Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение формальной логики




Формальная логика – это наука о законах правильного мышления и способах поймать соперника в споре, т.е.- наука, изучающая формы мысли (понятия, суждения, умозаключения, доказательства) со стороны их логической структуры, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей. Это конструирование и исследование правил преобразования высказываний, сохраняющих их истинностное значение.

Аристотель открыл законы правильного мышления. Он назвал логику «органоном», т.е. орудием для добывания истины. Формальная логика была настолько гениальным изобретением, что сохранялась в почти неизменном виде до 19 в. н.э. и даже приобрела из-за этого славу «мёртвой», сухой и бесплодной науки, и только в 19 веке на её основе была изобретена математическая логика, которая стала основой для программирования. Логика – это инструмент любой науки, в этом её выдающееся значение.

Законы правильного мышления

· Закон тождества гласит, что в процессе рассуждения каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле. Омонимы – это слова, которые имеют два и более значения.В процессе рассуждения нужно избегать употребления этих понятий или сразу объяснить значение этого слова. В противном случае оппоненты могут подразумевать разные значения этого слова и будут спорить о разных вещахЗапрещено употреблять в рассуждениях неопределённые понятия, такие как бесконечность и бог, иначе с помощью их можно доказать всё, что угодно. Например с помощью понятия «бог» можно доказать сотворение мира, наличие рая и ада и т.д.

· Закон исключения третьего гласит: из двух противоречащих понятий одно истинно, другое ложно, а третьего не дано. Пример логической ошибки: питекантроп – это человек, или не человек, или обезьяна. Недостаток формальной логики состоит в том, что она не может описывать объекты в процессе становления и развития, а питекантроп – это промежуточный результат развития от обезьяны к человеку.

· Лейбниц сформулировал закон достаточного основания:Согласно этому закону, всякая мысль становится истинной только в том случае, если для нее может быть сформулировано достаточное основание. В более общем смысле он становится законом причины и следствия, который гласит, что все существующее имеет достаточное основание для своего существования.

Закон противоречия может быть выражен формулой "А не есть А и не А", аналогично суждению "цветок не есть цветок и не цветок" или "птица не есть животное и не животное". Смысл этого закона заключается в том, что два отрицающих друг друга понятия не могут быть одновременно истинными.

· Нужно избегать ошибок в определении. Согласно Аристотелю, чтобы определить понятие, нужно найти более широкое понятие и родовидовой признак. Ошибки в определении:

1).Слишком широкое определение.

2). Слишком узкое определение.

3). Круг в определении или тавтология.

· Подмена тезиса, слов оппонента. Во время спора спорщик незаметно подменяет слова своего оппонента и их же начинает опровергать. Нужно прямо указать оппоненту на факт подмены.

· Недопустим переход на личность оппонент. Недопустима в споре ссылка на авторитет,

· Нужно избегать мнимого следования, когда тезис не следует из аргументов.

Вывод: В формальной логике Аристотеля заключена вся античная мудрость.

 

Ф.Бэкон Новый органон

Новый Органон (Novum Organum scientiarum) — трактат английского философа, основоположника эмпиризма Фрэнсиса Бэкона, излагающий новый подход к проблемам науки. Издан в 1620 году в двух книгах. Является второй частью задуманного Бэконом труда «Великое восстановление наук» и самой известной[1] из работ Бэкона.

В этом трактате Бэкон провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, которую определял как бездушный материал, цель которого — быть использованным человеком.

«Новый Органон» является основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона и ставшей предшественником научного метода. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками.

В этом труде Бэкон излагает свой новый индуктивный метод, который должен стать средством к возрождению наук и приобретению научного знания на более надежной, чем умозрительное теоретизирование, основе и описывает план возрождения наук. «Новый Органон» состоит из 2-х книг, при этом вторая издана не вполне законченной.

Господствовавший в то время метод дедукции по Аристотелю («старый Органон»), он считал неудовлетворительным, поскольку долгие века применения этого метода все ещё оставляли науки, по его оценке, в зачаточном состоянии. По Бэкону, в качестве точки опоры и направленного пути для ума должен быть разработан новый инструмент мышления, «новый органон». По его словам, его книга представляет такой инструмент, компас к науке, но не саму науку.

По Бэкону, природа есть книга, в которой человек изучает реальные факты; изучать и анализировать надо не умозрительные теории, не книги ученых, но факты и явления. К явлениям при этом могут причисляться и явления нашей мысли, нашего существования, изучение которых соединено с изучением их свойства и законов, с открытием их причин и следствий. Средство для достижения этой цели — индуктивный метод, когда явления и сопровождающие их обстоятельства исследуются, случайные обстоятельства исключаются, обстоятельства же существенные, вызывающие явления, возводятся в законы этих явлений. Индуктивный метод движется от знаний о единичных фактах к знаниям о классах предметов или процессов, и является, по мнению Бэкона, гарантией от недостатков и промахов как в логике человеческого мышления, так и в процессе познании вообще; при этом индуктивный вывод является не достоверным, а лишь возможным (предположительным), и потому нуждается в дальнейшей проверке

«Новый Органон» формулирует новую философскую базу для развития наук: существенным для науки провозглашаются такие знания, которые возможно верифицировать, проверить опытным путем, а затем воспроизвести.[4]

 

Рационализм Д.Декарта

Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума.

С целью научиться правильно применять разум он и разработал свой метод состоящий из четырех правил.

Первое правило - правило очевидности. Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признавал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется разуму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция.

Второе правило - это правило анализа: "Делить каждую из рассматриваемых... трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить". Расчленяя сложное на простое, "на элементарные части до пределов возможного", анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи.

Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы "располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу". Синтез восстанавливает исчезнувшую в аналитических расчленениях целостность предмета, делая прозрачными его содержательные связи и зависимости.

Правило четвертое - правило контроля, которое Декарт определяет так: "Делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено". На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.

Очерченные таким образом правила метода Декарт применяет к собственно философскому познанию, призванному обнаружить очевидные истины, составляющие фундамент здания всей науки. С этой целью Декарт подвергает методическому сомнению все традиционные способы обоснования знания. Он, в частности, отказывается признать основой знания чувственный опыт. Поскольку чувства иногда нас обманывают, то ничто не является таким, каким оно представляется нашим чувствам. С помощью сомнения он ищет несомненное. И находит его в истине "я мыслю, следовательно, я существую". И действительно: можно сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в том, что сомневаешься. Сам процесс сомнения несомненен. Это неустранимая достоверность, заключающаяся в непосредственной данности и открытости мысли для самой себя. Сомнение - акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Существование моего сомнения доказывает реальность или существование моего мышления, а через это и меня самого.

Истинность исходного принципа гарантирована существованием Бога - существа совершенного и всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Все смутные идеи суть продукты человеческой субъективности, и они ложны. Напротив, все ясные идеи идут от Бога, и потому они объективно-истинны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...