Этапы проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы
Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе конкурса на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в сети Интернет размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе (п. 6 Положения о конкурсе): - наименование вакантной должности государственной гражданской службы; - требования, предъявляемые к претендентам; - условия прохождения гражданской службы; - место и время приема документов; - срок, до истечения которого принимаются документы; - предполагаемая дата проведения конкурса; - другая информация. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании (п. 6 Положения о конкурсе). В течение 21 дня со дня размещения объявления о приеме документов на официальном сайте государственного органа в сети Интернет участники конкурса представляют в государственный орган следующие документы (п. п. 7, 8, 11 Положения о конкурсе): а) личное заявление на имя представителя нанимателя; б) собственноручно заполненную и подписанную анкету с приложением фотографии. Форма анкеты утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р. Гражданский служащий представляет анкету, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы; в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс); г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:
- копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариусом или кадровой службой по месту работы (службы), либо иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина; - копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, присвоение ученой степени, ученого звания. Указанные копии должны быть заверены нотариусом или кадровой службой по месту работы (службы); д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению. Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 984н, устанавливает порядок проведения обследования, целью которого является установление диагноза заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению; е) иные документы, предусмотренные Законом N 79-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Как следует из письма Минтруда России от 22.07.2015 N 18-1/В-428, для участия лица в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы могут потребоваться документы, содержащие сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера этого лица, а также его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период его проведения (абз. 2 п. 5 Положения о конкурсе). Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности, а также ограничениями, установленными для поступления и прохождения государственной гражданской службы (п. 10 Положения о конкурсе). Несвоевременное представление документов (представление их в неполном объеме или с нарушениями правил оформления) без уважительной причины является основанием для отказа в их приеме (п. 11 Положения о конкурсе).
Достоверность сведений, представляемых гражданином для участия в конкурсе, подлежит проверке (абз. 2 п. 9 Положения о конкурсе). Для гражданских служащих такая проверка осуществляется только в случаях участия в конкурсе на замещение вакантной должности, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы (абз. 3 п. 9 Положения о конкурсе). Проверка достоверности представляемых сведений осуществляется в порядке, установленном в Положении о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденном Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065. Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса обязан направить сообщение о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе (абз. 1 п. 14 Положения о конкурсе). На втором этапе конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных документов, а также на основе не противоречащих законодательству конкурсных процедур, включая (абз. 2 п. 19 Положения о конкурсе): - индивидуальное собеседование; - анкетирование; - проведение групповых дискуссий; - написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата, оно является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении (абз. 1 п. 21 Положения о конкурсе). По результатам конкурса представитель нанимателя издает акт о назначении победителя конкурса на вакантную должность государственной гражданской службы. На основе данного акта заключается служебный контракт. Это предусмотрено ч. 1 ст. 26 Закона N 79-ФЗ, абз. 1 п. 23 Положения о конкурсе. Аналогичные выводы содержатся в п. 1 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016).
Если кандидат не стал победителем конкурса, но его профессиональные и личностные качества получили высокую оценку, конкурсная комиссия вправе принять решение о его включении в кадровый резерв государственного органа. Такое решение носит рекомендательный характер. Эти выводы следуют из абз. 2 п. 21 Положения о конкурсе. В таком случае с согласия указанного кандидата издается акт государственного органа о включении кандидата в кадровый резерв этого органа для замещения должностей гражданской службы той же группы, к которой относилась вакантная должность (п. п. 2, 4 ч. 6 ст. 64 Закона N 79-ФЗ, абз. 2 п. 23 Положения о конкурсе). Сообщения о результатах конкурса направляются кандидатам в письменной форме в семидневный срок со дня завершения этого конкурса. Информация о его результатах также размещается по общему правилу в указанный срок на официальных сайтах госоргана и государственной информационной системы в области государственной службы. Это предусмотрено п. 24 Положения о конкурсе. В некоторых случаях предусмотрен иной срок размещения данной информации на соответствующих сайтах. Например, она должна быть размещена в течение трех рабочих дней после проведения конкурса, если относится к сведениям о кадровом обеспечении федеральных органов исполнительной власти, в отношении которых Постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 N 953 утвержден Перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет. Это следует из п. 41 названного Перечня.
В случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе (ст. 30 Закона N 79-ФЗ). Такой перевод допускается (ч. 1 ст. 30 Закона N 79-ФЗ): - для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; - в целях предотвращения несчастных случаев; - при временной приостановке профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера; - для предотвращения уничтожения или порчи имущества; - в связи с замещением временно отсутствующего гражданского служащего. Замещающий временно отсутствующего гражданского служащего либо освобождается от выполнения своих должностных обязанностей, либо выполняет одновременно и свои, и его обязанности. В первом случае оплата труда производится в размерах по временно замещаемой должности, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Во втором случае происходит совмещение должностей, за которое производятся доплаты по соглашению сторон служебного контракта. Ряд государственных органов локальными нормативными правовыми актами устанавливают перечень должностей гражданской службы, по которым могут вводиться доплаты за совмещение должностей (см., например, Приказ ФАС России от 13.10.2006 N 259). Временное замещение должностей закрепляется актом государственного органа. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.
3. Служебный контракт: понятие, стороны, содержание, срок действия.
Служебный контракт - это соглашение, заключенное между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим, о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ч. 1 ст. 23 Закона N 79-ФЗ). Он заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность государственной гражданской службы (ч. 1 ст. 26 Закона N 79-ФЗ). В тех случаях, когда поступление на гражданскую службу осуществляется по конкурсу, акт государственного органа о назначении на должность издается в соответствии с решением конкурсной комиссии. Это следует из совокупности ч. 1 ст. 26 Закона N 79-ФЗ, абз. 1 п. 21, п. 22, абз. 1 п. 23 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (далее - Положение о конкурсе).
Примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ утверждена Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159 в соответствии с ч. 8 ст. 24 Закона N 79-ФЗ. Представитель нанимателя как сторона служебного контракта обязывается выполнять ряд установленных условий, а именно (ч. 2 ст. 23 Закона N 79-ФЗ): - предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность ее прохождения, а также предоставить такому гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы; - обеспечить прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Законом N 79-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе; - своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание; - предоставить гражданскому служащему государственные социальные гарантии. Согласно ч. 6 ст. 26 Закона N 79-ФЗ при заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей. Поступающий на гражданскую службу при заключении служебного контракта представителю нанимателя представляет (ч. 2 ст. 26 Закона N 79-ФЗ): 1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы. Данное заявление обычно пишется на имя руководителя государственного органа в произвольной форме. Наименование должности указывается согласно Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, или реестру должностей государственной гражданской службы субъекта РФ (ч. 1, 2 ст. 10 Закона N 79-ФЗ, п. 3 Указа Президента РФ от 31.12.2005 N 1574); 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету. Форма анкеты, подлежащей представлению в государственный орган поступающим на государственную гражданскую службу, утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р; 3) паспорт гражданина РФ; 4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; 5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, кроме случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; 6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ; 7) документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу; 8) документ об образовании и о квалификации; 9) документы, содержащие сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах поступающего на гражданскую службу, а также членов его семьи - супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 20 Закона N 79-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; далее - Закон N 273-ФЗ). Эти документы представляются в кадровую службу федерального государственного органа (п. 7 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559; далее - Положение N 559). Для представления перечисленных сведений применяется форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (п. 2 Указа Президента РФ от 23.06.2014 N 460). При оформлении данного документа следует руководствоваться Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 году (за отчетный 2015 год), которые утверждены Минтрудом России; 10) сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.2 Закона N 79-ФЗ. К ним относятся сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет, на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, в течение трех календарных лет, предшествующих году поступления на службу, размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать. Такие сведения представляются по форме, которая устанавливается Правительством РФ. Данные выводы следуют из п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 20.2, п. 10 ч. 2 ст. 26 Закона N 79-ФЗ. В настоящее время соответствующая форма не утверждена. В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, определенных Законом N 79-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, может предусматриваться необходимость предъявить при заключении служебного контракта иные документы (ч. 3 ст. 26 Закона N 79-ФЗ). Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами РФ или самим контрактом. Такой вывод следует из ч. 5 ст. 26 Закона N 79-ФЗ. Форма и содержание служебного контракта определены ст. 24 Закона N 79-ФЗ и Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159. В служебном контракте указываются следующие сведения (ч. 2 ст. 24 Закона N 79-ФЗ, примерная форма служебного контракта, утвержденная Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159): - фамилия, имя, отчество гражданина (гражданского служащего), а также паспортные данные, домашний адрес и номер телефона лица, поступающего на гражданскую службу; - наименование госоргана (представителя нанимателя). Необходимо указать наименование должности, фамилию, имя, отчество руководителя госоргана (аппарата госоргана) или лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо их представителя; - документ (вид, дата, номер), в силу которого представитель нанимателя наделен правом назначения на должности государственной гражданской службы РФ; - акт госоргана о назначении лица на должность государственной гражданской службы РФ (вид, дата, номер), на основании которого заключается служебный контракт. Например, заключение служебного контракта с лицом, назначаемым на должность федеральной государственной гражданской службы Правительством РФ, осуществляется на основании постановления (распоряжения) данного органа (п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.04.2006 N 230). Перечень существенных (обязательных) условий, включаемых в служебный контракт, предусмотрен ч. 3 ст. 24 Закона N 79-ФЗ. Такими условиями являются: 1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа; 2) дата начала исполнения должностных обязанностей (число, месяц, год); 3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент; Одна группа прав и обязанностей гражданского служащего обусловлена его статусом и предусмотрена ст. ст. 14, 15 Закона N 79-ФЗ и другими положениями данного Закона, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона N 79-ФЗ гражданский служащий вправе расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом в письменной форме представителя нанимателя за две недели. Гражданский служащий должен: - исполнять обязанности, предусмотренные ст. 15 Закона N 79-ФЗ; - соблюдать ограничения, связанные с гражданской службой (ст. 16 Закона N 79-ФЗ); - выполнять обязательства и требования к служебному поведению гражданского служащего (ст. 18 Закона N 79-ФЗ; Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885); - не нарушать запреты, установленные ст. 17 Закона N 79-ФЗ. Другая часть прав и обязанностей гражданского служащего непосредственно связана с замещаемой им должностью. Это отражается в служебном контракте и должностном регламенте гражданского служащего, что следует из положений п. 3 ч. 3 ст. 24 и ст. 47 Закона N 79-ФЗ; 4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования; 5) права и обязанности представителя нанимателя. Права и обязанности представителя нанимателя установлены п. п. 7, 8 примерной формы служебного контракта. Представитель нанимателя имеет право: а) требовать от гражданского служащего исполнения должностных служебных обязанностей, возложенных на него служебным контрактом, должностным регламентом гражданского служащего, а также соблюдения служебного распорядка государственного органа; б) поощрять гражданского служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей; в) привлекать гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им должностного проступка; г) реализовать другие права, предусмотренные Законом N 79-ФЗ и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе. Представитель нанимателя обязан: а) обеспечить гражданскому служащему организационно-технические условия для исполнения должностных обязанностей (оборудование служебного места средствами связи, оргтехникой, обеспечение доступа к информационным системам); б) предоставить гражданскому служащему государственные гарантии, установленные Законом N 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами, служебным контрактом; в) соблюдать законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе, положения нормативных правовых актов государственного органа и условия служебного контракта; г) исполнять другие обязанности, предусмотренные Законом N 79-ФЗ и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе. Права и обязанности представителя нанимателя, специфичные для данного служебного контракта, могут быть связаны с дополнительными правами и обязанностями гражданского служащего; 6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность во вредных и (или) опасных условиях; 7) режим