Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммерческая состоятельность инвестиционных проектов.




Реализация инвестиционного проекта в России свя­зана со значительной степенью риска.

Для получения любого (тем более льготного) креди­та, привлечения инвестора, а также собственной уверен­ности в правильно выбранной стратегии инвестиций тре­буется выполнить расчеты коммерческой состоятельно­сти проекта или его технико-экономического обоснова­ния.

Оценка эффективности инвестиционного проекта -это математическая задача поиска оптимального реше­ния в условиях большого числа неопределенностей, к ко­торым относятся:

· политическая, социальная и экономическая нестабиль­ность;

· высокий уровень инфляции;

· непредсказуемые изменения ценовой структуры инве­стиционного рынка;

· недостаточная правовая защита интересов инвестора и его капитала;

· непредсказуемые изменения нормативно-правовой базы и др.

В этих условиях целесообразна реализация инве­стиционных проектов с минимальным сроком окупаемо­сти, что минимизирует риск инвестора.

Прежде чем приступить к оценке коммерческой со­стоятельности инвестиционного проекта, требуется про­вести исследование динамики поведения основных фак­торов неопределенности на выбранном отрезке времени. Это необходимо для вероятностного прогнозирования ситуации с учетом вышеуказанных факторов. 8 конечном итоге, методом оценки чувствительности факторов опре­деляется одна конкретная зависимость при различных вариациях остальных переменных - в данной ситуации это изменение инфляции во времени. Этим достигается постепенный выход из стадии неопределенности для за­дания конкретных исходных данных и условий инвести­ционной задачи.

Основные исходные данные:

· финансовые затраты во времени (график кредитования проекта);

· размеры процентов по кредиту и график погашения кредита;

· прогноз инфляции на весь период реализации проек­та;

· выбор стабильной расчетной денежной единицы;

· определение срока "жизни" проекта;

· определение величины оборотных средств на ввод в действие проекта;

· потенциально возможные доходы от реализации про­екта;

· суммарные издержки;

· налоги, обязательные платежи и сборы;

· величина резерва финансовых средств на непредви­денные расходы и др.

Требуемый результат: обеспечение максимальной прибыли при минимальном сроке окупаемости проекта.

При наличии всех исходных данных задача решается классическим методом - прогнозированием притоков и оттоков денежных средств во времени. Для этого вы­бранный срок реализации проекта разбивается на этапы (месяцы, кварталы, годы).

Для оценки соизмеримости расчетных величин во времени целесообразно выбрать стабильную расчетную денежную единицу (доллар, немецкая марка и пр.). Вы­бор такой стабильной единицы не означает уход от про­гнозирования инфляции, тем более, так называемой, внутренней инфляции самой стабильной денежной еди­ницы.

При последующих расчетах следует учесть не только специфику многофакторной модели исходных данных, но и многовариантную (вариационную) структуру самого расчета.

Если выбранный временной период расчета дли­тельный (более года), то могут привносится корректи­ровки за счет переоценки основных средств и сумм амортизационных отчислений. Эти составляющие явля­ются еще одной неопределенностью, ибо в России пе­риодичность переоценки основных фондов нерегулярна, что влияет на темпы роста индексов балансовой стоимо­сти активов. Это же касается и налоговой системы Рос­сийской Федерации.

Оценку коммерческой состоятельности инвестиционного проекта по требованию инвестора или кредитора проводят комплексно:

· по ликвидности (финансовой состоятельности);

· по эффективности инвестирования.

Срок погашения кредита целесообразно выбрать таким образом, чтобы рассчитаться с кредиторами толь­ко за счет собственной будущей прибыли, не прибегая к новым займам. В противном случае, нарастание внешней задолженности многократно увеличивает инвестицион­ный риск. Следует отметить, что такой риск может до­полнительно обусловливаться:

· более высокими (по сравнению с прогнозируемыми) темпами инфляции;

· увеличением периода обращения оборотного капита­ла;

· более низкой, чем прогнозировалась, рентабельно­стью туристского продукта или других услуг;

· увеличением продолжительности инвестиционной фа­зы проекта (строительства, монтажа оборудования, ввода в эксплуатацию и др.);

· увеличением доли амортизационных отчислений в те­кущих затратах и др.

