Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка: § Структура рынка по объектам рыночных отношений § рынок потребительских товаров и услуг § рынок ценных бумаг § рынок сырья § Структура рынка по субъектам рынка § рынок покупателей § рынок продавцов § Структура рынка по географическому положению § местный § национальный § мировой § Структура рынка по степени ограничения конкуренции § совершенная конкуренция § монополистическая конкуренция § олигополия § монополия § Структура рынка по отраслям § автомобильный § нефтяной § Структура рынка по характеру продаж § оптовый § розничный § Структура рынка по соответствию действующему законодательств § легальный § нелегальный § "черный" рынок К важнейшим функциям рынка относят: 1) Ценообразующую функцию. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно значимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Здесь формируется отражение общественной стоимости. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях конъюнктуры. 2) Регулирующую функцию. Данная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство 3) Информационную функцию. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых всем его субъектам. Вся эта разнообразная информация воплощена прежде всего в ценах. Оперативная, обширная и в тоже время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. 4) Санирующую функцию. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, напротив дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству Самуэльсона, в США от трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. В условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы естественный отбор прекратился. 5) Посредническую функцию. Экономически обособленные производители в условиях глубокого разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. Функцию установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Если товар продан, значит произошло его общественное признание – признание его общественной полезности. Конечно, данная функция реализуется тогда, когда потребитель свободен в выборе продукции. То есть эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства, при отсутствии монопольного положения в производстве; при наличии нескольких производителей и состязательности между ними.
Законы рынка закон стоимости, Стоимость является основой количественных соотношений в эквивалентном обмене (этим эквивалентом в основном выступают деньги) акон спроса и предложения. Он являет собой объективный закон экономики, который устанавливает зависимость объемов предложения товаров и их спроса на рынке от цен на эти товары. При одинаковых прочих условиях, чем ниже цена на определенный товар, тем больше спрос на него и ниже предложение закон конкуренции. соревнование субъектов рыночных отношений в достижении лучших условий и результатов коммерческой деятельности. Предложение. Предложение – это то количество продукта, которое продавцы готовы предложить покупателям в определенном месте, в определенное время, по определенной цене. Закон предложения звучит так: «при высоких ценах на продажу выставляется больше продукции, чем при низких» или «При прочих равных условиях с ростом цены величина предложения растет» Этот закон выражается графической моделью (см. рис.):
Факторы предложения: цена на товар; цены на ресурсы – при их росте кривая сдвигается влево; технология производства – влияет в зависимости от того, сокращает она затраты или увеличивает; налоги и дотации (денежная помощь государства фирмам) – рост налогов сдвигает кривую S влево, а рост дотаций вправо; цены на другие товары – капитал переливается в ту отрасль, где цены повышенные и доходы поэтому выше; ожидания повышения цен сдвигает кривую вправо; число продавцов на рынке - чем их больше, тем предложение выше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|