Глава 19. Комические характеры
Мы переходим к другой большой области комизма, а именно к комическим характерам. Здесь сразу следует заме- тить, что, строго говоря, комических характеров как тако- вых, собственно, не бывает. Любая отрицательная черта ха- рактера может быть представлена в смешном виде такими же способами, какими вообще создается комический эф- фект.
Какие же способы являются основными для обрисовки комических характеров?
Еще Аристотель сказал, что комедия изображает людей «худших, нежели ныне существующие», Иначе говоря, для создания комического характера требуется некоторое пре- увеличение. Изучая комические характеры в русской лите- ратуре XIX в., легко можно заметить, что они создаются по 131 принципу карикатуры. Карикатура, как мы уже знаем, со- стоит в том, что берется одна какая-нибудь частность, эта частность увеличивается и тем становится видимой для всех. В обрисовке комических характеров берется одно какое- нибудь отрицательное свойство характера, преувеличивается, и тем на него обращается основное внимание читателя или зрителя. Гегель определяет карикатуру на характер так: «В карикатуре определенный характер необычайно преувели- чен и представляет собой как бы характерное, доведенное до излишества». Именно таким путем созданы гоголевские комические персонажи. Манилов представляет собой воплощение сла- щавости, Собакевич - грубости, Ноздрев - распущенно- сти, Плюшкин - скупости и т, д. Но преувеличение - не единственное условие комизма характера. Аристотель указал не только на то, что в коме- дии отрицательные свойства преувеличиваются, но и на то, что это преувеличение требует известных границ, известной
меры. Отрицательные качества не должны доходить до по- рочности; они не должны вызывать в зрителе страданий, го- ворит он, и мы бы еще прибавили - не должны вызвать отвращения или омерзения. Комичны мелкие недостатки. Комичными могут оказаться трусы в быту (но не на войне), хвастуны, подхалимы, карьеристы, мелкие плуты, педанты и формалисты всех видов, скопидомы и стяжатели, люди тще- славные и самонадеянные, молодящиеся старики и старухи, деспотические жены и мужья под башмаком и т. д. Если идти этим путем, то придется составить полный ка- талог человеческих недостатков и иллюстрировать их при- мерами из литературы. Такие попытки, как уже указыва- лось, действительно были. Пороки, недостатки, доведенные до размеров гибельных страстей, составляют предмет не ко- медий, а трагедий. Впрочем, граница здесь не всегда соблю- дается точно. Дон-Жуан, изображенный Мольером как ко- мический характер, гибнет трагически. Где граница между порочностью, составляющей узел трагедии, и недостатками, которые возможны в комедии, - это логически установить 132 невозможно, это устанавливается талантом и тактом писа- теля. Одно и то же свойство, если оно преувеличено уме- ренно, может оказаться комическим, если же оно доведено до степени порока - трагическим. Это хорошо видно на сравнении, например, двух скупцов - Плюшкина в «Мертвых душах» Гоголя и барона в «Скупом рыцаре» Пушкина. Скупость барона достигает грандиозных разме- ров.
Что не подвластно мне? как некий демон Отселе править миром я могу,
У барона, кроме скупости, есть мрачная философия власти золота, есть сознание своей собственной потенциальной вла- сти над миром. у" него есть своеобразное честолюбие. Кроме того, он - злодей. Его скупость - порок, связанный с ужаснейшими преступлениями. Он ростовщик, доводящий людей до отчаяния и гибели, Перебирая особо ценные золо-
тые монеты, барон вспоминает, какими средствами они ему достались.
Да! если бы все слезы, кровь и пот, Пролитые за все, что здесь хранится, Из недр земных все выступили вдруг, То был бы вновь потоп - я захлебнулся б В моих подвалах верных.
