Симптомы сахарного диабета
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по теме: «Сестринский процесс при сахарном диабете» Для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Согласовано Рассмотрено Методист на заседании _______________ЦМК М.Б. Григорьян протокол №____ от __________2016 г. _______________подпись председатель ЦМК ______________ «__»___________2016 г _______________________подпись
Выполнил преподаватель Акульшина А.С. ________________подпись «___» ____________2016 г.
город-курорт Кисловодск, 2016 г Пояснительная записка Учебно-методическая разработка по теме «Сестринский процесс при сахарном диабете» подготовлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и представляет собой рабочую тетрадь (Приложение 1). Методическая разработка предназначена преподавателям и студентам для подготовки к практическим занятиям по теме «Сестринский процесс при сахарном диабете». Учебно-методическая разработка представляет собой сборник заданий для закрепления теоретических и практических знаний по теме «Сестринский процесс при сахарном диабете» и предназначена для аудиторной и внеаудиторной работы студентов по специальности «Сестринское дело». В рабочую тетрадь входят: задания, контролирующие исходный уровень знаний; задания для самостоятельной работы; задания, контролирующие усвоение материала. Рабочая тетрадь может быть использована на занятиях по дисциплине для контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная на повышение интереса к изучаемой дисциплине, на мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и интенсификацию учебного процесса.
Методический блок
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Тема занятия: «Сестринский процесс при сахарном диабете» Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Цели занятия: 1. Учебная: закрепление теоретических знаний по теме, знакомство студентов с особенностями течения заболевания, методами обследования, принципам лечения и профилактики сахарного диабета, умение осуществлять сестринский процесс. 2. Развивающая: развивать логическое клиническое мышление, внимание, память; стремиться к самосовершенствованию; быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу; способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности. 3. Воспитательная: умение работать в команде, уважительно относиться к товарищам, проявлять чувство уважения, терпения к пациентам, уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности. 4. Способствовать развитию мышления. 5. Уметь выделить главное, подобрать нужную обработку, анализировать результаты своих действий. Вид занятия: практическое, количество студентов – 10– 13 человек. Длительность занятия: 240 минут Место проведения занятия: кабинет «Сестринское дело в терапии» Междисциплинарные связи: клинические предметы, фармакология, анатомия и физиология, основы сестринского дела, ПМ 01.Проведение профилактических мероприятий, технология медицинских услуг, безопасная среда для пациента и персонала, теория и практика сестринского дела. Внутридисциплинарные связи: методы обследования пациента, техника выполнения парентеральных, подкожных и внутривенных инъекций.
Место проведения: доклинический кабинет Тип занятия: практическое занятие Количество часов: 4ч Обеспечение занятия: 1. Алгоритмы манипуляций – 5 шт. 2. Методическая разработка – 10 шт. 3. Дневники студентов. 4. Инсулин 5. Инсулиновые шприцы 6. Все необходимое для проведения инъекции 7. Муляжи Литература: 1. Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2007. – 544 с. 2. Лычев В.Г., Карманов В.К. Руководство к проведению практических занятий по предмету «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи»: учебно – методическое пособие. - М.: ФОРУМ, 2008. – 384с. 3. Носков С.М. Сахарный диабет.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 574с. 4. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 473с. 5. Фролькис Л.С. Терапия с курсом первичной медико – санитарной помощи. Сборник заданий. – М.: ГЗОТАР – Медиа, 2010. – 448с.
Студент должен знать: АФО поджелудочной железы определение, этиологию, классификацию СД диагностические критерии СД особенности диеты разновидности инсулина, места инъекций, механизм действия, осложнения профилактика СД Студент должен уметь: Провести субъективное и объективное обследование пациента выявить проблемы пациента подготовить пациента к лабораторным методам исследования, уметь находить патологию в результатах лабораторных анализов планировать сестринские вмешательства набирать нужную дозу инсулина и вводить его п/к обучить пациента самоконтролю, дать рекомендации по диетическому питанию Общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК З. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Профессиональные компетенции: ПК 2.1. представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их пользования. ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
План занятия
Информационный блок
Сахарный диабет - это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина и характеризующееся нарушением обмена углеводов с повышением количества глюкозы в крови и моче, а также другими нарушениями обмена веществ. Как причина смерти сахарный диабет занимает третье место после болезней сердечно – сосудистой системы и злокачественных новообразований. Заболеваемость сахарным диабетом ежегодно увеличивается на 5 – 6%. В РФ зарегистрировано более 2 млн. больных СД. Реальное число больных диабетом в России составляет не менее 8 млн. человек. Классификация диабета Несахарный диабет. Заболевание обусловлено абсолютной или относительной недостаточностью антидиуретического гормона (вазопрессина) и характеризуется повышением мочеиспускания (полиурия) и появлением жажды (полидипсия). Сахарный диабет - это хроническое заболевание, для которого характерно нарушение метаболизма в первую очередь углеводов (а именно глюкозы), а также жиров. В меньшей степени белков.
