Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Непосредственно деятельностью по развитию туризма занимается отдел развития туриндустрии и Отдел государственного регулирования и организации туристической деятельности.

Они выполняют следующие задачи:

- разработка и принятие программы развития туризма, не противоречащей Федеральной программе;

- разработка и принятие закона о туризме в РТ;

- пропаганда имиджа республики;

- разработка системы региональных и местных программ проектов туризма с выделением приоритетных для каждой местности перспективных видов турдеятельности;

- упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом особенностей турдеятельности;

- интеграция региона в систему российского и мирового туристского рынка и участие в международном сотрудничестве в туризме;

- создание современного дифференцированного туристского рынка на основе развития конкуренции, специализации и кооперации в работе туристских организаций всех форм собственности;

- стимулирование развития инфраструктуры туризма путем привлечения внебюджетных источников (включая иностранные инвестиции);

- реализация в республике концепции устойчивого развития в туризме как экономически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов;

- создание республиканской системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров, отвечающей современным условиям;

- разработка положения о координационном центре по подготовке кадров, информационном и статистическом обеспечении, маркетинговых и социологических исследованиях; положения о рекламе для турфирм; положения об экскурсоводах и гидах-переводчиках;

- содействие в разработке и внедрении на республиканском рынке прогрессивных технологий туристского обслуживания;

- формирование системы рекламно-информационного обеспечения туристской индустрии республики;

- поддержка социального и особенно детского туризма;

- целевое использование средств, поступающих в бюджет от предприятий туристско-экскурсионной отрасли;

- развитие системы статистической отчетности по видам туристской деятельности и смежных с ней отраслей экономики республики;

- эффективное использование, поддержание и восстановление рекреационных ресурсов республики (введение дополнительных сборов и платежей за использование рекреационных ресурсов);

- обеспечение достаточной привлекательности туристского комплекса и туристского потенциала региона как сферы активного международного предпринимательства и делового сотрудничества;

- обеспечение благоприятных условий для малого бизнеса, способного развиваться без привлечения государственных средств;

- расширение сети гостиниц разных категорий (с парками, пляжами и т.п.), в том числе сети мелких гостиниц;

- расширение охотничьих и рыбных угодий (с возможностью проката инвентаря и др.);

- организация баз отдыха, молодежных центров, кемпингов, турбаз.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 декабря 2008 г. № 955 в республике утверждена и реализуется республиканская целевая программа "Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы". [34]

Программа утверждена с целью формирования современной конкурентоспособной туристской отрасли в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах, а также значительный вклад в социально-экономическое развитие за счет увеличения доходной части регионального и местных бюджетов, притока инвестиций, числа рабочих мест и уровня доходов населения.

В основные направления программы входит создание условий для развития туризма в республике; развитие материальной базы республиканского туризма; обеспечение маркетинговой стратегии продвижения республиканского туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов туристской индустрии; научное обеспечение туристской деятельности.

Источниками финансирования Программы являются средства консолидированного бюджета республики, муниципальных образований, частных инвесторов. Разработан перечень основных мероприятий и финансовое обеспечение Программы, перспективные (брендовые) туристские маршруты. В рамках реализации Программы прогнозируется создание дополнительно 1500 рабочих мест в сфере туризма.

Утверждено Положение о Координационном совете по туризму Республики Татарстан.

Совет является постоянно действующим коллегиальным органом, содействует развитию въездного и внутреннего туризма, формированию высокоэффективного туристского комплекса республики, а также координирует целенаправленное участие в туристской деятельности государственных органов власти и управления, организаций всех форм собственности.

Утверждено Положение о Дирекции перспективных туристских проектов и программ Республики Татарстан. Дирекция является подведомственной организацией Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан и осуществляет функции по реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере туризма.

Татарстан является одним из наиболее крупных по населению и экономическому потенциалу регионов России. Благодаря своему географическому положению, богатой истории и уникальным природным ресурсам Республика Татарстан идеальна для туризма. Она находится на пересечении крупных автомагистралей, связана железнодорожными линиями со многими городами страны. Современный Татарстан стремится занять достойное место в мировом сообществе [35, с.83].