В противоположность барону Плюшкин мелочен. Гоголь не наделяет его никакими другими свойствами, кроме ску- пости. Это дань комическому преувеличению в изображе- нии характера. У него нет никакой философии, нет ни вла- столюбия, ни честолюбия, он накапливает не золото, а про- дукты земледелия, и собирает он не драгоценности, а не- нужные вещи; под мостками он подбирает старые подмет- ки, собирает ржавые гвозди и глиняные черепки, Соответст- венно этому описана и его наружность. Чичиков сперва принимает его за ключницу, а потом обнаруживает, что ключница эта бреется, и притом довольно редко, «потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него 133 на скребницу из железной проволоки, какою чистят на ко- нюшне лошадей». Все это вызывает смех, но фигура Плюш- кина все же не полностью комична. Всматриваясь в его фи- гуру ближе, мы видим, что он, правда, не совершает крова- вых преступлений, но крестьяне его находятся в ужасаю- щем, бедственном положении, На избах нет крыш, на до- мах торчат только коньки и жерди, окна заткнуты тряпка- ми, люди от голода разбежались и не возвращаются. Из всех гоголевских персонажей фигура Плюшкина, мо- жет быть, наименее комическая и наиболее жалкая. Но Го- голь всегда знает чувство меры. Еще немного - и эта фигу- ра была бы уже не смешна. Интересно отметить, что Гоголь иногда смягчает нарисо- ванную им карикатурную картину человеческих образов. Так, Петр Петрович Петух изображен как чревоугодник. Это его основное качество. Но он еще гостеприимен, что не отменяет его отрицательных качеств, а создает для них правдивый и правдоподобный жизненный фон, Это н<е ка- сается и некоторых других героев «Мертвых душ». Вот что Гоголь пишет о чиновных обитателях губернского города, которых он так жестоко и справедливо высмеял: «Впрочем, если. сказать правду, они все были народ добрый, жили ме- жду собой в ладу, обращались совершенно по-приятельски,
и беседы их носили печать какого-то особенного простоду- шия и короткости», Несколько ниже Гоголь продолжает; «Но, вообще, они были народ добрый, полный гостеприим- ства, и человек, вкусивший с ними хлеба-соли или проси- девший вечер за вистом, уже становился чем-то близким». То же пишет Хлестаков в своем письме Тряпичкину об оби- тателях города. Описав всех действующих лиц в смешном виде, он прибавляет: «А впрочем, народ гостеприимный и добродушный». Историки литературы никогда (насколы<о мне известно) не цитируют этих слов. Почему? Может быть, Гоголь, толь- ко что показавший нам всю неприглядную картину соци- ального быта старого губернского города, здесь противоре- чит сам себе, уничтожает свои собственные утверждения? 134 Конечно, нет. Здесь не ошибка Гоголя, а принцип: несмотря на все свои отрицательные качества, гоголевские типы живые люди. «Эти лица дурны по воспитанию, по невеже- ственности, а не по натуре», - говорит о гоголевских геро- ях Белинский (Белинский, Ч1> 359). Смягченный образ снижает карикатурность и делает изображаемые типы правдоподобными. Это смягчение также требует чувства меры, как и комическое преувеличение. 0 положительных качествах комических персонажей Гоголь упоминает далеко не всегда и если упоминает, то только вскользь, мимоходом. Собакевич - прекрасный хозяин, и его мужики благоден- ствуют; обхождение Манилова не лишено приятности, Плюшкин когда-то был совсем другой. Коробочка представ- ляет собой смесь различных черт характера, объединенных преимущественно, но не исключительно бестолковостью и скопидомством, Техника ее изображения несколько отлича- ется от техники изображения других помещиков в «Мертвых душах». Положительные качества отрицательных персонажей Го- голем не разрабатываются, так как это лишило бы их ха- рактеры комизма. Впрочем, есть одно произведение, в ко- тором эта разработка все же дана. Это «Старосветские по- мещики». Если Плюшкин представляет собой как бы нижнюю гра-
