Распределение содержания дисциплины по занятиям
Занятие 1. (4 часа) Введение в дисциплину «Сетевые формы организации в сфере услуг». Сущность и содержание теории сетей Знакомство с группой. Основные аспекты преподавания и оценки по дисциплине. 1. Лекция по теме 1. 2. Работа в группе: обобщение знаний по изученным ранее дисциплинам в аспекте выявления особенностей, тенденций развития мировой торговли услугами и систематизации ключевых факторов сетезации экономики. Каковы предпосылки развития сетевых форм организации в секторе услуг? 3. Разбор ключевых категорий темы: интеграция, формы и виды интеграции, квазиинтеграция, формы и виды квазиинтеграции, сеть как форма организации бизнеса, сетевая экономика, сетевая структура. 4. Сравнительный анализ типологий сетей с позиции наибольшей пользы менеджерам, принимающим решение о развитии бизнеса. Обоснование позиции. 5. Презентация и обсуждение (групповая дискуссия) итогов самостоятельной работы студентов на тему: «Анализ вклада наиболее авторитетных отечественных и зарубежных авторов в исследование (в теорию сетей) сетевого межорганизационного взаимодействия», выполняемого по материалам 1-2 статей, вышедших не ранее 2008 года. В чем заключается этот вклад? Какое направление теоретических исследований развивается в этих статьях? 6. Сквозное индивидуальное самостоятельное задание в форме проекта на тему «Стратегия вхождения в сеть / формирования сетевой структуры на базе сервисной организации (на примере конкретной компании)»: 1) анализ внешней среды и необходимости сетевых взаимоотношений с партнерами; 2) формирование портфеля взаимоотношений в системе взаимоотношений сервисной компании с партнерами. Факторы создания дополнительной ценности;
3) обоснование типа сетевой организации; 4) основные участники сети; роль ЛПР; 5) базовая модель функционирования и управления сетью и система взаимодействия его участников; 6) особенности реализации сетевых проектов; 7) стратегия развития взаимоотношений с партнерами; 8) оценка факторов успешности / провала вхождения в сеть; 9) подходы к оценке результативности функционирования в рамках сетевой структуры.
7. Литература к занятию: ü Международная торговля товарами и услугами: учебник для бакалавриата и магистратуры / Г.В. Кузнецова, Г.В. Подбиралина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 571 с. ü Методология исследования сетевых форм организации бизнеса: коллект. монография / М.А. Бек, Н.Н. Бек, Е.В. Бузулукова и др.; под науч. ред. М.Ю. Шерешевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 446 с. ü Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций: учебное пособие - М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 339 с. ü Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. Спб.: Издат. Дом С.-Петерб. Гос. ун-та, 2006. ü Журнал «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» ü Журнал «Российский журнал менеджмента» ü Strategic Management Journal и др.
Занятие 2. (4 часа) Межфирменные стратегические альянсы в сфере услуг 1. Лекция по теме 2. 2. Разбор ключевых категорий темы: альянс как форма горизонтальной квазиинтеграции, стратегический альянс, стратегическое партнерство, глобальные и региональные альянсы. 3. Подготовка докладов и презентаций студентов с примерами лучших практик создания и функционирования стратегических альянсов в различных секторах услуг. 4. Изучение тенденций формирования и развития стратегических альянсов в секторе авиаперевозок (кейс-стади). Решение проблемы: преимущества и ограничения стратегических авиационных альянсов в России.
5. Изучение тенденций формирования и развития стратегических альянсов в туристском секторе (кейс-стади). Решение проблемы: преимущества и ограничения туристских альянсов в России. Литература к занятию: ü Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций: учебное пособие - М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 339 с. ü Бобина М.А, Грачев М.В. Международный бизнес. Стратегия альянсов. М.: Дело, 2006. ü Сетевой гостиничный бизнес: теория и практика: Монография. Морозова М.А.- М.: СПбГИЭУ, 2009.- 206 с. ü Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 715 с. ü Карпухина Е.А. Международные стратегические альянсы. Опыт исследования. М.: Дело и Сервис, 2004. ü Журнал «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» ü Журнал «Российский журнал менеджмента» ü Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» ü Strategic Management Journal и др.