Из недр Татарстана уже более пятидесяти лет качают нефть. Запасы “черного золота” исчерпаемы, в отличие от резервов туристической деятельности. Потенциал таких туристских продуктов, как Казанский Кремль, Раифский заповедник, древний Булгар, Свияжск, церкви и музеи Елабуги, Чистопольские и Бугульминские исторические достопримечательности, неисчерпаем.

Сеть санаторно-курортных учреждений Республики Татарстан насчитывает 19 санаториев на 4215 мест, 50 санаториев-профилакториев на 5150 и 11 детских санаториев на 1195 мест. В республике 120 гостиниц на 8695 мест, из них готовых к приему иностранных туристов - 1211 мест. В последние годы введены в эксплуатацию гостиницы “Акация" в Чистополе, “Альметьевск” в Альметьевске, “Сафар-отель” в Казани, после капитального ремонта здесь открыта гостиница “Дом иностранного специалиста”. Туристский поток в республике и Казани обслуживают 4 авиакомпании, судоходная компания “Татфлот”, Казанское отделение Горьковской железной дороги, достаточное количество автотранспортных предприятий.

Сложная ситуация имеет тенденцию к выравниванию: увеличилось количество посещений Казани за счет возобновления пассажирской скорой линии по Волге, возрос поток экскурсантов в Булгары, Билярск, Раифу, Свияжск, Елабугу. Так, если в 1996 г.45 турфирм обслужили 29186 человек, и оказали услуг на сумму 17,1 млрд. руб., то в 1997 г. уже 60 турфирм обслужили 50928 человек, при этом объем услуг возрос до 186,2 млрд. руб. в текущих ценах. Открыты регулярные рейсы из Казани до Франкфурта-на-Майне авиакомпанией “Люфтганза”, 6 авиакомпаний Татарстана осуществляли чартерные рейсы в Турцию (Стамбул, Анталия), ОАЭ, Кипр, Грецию. После августовского кризиса прогнозировалось, что на региональном туристическом рынке останутся не более 2 десятков турфирм, но уже к весне 2004 г. стало ясно, что турбизнес, хотя и понес большие потери, но выжил и постепенно набирает обороты, изыскивая новые для себя направления туристской деятельности. Так, летом 2008 года в “высокий сезон" работало более 75% зарегистрированных в республике турфирм, причем не только в области международного туризма, объем которого по сравнению с 2007 г. сократился, но и на внутренних маршрутах. Особой популярностью у граждан Татарстана пользовались Черноморские курорты России. Не меньший спрос был и на местные курорты, которые смогли предоставить улучшенный сервис по вполне доступным ценам и, по предварительным данным, обслужили вдвое больше человек, чем в 2007 г.

На протяжении многих лет был и остается приоритетным отдых на волжских теплоходах: если в 2007 г.6 турфирм взяли 6 теплоходов, то в 2008 г. - 9, и все запланированные рейсы состоялись. Число обслуженных ими туристов составляет около 30 тыс. человек [36, с.69].

Об оживлении внутреннего туризма свидетельствует и тот факт, что железная дорога с начала 2008 г. обслужила, по данным республиканских ведомств, около 200 тыс. человек, выехавших на отдых через Казань.

В Татарстане 12 профессиональных театров, филармония, несколько государственных оркестров, ряд издательств, 88 государственных музеев, включая 5 музеев-заповедников, свыше 300 ведомственных музеев, 1717 библиотек, в том числе научная библиотека Казанского университета (4,8 млн. томов) и Национальная библиотека Республики Татарстан (3,1 млн. томов). Ежегодно в республике издается около 500 наименований книг общим тиражом около 2,5 млн. экземпляров, выпускается 170 газет и около 35 журналов.

Традиционно в республике проводятся международные и республиканские фестивали и конкурсы: оперного искусства имени Ф. Шаляпина, классического балета имени Р. Нуриева, фестиваль современной музыки “Европа-Азия”, конкурс исполнителей татарской песни “Татар жыры”, гармонистов имени Ф. Туишева, театральный фестиваль имени К. Тинчурина, конкурс вокалистов имени С. Сайдашева. В сентябре 1997 года в республике прошли основные мероприятия Первого Международного фестиваля тюркских народов.

