Коммерческая состоятельность инвестиционных проектов.
Реализация инвестиционного проекта в России связана со значительной степенью риска. Для получения любого (тем более льготного) кредита, привлечения инвестора, а также собственной уверенности в правильно выбранной стратегии инвестиций требуется выполнить расчеты коммерческой состоятельности проекта или его технико-экономического обоснования. Оценка эффективности инвестиционного проекта -это математическая задача поиска оптимального решения в условиях большого числа неопределенностей, к которым относятся: · политическая, социальная и экономическая нестабильность; · высокий уровень инфляции; · непредсказуемые изменения ценовой структуры инвестиционного рынка; · недостаточная правовая защита интересов инвестора и его капитала; · непредсказуемые изменения нормативно-правовой базы и др. В этих условиях целесообразна реализация инвестиционных проектов с минимальным сроком окупаемости, что минимизирует риск инвестора. Прежде чем приступить к оценке коммерческой состоятельности инвестиционного проекта, требуется провести исследование динамики поведения основных факторов неопределенности на выбранном отрезке времени. Это необходимо для вероятностного прогнозирования ситуации с учетом вышеуказанных факторов. 8 конечном итоге, методом оценки чувствительности факторов определяется одна конкретная зависимость при различных вариациях остальных переменных - в данной ситуации это изменение инфляции во времени. Этим достигается постепенный выход из стадии неопределенности для задания конкретных исходных данных и условий инвестиционной задачи. Основные исходные данные:
· финансовые затраты во времени (график кредитования проекта); · размеры процентов по кредиту и график погашения кредита; · прогноз инфляции на весь период реализации проекта; · выбор стабильной расчетной денежной единицы; · определение срока "жизни" проекта; · определение величины оборотных средств на ввод в действие проекта; · потенциально возможные доходы от реализации проекта; · суммарные издержки; · налоги, обязательные платежи и сборы; · величина резерва финансовых средств на непредвиденные расходы и др. Требуемый результат: обеспечение максимальной прибыли при минимальном сроке окупаемости проекта. При наличии всех исходных данных задача решается классическим методом - прогнозированием притоков и оттоков денежных средств во времени. Для этого выбранный срок реализации проекта разбивается на этапы (месяцы, кварталы, годы). Для оценки соизмеримости расчетных величин во времени целесообразно выбрать стабильную расчетную денежную единицу (доллар, немецкая марка и пр.). Выбор такой стабильной единицы не означает уход от прогнозирования инфляции, тем более, так называемой, внутренней инфляции самой стабильной денежной единицы. При последующих расчетах следует учесть не только специфику многофакторной модели исходных данных, но и многовариантную (вариационную) структуру самого расчета. Если выбранный временной период расчета длительный (более года), то могут привносится корректировки за счет переоценки основных средств и сумм амортизационных отчислений. Эти составляющие являются еще одной неопределенностью, ибо в России периодичность переоценки основных фондов нерегулярна, что влияет на темпы роста индексов балансовой стоимости активов. Это же касается и налоговой системы Российской Федерации. Оценку коммерческой состоятельности инвестиционного проекта по требованию инвестора или кредитора проводят комплексно:
· по ликвидности (финансовой состоятельности); · по эффективности инвестирования. Срок погашения кредита целесообразно выбрать таким образом, чтобы рассчитаться с кредиторами только за счет собственной будущей прибыли, не прибегая к новым займам. В противном случае, нарастание внешней задолженности многократно увеличивает инвестиционный риск. Следует отметить, что такой риск может дополнительно обусловливаться: · более высокими (по сравнению с прогнозируемыми) темпами инфляции; · увеличением периода обращения оборотного капитала; · более низкой, чем прогнозировалась, рентабельностью туристского продукта или других услуг; · увеличением продолжительности инвестиционной фазы проекта (строительства, монтажа оборудования, ввода в эксплуатацию и др.); · увеличением доли амортизационных отчислений в текущих затратах и др. Как уже указывалось выше, полученные многовариантные расчеты в стабильной денежной единице следует привязать к национальной валюте в рублях за тот же период расчета, т.е. реализовать "двухвалютный" расчет. Следует также закладывать определенный запас финансирования (5-10 %) для непредвиденных ситуаций. Выполнение многовариантных расчетов оценки коммерческой состоятельности инвестиционного проекта целесообразно провести на ЭВМ с использованием пакетов прикладных программ (например COMFAR). Рекомендуется варианты полученных расчетов представить на заключение независимым экспертам, что повысит объективность оценки и доверие к проекту. В порядке приложения к данному разделу приведем несколько примеров расчета коммерческой эффективности инвестиционных проектов. Пример 1. Провести оценку целесообразности инвестиционных вкладов учредителей по созданию туристской фирмы. Исходные данные: · организационно-правовая форма будущего предприятия - акционерное общество закрытого типа; · форма собственности - частная, долевая; · основные фонды - арендные; · основной вид деятельности - туристские услуги; · дополнительный вид деятельности: организация досуга, индивидуальное транспортное обслуживание, бронирование билетов и др.;
· формирование оборотных средств за счет инвестиционного займа учредителей; · дивиденды по акциям за первые два года работы предприятия капитализируются; · покрытие убытков - солидарное; · льготы по налогам: на землю, на НДС, на рекламу. Схема расчета без конкретных цифровых данных приведена в таблице 15.
