Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и состав служебных прав и служебных обязанностей.




 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные служащие равны перед законом и в полной мере пользуются всеми правами и свободами, которые гарантируются им как гражданам. Вместе с тем для служебной деятельности им предоставляются соответствующие права, которые закреплены в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ)

Термины "правовое положение", "правовой статус" широко употребляются в законодательстве и в юридической литературе.
Чаще всего, ученые не проводят каких-либо различий между терминами "правовое положение" и "правовой статус", понимая под ними совокупность прав, свобод и обязанностей того или иного субъекта (личности, государственного органа и т.д.).

Правовой статус служащего – это совокупность его профессиональных (служебных) прав, обязанностей, а также гарантий реализации этих прав.

Основные права гражданского служащего закреплены в статье 14
Федерального закона № 79-ФЗ.

Условно, права государственного служащего можно подразделить
на 2 группы:

1 группа – (основные) права, связанные с практическим осуществлением госслужащими своих полномочий (деятельность служащего как внутри госоргана, так и за его пределами), такие как:

- получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

- доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;

- доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в госорганы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.

Такие права, на наш взгляд, не нужно закреплять в законах
о государственной службе. Эти права уже закреплены в других нормативно-правовых актах, причем гораздо более детально. Фактически, действующие законы о государственной службе направлены на регулирование лишь внутриорганизационных, аппаратных отношений. Они не регламентируют процесс реализации государственными служащими своих полномочий.

2 группа – (внутриорганизационные, трудовые, вспомогательные, должностные) права служащего которые имеют целью обеспечения выполнения служащим его должностных полномочий. К ним относятся:

- право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий;

- ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его должностные права и обязанности; ознакомление с отзывами о его проф. служебной деятельности
и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному
делу его письменных объяснений и др. документов и материалов; защиту сведений о гражданском служащем;

- отдых (статьи 45, 46 Федерального закона № 79-ФЗ), оплату труда (статьи 50, 51 Федерального закона № 79-ФЗ);

- должностной рост на конкурсной основе;

- дополнительное профессиональное образование;

- членство в профсоюзе;

- рассмотрение индивидуальных служебных споров; проведение
по его заявлению служебной проверки; защиту своих прав
и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

- медицинское страхование; государственную защиту своих жизни
и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

- государственное пенсионное обеспечение в соответствии
с федеральным законом.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если
это не повлечет за собой конфликт интересов.

Обязанности государственных гражданских служащих

Универсальные обязанности государственных гражданских служащих закреплены в Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации (Статья 21. Основные права и обязанности работника) и Федеральном законе № 79-ФЗ.

Обязанности определенных категорий государственных служащих установлены в положениях о государственном органе, в дисциплинарных уставах и положениях о дисциплине, в типовых правилах внутреннего распорядка. Обязанности по конкретной должности должны быть четко сформулированы в правилах внутреннего распорядка соответствующего государственного органа, в служебных контрактах и должностных регламентах.

Основные обязанности гражданского служащего

В соответствии с частью 1, 1.1 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные
в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права
и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие
ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей,
в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан
или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации
или о приобретении гражданства другого государства в день выхода
из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования
к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести
к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели
в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Кроме того, частями 2, 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что:

Гражданский служащий не вправе исполнять данное
ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную
или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

Статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ
"О противодействии коррупции" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) установлена обязанность государственных служащих уведомлять
об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. А именно, государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо
лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного служащего.

Невыполнение государственным служащим должностной (служебной) обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений является правонарушением, влекущим
его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы
о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений
о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя)
о фактах обращения в целях склонения государственного служащего
к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений
и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 15.06.2015
№ 523 "Об утверждении Стандарта антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Волгоградской области, замещающего должность государственной гражданской службы Волгоградской области в органе исполнительной власти Волгоградской области" был принят стандарт антикоррупционного поведения государственного гражданского служащего Волгоградской области, замещающего должность государственной гражданской службы Волгоградской области в органе исполнительной власти Волгоградской области, а именно, совокупность установленных правил, выраженных в виде единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции.

Постановлением Губернатора Волгоградской области 28.10.2015
№ 965 была утверждена Программа противодействия коррупции
в Волгоградской области на 2016 - 2018 годы.

Кроме того, на территории Волгоградской области действуют нормативно-правовые акты, устанавливающие обязанности
для государственных гражданских служащих Волгоградской
области, например:

Постановление Губернатора Волгоградской области от 18.12.2014 № 254 "О некоторых вопросах представления отдельными категориями лиц сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (вместе с Положениями "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Волгоградской области в органах исполнительной власти Волгоградской области, и лицами, замещающими государственные должности Волгоградской области в органах исполнительной власти Волгоградской области, сведений о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера",
"О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Волгоградской области,
и государственными гражданскими служащими Волгоградской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", "О представлении лицами, поступающими на работу
на должность руководителя государственного учреждения Волгоградской области, а также руководителями государственных учреждений Волгоградской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера");

Постановление Главы Администрации Волгоградской области
от 05.03.2011 № 168 "Об утверждении Порядка уведомления государственными гражданскими служащими Волгоградской области, замещающими должности государственной гражданской службы Волгоградской области в органах исполнительной власти Волгоградской области, представителя нанимателя об иной оплачиваемой работе";

Постановление Губернатора Волгоградской области от 06.11.2015 № 993 «О некоторых вопросах приема, хранения, определения стоимости
и реализации (выкупа) подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями Губернатором Волгоградской области, лицами, замещающими государственные должности Волгоградской области
и должности государственной гражданской службы Волгоградской области
в органах исполнительной власти Волгоградской области»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...