Главным и единственным видом отдыха "по полной программе" у боевых офицеров Байкодрома тех лет была рыбалка. Можно себе представить, какова была степень секретности топографической карты этих мест, хотя она представляла собой преимущественно белый лист. По причине обилия растительности, населенных пунктов, дорог, рек-озер и прочих элементов, составляющих любую карту. Ну белая она, ну совсем белая... ну видел я ее в 88-м году... Тем не менее тамошняя полупустыня-полустепь должна была иметь ну хоть какие-то озера, ну лужи, в конце концов! Ну мы же тут, мы же хотим на рыбалку, значит и вода с рыбой должна же быть! Твою мать... И - находили... И озера, и рыбу. А как ориентироваться в степи? - Петрович! Мы тут собрались на Сарысу мотнуться... Как туда ехать? - Очень просто... Едешь день и еще полдня на восток, потом видишь три бутылки портвейна на развилке. Берешь влево и еще день едешь... Потом вермут с водкой - берешь еще левей, там пару часов до бутылки хереса и массандры, ну и по правой дороге - три часа. А там увидишь камыши, мой бушлат, в нем мои удостоверение личности и пропуск должны быть... Привези, будь другом...
Понятие "рыбалка" - совокупно-сборное и состоит из существенно различающихся между собой мероприятий. А именно: - "собственно рыбалка" в военном смысле этого слова. - "рыбная ловля" - "поход за рыбой"
"Собственно рыбалка" - за неделю "до того" готовятся снасти, удочки, донки, спиннинги, сети, бредни, сапоги, выклянчивается машина системы "Газ-66" у начальства (а начальство - само такое), бухло, палатки и прочее... Приказом по части назначается старший мероприятия, маршрут движения, сроки убытия и прибытия (трое суток), варианты поисков, оповещения и взаимодействия. Все, поехали. Через день езды выясняется, что едут не туда, потому что прозевали бутылки портвейна на развилке дорог. По какой дороге и куда - бес его разберет. Но назад - ни шагу. Тем более, что наливалово в кузове уже идет полным ходом. И все вдруг становятся лучшими знатоками дороги, причем двух одинаковых мнений почему-то нету. Надо делать привал. Далее - наливалово в стационарных условиях, принятие решения о движении "просто через степь", далее снова наливалово и продолжение движения. Выяснение, что потеряли первый мешок со снастями и компас. Ну ладно. Снова наливалово... Наступает ночь, ну то есть - привал. С наливаловым, исполнением песен, обсуждением результатов испытаний... Потом танцы у костра с невесть откуда взявшимися бабами, потом измерение у кого спиннинг длиннее и кто лучше имитирует утку крякву, наливалово...результаты испытаний... - Сеня... Ты у нас телеметрист-математик? Прикинь-ка, примерно, сегодня это... какой день? - Щас посчитаю... Так...эту канистру спирта мы могли одолеть дней так за восемь, потом ящик водяры - дня за два-три, потом еще шесть фляжек - это не более трех дней... Ну... я думаю, примерно так... Вторник... - Е... мое-е-е.. Так это ж что получается... Через два дня - вывоз? - Ну вроде... того... - Так... Так! Товарищи офицеры! Слушай мою команду! По машинам! Барахло все бросить!
"Рыбная ловля" - степень подготовки примерно как в основном варианте. Отличие дальнейшего процесса в том, что по причине ожидания опаздывающего к месту сбора "Газ-66" и старшего машины, публика для сугрева устраивает наливалово. Опоздавший на час-два "Газ-66" складирует никаких рыбаков в кузов и начинает движение. При этом уже никто не указывает - куда ехать, где свернуть. Едут молча, лежа, организованно... Как правило, машина действительно приезжает к воде. И на следующее утро господа офицеры умудряются с бодуна действительно наловить жерехов, судаков, сомов, лещей и щук довольно приличных размеров и количеств. Затем, после "промежуточного" наливалова - идет штатный процесс, описанный выше, с пункта "...и компас". Однако, домой офицеры прибывают с РЫБОЙ!
