Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные логические проблемы, рассматриваемые в Древней Индии




Основные исторические этапы развития логики

(1-й вариант, списанный с конспекта)

Основных причин развития логики две. Одна из них — зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Этот процесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие в Древней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основывалась на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства. Отсюда — необходимость исследования природы самого мышления как средства познания. Другая — это развитие ораторского искусства. В общем процесс развития логики можно разделить на несколько этапов: логика Древнего мира, античная логика, логика Средневековья, логика эпохи Возрождения, Нового времени и современная логика. Логика Древнего мира обязана своим появлением философам Китая и Индии. Основная особенность логики Древнего Китая заключается в сборе аргументации для объяснения окружающего мира с помощью аналогий. Главным достижением индийской логики стало создание абстрактной логики. Индусы выделяли четыре истинных знаний: восприятие, умозаключение, сравнение, свидетельство. Буддийская логика основана на сборе аргументов о предмете, их систематизации и разделении высказываний на правильные и неправильные. В буддийской логике есть перечень правильных утверждений, придерживаясь которых человек становится просвещенным. Европейская логика включает в себя античную логику, средневековую логику и логоки Нового времени. Основателем европейской логики является Древнегреческая цивилизация. Основоположником античной логики считают Аристотеля, а разработчиком оратора Цицерона. В теории логики делается упор на сборе доказательств и правил для обоснования абсолютной истины. Во времена средневековой логики происходит становления логики как науки, логика начинает преподаваться в университетах, основным предметом изучения стало «доказательство бытия Божьего». В эпоху Средневековья формируется формальная логика. Основоположником современной логики считают Фрэнсиса Бэкона. Он написал работу «Новый органон». В это время были разработаны первые два метода науки логики. Произошло формирование классификаций науки логики.

 

 

Наука древнего Востока

Логика Древнего Китая

Философами Древнего Китая были Дэн Си, Конфуций (551-501 до н.э.), Хуэй Ши Гунсунь Луи, Мо-цзы, Сюнь-цзы Усилиями школ имен (минзя), законников (фацзя), конфуцианской школы (жуцзя) и особенно школы поздних моистов (моцзя), по утверждению современного китайского логика Пань Шимо, была создана более или менее целостная логическая концепция.

Классические проблемы логики периода раннего Циня: 1) теория имен (имя отражает качественную определенность, присущую различным вещам); 2) теория "цы" (высказываний, которые должны точно и ясно отражать факт действительности и выражать мысли); 3) теория "шо" (рассуждения) и "бянь" (спора); 4) об основных законах мышления

Древнекитайский мыслитель Конфуций выступает за четкость суждений, образность выражений, логическую обоснованность мыслей.

Древнекитайский философ Мо-цзы и его последователи разрабатывали главным образом логику и теорию познания. Все наши знания, представляют собой результат совместного усилия наших органов чувств и мышления. Подчеркивали, что выработка правильных понятий — "имен" — важный фактор в процессе познания. Выдвинули категорию "бянь" (суждение) как основной логический метод. С ее помощью определяются истина и ложь, законное и незаконное действие; устанавливаются тождество и различие; выясняется соотношение между именами (понятиями) и действительностью, устраняются сомнения.

Особенности древнекитайской логики: 1) логические теории концентрировались вокруг основных понятий "мин" (имени) и "цы" (высказывания, предложения); 2) развитие логики было тесно связано с языком того времени; 3) логика Древнего Китая исходила из практических требований риторики (способы ведения спора) и познавательного аспекта дискуссии и не смогла выработать строгих представлений о формах умозаключений и отделить их от теории познания; 4) логика Древнего Китая находилась под сильным влиянием различных политических доктрин и морально-этических концепций. Логические концепции в Древнем Китае, отмечает Пань Шимо, сформировались раньше, чем в Древней Греции, но после периода раннего Цинь они прекратили дальнейшее развитие. Это объясняется тем, что начиная с периода раннего Цинь и до последнего времени официально признавалось лишь конфуцианство и безосновательно отвергались учения других представителей "ста школ" Древнего Китая

Основная особенность логики древнего Китая заключается в сборе аргументов для объяснения окружающего мира с помощью аналогий.

Основные логические проблемы, рассматриваемые в Древней Индии

 

Истоки логики в Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н. э.. Две из шести ортодоксально-индуистских (ведийских) школ индийской философии — ньяя и вайшешика — занимались методологией познания, из этого проблемного поля и выделилась логика.

Само название школы «ньяя» значит «логика». Главным её достижением и была разработка логики и методологии, ставших впоследствии общим достоянием (ср. аристотелевская логика в Европе). Основным текстом школы были Ньяя-сутры Акшапады Гаутамы (II век н. э.). Поскольку ньяики считали единственным путём освобождения от страданий достижение надёжного знания, они разрабатывали тонкие методы отличения надёжных источников знания от ложных мнений. Есть только четыре источника знания (четыре праманы): восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство. Строгая пятичленная схема умозаключения включала в себя: начальную посылку, основание, пример, приложение и вывод.

Буддийская философия (не входившая в число шести ортодоксальных школ) была главным оппонентом ньяиков в логике. Нагарджуна, основатель мадхьямики («срединного пути»), развил рассуждение, известное как «катускоти», или тетралемма. Этот четырёхсторонний аргумент систематически проверял и отклонял утверждение высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания и, наконец, отклонение и его утверждения, и его отрицания.

У Дигнаги и его последователя Дхармакирти буддийская логика достигла вершины. Центральным пунктом их анализа было установление (определение) необходимой логической присущности (включённости в определение), «вьяпти», также известное как «неизменное следование» или «убеждение». Для этой цели они развили учение об «апоха» или различении, о правилах включения признаков в определение или исключения их из него.

Школа навья-ньяя («новая ньяя», «новая логика») была основана в XIII веке Ганешей Упадхьяей из Митилы, автора «Таттвачинтамами» («Сокровище мысли о реальности»). Впрочем, и он опирался на работы своих предшественников X века.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...