Занятие 3. (4 часа) Цепочки создания ценности и фокальные цепи в сфере услуг 1. Лекция по теме 3. 2. Обсуждение ключевых понятий темы: стоимость/ценность, цепочка создания ценности, цепочки поставок, цепочки спроса, центральная (фокальная) фирма, фокальная сеть, динамическая фокальная сеть. 3. Обсуждение элементов модели формирования цепочки создания ценности в межфирменных отношениях: a. участники совместного создания ценности с точки зрения центральной фирмы; b. модель интеграции и взаимодействия участников сети при совместном создании ценности, в том числе роль клиента как ключевого участника процесса; c. межфирменное взаимодействие как важный источник создания ценности, функции создания ценности и их использование в качестве метрик оценки результативности межорганизационных взаимодействий. 4. Подготовка докладов и презентаций студентов с примерами лучших практик фокальных сетей: туризм и гостеприимство. 5. Кейс-стади по стратегии формирования, функционирования и развития динамической фокальной сети. 6. Самостоятельная работа по индивидуальному проекту «Формирование цепочки создания ценности сетевой структуры». Литература к занятию:
ü Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 715 с. ü Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций: учебное пособие - М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 339 с. ü Колесник Н.А. Модель анализа взаимоотношений с партнерами в межфирменной сети //Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования. Вып. 6. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. [Электронный ресурс]: http://publications.hse.ru/books/156112520 ü Третьяк В.П., Третьяк О.А., и др. Маркетинг / Под общ. ред. В.П. Третьяк.М.: ИНФРА-М, 2012. ü Журнал «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» ü Журнал «Российский журнал менеджмента» ü Strategic Management Journal и др.
Занятие 4. (4 часа) Виртуальные цепи в сфере услуг 1. Лекция по теме 4. 2. Разбор ключевых понятий темы: виртуальная компания/виртуальная организация, виртуальная корпорация (организация) как форма квазиинтеграции, виртуальная сетевая платформа, сетевой брокер, сетевой партнер и др. 3. Мини кейсы по проблемам виртуальных организаций различного типа: виртуальные цепочки создания ценности, электронная коммерция, обучающиеся организации, виртуальные сообщества, виртуальная «паутина» и др. 4. Проблемный семинар на тему «Переход к виртуальной форме организации: плюсы и минусы». Литература к занятию: ü М. Уорнер, М. Витцель. Виртуальные организации. Новые формы видения бизнеса в ХХI веке. – М.: Добрая книга, 2005. ü Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник, М.: ЭКСМО, 2006. ü Журнал «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» ü Журнал «Российский журнал менеджмента» ü Strategic Management Journal и др.
Занятие 5. (4 часа) Кластеры как форма межорганизационного и межотраслевого взаимодействия в сфере услуг 1. Лекция по теме 5. 2. Разбор ключевых понятий темы: кластер, соотношение понятий «кластер / ТПК / ТОС / ОЭЗ», кластеризация, кластерная структура, производственный кластер, маркетинговый кластер 3. Анализ конкретной ситуации по теме «Международный опыт создания и функционирования туристских кластеров». Преимущества и ограничения кластерной формы организации бизнеса для России.