Данный тип диабета связан с дефицитом инсулина, поэтому он называется инсулинозависимым (ИЗСД). Поврежденная поджелудочная железа не может справляться со своими обязанностями: она либо вообще не вырабатывает инсулин, либо вырабатывает его в таких скудных количествах, что он не может переработать даже минимальный объем поступающей глюкозы, в результате чего возникает повышение уровня глюкозы в крови. Больные могут иметь любой возраст, но чаще им до 30 лет, они обычно худые и, как правило, отмечают внезапное появление признаков и симптомов. Людям с данным типом диабета приходится дополнительно вводить инсулин для предотвращения кетоацидоза (повышенное содержание кетоновых тел в моче) и для поддержания жизни.
Данный тип диабета называется инсулиннезависимым (ИНСД), так как при нем вырабатывается достаточное количество инсулина, иногда даже в больших количествах, но он может быть совершенно бесполезен, потому - что ткани теряют к нему чувствительность.
Этот диагноз ставится больным обычно старше 30 лет. Они тучные и с относительно не многими классическими симптомами. У них нет склонности к кетоацидозу, за исключением периодов стресса. Они не зависимы от экзогенного инсулина. Для лечения используются таблетированные препараты, снижающие резистентность (устойчивость) клеток к инсулину или препараты, стимулирующие поджелудочную железу к секреции инсулина.
Вторичные, после:
Связанные с: аномальностью рецепторов инсулина; генетическими синдромами (гиперлипидемия, мышечные дистрофии, хорея Гентингтона); смешанные состояния (нарушение питания – «тропический диабет». Симптомы сахарного диабета Существует комплекс симптомов, характерных для сахарного диабета обоих типов. Выраженность признаков зависит от степени снижения секреции инсулина, длительности заболевания и индивидуальных особенностей больного:
Причины сахарного диабета Установлено, что диабет обусловлен генетическими дефектами, а также твердо установлено, что диабетом нельзя заразиться!!! Причины ИЗСД в том, что выработка инсулина снижается или вовсе прекращается вследствие гибели бета-клеток под действием ряда факторов (например – аутоиммунный процесс, это когда к собственным нормальным клеткам вырабатываются антитела и начинают их уничтожать). При ИНСД, который встречается в 4 раза чаще бета-клетки вырабатывают инсулин со сниженной активностью, как правило. Из-за избыточности жировой ткани рецепторы которой имеют пониженную чувствительность к инсулину. 1. Основное значение имеет наследственная предрасположенность! Считается, что если диабетом болели ваши отец или мать, то вероятность того, что вы тоже заболеете, около 30%. Если же болели оба родителя, то – 60%. 2. Следующая по значимости причина диабета – ожирение, являющееся наиболее характерным для пациентов с ИНСД (2 тип). Если человек знает о своей наследственной предрасположенности к данном заболеванию. То ему необходимо строго следить за своей массой тела в целях снижения риска возникновения заболевания. В то же время очевидно, что далеко не каждый, кто страдает ожирением даже в тяжелой форме, заболевает диабетом. 3. Некоторые заболевания поджелудочной железы, в результате которых происходит поражение бета-клеток. Провоцирующим фактором в этом случае может быть травма. 4. Нервный стресс, являющийся отягчающим фактором. Особенно необходимо избегать эмоционального перенапряжения и стрессов людям с наследственной предрасположенностью и избыточной массой тела. 5. Вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, эпидемический гепатит и другие заболевания, включая грипп), играющие пусковую роль в развитии заболевания для лиц с отягченной наследственностью. 6. К факторам риска можно также отнести возраст. Чем человек старше, тем больше оснований опасаться сахарного диабета. Наследственный фактор с возрастом перестает быть решающим. Наибольшую угрозу несет ожирение, которое в комплексе с пожилым возрастом, перенесенными заболеваниями, что как правило ослабляет иммунную систему, ведут к развитию преимущественно сахарного диабета 2 типа. Медицинская сестра должна оценивать потребности пациента, проводить обучение, координировать информацию, оказывать помощь, оценивать прогресс и, помогать пациенту, придерживаться выбранного лечения. В представленной Вам методической разработке представлены задания, которые необходимо выполнить для успешного освоения темы. Методическая разработка является рабочей тетрадью, все задания выполняются непосредственно в тетради четко, разборчиво, в соответствии с инструкциями. Вам необходимо пройти 2 этапа занятия, в каждом выполняются определенные задания. В конце оцениваются ваши знания. Пропустив практическое занятие, Вы сможете самостоятельно изучить тему при помощи рабочей тетради.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рабочая тетрадь студента ___________________________________ (Ф.И.) специальность Сестринское дело ___________ группа __________ курс Успеваемость
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|