Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Макроэкономические равновесия




Экономическая стратегия.

Под экономической стратегией мы будем рассматривать систему основополагающих направлений, правил, приемов, необходимых для выработки и принятия научно-обоснованных долгосрочных принципиально важных управленческих решений, которыми фирма должна руководствоваться в своей деятельности, с целью получения в перспективе устойчивых и доминирующих конкурентных преимуществ на целевом рынке

Целью разработки экономической стратегии предприятия является выявление главных направлений дальнейшего ее функционирования на основе максимального использования научно-технического, производственного, кадрового потенциала и наиболее полным учетом влияния микро- и макросреды.

Экономическая стратегия выполняет следующие функции:

- задает направления для деятельности и позволяет лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен;

- обеспечивает каждому подразделению конкретные цели, увязываемые с общими задачами предприятия;

- стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений;

- вынуждает предприятие оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде;

- определяет альтернативные действия или комбинации действий;

- демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности;

- создает основу для распределения ресурсов

Экономическая стратегия - это совокупность частных взаимоувязанных и взаимообусловленных составляющих элементов (функциональных стратегий), объединенных единой глобальной целью: созданием и поддержанием высокого уровня конкурентного преимущества предприятия.

Экономическую стратегию составляют:

- стратегия маркетинга;- финансовая стратегия;- стратегия НИОКР;- стратегия производства;

- социальная стратегия;- стратегия организационных изменений;- экологическая стратегия

Наибольший эффект достигается в том случае, если все составляющие экономической стратегии реализуются при координации из единого центра; решения, принимаемые в рамках каждой из составляющих, должны быть увязаны по времени и ресурсам и не противоречить друг другу.

Разработка стратегии развития осуществляется на всех уровнях управления. Это повышает ее эффективность и эффективность деятельности предприятия в целом. С точки зрения уровня управления, стратегии подразделяют на корпоративную, деловую, функциональную и операционную.

Корпоративная стратегия создается руководителями высшего звена предприятия (президент, вице-президент и др.) и распространяется на все предприятие, охватывая все направления деятельности, которыми оно занято.

Деловая стратегия (бизнес-стратегия) включает ряд подходов и направлений, разрабатываемых руководством с целью достижения наилучших показателей работы в конкретной сфере деятельности. Для отдельного предприятия, занимающегося одним видом деятельности, корпоративная и деловая стратегии совпадают; различия между этими стратегиями существуют только на диверсифицированном предприятии.

Экономическая политика — это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства.

В условиях развитой рыночной экономики складываются следующие предпосылки и характер экономической политики государства. Такая политика, прежде всего, зависит от степени огосударствления экономики (этому соответствует ответственность государства за состояние национального хозяйства). Важное значение также имеет характер развития частнособственнических рыночных отношений.

В условиях более или менее стихийного развития рынка неизбежно нарушаются устойчивость, нормальное равновесие в важнейших пропорциях (соотношениях) макроэкономики (в общем равновесии спроса и предложения товаров, в денежном обращении, в занятости трудоспособного населения и др.).

В силу этого политика государства направлена на достижение экономической стабилизации и установление равновесия основных экономических пропорций. Главные цели политики стабилизации призваны преодолеть отрицательные последствия стихийного развития рынка и добиться следующих улучшений социально-экономического положения страны.

Во-первых, периодически повторяющийся кризис (спад) производства страны. Он вызывает нарушения нормальных хозяйственных связей, увеличивает численность безработных и ведет к значительному уменьшению доходов общества. В противовес этому правительство страны призвано проводить политику устойчивого экономического роста. Это улучшает благосостояние общества.

Во-вторых, даже при отсутствии экономического кризиса капиталистическая рыночная система порождает безработицу. Этим она обрекает часть трудоспособного населения на все тяготы, связанные с утратой средств существования и нормальной жизнедеятельности. Отсюда вытекает обязанность государства проводить политику полной занятости людей, которые желают и могут работать.

В-третьих, огромной проблемой для населения страны является свойственная рынку инфляция. Стремительный рост цен подрывает нормальные хозяйственные связи, снижает реальные доходы всех граждан. В связи с этим долгом правительства является проведение политики стабилизации денежного обращения.

Наконец, свободная, ничем не ограниченная внешняя торговля может привести к ухудшению экономического положения страны. Это произойдет, если объем импорта (закупленных за рубежом товаров) существенно превысит объем экспорта (вывоза продукции за границу). В этом случае пострадают отечественные товаропроизводители. Поэтому важной целью государства является проведение успешной внешнеторговой политики. Это достигается, если увеличивается показатель чистого экспорта (разница между объемом экспорта и объемом импорта). В данном случае в выгоде остается национальное производство.