Как уже указывалось выше, полученные многовари­антные расчеты в стабильной денежной единице следует привязать к национальной валюте в рублях за тот же пе­риод расчета, т.е. реализовать "двухвалютный" расчет.

Следует также закладывать определенный запас финансирования (5-10 %) для непредвиденных ситуаций.

Выполнение многовариантных расчетов оценки коммерческой состоятельности инвестиционного проекта целесообразно провести на ЭВМ с использованием па­кетов прикладных программ (например COMFAR).

Рекомендуется варианты полученных расчетов представить на заключение независимым экспертам, что повысит объективность оценки и доверие к проекту.

В порядке приложения к данному разделу приведем несколько примеров расчета коммерческой эффективно­сти инвестиционных проектов.

Пример 1.

Провести оценку целесообразности инвестиционных вкладов учредителей по созданию туристской фирмы.

Исходные данные:

· организационно-правовая форма будущего предпри­ятия - акционерное общество закрытого типа;

· форма собственности - частная, долевая;

· основные фонды - арендные;

· основной вид деятельности - туристские услуги;

· дополнительный вид деятельности: организация досу­га, индивидуальное транспортное обслуживание, бро­нирование билетов и др.;

· формирование оборотных средств за счет инвестици­онного займа учредителей;

· дивиденды по акциям за первые два года работы предприятия капитализируются;

· покрытие убытков - солидарное;

· льготы по налогам: на землю, на НДС, на рекламу.

Схема расчета без конкретных цифровых данных приведена в таблице 15.

 

Таблица 15

Наименование статей Сумма, тыс. рублей
1. РАСХОДЫ 1.1.Расходы по созданию фирмы: · затраты по разработке учредительных документов; · затраты по услугам нотариуса; · затраты по формированию уставного капитала; · регистрационные сборы; · затраты по изготовлению печатей и штампов; · затраты по открытию банковских счетов; · затраты при постановке фирмы на учет; · затраты на лицензию на право деятельности; · расходы, связанные с изготовлением акций или сертификатов; · расходы, связанные с ведением реестра акционеров; · расходы по изготовлению путевок (ваучеров); · расходы, связанные с изготовлением бланочной учетно-отчетной документации; · расходы по регистрации товарного знака фирмы; 1.2.Расходы на создание интеллектуального продукта: · разработка бизнес-плана; · разработка инвестиционных программ; · разработка системы налогового планирования; · разработка стратегии рекламной кампании; · разработка товарного знака фирмы; · разработка (или приобретение) программного обеспече­ния для ЭВМ; 1.3. Предпусковые эксплуатационные расходы: · расходы по аренде офиса; · расходы по оплате коммунальных услуг; · расходы по приобретению средств оргтехники (телефоны, факсы, копировально-множительная тех­ника и др.); · расходы по компьютеризации офиса; · расходы на приобретение мебели и сейфов; · расходы по охранной сигнализации; · канцелярские расходы; · прочие расходы по данной статье. 1.4. Эксплуатационные расходы, связанные с производст­венной деятельностью: · аренда, бронирование или приобретение квоты мест размещения; · аренда транспортных средств; · расходы по бронированию билетов; · расходы по питанию; · прямые эксплуатационные расходы; · заработная плата с начислениями; · амортизационные отчисления; · прочие расходы  
Итого по статье 1  
2. ДОХОДЫ: · от основной деятельности; · от всех видов дополнительной деятельности; · прочие доходы.  
Итого по статье 2  
3. НАЛОГИ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ (порядок расчета показан в следующем примере);  
Итого по статье 3  
4. ПРИБЫЛЬ, ОСТАЮЩАЯСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ: · направленная на потребление; · направленная на развитие; · направленная на погашение кредита; · направленная на погашение займа учредителей; · направленная на социальные программы; · направленная в резервный фонд; · прочие распределения прибыли.  
Итого по статье 4  
5. СЕБЕСТОИМОСТЬ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ ПО ВИДАМ: · основная деятельность; · дополнительная деятельность.  
6. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, %  
7. СРОК ОКУПАЕМОСТИ, лет  

 

Если рентабельность данного проекта в результате расчета составляет 20-35 % при сроке окупаемости за­трат до одного года, то данный проект целесообразно осуществить, т.е. организация такой туристской фирмы эффективна, инвестиционные вклады ее учредителей имеют достаточно высокую ликвидность.