В последние годы в республике появились новые музеи: Каюма Насыри, Ризы Фахрутдинова, Салиха Сайдашева, Назиба Жиганова, Сибгата Хакима, Баки Урманче и других. В столице республики Казани ведется реставрация Казанского Кремля, который станет не только административным, но и музейным комплексом.

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. В республике живут народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание, по крайней мере, трех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие культуры, а также культурных и исторических ценностей.

В республике выявлено около семи тысяч объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в том числе 1165 (1327) поставлено на государственную охрану федерального (общероссийского), республиканского (Республики Татарстан) и местного (городского, районного) значения.

Среди них ансамбли городской застройки исторических населенных пунктов - Казани, Елабуги, Чистополя, Свияжска, Бугульмы, Мензелинска, Менделеевска, Лаишево и Тетюш; комплексы историко-архитектурных и археологических памятников Болгарского, Билярского и Суварского городищ; архитектурно-градостроительные ансамбли и комплексы Казанского Кремля, Казанского университета, Старотатарской слободы, Раифского и Макарьевского монастырей; памятники архитектуры - Петропавловский собор, церковь и колокольня Богоявления; мечети Апанаевская, Марджани, Султановская, Бурнаевская, Соборная, Иске-Таш, Закабанная; Александровский пассаж; дома Ушковой, Шамиля, Кекина, Апанаева, усадьбы Сандецкого и Боратынского, памятники и памятные места, связанные с жизнью и деятельностью Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Г. Тукая, Ш. Марджани, К. Насыри, Н.И. Лобачевского, К.Фукса, Н.М. Бутлерова, Ф.И. Шаляпина, В.И. Качалова, Г. Исхаки, М.Н. Максуди, М. Джалиля и многих других.

На базе историко-архитектурных, археологических и природных комплексов памятников созданы и ведут работу по сохранению культурных и исторических ценностей:

- Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник в Спасском районе (1969 г.);

- Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (1989 г.);

- Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник в Высокогорском районе (1992 г.);

- Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник в Алексеевском районе (1992 г.);

- Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник “Казанский Кремль” (1995 г.).

Кроме того, ведется работа по организации Казанского государственного историко-архитектурного заповедника “Старотатарская слобода”, Свияжского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в Зеленодольском районе.

 

Таблица 1 - Количество туристических объектов по административным районам РТ

объекты экологического туризма 79
объекты экскурсионного туризма 90
объекты лечебно-оздоровительного туризма 10
объекты паломничествского туризма 5
объекты спортивного и приключенческого туризма 31
озера 33
объекты бизнес-туризма 6
Количество театров: по республике 13 (в т.ч. мест - 4589)
по Казани 8 (в т.ч. мест - 3464)
музеев: по республике 33
по Казани 6
ресторанов: по Казани 31
кафе; баров; закусочных 252
санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха: по республике 206
в том числе санатории-профилактории 46
объекты детского отдыха 2
базы отдыха 139
санатории круглогодичного пребывания 19

 

В современных условиях становления рынка отсутствие финансовых и организационных возможностей в городах, которые по своему историко-культурному значению и узловому положению на маршрутных трассах являются потенциальными центрами развития международного туризма, привело к тому, что не созданы условия восприятия силуэта городов и их панорам с основных въездов и точек обзора; не разрабатываются и не осуществляются меры по снижению влияния диссонирующих объектов; не выявляется градостроительный потенциал застройки и территории в исторических центрах и других зонах городов для размещения нового строительства; перезагружены исторические центры транзитными транспортными потоками; не используются исторические производственные и хозяйственные комплексы с точки зрения их возможной конверсии в целях туризма; не проводится благоустройство основных въездов в города, главных улиц и подъездов к туристским объектам [37, с.48].

