого сражения, – пишет Анна Комнина, – " скифы, а их было много в ромейском войске, ринулись, как это принято у варваров, за добычей". Данные антропологии и лингвистики свидетельствуют, что тюркский этнический субстрат проник на Балканы с северо‑ востока, из‑ за Дуная, до появления в Малой Азии тюрков‑ сельджуков, тем более – турок‑ османцев. Видимо, этот элемент включили в себя позже болгарские турки: они отличаются антропологическим типом от турок Турции (у них прослеживается больший налет монголоидности), а также языком (близок гагаузскому). Кроме того, данные диалектологии турецкого языка дают основание рассматривать северо‑ западную часть Малой Азии как область, где в формировании турецкого народа большую роль сыграли тюркские племена с Балкан. Северо‑ западные турецкие говоры отличаются от центрально‑ и восточноанатолийских общими особенностями, сближающими их с гагаузским языком. Анализ огузского языкового пласта и сопоставление его частей в туркменском, азербайджанском, гагаузском и турецком языках более полно выявляет участие огузского этнического компонента в этногенезе туркмен, азербайджанцев, гагаузов, турок. Прежде всего выясняется, что огузский языковый пласт больше сохранился у двух последних народов, а у первых двух он подвергся сильным изменениям под воздействием кыпчакских языков. Иными словами, среди тюрков, принявших участие в тюркизации Анатолии, превалировал огузский компонент, который проникал сюда не только с востока, со стороны Кавказа и Ирана, но и с запада, с Балкан. Подводя итоги, можно констатировать, что проникновение тюркских элементов на территорию современной Турции началось задолго до сельджукского завоевания. Эти тюрки (иногда целые племена), расселившись среди коренных обитателей страны, в определенной степени подготовили начало тюркизации Анатолии и Восточной Фракии. В свете такого вывода интересен следующий исторический факт. В конце XI в. в византийских хрониках впервые упоминаются туркмены, появившиеся в Малой Азии (Анна Комнина называет их туркоманами). После завоевания Малой Азии Сельджукидами основную массу тюркских переселенцев составили туркмены, а также восточные огузы, еще не слившиеся с ними. С этого времени этноним " тюркмен" надолго становится обозначением тюркских племен Анатолии во многих исторических источниках. Так, в хронике сельджукидского летописца {42} Ибн‑ Биби, охватывающей период с 1188 по 1282 г., в отношении этих племен употребляется слово " туркмены"; Гильом де Рубрук (середина XIII в. ) также упоминает о туркменах; Марко Поло (конец XIII в. ) не только пишет о туркменах, но и Турцию называет Туркменией; Ибн‑ Баттута (30‑ е годы XIV в. ) описывает Анатолию как страну туркмен; Тимур в письмах к османскому султану Баязиду I Йылдырыму (конец XIV – начало XV в. ) называет османских турок, видимо, по старой традиции, туркменами; европейские путешественники первой половины XV в. де ля Брокьер и Тафур именуют Киликию (юго‑ запад Анатолии) Туркменией. В позднейшее же время народ, возникший в итоге тюркизации коренного населения Малой Азии, стал называться турками (тюрк), а не туркменами, т. е. получил общее самоназвание всех переселившихся сюда тюрков. Самоназвание " тюрк" охватывало, в частности, и узов (огузов, гузов), ведь русские летописи называли их торками. Стало быть, это опять‑ таки свидетельствует о том, что в тюркизации Анатолии и Восточной Фракии участвовали не только туркмены и огузы, но и другие тюрки, проникшие сюда с востока еще до туркмен и огузов (частично и вместе с ними), а также с Балкан. {43}
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|