ницу комизма, за пределами которой идет уже отвратитель- ное, то Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна пред- ставляют как бы верхнюю границу, за пределами которой начинается уже идиллия. Такое несколько смягченное изображение отрицательных персонажей характерно не только для Гоголя. Фамусов, на- пример, это тип московского русского барина начала XIX в., но сам по себе он, может быть, вовсе не изверг; и потому художественно он вполне убедителен, и образ его воспри- нимается как образ жизненный и правдивый. В тех же слу- чаях, когда потенциальных положительных качеств в изо- бражении комических героев нет совсем, художественность и убедительность этих образов значительно ниже, чем у тех, 135 которые обрисованы мягче. Таков, например, Скалозуб, представляющий собой, так сказать, химически чистый об- разец карикатуры. Таковы же многие из героев Салтыкова- Щедрина. Это очень яркие, но все же односторонние кари- катуры. Но есть и еще одно условие, еще одна возможность уси- лить комизм характера. В комедии все действующие лица всегда втянуты в некоторую интригу, и у больших художни- ков интрига может служить средством обрисовки характе- ра. у Гоголя Хлестаков не только герой комедии интриги, но и ярко выраженный, очень определенный характер или психологический тип, так же, как городничий и другие дей- ствующие лица. Совершенно очевидно это и для «Женитьбы», где действие держится на противоположности двух характеров: вялого, рыхлого, нерешительного Подколе- сина и предприимчивого и энергичного Кочкарева. Интрига и характер в этих случаях составляют одно целое. Но это - не обязательное свойство комизма, это - свой- ство великого таланта. Можно наблюдать, что, например, у Мольера такого единства часто нет. Бергсон вскользь заме- тил о Мольере, что у него в центре всего стоит комический характер и что заглавия его комедий обычно определяют характер героя. Действительно, такие заглавия, как «Скупой», «Мизантроп», выражают это прямо. Другие ко- медии озаглавлены по именам главных действующих лиц, но эти имена стали нарицательными как воплощение каких-то дурных качеств. «Тартюф» - лицемер и ханжа, «Дон- Жуан» - развратник, «Мещанин во дворянстве» - често- любец, «Мнимый больной» - воплощение мнительности и т, д. С этой точки зрения комедии Мольера - типичные комедии характеров, а не комедии интриги. Однако деление комедий на комедии интриги и комедии характеров все же неправильно, ибо во всякой комедии есть и характеры, и интрига, если подразумевать под интригой такое действие,
которое основано на некоторой борьбе. Весь вопрос в том, в каком соотношении интрига находится с характером дейст- вующих лиц. У Гоголя связь здесь совершенно органическая 136 и исконная. У Мольера это не всегда так. Белинский пра- вильно заметил, что интриги у Мольера довольно однооб- разны. Интрига обычно состоит в том, что главному персо- нажу противопоставляется влюбленная пара, соединению которой препятствует отрицательный титульный герой. Они его одурачивают и достигают своей цели. Провести своего антагониста сами они не могут, не умеют или не хотят. Это делают за них слуги, хитрые пройдохи и плуты, на действи- ях которых держится вся интрига. Одурачивание как один из способов достижения комических эффектов рассмотрено выше. Отрицательные персонажи терпят поражение в ин- триге и одновременно выпукло и зримо обнаруживают все отрицательные свойства своих характеров. Мы не будем давать галереи комических характеров в рус- ской или западноевропейской литературе. Нам нужна об- щая типология и ее принципы. Проблема комических характеров решена, однако, еще далеко не до конца. Все до сих пор рассмотренные типы представляли собой характеры отрицательные. Легкая, не- значительная примесь положительных качеств делала эти характеры жизненно вероятными, но суть от этого не меня- лась. Однако, всматриваясь в жизнь, а также вчитываясь в та- лантливые литературные произведения, легко обнаружить, что есть комические персонажи, которые как будто не об- ладают отрицательными свойствами, но которые тем не ме- нее комичны. Мы смеемся над ними, но вместе с тем чувст- вуем к ним несомненную симпатию, Короче говоря, есть комические персонажи не только отрицательные, но и по- ложительные. В чем здесь дело? Не противоречит ли это выдвигаемой теории, что смех вызывается раскрытием отрицательных ка- честв? Или, может