На рассматриваемой территории находится значительное число старинных сельских поселений, расположенных в сфере влияния основных центров туризма и в совокупности с ними образующих районы высокой концентрации достопримечательностей (историко-культурные и природные зоны) с потенциалом превращения их в систему охраняемых территорий с особым статусом. Очевидно, что для сохранения старинных сел и деревень, имеющих памятники истории и культуры, живописное природное окружение, необходимо предусмотреть их включение в систему туризма, создать примеры (“образцы”) реконструкции и благоустройства, что станет стартовым импульсом для распространения процесса регенерации на все исторические территории с помощью местного самоуправления, субъектов собственности и хозяйственной деятельности.

Памятники выдающейся значимости или особенно характерные для зодчества региона, представляющие интерес для культурно-познавательного использования (музеи, выставки, экскурсионный показ), - мечети, церкви, храмовые комплексы, монастыри, здания, связанные с памятными историческими событиями и лицами и т.д., находятся в крайне неудовлетворительном или аварийном состоянии. Для этой группы памятников практически нет иных возможностей привлечения значительных единовременных вложений на консервацию и реставрацию, кроме государственной и местной бюджетной поддержки с участием общин верующих, а также отдельных пользователей по ряду объектов.

Требуют реконструкции здания, предназначенные для коммерческих целей (гостиницы, торговые ряды, лавки), и здания, назначение которых не противоречит коммерческому туристскому использованию (жилые дома, усадебные комплексы, хозяйственные постройки). Для этой группы памятников, наряду с бюджетной поддержкой, необходима организация частного инвестиционного финансирования.

Требуется проведение исследований, опережающих археологические работы на историко-культурных памятниках, подлежащих реставрации на участках реконструкции и нового строительства в исторических зонах городов, сельских поселений, на трассах исторических дорог.

Остро стоит вопрос развития сети домов ремесел, художественных школ, мастерских; более широкого привлечения к обучению подростков, пенсионеров переселенцев, демобилизованных военнослужащих; участия в преподавании мастеров, владеющих техникой производства, характерной для данной территории. Требуется расширение и развитие надомного труда, оказание помощи мастерам в обеспечении материалами, оборудованием.

На основании проведенного анализа необходимо отметить, что потенциал анализируемых территорий позволяет развивать в исторических центрах и других активно посещаемых зонах исторических городов и сел необходимые системы объектов культуры, торговли, питания, производства и продажи изделий народных ремесел и объекты размещения туристов, однако для этого необходима реконструкция, модернизация и перестройка существующей материальной базы туризма, объектов административной, культурной и деловой сферы, жилья и сопутствующих социальных объектов, объектов хозяйственного и производственного назначения.

Для расширения географии туристских поездок требуется разработка маршрутов (туров), основанных на более полном использовании выдающегося историко-культурного и природного потенциала региона, которые будут способны удовлетворить потребности отечественных и иностранных граждан с различным уровнем дохода и духовными запросами (познавательные, деловые, религиозные, научные и учебные, экологические, спортивно-оздоровительные, конные, специализированные по интересам).

Катализатором развития туризма на аналогичных территориях по мировому опыту может стать организация культурных проектов, фестивалей, праздников, конгрессов, выставок, соревнований.

Задача сохранения и закрепления, стабилизации туристской сферы предполагает выход к ранее существовавшим параметрам потока на качественно новом уровне; создание условий для дальнейшего развития туризма в основном путем совершенствования проведения работ по реконструкции и функциональной перестройке существующей базы одновременно с изменением ее структуры, в том числе и за счет нового строительства гостиниц, туристских деревень, клубных отелей, мотелей и кемпингов на основных маршрутных трассах.

Необходимость преодоления экономического кризиса методами реализации конкретных программ развития туризма для каждой области связана с особенностями современного периода формирования рынка в стране, а в частности, с возможностями управления и финансирования программных мероприятий и последующего распределения поступлений от туризма на решение насущных проблем населения области и дальнейшего развития.

В настоящее время гигантскую зону отдыха планируется создать в Республике Татарстан. Территория этой зоны составит 88 тысяч гектаров. Данная зона расположится на территории сразу пяти районов [38, с.26]

8-15 апреля в г. Казань состоялась Международная научно-практическая конференция "Инновационные проекты и их реализация в сфере развития туристско-рекреационных комплексов", которая была организована Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Ассоциацией Туристских Агентств Республики Татарстан, НОУ ВПО "Академия управления "ТИСБИ".