Таблица 15
Если рентабельность данного проекта в результате расчета составляет 20-35 % при сроке окупаемости затрат до одного года, то данный проект целесообразно осуществить, т.е. организация такой туристской фирмы эффективна, инвестиционные вклады ее учредителей имеют достаточно высокую ликвидность.
Пример 2. Определить эффективность инвестиций, направляемых туристской фирмой на приобретение автобуса типа "Мерседес".
Исходные данные: · стоимость автобуса с учетом НДС, спецналога, таможенной пошлины, таможенных платежей и сборов - 90 тыс. долларов США; · число пассажирских мест - 40; · планируемый годовой пробег - 124000 км; · коэффициент выпуска на линию - 0.75; · суммарное время в наряде - 12 час; · число водителей на маршруте - 2; · расход дизельного топлива - 33 л на 100 км; · стоимость дизельного топлива - 1270 руб./л; · норма амортизации на 1000 км пробега принята 0.19 %; · мощность двигателя - 250 л.с; · источник инвестиций - банковский валютный кредит под 60% годовых; · срок предоставления кредита - 2 года; · режим эксплуатации автобуса - интенсивный; · длина маршрута в одну сторону - 1300 км; · оплата работы водителя - 500 $ в месяц(эквивалент); · оплата работы гида - 250 $ в месяц (эквивалент); · все расчеты проведены в стабильной расчетной единице - доллар США; · стоимостные и прочие данные в расчете - ориентировочные. · курс доллара на момент расчета принят равным 4500 руб.
1. Эксплуатационные расходы.
1.1. Заработная плата с начислениями: · водителей: (500$ х 2 водителя х 13 месяцев) х 1.42 = 18460 $/год; · гидов: (250$ х 2 гида х 13 месяцев) х 1.42 = 9230 $/год; 1.2. Стоимость дизельного топлива: [ (124000 км х 33 л): 100 км х 1270 руб. ]:4500 =11548 $/год. 1.3. Смазочные материалы:
[ (33 л х 3.2 %) х (124000: 100) ]: 4500 = 2211 $/год. 1.4. Амортизация на полное восстановление: [ 66000 $ х (0.19 х 124000 км): 100 ]: 4500 = 3455 $/год, где: принятая норма амортизации - 0.19; первоначальная стоимость автобуса - 66000 $; Эксплуатация, ремонт и износ шин: (124000 км х 139.9 руб./км х 1.45):4500=5270 $/год. 1.6. Техническая эксплуатация и ремонт автобуса: (640 руб./км х 124000 км):4500=17635 $/год. Всего расходов по п.п.1-6 составляет 67809 $/год. Накладные расходы принимаются 10 % от общих расходов, что в расчете составляет 6781 $/год. Суммарные эксплуатационные расходы составляют 74590 $/год.
2. Потенциальные доходы. По данным фирмы "ТУР-ТРАНС" на маршруте аналогичной длины при использовании автобусов типа "Мерседес" плановый доход на одного туриста за один туро-день составляет около 50 $ или в расчете на 40 мест - 2000 $/сутки на автобус. При коэффициенте выпуска автобуса 0.75 - число дней работы в году составит: 365 х 0.75 =274 дня. Тогда суммарный плановый доход составит: 2000 $ х 274 дня = 548000 $/год.