 

Пример 2. Определить эффективность инвестиций, направляемых туристской фирмой на при­обретение автобуса типа "Мерседес".

 

Исходные данные:

· стоимость автобуса с учетом НДС, спецналога, таможенной пошлины, таможенных платежей и сборов - 90 тыс. долларов США;

· число пассажирских мест - 40;

· планируемый годовой пробег - 124000 км;

· коэффициент выпуска на линию - 0.75;

· суммарное время в наряде - 12 час;

· число водителей на маршруте - 2;

· расход дизельного топлива - 33 л на 100 км;

· стоимость дизельного топлива - 1270 руб./л;

· норма амортизации на 1000 км пробега принята 0.19 %;

· мощность двигателя - 250 л.с;

· источник инвестиций - банковский валютный кредит под 60% годовых;

· срок предоставления кредита - 2 года;

· режим эксплуатации автобуса - интенсивный;

· длина маршрута в одну сторону - 1300 км;

· оплата работы водителя - 500 $ в месяц(эквивалент);

· оплата работы гида - 250 $ в месяц (эквивалент);

· все расчеты проведены в стабильной расчетной единице - доллар США;

· стоимостные и прочие данные в расчете - ориентировоч­ные.

· курс доллара на момент расчета принят равным 4500 руб.

 

1. Эксплуатационные расходы.

 

1.1. Заработная плата с начислениями:

· водителей:

(500$ х 2 водителя х 13 месяцев) х 1.42 = 18460 $/год;

· гидов:

(250$ х 2 гида х 13 месяцев) х 1.42 = 9230 $/год;

1.2. Стоимость дизельного топлива:

[ (124000 км х 33 л): 100 км х 1270 руб. ]:4500 =11548 $/год.

1.3. Смазочные материалы:

[ (33 л х 3.2 %) х (124000: 100) ]: 4500 = 2211 $/год.

1.4. Амортизация на полное восстановление:

[ 66000 $ х (0.19 х 124000 км): 100 ]: 4500 = 3455 $/год,

где: принятая норма амортизации - 0.19;

первоначальная стоимость автобуса - 66000 $;

Эксплуатация, ремонт и износ шин:

(124000 км х 139.9 руб./км х 1.45):4500=5270 $/год.

1.6. Техническая эксплуатация и ремонт автобуса:

(640 руб./км х 124000 км):4500=17635 $/год.

Всего расходов по п.п.1-6 составляет 67809 $/год.

Накладные расходы принимаются 10 % от общих расходов, что в расчете составляет 6781 $/год.

Суммарные эксплуатационные расходы составляют 74590 $/год.

 

2. Потенциальные доходы.

По данным фирмы "ТУР-ТРАНС" на маршруте аналогич­ной длины при использовании автобусов типа "Мерседес" плановый доход на одного туриста за один туро-день состав­ляет около 50 $ или в расчете на 40 мест - 2000 $/сутки на автобус.

При коэффициенте выпуска автобуса 0.75 - число дней работы в году составит: 365 х 0.75 =274 дня. Тогда суммар­ный плановый доход составит: 2000 $ х 274 дня = 548000 $/год.

 

3. Налоги, обязательные платежи и сборы.

3.1. Налоги и сборы в дорожные фонды:

· налог на пользователей автомобильных дорог.

Данный налог взимается с валового дохода по ставке 0.8 % за минусом НДС и спецналога. Так как валовый доход фор­мируется только за счет реализации путевок, то НДС при этом не удерживается. Тогда налог на пользователей автомобиль­ных дорог составит: [548000 -(548000 $ х 1.5 %)] х 0.8 %=4318 $/год.