Целью конференции было определение основных подходов к формированию модели развития туристско-оздоровительного парка "Камские Поляны" на основе отечественного и зарубежного опыта организации подобных территорий, а также инновационного обоснования проектирования данной модели.

В работе конференции приняли участие более 200 представителей министерств и ведомств, муниципальных образований, музеев, национальных парков и заповедников, предприятий и учреждений туриндустрии, научно-исследовательских институтов и учебных заведений, общественных организаций сферы туриндустрии Республики Татарстан, Марий Эл, Египта и Италии.

Работа конференции проходила в рамках трех сессий, на которых обсуждались вопросы нормативно-правовой базы развития туризма, его направлений и инвестиционной привлекательности, разработки интерактивных туристских программ, привлечения целевых групп туристов, подготовки кадров для работы на особо охраняемых природных территориях, а также пленарного заседания. В обсуждении проблем принимали участие эксперты-специалисты в каждой из областей.

В результате работы сессий наметились стратегические и тактические решения, первоочередные и долгосрочные мероприятия, а также заслуживающие внимания инновационные проекты для развития туристско-оздоровительного парка "Камские Поляны".

Участники конференции для успешной реализации Указа Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева от 25.08.08 г. №УП-408 "О создании в Республике Татарстан туристско-оздоровительного парка "Камские Поляны" предлагают [38]:

В области нормативно-правовой базы:

- подготовить описание границ территорий, предлагаемых к включению в состав особо охраняемых территорий (ООТ);

- подготовить предложения по ограничению хозяйственной деятельности в пределах границ ООТ;

- согласовать с муниципальными образованиями границы и режим хозяйственной деятельности на земельных участках, предполагаемых к включению в ООТ;

- получить согласие землепользователей и собственников земель на включение их в состав ООТ;

- внести соответствующие предложения в схемы территориального планирования муниципальных образований и Республики Татарстан;

- совместно с Министерством лесного хозяйства РТ, муниципальными образованиями подготовить предложения по организации использования лесов;

- внести соответствующие предложения в лесной план Республики Татарстан, лесохозяйственные регламенты лесничеств;

- вести работу по формированию правового статуса туристско-оздоровительного парка (ТОП)"Камские Поляны";

- в составе ТОП "Камские Поляны" предусмотреть территории под инвестиционные проекты, концептуально связанные друг с другом в рамках туристско-оздоровительного парка.

В области разработки интерактивных туристских программ:

- проанализировать предложенные участниками конференции интерактивные проекты и программы, такие как "Город мастеров", "Другие берега", интерактивные программы Фонда развития экотуризма "Дерсу Узала", Национального музея Республики Татарстан и другие, а также опыт Йеллоустоунского заповедника, для включения их в Концепцию развития ТОП "Камские Поляны";

- для усиления координации деятельности и качества мероприятий в рамках реализации проекта проводить постоянные проблемные семинары с применением инновационных образовательных технологий ("мозгового штурма", кейс-стади, круглых столов);

- в целях усиления менеджмента проекта создать межсекторальную инициативную группу с включением в нее всех заинтересованных участников;

- при формировании турпродукта на территории ТОП "Камские Поляны" определить рекреационную емкость туробъектов, создать туристские центры в каждом муниципальном районе;

- целенаправленно использовать потенциал и возможности республиканских молодежных общественных организаций для формирования имиджа ТОП "Камские Поляны" как центра молодежного досуга;

- активизировать волонтерское движение с привлечением к участию партнеров проекта.

В области маркетинга:

- с участием научных, консалтинговых и маркетинговых компаний разработать реальные маркетинговые ходы под интерактивные программы;

- на основе изучения современных предпочтений туристов определить целевые группы потребителей туруслуг ТОП "Камские Поляны";

- обратить особое внимание на системный характер маркетинговой стратегии ТОП "Камские Поляны";

- в целях популяризации создаваемого ТОП "Камские Поляны" вести работу с населением региона (создать информационный бюллетень, сайт, выпуски в СМИ и т.д.).