быть, здесь другой вид смеха - не на- смешливый? На первый взгляд может казаться, что поло- жительные типы не могут быть отрицательными ни с точки зрения теоретической, ни в художественной практике. У Фонвизина все действующие персонажи резко делятся на 137 положительных и отрицательных. В «Ревизоре» ни одного. положительного лица нет. У Островского большинство геро ев отрицательные. Есть, правда, купцы, которые к концу комедии вдруг образумливаются, и комедия приходит к та- кой благополучной развязке, к которой стремятся обижае- мые герои, а с ними и зрители. Но развязка в этих случаях бывает несколько неожиданна и внутренне не вытекает из характера таких отрицательных героев. В комедии «Бедность не порок» семейный деспот Гордей Торцов в, конце комедии говорит: «Теперь я стал другой человек», -: и отдает свою дочь за приказчика, чему он раньше проти-. вился, но о чем мечтали молодые влюбленные. В тот мо-, мент, когда отрицательный тип превратился в положитель-, ный, комедия должна кончиться. И тем не менее положительный комический герой или: комический характер все же возможны. Чтобы решить этот вопрос, надо иметь в виду, что в жиз- ни не бывает ни абсолютно отрицательных, ни абсолютно положительных людей. Даже в закоренелых преступниках где-то глубоко могут таиться зародыши человечности, и на- оборот: полностью добродетельные люди часто вызывают в нас инстинктивную антипатию, особенно если они склонны к нравоучениям, Каждый человек смешан из самых разно- образных как положительных, так и отрицательных качеств в разных пропорциях. Галерея комических типов довольно разнообразна, Есть, например, люди, появление которых сразу же вызывает ве- селое настроение. Одно из положительных качеств, вызы- вающих у нас улыбку и расположение, это некоторый. оп- тимизм, смешанный со всегдашней, неунывающей весело- стью, которая заражает других. Такие люди никогда не унывают, всегда в прекрасном расположении духа, добро- душны, довольствуются малым, ни к чему особенно не стремятся, но умеют наслаждаться моментом. Этот. тип лю- дей может быть комичным как будто независимо от нали- чия в нем каких-то нравственных недостатков. Гегель счи- тал, что «несокрушимое доверие к самому себе» (Гегель, II, 138 303) есть главнейшее свойство комического персонажа*. Смех, возбуждаемый такими персонажами, не до конца представляет собой смех насмешливый. Чаще это просто ве- селый смех, изучение которого еще предстоит. Но этим смех, вызванный некими персонажами, объяснен еще не до конца В таких персонажах нас радует оптимизм, но этот же оптимизм вызывает и смех. Как и в других случаях ко- мизма, оптимизм сам по себе не смешон. Достаточно про- честь «Этюды оптимизма» Мечникова, чтобы это увидеть. Зрелый оптимизм представляет собой жизненную филосо- фию, иногда вырабатывающуюся несмотря на тяжелые жизненные невзгоды. Такой оптимизм есть следствие неко- торой силы характера и не смешит. Легко заметить, что оп- тимизм, который смешит, основан на совершенно иных на- чалах. Вернее, он не основан ни на чем. Это такой опти- мизм, при котором очень легко живется. Он, так сказать, замкнут в самом себе, имеет сугубо субъективно- индивидуальный характер. Его стихия - мелочи будничной жизни. Тем не менее такой оптимизм в повседневной жиз- ни весьма приятен и полезен. Он вызывает у нас невольную улыбку, Но вместе с тем такое добродушное самодовольство и такая наивная радость жизни есть качество весьма по- верхностное и непрочное. Оно одновременно есть слабость. Взрыв смеха наступает тогда, когда эта слабость внезапно обнаруживается и наказуется. Такая добродушная и всем на свете (и в том числе самим собой) довольная веселость предрасполагает к смеху, но еще не вызывает его. Это ино- гда очень хорошо понимают талантливые клоуны. Такие клоуны выходили на арену сияющими от удовольствия, Ка- ран д'Аш, например, выходил на арену с шайкой и вени- ком, очень довольный собой, будто бы идя в баню. Борис Вяткин появлялся с жизнерадостным свистом или громкими выкриками, ведя впереди себя свою собачку, Это благополу- чие и благодушие служит контрастным фоном для после- дующих неожиданных