· налог с владельцев транспортных средств.

Данный налог взимается по ставке 200 руб./л.с, т.е.

(250 л.с. х 200 руб.):4500 =111 $/год.

· местный налог (сбор) на загрязнение окружающей среды.

Данный налог взимается по ставке 250 руб. на одну тон­ну израсходованного топлива, т.е. (41 т х 250 руб. х 17): 4500 = 39 $/год,

где 17 - коэффициент типа подвижного состава; 41 т -годовой базис израсходованного топлива.

3.2.Специальный налог (до его отмены):

Данный налог взимается по ставке 1.5 % от валового до­хода, т.е. 548000 х 1.5 % =8220 $/год.

3.3. Налог на содержания объектов жилищного фонда и
соцкультбыта.

Он взимается по ставке 1.5 % от валового дохода, т.е. 548000 $ х 1.5 % = 8220 $/год.

Всего взыскано налогов с дохода: 4318 $+111 $ +39 $+8220 $+ 8220 $ = 20908 $/год.

3.4. Налог на имущество.

Данный налог взимается по ставке 2 % от среднегодо­вой стоимости имущества (стоимости автобуса), которая определяется как разница балансовой стоимости, таможенной пошлины, таможенных платежей, НДС, спецналога и аморти­зации за соответствующий период, т.е. (66000 $ - 3455 $:2) х 2 % = 1285 $/год.

3.5. Налог с прибыли.

Налогооблагаемая база по исчислению налога на при­быль определена как разница между валовой прибылью, рентными платежами, суммой дивидендов за год, резервным фондом - с учетом предоставляемых льгот.

Валовая прибыль определена как разница между дохо­дами и расходами, включая затраты на приобретение автобу­са, без НДС и спецналога, т.е. 548000 $ -(74590 $ + 70500 $) = 402910 $.

Принимая расчетную величину дивидендов, равную 10 % от валовой прибыли(40291 $), а сумму резервного фонда в размере 10000 $в год и с учетом суммы налогов с дохода, определенной ранее, налогооблагаемая база составляет: 402910 $ - (20908 $ + 40291 $ + 10000 $) = 371711 $.

Налог на прибыль с данной суммы по ставке 38 % со­ставляет 141250 $/год.

3.6. Налог на приобретение транспортных средств.
Он составляет 40 % от продажной цены автобуса, без НДС и спецналога, т.е. 70500 $ х 40 % = 28200 $.

3.7. Налог на превышение заработной платы (до его отмены):

С учетом принятого размера заработной платы водите-

лей и гидов данное превышение составляет: [(18460 $+9230 $)х4500-(6х4х55000 рубх13мес.)]: 4500 =28876 $.

3.8. Прибыль, остающаяся в распоряжение предприятия.

371711 $-(141250 $ + 28200 $ + 28876$+ 1285 $)=172100$.

Данная сумма подлежит распределению по фондам:

· дивиденды - 40291 $;

· резервный фонд - 10000 $.

Остальная сумма 121809 $ должна пойти на погашение кредита, составляющего с учетом процентов по кредиту, 144000 $.

Так как по исходным условиям сумма полученных диви­дендов капитализируется, то результаты финансово-хозяйственного года позволяют погасить кредит в течение одного года.

При этом в распоряжении предприятия еще остается: (121809 $+40291 $)-144000 $ = 18100 $.

Исходя из вышеприведенных расчетов следует, что при­быль от первого года эксплуатации автобуса позволит рас­считаться с кредиторами и бюджетом при сохранении на рас­четном счете суммы резервного фонда 10000 $ и остатка 18100 $.

На втором году эксплуатации чистая прибыль, остаю­щаяся в распоряжении предприятия, позволит приобрести еще один автобус и выплатить учредителям дивиденды в раз­мере около 70000 $.

Таким образом, данный проект является высокорента­бельным, а акции данной фирмы высоколиквидными.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...