4. Доклад на тему «Методика создания и реализации кластерных проектов в туристском секторе России». 5. Мини-кейсы по разбору успешных и провалившихся кластерных проектов в России в секторах услуг (интеллектуальные высокотехнологичные услуги; туристские услуги; услуги развлечения) по вопросам: 1) тип кластерной организации; 2) основные участники кластера; 3) базовая модель функционирования и управления кластером и система взаимодействия его участников; 4) особенности реализации кластерного проекта; 5) выявление факторов успешности / провала кластерного проекта; 6) анализ причин успешности / провала. 7) Обобщение факторов успешности кластерных проектов. Литература к занятию: ü Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. ü ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» в период 2011-2018 г.г. ü Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации Стратегии Республики Карелии / Ин-т экономики КарНЦ РАН; под общ. ред. Ю.В. Савельева, О.В. Толстогузова. — Петрозаводск: Изд-во Карельского научного центра РАН, 2008. — 141 с. ü Материалы сайта консалтинговой компании «Конкретика»: www.conсretica.ru ü Материалы сайта общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России»: www.forumstrategov.ru ü Материалы сайта Федерального агентства по туризму: www.russiatourism.ru ü Материалы сайта Министерства экономического развития РФ: www.economy.gov.ru
Тема 6. (4 часа) Обоснование и организационное проектирование сетевой структуры на базе сервисной организации 1. Лекция по теме 6. 2. Разбор содержания ключевых этапов проектирования сетевой структуры организации: a. анализ взаимоотношений с партнерами; роль ЛПР; b. модель анализа межфирменной сети; c. формирование портфеля взаимоотношений в системе взаимоотношений сервисной компании с партнерами. Факторы создания дополнительной ценности; d. сетевое организационное проектирование: алгоритм, инструменты, системы поддержки принятия решений; e. стратегия развития взаимоотношений с партнерами. f. подходы к оценке результативности сетевой структуры. 3. Игровое проектирование: командная работа по проектированию сетевой структуры, заданной преподавателем. Презентация результатов групповой работы. Обсуждение результатов. Литература к занятию: ü Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности/Learning to see: Пер. с англ./ Ротер М., Шук Дж..- 2-е изд..- М.: Альпина Бизнес Букс; CBSD, Центр развития деловых навыков, 2006.- 135 с.
ü Методология исследования сетевых форм организации бизнеса: коллект. монография / М.А. Бек, Н.Н. Бек, Е.В. Бузулукова и др.; под науч. ред. М.Ю. Шерешевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 446 с. ü Колесник Н.А. Модель анализа взаимоотношений с партнерами в межфирменной сети //Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования. Вып. 6. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. [Электронный ресурс]: http://publications.hse.ru/books/156112520 ü Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / Учебник под ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – 944с. (Полный курс МВА). ü Журнал «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» ü Журнал «Российский журнал менеджмента» ü Strategic Management Journal и др.
Тема 7. (8 часов) Особенности менеджмента в сетевых структурах. Проблемы управления сетевыми взаимодействиями 1. Лекция по теме 7. 2. Обсуждение с группой сущности преимуществ и недостатков различных типов ОСУ сетевой компании и особенностей принятия управленческих решений. 3. Обсуждение с группой содержания функциональных областей управления сетевой компании: операционный менеджмент, маркетинг, управление персоналом, качества продуктов и услуг, финансов и т.д. 4. Результативность сетевых межфирменных отношений. Влияние межорганизационного взаимодействия на результаты деятельности сервисной компании. 5. Проблемный семинар на тему «Управление сетевой компанией: современные вызовы менеджменту» 6. Презентация итогов самостоятельной работы студентов тему «Стратегия формирования сетевой структуры на базе сервисной организации (на примере конкретной компании)». Обсуждение результатов. Литература к занятию: ü Методология исследования сетевых форм организации бизнеса: коллект. монография / М.А. Бек, Н.Н. Бек, Е.В. Бузулукова и др.; под науч. ред. М.Ю. Шерешевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 446 с. ü Журнал «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» ü Журнал «Российский журнал менеджмента» ü Strategic Management Journal и др.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 4.1. Формы текущего контроля успеваемости по дисциплине: 4.1.1. Оценка результатов выполнения групповых и индивидуальных аудиторных заданий. 4.1.2. Оценка результатов выполнения групповых и индивидуальных самостоятельных работ. 4.1.3. Оценка докладов и презентаций. 4.1.4. Промежуточное письменное тестирование. Для студентов заочной формы обучения предусмотрено выполнение одной контрольной работы. Контрольная работа выполняется в соответствии с методическими указаниями к выполнению контрольной работы по дисциплине «Сетевые формы организации в сфере услуг» для студентов заочной формы обучения.
4.2. Форма промежуточного контроля успеваемости по дисциплине: зачет в письменной форме (тест) при наличии защищенной самостоятельной работы по дисциплине.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|