3. Налоги, обязательные платежи и сборы. 3.1. Налоги и сборы в дорожные фонды: · налог на пользователей автомобильных дорог. Данный налог взимается с валового дохода по ставке 0.8 % за минусом НДС и спецналога. Так как валовый доход формируется только за счет реализации путевок, то НДС при этом не удерживается. Тогда налог на пользователей автомобильных дорог составит: [548000 -(548000 $ х 1.5 %)] х 0.8 %=4318 $/год. · налог с владельцев транспортных средств. Данный налог взимается по ставке 200 руб./л.с, т.е. (250 л.с. х 200 руб.):4500 =111 $/год. · местный налог (сбор) на загрязнение окружающей среды. Данный налог взимается по ставке 250 руб. на одну тонну израсходованного топлива, т.е. (41 т х 250 руб. х 17): 4500 = 39 $/год, где 17 - коэффициент типа подвижного состава; 41 т -годовой базис израсходованного топлива. 3.2.Специальный налог (до его отмены): Данный налог взимается по ставке 1.5 % от валового дохода, т.е. 548000 х 1.5 % =8220 $/год. 3.3. Налог на содержания объектов жилищного фонда и Он взимается по ставке 1.5 % от валового дохода, т.е. 548000 $ х 1.5 % = 8220 $/год. Всего взыскано налогов с дохода: 4318 $+111 $ +39 $+8220 $+ 8220 $ = 20908 $/год. 3.4. Налог на имущество. Данный налог взимается по ставке 2 % от среднегодовой стоимости имущества (стоимости автобуса), которая определяется как разница балансовой стоимости, таможенной пошлины, таможенных платежей, НДС, спецналога и амортизации за соответствующий период, т.е. (66000 $ - 3455 $:2) х 2 % = 1285 $/год. 3.5. Налог с прибыли. Налогооблагаемая база по исчислению налога на прибыль определена как разница между валовой прибылью, рентными платежами, суммой дивидендов за год, резервным фондом - с учетом предоставляемых льгот. Валовая прибыль определена как разница между доходами и расходами, включая затраты на приобретение автобуса, без НДС и спецналога, т.е. 548000 $ -(74590 $ + 70500 $) = 402910 $. Принимая расчетную величину дивидендов, равную 10 % от валовой прибыли(40291 $), а сумму резервного фонда в размере 10000 $в год и с учетом суммы налогов с дохода, определенной ранее, налогооблагаемая база составляет: 402910 $ - (20908 $ + 40291 $ + 10000 $) = 371711 $. Налог на прибыль с данной суммы по ставке 38 % составляет 141250 $/год. 3.6. Налог на приобретение транспортных средств. 3.7. Налог на превышение заработной платы (до его отмены): С учетом принятого размера заработной платы водите- лей и гидов данное превышение составляет: [(18460 $+9230 $)х4500-(6х4х55000 рубх13мес.)]: 4500 =28876 $. 3.8. Прибыль, остающаяся в распоряжение предприятия. 371711 $-(141250 $ + 28200 $ + 28876$+ 1285 $)=172100$. Данная сумма подлежит распределению по фондам: · дивиденды - 40291 $; · резервный фонд - 10000 $. Остальная сумма 121809 $ должна пойти на погашение кредита, составляющего с учетом процентов по кредиту, 144000 $. Так как по исходным условиям сумма полученных дивидендов капитализируется, то результаты финансово-хозяйственного года позволяют погасить кредит в течение одного года. При этом в распоряжении предприятия еще остается: (121809 $+40291 $)-144000 $ = 18100 $. Исходя из вышеприведенных расчетов следует, что прибыль от первого года эксплуатации автобуса позволит рассчитаться с кредиторами и бюджетом при сохранении на расчетном счете суммы резервного фонда 10000 $ и остатка 18100 $. На втором году эксплуатации чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, позволит приобрести еще один автобус и выплатить учредителям дивиденды в размере около 70000 $. Таким образом, данный проект является высокорентабельным, а акции данной фирмы высоколиквидными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|