Специфика налогообложения туристских предприятий.
Как уже отмечалось ранее, недостаточная поддержка туризма на государственном уровне отразилась на их жестком налогообложении, наряду с другими предприятиями. Принятый 27 декабря 1991 года Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также последующие изменения и дополнения налогового законодательства определили структуру налогообложения и туристских предприятий. Специалисты Ассоциации "Налоги России" подсчитали, что каждое предприятие в настоящее время является плательщиком 62 налогов, обязательных платежей и сборов. В ряде случаев для многих видов налогов расходы по их обслуживанию намного превышают сборы по ним. В среднем, на налоги уходит около 64 % дохода предприятия. В то же время мировая практика показывает, что уровень налогового изъятия в 45 % от дохода является той границей, за которой под угрозой оказывается даже простое воспроизводство. До сих пор не утвержден Налоговый кодекс России, в проекте которого было предусмотрено значительное уменьшение числа налогов, снижение налогового пресса, упрощение взаимоотношений налогоплательщика с бюджетом, перенос центра тяжести с "условно-переменных" налогов (прибыль, НДС и т.д.) - "на условно-постоянные", т.е. имущество, земля, пользование природными ресурсами и др. В настоящее время туристские предприятия являются потенциальными плательщиками следующих основных налогов: · на прибыль от основной деятельности; · на прибыль предприятий с иностранными инвестициями; · на прибыль от посреднической деятельности; · дополнительные платежи по налогу на прибыль (от прочих видов предпринимательской деятельности);
· на прибыль от видеосалонов, игорного бизнеса; · на прибыль от киноконцертной деятельности; · на имущество; · налог на добавленную стоимость (НДС); · налоги и платежи в дорожные фонды (налог на пользователей автодорог, налог с владельцев автотранспорта, налог на приобретение автотранспорта); · налог на землю; · налог на загрязнение окружающей среды; · обязательные платежи (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, фонд занятости); · транспортный налог; · сбор на нужды образования; · налог на содержание жилищного фонда и социальной сферы; · налог на операции с ценными бумагами; · сбор на содержание милиции; · сбор на рекламу; · гостиничный сбор; · сборы за получение лицензий, сертификата, знака соответствия, регистрационные сборы и пошлины; · сбор на благоустройство; · сбор на строительство объектов в курортной зоне; · сбор за право торговли подакцизными товарами; · сбор за право проката фильмов и др. Естественно, не каждое туристское предприятие оплачивает все вышеперечисленные налоги, сборы и платежи, но все они являются плательщиками самых "тяжелых" налогов: на прибыль, имущество, дорожные фонды и т.д. В России 70-80 % туристских фирм, зарегистрированных в различных организационно-правовых формах, формально имеют статус малого предприятия, однако ни одно из них не имеет соответствующих льгот, которыми наделены малые предприятия, так как туризм пока не относится к приоритетным видам деятельности. По сравнению с другими предприятиями, туристские фирмы имеют некоторые льготы по налогам, однако удельный вес их незначителен в общем объеме налоговых изъятий. В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" от 22 декабря 1992 года - "учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения..." - освобождены от уплаты налога на землю.
К сожалению, эта льгота касается только узкого числа туристских учреждений (туристско-экскурсионные бюро, туристские агентства, бюро по реализации туристских услуг и др.) и не распространяется на туристские предприятия (автотранспортные, ремонтно-строительные и т.д.). Более существенная льгота была принята 22 мая 1992 года в Законе РФ "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О налоге на добавленную стоимость". Здесь в статье 5, в перечне товаров, работ и услуг, освобождаемых от НДС, включены туристско-экскурсионные путевки. Данная льгота(с некоторыми условиями) внесена и в Инструкцию ГНС РФ от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке начисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (пункт 12 "у") в расширенной трактовке. И наконец, третья и последняя незначительная льгота на федеральном уровне - на рекламу (о чем уже упоминалось в главе 15). Эта льгота введена в порядке изменения и дополнения письма Минфина РФ от 6 октября 1992 г. N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров в части отнесения этих расходов на себестоимость продукции, (работ, услуг) и порядок их применения". В соответствии с этим с 1 января 1994 года "организации, осуществляющие свою деятельность в сфере предоставления туристских услуг, увеличивают исчисленную предельную сумму расходов на рекламу в три раза". В ряде субъектов Федерации и некоторых регионах установлены незначительные льготы туристским предприятиям за счет снижения местных налогов. И наоборот, в ряде городов и регионов введены новые местные налоги, касающиеся только туристских предприятий. Так, в соответствии с Законом города Москвы от 23 ноября 1994 г. N 20-91 для всех туристских предприятий, реализующих услуги проживания (гостиницы, мотели, кемпинги, гостевые дома), введен гостиничный сбор в размере 1 % от объема реализации гостиничных услуг. В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 22 установлен также гостиничный сбор для физических лиц (иностранцев), пользующихся услугами проживания в гостиницах и других местах размещения в Москве, в размере 1 $ за сутки.
В остальном, порядок взаимоотношения туристских предприятий с бюджетом и фондами в части уплаты налогов, обязательных платежей и сборов - аналогичен другим предприятиям. Некоторые туристские фирмы для облегчения налогового бремени пользуются офшорными зонами за рубежом: Кипр, Мальта, Сингапур, Лихтенштейн, Ирландия и др., а также в зонах экономического благоприятствования России: Ингушетия, Калмыкия, Калининградская область и др. Для удобства работы бухгалтера рекомендуется воспользоваться в рамках прикладной программы "Бухгалтерский учет" специальной программой "Календарь налогоплательщика", где имеется: · перечень всех налогов, платежей и сборов, которые оплачивает фирма; · получатель налога (федеральный бюджет, местный бюджет, фонды и др.). · ставка налога (платежа, сбора); · объект обложения налогом; · сроки уплаты; · корреспондирующие счета и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|