Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение правил правописания, определяемых произношением




Выделяемые в младших классах правила правописания мягко­го знака, обозначающего мягкость согласного, и разделительного мягкого знака, как уже было сказано, правилами можно назвать условно. Фактически это написания, определяемые произноше­нием. Как и при обучении всем фонетическим написаниям, опорой здесь является правильное слуховое восприятие и произношение. Но кроме того, ученики должны знать, в каких случаях пишется мягкий знак.

Обозначение мягкости согласных буквой ь. При изучении этой темы прежде всего необходимо умение учащихся различать на слух твердые и мягкие согласные и правильно их произносить. Этому будут способствовать следующие упражнения.

1. Определить, в каких словах данный согласный твердый, а в каких —мягкий (кон— конь, стол— соль). Правильно произне­сти эти слова.

2. Среди ряда слов услышать слова с мягкими согласными и поднять руку. Повторить слова.

3. Среди предложенных рисунков найти те, в названиях которых встречается мягкий согласный. Правильно произнести слова.

4. Определить мягкий согласный в предложенных словах и со­ответствующий ему твердый. Четко произнести звуки.

Следующим этапом в изучении этой темы является установле­ние разницы в произношении и написании слов с мягкими соглас­ными в конце или середине.

1. Уточнить количество звуков в анализируемых словах. Сделать условно-графическую запись

2. Установить разницу в написании и произношении слов с мягкими согласными:

В словах с твердыми согласными количество букв соответ­ствует количеству звуков. В словах с мягкими согласными зву­ков меньше, чем букв.

На основе этих упражнений учащиеся подводятся к выводу, что мягкость согласного в конце (или середине) слова может обозначаться буквой ь.

На закрепление умения обозначать мягкость согласных в кон­це (середине) слов буквой ь направлены следующие задания.

1. Прочитать пары слов, уточнить их значение. Сказать, почему в конце (середине) некоторых слов стоит ь.

2. Прочитать предложенные слова и выписать слова с буквой ь.

3. В подписях под рисунками дописать, где надо, букву ь.

4. Сделать подписи под рисунками.

5. В предложениях вставить пропущенные слова с мягкими согласными в конце (середине) слов.

6. С предварительным звуко-буквенным анализом записать под диктовку слова с мягкими согласными в конце (середине) слов.

7. Написать под диктовку слова с твердыми и мягкими согласными.

8. Составить предложения с данными словами, Записать их.

9. Написать под диктовку предложения после предваритель­ного звуко-буквенного, а затем только звукового анализа слов с мягкими согласными в конце (середине) слов.

Слова с разделительным ь. Трудность в усвоении написания этих слов заключается в том, что дети уже знают, как писать слова с гласными е, ё, ю, я в начале слова и после гласных (ель — поел, Юля — пою, яма— моя), как правильно обозначить эти звуки при письме. В случаях написания слов с разделитель­ным ъ в противоречие вступают не произношение и написание, а уже выработанный навык и новое правило, требующее умения писать слова с йотированными гласными после согласных.

При обучении написанию этих слов мы не рекомендуем давать их условно-графическую запись и останавливать внимание на том, что буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, так как это может провоцировать умственно отсталых школьников на ошибки по ти­пу двойного обозначения соответствующих букв йа, яа.

Обучение можно начинать с различения произношения и напи­сания слов с йотированными гласными в начале слова или после гласных и после мягких согласных (юла — вьюн, пою — пью). В словах юла, пою мы соответствующими буквами обозначаем звуки, а в словах вьюн, пью отделяем соответственно звучанию гласный от согласного буквой ь.

В некоторых методических пособиях используется другой под­ход к объяснению этой темы 1. Рекомендуется дифференцировать слова с йотированными гласными как показателями мягкости со­гласных и с разделительным мягким знаком (Лёва, но льёт). В данном случае четко наблюдается разница в произношении и написании слов. В первом слове мягкость согласного л при письме обозначается буквой ё, мягкий согласный произносится слитно с гласным; во втором — мягкость согласного л обозначается бук­вой ъ, мягкий согласный произносится раздельно от гласного.

При объяснении данной темы оба способа могут иметь место (а в процессе упражнений они должны быть обязательно).

В результате учащиеся подводятся к выводу, что соответ­ственно произношению некоторые гласные при письме отделяются от мягкого согласного буквой ь, которая в этом случае называется
разделительным мягким знаком.

Далее следует уточнить, какие именно гласные отделяются от согласного разделительным ь. С этой целью под руководством учителя рассматриваются слова с точки зрения их произношения и написания (соловьи, веселье, бельё, вьюга, колья) и делается вывод, что разделительный ь отделяет от мягких согласных глас­ные и, е, ё, ю, я.

 

1 См.: Аксенова А. К. Обучение в третьем классе//Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы/Под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просве­щение, 1982.

 

 

Следующие ниже задания направлены на закрепление написа­ния слов с разделительным ь. В данном случае важно упражнять учащихся в умении слышать звуки в этих словах, правильно про­износить и обозначать при письме соответствующими буквами.

1. Прочитать слова, объяснить, почему они написаны с бук­вой ь. Списать, выделить ь. Уточнить, какие гласные отделяются от мягких согласных разделительным ь.

2. Назвать предметы, нарисованные на картинках (воробьи, платье, белье, вьюн, сучья). Сказать, как произносятся гласные и, е, ё, ю, я в этих словах, как их надо писать. Записать данные слова, выделить разделительный ь.

3. Списать слова под рисунками, вставить, где надо, пропущенный разделительный ь.

4. Самостоятельно сделать подписи под рисунками, предвари­тельно проговорив слова и объяснив, как надо их писать.

5. Написать слова с разделительным ь под диктовку с пред­шествующим их анализом.

Закреплению написания слов с разделительным ь способст­вуют упражнения в преобразовании слов по данному образцу1.

1. Изменить слова по образцам (листлистья, муравейму­равьи, певун —певунья, бить —бьёт, лиса —лисьи).

2. Дописать предложения, изменить данные в скобках слова по смыслу. (У орла большие и сильные /крыло/.)

3. Списать текст, изменяя по смыслу данные в скобках слова.

4. Ответить на вопросы, используя в своих ответах слова с разделительным ь. (Когда светит луна и сияют звезды? /ночью/).

Все последующие упражнения на закрепление написания слов с разделительным ь должны содержать эти слова и другие сход­ные написания — йотированные гласные в начале слова и после гласных, мягкие согласные, мягкость которых обозначается бук­вами и, е, ё, ю, я. Дифференциация на слух, в произношении должна предшествовать написанию этих слов.

Заключительные упражнения при прохождении данной темы.

1. Сделать подписи под рисунками.

2. Списать предложения, вставляя пропущенные слова по смыслу.

3. Списать слова, предложения, вставляя пропущенные буквы.

4. Объяснительные и предупредительные диктанты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...