Нетрудно видеть, что наибольшего успеха правительство страны достигает, когда одновременно обеспечивает существенный рост национального дохода, наибольшую занятость трудоспособною населения, низкие темпы инфляции и увеличение чистого экспорта.

Конкуренция (от лат. сoncurre сталкиваться) - это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за "кошелек" потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является "невидимой рукой", которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места. Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке. Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.

Положительные стороны конкуренции:

Конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

Конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

конкуренция стимулирует повышение качества товара;

конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

многочисленность "жертв" в виде банкротств и безработицы.

Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы: a) при его производстве: ·производительность труда; ·уровень налогообложения; ·внедрение научно-технических разработок; ·размеры прибыли предприятия; ·величина оплаты труда. б) при его потреблении: ·продажная цена товара; качество; новизна;·послепродажное обслуживание; · уровень предпродажной подготовки.

Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды.

Существует шесть видов конкуренции: 1. функциональная конкуренция базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному; 2. видовая конкуренция это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению; 3. предметная конкуренция это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки; 4. ценовая конкуренция снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка; 5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов продажа личного товара по цене конкурента ·снижение цены потребления товара 6. незаконные методы: ·антиреклама товаров конкурентов; производство товаров имитаторов (подделка).

 

Теория денег

Деньги - специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Поскольку деньги - важнейший атрибут экономики и сложная экономическая категория, различные экономисты определяют по-разному функции денег

Теории денег - это совокупность взглядов различных направлений мировой экономической мысли о роли и месте денег в экономике.

Все множество теорий о деньгах основывается на двух положениях: какая функция денег главнее и определение места денег в экономике. Назовем пять основных теорий денег.

1. Металлическая теория денег (16-19 века - период первоначального накопления капитала). Основные представители: Монкретьен, Мен, Норс, Стэффорд, Книс. Суть теории: ее представители выступали против «порчи» монеты (добавления в сплав других металлов), за устойчивые, полноценные деньги. Главная функция денег при этом – мера стоимости. К 18 веку эта теория утратила свои позиции, к 19 веку была модернизирована: Книс в качестве денег рассматривал не только металл, но и банкноты Центрального Банка, но выступал против бумажных денег, не разменных на металл.

2. Номиналистическая теория денег (в 17-19 века широко распространена в Европе). Основные представители: Беркли, Стюарт, Кнапп, Карамзин. Суть теории: деньги должны выполнять функцию средства обращения, деньги создаются государством и стоимость их определяется тем, что на них написано (номиналом), то есть деньги – это лишь условные знаки, используемые в качестве средства платежа. Представители этой теории являются приверженцами неполноценных денег, они отрицают роль золота как денежного товара. Номиналисты отрицали товарную сущность денег и функцию денег, как всеобщего эквивалента в расчетах.

3. Монетаризм – классическая количественная теория денег (16-19 века). Основные представители: Боден, Юм, Монтескье, Рикардо, Фишер, Фридмен. Суть теории: покупательная способность денег так же как и цены на товары устанавливается рынком, а в обращении должны находиться все выпущенные деньги (основная их ошибка). В 19 веке Ирвинг Фишер попытался математически обосновать количественную теорию денег с помощью уравнения обмена: MV=PQ, где М – количество денег в экономической системе, V - скорость обращения денег (число оборотов в год одноименной денежной единицы), Р - средневзвешенный уровень цен готовых товаров и услуг, Q - объем национального продукта, взятый в реальном исчислении, здесь V и Q – константы (постоянные величины).

Важнейшую роль в развитии монетаризма сыграл Милтон Фридмен - лауреат нобелевской премии 1976 г. Его статья «Роль монетарной политики» окfзала большое влияние на дальнейшее развитие экономической теории.

4. Кейнсианская теория денег (возникла в годы «великой депрессии»). Основные представители: Джон Кейнс, который выработал свой метод урегулирования экономических процессов и изложил его в научном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Основные положения теории денег Кейнса:

· скорость обращения денег изменяется вместе с изменением уровня доходов, нормой процента и другими параметрами;

· норма процента (учетная ставка, ставка по кредитам, ставка по депозитам) – основной рычаг, через который условия денежного обращения влияют на выпуск продукции и уровень занятости;

· во время кризиса экономики ее регулирование возможно только административными методами.

5. Современная синтетическая теория денег (70-80-е гг. ΧΧ в.). Признавая необходимость государственного воздействия на экономику в периоды кризиса (в это время приемлема кейнсианская теория), ее представители настаивают на необходимости свободного саморегулирования денежного рынка после ликвидации кризисной ситуации (в это время приемлема теория современного монетаризма). Этот синтез монетаризма и кейнсианства служит практической базой регулирования экономики на основе рационального сочетания денежно-кредитной и фискальной (налогово-бюджетной) политики в цивилизованных государствах.

Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар) деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами, органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими всех своих функций в наличной и безналичной форме и представляет собой денежное обращение.

Денежное обращение — это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.*

Денежное обращение отражает направленные потоки денег между центральным банком и коммерческими банками (кредитными организациями); между коммерческими банками; коммерческими банками и предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм; между коммерческими банками и физическими лицами; финансовыми институтами различного назначения; между финансовыми институтами и физическими лицами

Налично-денежное обращение.

Налично-денежное обращение – движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения).

Безналичное обращение.

Безналичное обращение — движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждений привели к возникновению такого обращения.

Денежный рынок - это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

Равновесие на денежном рынке устанавливается, когда спрос на деньги равен их предложению, что может быть достигнуто при определенной банковской процентной ставке. Сохраняться равновесие на денежном рынке будет в том случае, когда процентная ставка будет изменяться в том же направлении, что и доход. Например, если доходы в экономике возрастут, то это приведет к росту спроса на деньги, а следовательно, к увеличению процентной ставки, в этом случае будет увеличиваться альтернативная стоимость хранения денег и снижаться курс ценных бумаг, что уменьшит спекулятивный спрос на деньги, увеличит покупку фирмами и домашними хозяйствами финансовых активов и даст возможность поддерживать денежный рынок в равновесном состоянии. При снижении доходов возникает обратная ситуация.

Деньги - одно из величайших изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Пожалуй, вся структура современной экономики предопределена существованием денег.

Равновесие на рынке денег означает, что общая сумма реальных ликвидных запасов, которыми общество желает владеть, должна равняться количеству денег, предлагаемому банковской системой при определенной кредитно-денежной политике. Механизмом, обеспечивающим это равновесие, являются колебания ставки процента.

Избыток на рынке облигаций вызовет снижение их курсовой стоимости и рост доходности, возникнет обратная «волна», которая завершится восстановлением равновесия на прежнем уровне ставки процента.

Неравновесие на денежном рынке может возникнуть и по другим причинам - вследствие изменений в спросе и предложении денег.

Спрос на деньги может увеличиться (уменьшиться) в случае изменения размеров номинального национального дохода. Это изменение может произойти как вследствие роста (падения) реального дохода (продукта) при неизменном уровне цен, так и при меняющихся ценах, но постоянной величине реального производства товаров и услуг. На практике динамика номинального национального дохода отражает обычно сочетание изменений как уровня цен, так и размеров реального производства.

Используя целенаправленную монетарную политику, т.е. меняя предложение денег или процентную ставку (влияя, таким образом, и на спрос), государство может воздействовать на ситуацию на денежном рынке и через него на инвестиции, сбережения, потребление и, в конечном итоге, на уровень производства и занятости.

Макроэкономические равновесия

Макроэкономическое равновесие — это сбалансированность и пропорциональность основных параметров экономики, т.е. ситуация, когда у субъектов хозяйственной деятельности нет стимулов для изменения существующего положения вещей. Это означает, что между производством и потреблением, ресурсами и их использованием, факторами производства и его результатами, материально-вещественными и финансовыми потоками, предложением и спросом достигается пропорциональность. В рыночной экономике равновесие — это соответствие между производством благ и платежеспособным спросом на них, т.е. такая идеальная ситуация, когда продукта производится ровно столько, сколько могут купить по данной цене. Оно может быть достигнуто путем ограничения потребностей на экономические блага, т.е. снижением платежеспособного спроса на товары и услуги, либо посредством увеличения и оптимизации использования ресурсов. Макроэкономическое равновесие классифицируется по нескольким видам. Во-первых, выделяют общее и частичное равновесие. Под общим равновесием понимается взаимосвязанное равновесие всех национальных рынков, т.е. равновесие каждого рынка в отдельности и максимально возможное совпадение и реализация планов хозяйствующих субъектов. При достижении состояния общего экономического равновесия хозяйствующие субъекты удовлетворены полностью и не меняют уровень спроса или предложения для улучшения своего экономического положения. Частичное равновесие — это равновесие на отдельных рынках, входящих в систему национальной экономики. Выделяют также и полное экономическое равновесие, представляющее собой оптимальную сбалансированность экономической системы. В реальной действительности оно недостижимо, но выступает как идеальная цель хозяйственной деятельности. Во-вторых, равновесие может быть краткосрочным (текущим) и долгосрочным. В-третьих, равновесие может быть идеальным (теоретически желаемым) и реальным. Предпосылки достижения идеального равновесия — это наличие совершенной конкуренции и отсутствие побочных эффектов. Оно может быть достигнуто при условии, что все участники хозяйственной деятельности находят на рынке предметы потребления, все предприниматели — факторы производства, весь годовой продукт полностью реализован. На практике эти условия нарушаются. В действительности стоит задача достижения реального равновесия, существующего при несовершенной конкуренции и наличии внешних эффектов и устанавливающегося при неполной реализованное™ целей участников экономической деятельности. Равновесие может также быть устойчивым и неустойчивым. Равновесие называется устойчивым, если в ответ на внешний импульс, вызывающий отклонение от равновесия, экономика самостоятельно возвращается в устойчивое состояние. Если после внешнего воздействия экономика не может саморегулироваться, то равновесие называют неустойчивым. Исследование устойчивости и условий достижения общего экономического равновесия необходимо для выявления и преодоления отклонений, т.е. для проведения эффективной экономической политики страны. Нарушение равновесия означает, что в различных сферах и отраслях экономики отсутствует сбалансированность. Это приводит к потерям валового продукта, снижению доходов населения, появлению инфляции, безработицы. Чтобы достигнуть равновесного состояния экономики, не допустить нежелательных явлений, специалисты используют макроэкономические модели равновесия, выводы из которых служат для обоснования макроэкономической политики государства.