служебного времени и времени отдыха (если он отличается от служебного распорядка государственного органа); 8) условия оплаты труда (размер должностного оклада, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью профессиональной служебной деятельности); 9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью. 10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация (п. 10 ч. 3 ст. 24 Закона N 79-ФЗ). Стороны могут включать в служебный контракт и дополнительные условия. Например, в силу п. 1 ч. 4 ст. 24 Закона N 79-ФЗ в служебном контракте может быть предусмотрено условие об испытании, которое устанавливается в соответствии со ст. 27 указанного Закона. К дополнительным условиям служебного контракта может относиться требование о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений (п. 2 ч. 4 ст. 24 Закона N 79-ФЗ). Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется положениями ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1. В служебном контракте может отражаться обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования не меньше срока, установленного договором о целевом приеме или договором о целевом обучение, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета (п. 3 ч. 4 ст. 24 Закона N 79-ФЗ). Типовые формы договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, Правила заключения и расторжения таких договоров утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076. Кроме того, Указом Президента РФ от 21.12.2009 N 1456 утверждено Положение о порядке заключения договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином РФ с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы. Форма и содержание типового договора на обучение утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 469. По отдельным должностям государственной гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 14 ст. 50 Закона N 79-ФЗ). Такие показатели должны быть отражены в срочном служебном контракте гражданского служащего (п. 4 ч. 4 ст. 24 Закона N 79-ФЗ). В служебном контракте, заключенном на определенный срок, обязательно должны быть указаны срок действия контракта и причины, послужившие основанием для заключения срочного контракта (ч. 6 ст. 24 Закона N 79-ФЗ). В служебном контракте также могут предусматриваться и другие дополнительные условия, не ухудшающие положение гражданского служащего по сравнению с положением, установленным Законом N 79-ФЗ, иными законами и нормативными правовыми актами (п. 5 ч. 4 ст. 24 Закона N 79-ФЗ). Служебный контракт заключается в письменной форме (ч. 8 ст. 24 Закона N 79-ФЗ). Она обязательна как при поступлении на гражданскую службу впервые, так и при переводе гражданского служащего на другую должность гражданской службы, если после прекращения прежнего служебного контракта государственно-служебные отношения с ним продолжаются. Служебный контракт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Такие правила установлены в ч. 8 ст. 24 Закона N 79-ФЗ. Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч. 5 ст. 24 Закона N 79-ФЗ). Внесение изменений и дополнений в контракт оформляется в форме дополнительного соглашения, которое подписывается обеими сторонами. Данное соглашение является неотъемлемой частью служебного контракта. Такой порядок соответствует, в частности, положениям примерной формы служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159. На государственной гражданской службе представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим либо служебный контракт на неопределенный срок (без ограничения срока), либо срочный служебный контракт (на определенный срок). Основание - ст. 25 Закона N 79-ФЗ. Срочный служебный контракт заключается, когда отношения, связанные с гражданской службой, нельзя установить на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом N 79-ФЗ и иными федеральными законами. Это следует из ч. 3 ст. 25 Закона N 79-ФЗ. Перечень случаев, в которых заключается срочный служебный контракт, приведен в ч. 4 ст. 25 Закона N 79-ФЗ. Данный перечень не является исчерпывающим. Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи, когда заключается такой служебный контракт (п. 8 ч. 4 ст. 25 Закона N 79-ФЗ). Срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет, если Законом N 79-ФЗ не установлен иной срок (ч. 2 ст. 25 данного Закона). Отметим, что с 1 января 2017 г. срочные служебные контракты, заключенные на эту дату в соответствии с п. 6.1 ч. 4 ст. 25 Закона N 79-ФЗ с гражданскими служащими в возрасте до 65 лет, должны считаться заключенными на неопределенный срок. Это следует из п. 4 ст. 7, ст. 8 Федерального закона от 23.05.2016 N 143-ФЗ. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет (ч. 1 ст. 25.1 Закона N 79-ФЗ). Служебный контракт с достигшим этого возраста гражданским служащим прекращается, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. Исключение составляют случаи, когда гражданскому служащему в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Закона N 79-ФЗ срок гражданской службы продлевается сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе. Данные выводы следуют из п. 4 ч. 2 ст. 39 Закона N 79-ФЗ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|