бед, которые обрушиваются на голо- ву этих простаков и вызывают уже не улыбку, а громкий смех. Но этот тип несомненно комичен и сам по себе, неза- 139 висимо от того, что с ним происходит, Происходящие с ним несчастья усиливают комизм, уже данный в самом ти- пе. Чаще всего это терпящий посрамление алогизм, но это отнюдь не обязательно. Таким образом, мы приходим к заключению, что комизм подобных характеров основан не на наличии положитель- ных качеств как таковых, а на слабости, недостаточности этих качеств, Эта недостаточность проявляется в том, как. эти характеры себя держат, обнаруживая мелочность и за- нятость самими собой, и вызывает взрыв смеха, когда эта недостаточность внезапно ярко обнаруживается. Говоря о типе комических оптимистов, мы должны упо- мянуть о Фальстафе. Он значительно сложнее тех просто- душных клоунов, которые у нас удачно смешат и веселят зрителей. В отличие от тех комических персонажей, кото- рые воплощают одно какое-нибудь качество (Собакевич), тип Фальстафа соединяет в себе множество самых разнооб- разных качеств, и этим определяется его жизненность и правдивость. Одно из главных качеств его - несокрушимая вера в себя и невозмутимость по отношению к тем невзго- дам, которые с ним происходят. Несмотря ни на что, он всегда жизнерадостен и весел. Шекспир очень дорожил этим образом и воспроизвел его дважды: в «Генрихе IV» (в первой и во второй частях) и в «Виндзорских кумушках». Фальстаф есть отрицательный характер, но отрицательные свойства в данном случае приписываются тому типу жизне- радостного и никогда не унывающего человека, который уже и сам по себе вызывает смех. Этим тип Фальстафа дос- тигает единственной в своем роде выразительности и коло- ритности. В литературе о Шекспире характеристика Фаль- стафа давалась неоднократно. Лучшая дана Пушкиным, ко- торый этим образом восхищался. В «Застольных беседах» («Table-talk») он говорит: «Нигде, может быть, многосто- ронний гений Шекспира не отразился с таким многообра- зием, как в Фальстафе, коего пороки, один с другим связан- ные, составляют забавную, уродливую цепь, подобную древ- ней вакханалии. Разбирая характер Фальстафа, мы видим, 140 что главная черта его есть сластолюбие; смолоду, вероятно, грубое, дешевое волокитство было первою для него заботою, но ему уже за пятьдесят, он растолстел, одрях; обжорство и вино приметно взяли верх над Венерою. Во-вторых, он трус, но, проведя свою жизнь с молодыми повесами, поминутно подверженный их насмешкам и проказам, он прикрывает свою скудость дерзостью уклончивой и насмешливой, Он хвастлив по привычке и по расчету. Фальстаф совсем не глуп, напротив, он имеет и некоторые привычки человека, изредка видавшего хорошее общество. Правил нет у него никаких. Он слаб как баба. Ему нужно крепкое испанское вино (the sack), жирный обед и деньги для своих любов- ниц: чтоб достать их, он готов на все, только б не на явную опасность» (Пушкин, VIII, 66). К этому можно прибавить, что Фальстаф иногда повергает своих противников остроумными репликами, но иногда терпит поражение и посрамление, как это и полагается ко- мическому персонажу. Из него грозят вытопить жир. В «Виндзорских кумушках» он пишет любовные письма двум замужним женщинам одновременно, но тут он терпит не- удачу: женщины остаются верными своим мужьям. В пер- вый раз он прячется в корзине с грязным, вонючим бельем, которое вместе с ним бросают в воду, во второй раз он пробует бежать, переодевшись в толстую бабу, но его ловят и избивают. Сюжет этот фольклорный, но тип Фальстафа чисто шекспировский. Этот тип одновременно и комичен, и сатиричен. Он приближается к образам Рабле. Пушкин пишет о Фальстафе, противопоставляя Шекспира Мольеру. У Мольера характеры односторонни, «У Мольера лицемер волочится за женой своего благодетеля, лицемеря; принимает имение под сохранение, лицемеря; спрашивает стакан воды, лицемеря» (Пушкин, VIII 65 - 66). Это соот- ветствует тому, что выше говорилось об односторонности карикатур. Шекспир всегда многосторонен, представляя со- бой некоторую вершину в создании как жизненных коми- ческих образов, так и ярко комических интриг. 