Совокупный спрос и предложение

Совокупный спрос AD (от английского aggregate demand)- экономический агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. В идеальной модели макроэкономики совокупный спрос должен быть равен реальному объему национального производства, который может быть куплен при любом уровне цен.

 

 

Совокупный спрос - это суммарные расходы, запланированные потребителями, предпринимателями и государством для приобретения товаров и услуг. Он отражает реальную покупательную способность страны. При прочих равных условиях спрос будет расти при уменьшении цен на произведенные товары, и наоборот, чем выше цены, тем меньший объем произведенного национального продукта будет куплен.

На величину совокупного спроса влияют несколько факторов. При повышении процентной ставки на денежные кредиты предприниматели, как правило, сокращают некоторые расходы, особенно связанные с увеличением производства. Общий уровень доходов в обществе сокращается, а следовательно, сокращается и совокупный спрос. При возрастании цен покупательная способность реальных денежных активов, имеющихся у населения (срочные счета, облигации и другие ценные бумаги), уменьшается, и часть покупок не сможет состояться, а следовательно, уменьшается и совокупный спрос. Повышение цен внутри страны по сравнению с другими странами вызывает увеличение импорта и уменьшение экспорта, ведет к сокращению совокупного спроса прежде всего на отечественные товары.

На изменение спроса влияют изменения в потребительских расходах. Благосостояние человека, и особенно семьи, во многом зависит от тех запасов материальных ценностей и активов, которыми владеют потребители. Чем больше у них имеется акций, облигаций и других ценных бумаг, недвижимости (дома, земля и проч.), тем надежнее будущее. Если же реальная ценность перечисленных условий уменьшается, то естественное желание человека восстановить их объем, запас за счет временной экономии на сегодняшних расходах, а это уменьшает спрос. И наоборот, при повышении реальной стоимости материальных ценностей появляется дополнительная возможность увеличить текущий спрос. На текущий спрос влияют также ожидания потребителя, их прогнозы на будущие реальные доходы и будущие цены, имеющиеся долги и ставки налогов на доходы.

Второй неценовой фактор, влияющий на спрос, - это инвестиции. На их размер влияют уровень процентных ставок, ожидаемые прибыли от инвестиций, уровень налоговых ставок, которые берутся с предприятия на производстве, и наличие неиспользуемых производственных мощностей. Кроме того, на спрос влияют размеры государственных расходов и расходов на чистый экспорт.

Совокупное предложение - это стоимость всех произведенных товаров и услуг.

Совершенно иначе влияет на совокупное предложение изменение цен на факторы производства. Если цены на вещественные факторы производства меняются незначительно или колеблются, то, как правило, совокупное предложение не меняется, так как основная часть издержек производства - это расходы на оплату труда. Но рост цен на товары и услуги вызывает необходимость увеличения зарплаты, а соответственно, и издержек производства, что в конечном счете ведет к росту цен на все факторы производства. Цены на факторы производства меняются медленнее, чем цены на конечный продукт, поэтому возникает стимул к росту производства. Объясняется это тем, что, как правило, контракты на поставку товарно-материальных ценностей заключаются на несколько лет и фирма при росте цен использует резервы материалов. Помимо этого, на совокупное предложение влияют уровень производительности труда, размеры налогов и направления государственного регулирования.

 

Совокупное предложение (AS) – это реальный объем национального продукта, который может быть произведен при каждом возможном уровне цен.

Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий – сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость.

Модель кривой совокупного предложения состоит из трех отрезков: горизонтального, промежуточного и вертикального.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...