"Поход за рыбой". Подготовка - как описано выше, но "Газ-66" со старшим с месту сбора не прибывают по причине поломки маслопровода или коробки передач. Ожидание плавно перерастает в наливалово, через час по всей гаражной зоне (обычное место сбора) начинается сабантуй. Длится он дней так 4-5... Мудрые казахи к концу "вегетационного" периода подгоняют на мотоцикле свежепойманную рыбу, меняют ее на остатки огненной воды - и все довольны. Мужики растаскиваются женами домой. С РЫБОЙ...
04.11.2002
"......Пишет Вам непосредственный участник событий, которым посвящен Ваш подробный рассказ. Посмотрел фотографии и на некорых из них обнаружил себя. Все дело в том, что во времена "Бурана" все на Байконуре снималось на секретную пленку и фото и видео. Кстати, практически единственная группа, которая снимала хронологию событий на профессиональную Бетакамовскую пленку - была наша. Снимали все. Подготовку "Энергии" и "Бурана", их стыковку в МИКе, вывоз, установку. Старт и посадку. А в момент старта я был бункере. Вот где драматургия была. Какие лица были у Семенова, у Губанова. Они находились в разных помещениях, так как отвечали за разные этапы выведения. Бегали, подсматривали друг за другом. Это было очень интересно. Там бал даже небольшой "ЦУП". Электронные схемы выведения, этапы полетов. На тот период времени все было сделано очень современно. Даже когда фермы обслуживания были отведены, в последнюю ночь перед стартом, Гудилин разрешил зажечь весь свет на старте и ваши фотографии с мачт снимал Алик Пушкарев. Замерз он безумно! Ветер был сильный и мы его с Гудилиным внизу разогревали коньяком. А накануне Гудилин повел нас на хранилище кислорода, которым заправляли "Энергию". Там, тоже, кстати интересно было. Да, совсем забыл, что мы снимали и не удачный старт. Это когда заглушка не отошла. Я использую сленг, так все тогда говорили и Бакланов и Догужиев и Губанов. Кстати, Олег Дмитриевич Бакланов дал специальное разрешение на все съемки. Но, тем не менее, порядок мы не нарушали и все сдавали в сужбу Ермолаева............. Прочитал я сейчас воспоминания Ермолаева!!! Попался бы он мне.... Яму они нам копали. Даже могу сказать что экскаватор выехал на ночь ямы для операторов копать. Для Юры Гаврилова, который был так близко к старту, что даже по прошествии времени говорить не хочу. Это уж мой риск, совсем не связанный с профессиональностью. Молодые были, рисковали... Если посмотреть на Двойку (Вторая площадка, Гагаринская) со стороны вывоза, там в 80 метрах справа стоит наземный бункер. Стекло в нем сантиметра 3, если не больше. Мы туда Юру поставили снять взлет. Проинструктировали, что если чего - винтом в люк, (соединение с подземным бункером). Накрыть то накроет, но жив останется. Старт. Мы на ПТС. Ракета ушла. Я в машину со страшной скоростью к бункеру, посылая всех режимщиков куда подальше. А Юра по минутной готовности вышел на улицу покурить.... Там и остался, когда главная пошла... (Это когда после предварительного зажигания, продувки, дается команда на запуск главного двигателя). Юра жив. Уже хорошо. На выглядит как-то странно. Я ему кричу, а он не слышит. Оглох парень. Я ему стакан водки наливаю, полностью.... А он стакан в руках держать не может. Так сильно руки тряслись. И главное - пить-то не может. Водка выплескивается.!!! Свою дозу выпил, но перевел всю бутылку. А это по тем временам - не шутки. Так что у Юры опыт уже был стоять под взлетающей ракетой. А телевидение в те дни выполняло две функции, прямую и служебную. У нас между прочим была группа 36 человек, 2 ПТС, и у Магомеда Толбоева на бурту стояла наша камера, которая изображение "Бурана" на посадке транслировала на нашу ПТС и специалисты на Земле определяли по изображению его состояние. Т.е. мы могли понять, он нормально сядет или нужно сматываться оттуда, если он вдруг рухнет на посадочный комплекс? Вот так вот.... С Уважением, и благодарностью за сайт,"
С.Слипченко