141 Жизненный оптимизм - не единственное положительное качество, которое может быть трактовано комически. Дру roe такое качество - находчивость и хитрость, приспособ- ленность к жизни, умение ориентироваться в любом труд- ном положении и найти из него выход. Такими качествами наделяются некоторые герои комедии, которые приводят к посрамлению своих неуклюжих антагонистов. Антагонисты - всегда типы отрицательные, и этим ловкий герой, приво-, дящий их к поражению, приобретает характер героя одно- временно и положительного, и комического. Одна из разно- видностей этого типа - разбитные слуги в старинных итальянских и французских комедиях. Сюда относится, на- пример, Труффальдино в комедии Гольдони «Слуга двух гос- под», Фигаро в «Севильском цирюльнике» Бомарше. В тра- гедии мы сочувствуем побежденному, в комедии - победи- телю. В комедии победа доставляет зрителю удовольствие даже тогда, когда она вызывается не совсем безупречными приемами борьбы, если только эти средства остроумны, хитры и свидетельствуют о неунывающем характере носите- ля интриги. Такие разбитные слуги имеются в большинстве комедий Мольера. У Мольера обычно есть персонажи двух поколений: старшего и младшего. Старшее поколение пред- ставлено отрицательными типами (Скупой, Тартюф, Ми- зантроп), младшее - положительными. Младшие хотят любить и жениться, а старшие им этого не позволяют, Весе- лые и плутоватые слуги молодых приводят их к торжеству и к посрамлению старших со всеми их пороками, Входить в детали нет необходимости. 'Достаточно указать на то, что в классическом комедийном искусстве есть опре- деленный тип разбитных и веселых слуг, которые одновре- менно являются типами и комическими, и положительны- ми. В несколько иной форме этот тип имеется не только в комедиях, но и в старинных плутовских романах. Герой этих романов - слуга или бродяга, или солдат - обманы- вает своего хозяина и всегда выходит победителем из труд- ных положений, В отличие от слуг в комедиях Мольера, ге- 142 рой борется за самого себя против своих хозяев и против сильных мира. Эта борьба приобретает характер борьбы со- иальной и этим плутовские романы сближаются со сказ- ками о шутах. Характеры в этих случаях тесно спаяны с ин- тригой, которая в основном сводится к одурачиванию. Страна, где создался в XVI в, комический плутовской ро- ман («Ласарильо из Тормеса», 1554) и где он получил свое развитие, - Испания. В Испании же были созданы образы Дон-Кихота и Санчо Пансы, 0 Дон-Кихоте во множестве эстетик и историй литературы писалось очень много, и по- этому мы можем быть краткими, не повторяя того, что уже было сказано. Нас интересует проблема комизма положи- тельных героев. Типы таких героев столь жe разнообразны, как разнообразны человеческие характеры. По благородству своих стремлений и возвышенности образа мышления Дон- Кихот - фигура ярко положительная. Но по своей пол- нейшей неприспособленности к жизни он смешон. В этом отношении он диаметрально противоположен тем плутам и ловкачам, которые преуспевают в жизни и ведут успешную борьбу за свое благополучие или благополучие тех, кому они преданы. Комичен Дон-Кихот не своими положительными качествами, а отрицательными. Те же качества, а не его бла- городство, сделали этот образ всемирно популярным. Все основные приключения Дон-Кихота есть приключения ко- мического порядка. Комизму романа способствует и фигура Санчо Пансы, Благородство придает всем приключениям Дон-Кихота характер не только комизма, но значительности и глубины. Такое сочетание - единственное в своем роде во всей мировой литературе. Комизм здесь в конечном ито- ге приобретает трагический характер. Этими немногими наблюдениями мы ограничимся. Мож- но было бы еще говорить о мистере Пиквике и других ге- роях Диккенса, о Чарли Чаплине и созданных им трогатель- ных комических героях, об образе бравого солдата Швейка, созданного Чапеком', и o6 очень многих других, но это заве- ло бы нас слишком далеко. Нам важно было установить, 143 чем и в каких случаях комичны положительные герои, и в общих чертах это на приведенных примерах выяснилось.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|