Определите свою осанку. Дайте рекомендации по профилактике возможных ее нарушений.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Практическое занятие №1. Тема. Физическое развитие. Определение антропометрических, физиометрических и соматоскопических показателей физического развития человека
Цель: изучить и освоить методы определения антропометрических, физиометрических и соматоскопических показателей физического развития человека. Определить уровень и гармоничность физического развития студентов. Примерные вопросы к занятию Физическое развитие. Факторы, лимитирующие гармоничное физическое развитие. Значение физкультуры и спорта для гармоничного физического развития молодого поколения. Особенности здоровья и физического развития студентов. Режим труда и отдыха. Роль физических упражнений в профилактике утомления и переутомления. Закаливание организма в профилактике инфекционных заболеваний. Адаптация к новым условиям обучения. Вопросы для самоконтроля
1. В каком возрасте интенсивнее изменение показателей физического развития и почему? 2. Перечислите и охарактеризуйте периоды вытягивания и округления в процессе роста. 3. Какие факторы чаще других обуславливают дисгармоничность физического развития? 4. Назовите заболевания, сопровождающиеся значительными нарушениями физического развития. 5. Какие методы оценки физического развития по соматометрическим показателям вы знаете? 6. Каково влияние малоподвижного образа жизни на физическое развитие человека? Самостоятельная работа Определение антропометрических, физиометрических и соматоскопических показателей физического развития человека:
Определите массу тела студента (статиста). Определение массы тела производится на бытовых или медицинских весах, которые перед началом работы устанавливают на нулевую отметку. Обследуемый спокойно стоит на середине площадки весов (без обуви, в лёгкой одежде).
Данные занесите в табл.1.
Определите рост студента (статиста). Определение роста стоя: обследуемый становится на платформе медицинского ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы касаться её пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова находится в положении, когда прямая линия, соединяющая наружный край глаза и козелок уха параллельна линии пола. Скользящую планку ростомера опускают до соприкосновения с верхней точкой головы. Отсчёт производится по вертикальной шкале ростомера, расположенной справа (светлая полоса). Для определения роста сидя, обследуемого усаживают на скамеечку ростомера так, чтобы он касался ростомера ягодицами и межлопаточной областью. Голова находится в том же положении, что и при измерении роста стоя. Ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом, руки лежат вдоль бёдер, скользящую планку опускают на голову. Отсчёт ведут по вертикальной шкале ростомера, расположенной слева (темная полоса). Данные занесите в табл.1. Определите силу мышц сгибателей кисти. Силу мышц сгибателей кисти определяют с помощью ручного (кистевого) динамометра. В положении стоя отведите вытянутую руку с прибором в сторону под прямым углом к туловищу. Вторая, свободная рука, опущена и расслаблена. Без рывка и дополнительных движений рукой сожмите динамометр с предельным усилием. Повторите определение 2–3 раза. Силу мышц сгибателей правой и левой кистей рук оцените по максимальному результату. Сравните показания силы мышц кисти ведущей и не ведущей руки. Данные занесите в табл.1.
Определите силовой индекс мышц ведущей кисти. Показатель вычислите путем деления показателей силы сгибателей кисти на массу тела.
Средними величинами силового индекса кисти у взрослого мужчины считают 0,70–0,75, женщины – 0,5–0,6. Данные занесите в табл.1.
Показатели силы мышц Таблица 1.
Определите свою осанку. Дайте рекомендации по профилактике возможных ее нарушений. Для выполнения работы студенты делятся на группы по 2-3 человека. Желательна легкая спортивная форма. Первая методика. Статист (студент) становится спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались стены. Помощник просовывает кулак между поясницей и стеной, не нарушая при этом положение тела. Если это сделать ему не удаётся, он вместо кулака проводит ладонь. Вывод: Осанка нормальная, если проходит ладонь и, она нарушена, если проходит кулак. Вторая методика: комплексная оценка нарушений осанки человека и искривления позвоночника методом осмотра. При осмотре обратите внимание на уровень надплечий, положение лопаток, контуры талии, линию остистых отростков позвоночника. Для нормальной осанки характерны: прямое положение головы и позвоночника; симметричность надплечий и углов обеих лопаток, ягодичных складок; строго вертикальное положение остистых отростков позвонков; горизонтальный уровень подвздошных костей; физиологические изгибы позвоночника; одинаковая длина нижних конечностей. Если осанка статиста имеет отклонения от нормы, то определите и охарактеризуйте вид нарушения. Третья методика: определение сколиоза. Обследование статиста проводите в положении сидя, стоя. Для выявления возможных деформаций проведите цветную маркировку костных ориентиров: остистых отростков всех позвонков, нижних углов и верхних остей лопаток, гребней подвздошных костей, ключиц и яремной вырезки грудины. В положении сидя определите отсутствие или наличие перекоса таза и боковое искривление позвоночника. В положении стоя оцените расположение остистых отростков. Чтобы определить наличие бокового отклонения позвоночника, прикрепите нить отвеса лейкопластырем к коже у верхушки остистого отростка 7 шейного позвонка. Если нить отвеса с линией остистых отростков позвонков образует угол, то имеется сколиоз. При наличии этой патологии одно плечо выше другого, лопатка на вогнутой стороне расположена ближе к остистым отросткам, чем на выпуклой. Расстояние до угла лопатки меньше на выпуклой стороне искривления, чем на вогнутой. В положении стоя определите длину обеих нижних конечностей, наличие контрактур тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.
Четвертая методика: выявление структурного сколиоза: статист делает медленно наклон вперёд. Помощник изучает спину, глядя со стороны головы вдоль линии остистых отростков. В этом положении хорошо видно боковое искривление позвоночника, на соответствующей стороне спины чётко вырисовывается рёберный горб или мышечный валик. 4. Определите наличие или отсутствие у себя плоскостопия разными методами, сравните результаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|