Оптимизация нормирования труда рабочих на промышленном предприятии. Расчет нормы выработки
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Характеристика предприятия
Филиал ОАО «Ерунаковский угольный разрез» ведёт добычу каменного угля открытым способом. Предприятие расположено на востоке Кузбасса в 55 км от города Новокузнецка. Наибольшая годовая производительность достигнута в 1996 г. - 1848 тыс.т. За период работы предприятия (1980-2003гг.): добыча угля - 37,3 млн.т. переработано вскрышных пород - 235 млн. mj пробурено взрывных скважин - 8106 км взорвано горной массы - 172 млн. mj Абсолютные отметки поверхности на территории месторождения изменяются от 476 м до 226 м. Климат района резко континентальный, максимальная температура воздуха +38°С, минимальная -40°С. Среднегодовое количество осадков изменяется от 500 до 870 мм. Господствующие направления ветров - юго-западное и южное. Сейсмичность района составляет 7 баллов. Площадь, на которой расположены участки филиала «Ерунаковский угольный разрез», на 1.01.04г. составляла 1019 га, в т.ч. нарушено - 902,8 га. Выработанное пространство участков используется для размещения вскрышных пород. Общая емкость внутренних отвалов на 01.01.2004 г составляла 116,1 млн.кв.м. Внешние отвалы располагаются вдоль южной и северной границ разреза. Высота внешних отвалов составляет от 30 до 90 метров, высота отсыпаемых ярусов - 30 м., ширина площадки - 40 м. Общая площадь горизонтальных поверхностей рекультивированных и сданных земель на 01.01.2004г. составляла - 255 га. Учитывая, что породы вскрыши филиала ОАО «Ерунаковский угольный разрез» по своим агрохимическим характеристикам благоприятны для прорастания растений, и в соответствии с техническими условиями рекультивации, принято лесохозяйственное направление рекультивационных работ.
Для целей лесной рекультивации используются сосна, кедр, облепиха, лох серебристый. Система разработки Система разработки - комбинированная, транспортная и бестранспортная. % вскрышных пород отрабатывается с предварительным рыхлением БВР. На бурении скважин используются буровые станки типа ЗСБШ-200-60, для взрывания применяются промышленные взрывчатые вещества и простейшие взывчатые вещества (86% от общего расхода ВВ) - эмульсионные (сибирит - 1200, порэмит, эмульсолит) и аммиачно-селитренные (гранулит НК-Б, Гранулит УП-1), а также штатные промышленные взрывчатые вещества (14% от общего расхода ВВ) -граммонит 79/21, 30/70. Наносы по выходам пластов на участке отрабатываются по бестранспортной системе с применением шагающего экскаватора типа ЭШ-10/70. Выемочно-погрузочные работы выполняются одноковшовыми экскаваторами механическая лопата типа ЭКГ-8И, ЭКГ-10. Отработка пластов ведется горизонтальными слоями. Высота угольных уступов составляет 3 м. Ширина заходки по углю при отработке пластов меняется в зависимости от изменения угла падения и мощности пластов. Зачистка угольных пластов на контакте их с породой (в кровле и почве) осуществляется бульдозерами Т-500, Т-35,01. Карьерный транспорт - автомобильный. Вскрышные породы транспортируются автосамосвалами БелАЗ-7512, БелАЗ-75131, уголь - БелАЗ-75128, БелАЗ-75489 грузоподъемностью соответственно 120, 42 тонн. В настоящее время в работе 3 действующих автоотвала и 2 угольных склада. Основные качественные показатели угля Добываемый уголь согласно ГОСТ 25543-88 имеет следующую марку - Тр. Основные качественные показатели балансовых запасов угля приведены в таблице 3.
Таблица 3 -Основные качественные показатели угля
Зольность угля по чистым угольным пачкам невысокая, но наличие множества породных прослойков в составе пластов приводит к превышению потребительских ГОСТов по видимой породе (свыше 3%). Угли марки Тр отгружаются экскаваторами ЭКГ-5А с дополнительным дроблением и без, дополнительной переработки в ж/д вагоны (как в рядовом виде, так и после дополнительной переработки и рассева на классы ТОМСШ и ТПКО).