В области подготовки кадров:

- совместно с Министерством образования и науки Республики Татарстан вести работу по приближению образовательных ГОСТов к потребностям практики;

- совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан сформировать социальный заказ на специалистов туристского профиля, адаптированных к работе в сфере туризма, по различным специальностям в муниципальных районах;

- рекомендовать ВУЗам туристской направленности активизировать работу по подготовке специалистов для туриндустрии в системе дополнительного образования на базе высшего образования в объеме 500 часов;

- разработать механизм взаимодействия системы образования с работодателями;

- использовать возможности создаваемой республиканской программы развития образования для решения проблем образования в туризме;

- начать работу над созданием образовательного кластера в туризме;

- активизировать молодежный туризм через вовлечение студентов профильных ВУЗов в бизнес, создание учебно-тренировочных фирм;

- вести работу по повышению престижа туристских профессий;

- через Министерство образования и науки Республики Татарстан вести работу со школьниками в направлении изучения краеведения и туризма, информатизации в туризме, рассмотреть вопрос о преемственности школы и ВУЗов в подготовке специалистов туристского профиля;

- вести работу по созданию студенческих палаточных лагерей в ТОП "Камские Поляны" как для отдыха, так и базы практики;

- вести работу по формированию экологической культуры всех слоев населения;

- с участием ВУЗов создать банк рекреационных ресурсов Республики Татарстан с использованием методики их оценки.

В Республике ежегодно проходит конкурс "Туризм - XXI век" по пяти номинациям: маршрут года, содействие развитию туристского рынка в области профессионального туристского образования, содействие развитию туристского рынка в области пропаганды исторического и культурного наследия Республики Татарстан [39].

Туристский потенциал Республики Татарстан огромен: удачное географическое положение, реки Волга и Кама, живописные озёра, лесные массивы, исторические и памятные места, уникальные традиции двух великих культур, туристские ресурсы можно соотнести с возможностями развития на территории республики различных видов туризма, среди которых традиционными являются оздоровительный, круизный и культурно-познавательный.

В республике выявлено около 7 тысяч объектов, представляющих культурную ценность. Культурно-познавательный туризм существует как самостоятельный вид и может служить в виде экскурсионного туризма дополнением к другим его видам: оздоровительному, круизному и т.д. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, музеями, которых в Татарстане более 120, и другими объектами показа, что позволяет развивать круглогодичный культурный туризм, "изюминкой" которого является образ Казани, как "места свидания Запада и Востока". Кроме того, в республике более 300мусульманских и православных памятников истории и культуры, которые дошли до нашего времени. Это церкви и монастыри различных религий: православные храмы, католические соборы, мусульманские мечети и т.д.

В республике насчитывается 82 объекта экологического туризма. Они включают в себя заповедники, национальные и природные парки, заказники и памятники природы. К государственным заповедникам относятся Волжско-Камский и Иске-Казанский, к паркам - национальный парк Нижняя Кама, природно-исторический парк Свияжский, историко-архитектурный и природный парк Долгая Поляна.

"Визитной карточкой" татарстанского туризма являютсяречные круизы. Речные круизы на теплоходах по Волге и Каме с заходом в Казань и города республики являются всероссийскими маршрутами. Круизный туризм получает свое развитие не только в Казани, но и в других городах республики. Наряду со стандартными пакетами услуг, на многих теплоходах действует система "плавучий пансионат", где предлагаются оздоровительные услуги (терапия, лечебная физкультура, мануальная терапия, фитотерапия, медико-санитарная помощь), а также детские программы.

На 1 мая 2006 года на туристическом рынке действуют около 350 туристических фирм, из которых внутренним и въездным туризмом в Республику Татарстан занимается около 50 организаций. В республике действует Ассоциация Туристских Агентств Республики Татарстан (АТАРТ), которая была создана в 1998 году и общественная организация "Туральянс "Алтынчеч" [40, с.52].

Туристский сезон 2005 года, связанный с проведением праздничных мероприятий, приуроченных к 1000-летию основания г. Казани, показал большой рост количества гостей. Анализ спроса на международных туристских выставках в Москве также показал рост интереса к Татарстану со стороны многих российских регионов и зарубежных компаний.

По данным Госкомстата за 2005 год, в Республике Татарстан насчитывается 242 средства размещения на 27737 мест, в т.ч.96 гостиниц на 6271 место, 3 мотеля, 8 общежитий для приезжих, другие средства размещения - 109. Всего размещенных граждан - 638224.

База оздоровительного отдыха включает в себя сеть организаций санаторно-курортных и оздоровительных учреждений республики, которая насчитывает 52 организации на 9159 мест, в т.ч.7 санаториев, 11 детских санаториев, 34 санатория-профилактория.

 

Таблица 2 - Основные показатели развития внутреннего и въездного туризма в Республике Татарстан

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Число средств размещения 304 297 287 251 255 257 242
Число туристических фирм 87 107 168 172 235 286 350
Число размещенных в коллективных средствах размещения лиц - всего   497036   546499   581452   575353   567800   578108   638224
Объем туристско-экскурсионных и санаторно-курортных услуг населению (млн. руб.) 188,8 312,1 470,3 529,2 779,8 896,8 1348,3

 

Таблица 3 - Количество иностранных граждан, прибывших в Республику Татарстан за 2004 и 2005 гг. (по данным паспортно-визового управления МВД РТ)

 

2004 г. 2005 г.

Количество иностранных посетителей всего

59755 55377

Количество посетителей из стран вне СНГ

4492 9173

Количество посетителей, проживающих в коллективных средствах размещения (гостиницах и т.д.)

3451 6386

 

Количество посетителей, проживающих в коллективных средствах размещения из государств наиболее массового въезда

 

Австрия 53 66
Азербайджан 46 81
Германия 320 830
Великобритания 62 207
Италия 145 238
Казахстан 257 262
Испания 41 86
Греция 120 13
США 211 540
Беларусь 113 141
Узбекистан 140 146

 

В новом российском законе декларативно определена активная позиция регионов в развитии туристической сферы. В то же время, на деле многие положения закона способствуют усилению роли Москвы и столичных турфирм. Уже сейчас многим регионам грозит пришествие крупных столичным туроператоров и исчезновение местных фирм. Меры их поддержки также должны появиться в новой татарстанской программе.

Республиканское руководство является активным сторонником сотрудничества с муниципальным самоуправлением. Центральное направление нашей политики в области развития туризма - активное сотрудничество с органами местного самоуправления".

Одна из слабых сторон в создании конкурентоспособного туристского продукта в Татарстане это нехватка квалифицированных кадров. Подготовка профессионалов также будет одной из частью новой программы развития туризма.

В Татарстане насчитывается на сегодняшний день несколько туристко-рекреационных зон.

Межрегионального значения:

- туристско-рекреационная зона "Казань" ( центр - г. Казань, прилегающие территории - Высокогорский, Арский, Пестречинский, Лаишевский, Верхнеуслонский районы);

- туристско-рекреационная зона "Свияжск" (центр - с. Свияжск, прилегающие территории - Зеленодольский, Верхнеуслонский районы);

- туристско-рекреационная зона "Болгар" (центр - г. Болгар, прилегающие территории - Спасский, Лаишевский районы).

- Елабужская зона (центр - г. Елабуга, прилегающие территории - Менделеевский, Мензелинский, Агрызский районы);

Регионального значения:

- Билярская зона ( центр - с. Билярск, прилегающие территории - Алькеевский, Алексеевский районы);

- Камская зона (центры - г. Чистополь, пгт Камские Поляны, пос. Берсут, прилегающие территории Мамадышский, Нижнекамский, Чистопольский, Рыбно-Слободский, Елабужский муниципальные районы );

- Юго-Восточная зона ( центры - г. Альметьевск, г. Лениногорск, г. Бавлы, г. Бугульма, прилегающие территории - Альметьевский, Бавлинский, Бугульминский, Лениногорский, Заинский районы.

Таким образом, можно заключить, что Республика Татарстан имеет очень высокий потенциал в развитии рекреационных услуг, а именно в туриндустрии. Развитие данного сектора позволит привлечь большие инвестиции, что позволит поднять уровень развития региона на значительную высоту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...