Таблица 4 - Основные показатели ОАО «Ерунаковский угольный разрез»
Расчет нормы выработки
Рассчитаем и проанализируем норму выработки на примере транспортного рабочего, водителя автосамосвала. Норму выработки будем рассчитывать на основе данных хронометражного наблюдения. Водитель Иванов Н.А. работает на БелАЗе-75131. Он перевозит породу от экскаватора ЭКГ-10 до отвала, расстояние транспортирования 2,2 км. Начало наблюдения 8:00:00, окончание - 19:49. Продолжительность смены -12 часов. В состав работы водителя входят: · прием и сдача смены; · заправка автосамосвалов горючим и смазочным материалами, заправка воды или антифриза в радиатор; · осмотр, смазка и регулировка автосамосвала; · движение из гаража автостоянки в забой и обратно; · подача автосамосвала под погрузку к экскаватору; · движение с грузом к месту разгрузки; · установка автосамосвала под разгрузку; · разгрузка горной массы; · движение к забою без груза. Факторы, влияющие на норму выработки: 1) Марка автосамосвала; 2) Тип и марка экскаватора; 3) Вместимость экскаватора; 4) Категория пород по крепости; 5) Расстояние транспортировки; 6) Схема подъездов автосамосвалов под погрузку (фронтальная, тупиковая); 7) Наличие взрывных работ в течение смены; 8) Состояние дорог; 9) Величина и длина подъема; 10) Состояние пород (влажные, смерзшиеся); 11) Высота уступа ниже нормальной; 12) Наличие очистной и профилактической обработки кузова автосамосвала при разгрузке влажных, вязких пород; 13) Наличие раздельной выемки угля и негабаритных размеров породы; 14) Наличие подчистки подъездов к экскаватору в течение смены. Норма выработки на транспортирование горной массы автосамосвалом рассчитывается по формуле:
Нв = Тсм - Тпзо - Тлн \ Тр * Vа/с, м3, (15)
где Тсм- продолжительность смены (420 мин.), Тпзо - время на подготовительно-заключительные операции (35 мин. в 7-часовую смену),
Тли - время на личные надобности (10 мин.), Тр - время одного рейса автосамосвала, мин., Va/c - объем горной массы в одном автосамосвале, м. Все данные для расчета нормы выработки берем в хронометражном наблюдении. Проанализируем рабочую смену водителя Иванова в июле 2008г. Общее время наблюдения за водителем Ивановым составило 11ч 49 мин. В расчет нормы не включается время обеда - 00:28:56. Тогда для расчета нормы выработки продолжительность смены составит 11:20:04. Все указанные в хронометражном наблюдении нормативы взяты из сборника нормативов. Эти нормативы по каждому показателю принимаются за 100% и сравниваются с фактическим временем выполнения. Так получаются проценты отклонения от нормативов. Например, время на погрузку фактически составило 2:04:38 или 124,63 мин., по нормативу - 1:10:43 (70,72 мин.). Теперь время по нормативу принимаем за 100%. Тогда фактический процент выполнения будет равен:
,63 / 70,72 * 100% = 176%
Получается, что процент отклонения от норматива при выполнении погрузки составил 76%, т.е. на 76% не выполняется этот норматив. Таким образом, за 1 рейс отклонение составляет 15,7%. Это зависит от профмастерства машиниста экскаватора, также влияет состояние пород. Чтобы снизить процент невыполнения, необходимо обучение машиниста, повышение его классности, квалификации. Еще для более быстрой погрузки необходим опыт работы, ведь от него зависит уверенность движений машиниста. Процент отклонения от норматива времени ожидания погрузки 58% (т.е. перевыполнение на 42%). Этот процент рассчитываем точно также как при погрузке: Норматив - 0:38:14 (38,23 мин) - 100% Факт - 0:22:17 (22,28 мин) =? => 22,28 / 38,23*100% = 58% Перевыполнение получается из-за уменьшения количества автосамосвалов в очереди на погрузку либо вообще ее отсутствие. Это зависит от выработки угля (породы), наличия его в отвале (если породы, угля будет больше, то очередь автосамосвалов увеличится, следовательно, увеличится и время ожидания погрузки). Невыполнение норматива по бульдозерной подчистке 127% (по нормативу -21,27 мин., по факту - 48,23 мин.) также свидетельствует о низком профмастерстве бульдозериста и о состоянии породы. Перевыполнение норматива времени движения автосамосвала на 5% (по нормативу - 386,47 мин., фактически - 365,83 мин.) произошло из-за фактического превышения средней скорости движения. Среднее время установки под погрузку, установки под разгрузку, время разгрузки отклоняется от норматива более чем на 20%. На такой процент перевыполнения оказывает непосредственное влияние профмастерство, опыт и навыки работы водителя.
Время цикла экскаватора непосредственно зависит от времени погрузки и бульдозерной подчистки. Из-за превышения времени на бульдозерную подчистку экскаватор простаивает. По причине невыполнения норм данных факторов отклонение времени цикла экскаватора составляет 20,3%, т.е. время цикла увеличивается на 7,6 сек. Норма выработки в сборнике нормативов рассчитана на 7 час. смену и зависит от факторов, указанных выше. Если продолжительность смены больше и условия работы отличны от нормативных, то для расчета фактической нормы выработки используют поправочные коэффициенты, которые также указаны в сборнике. Рассмотрим некоторые из них. Режим работы рассчитывается как частное от деления итогового времени для расчета нормы (11:20:04, т.е. 680,07 мин.) на продолжительность семичасовой смены (420 мин.): 680,07 / 420 = 1,619
Поправочный коэффициент "скорость" зависит от увеличения средней фактической скорости движения по отношению к расчетной. Температурный коэффициент принимается как усредненный, исходя из времени года и месяца выполнения работ. Затем рассчитывается общий поправочный коэффициент путем перемножения всех поправочных коэффициентов:
,619 * 1,00 * 1,000 * 1,00 * 0,97 * 1,05 * 0,89 = 1,468.
Рассчитаем норму выработки на 7 час. смену по формуле, указанной выше: продолжительность смены Тем = 420 мин., время на подготовительно-заключительные операции Тпзо = 35 мин., время на личные надобности Тлн =10 мин., время одного рейса автосамосвала Тр = 12,47 мин. (0:12:28), объем горной массы в одном автосамосвале Va/c рассчитывается исходя из количества ковшей в одном автосамосвале (7 ковшей) и объема одного ковша (4,32 м3). Тогда
Va/c = 7*4,32 =30,24 м3. Нв = (420-35-10) / 12,47 * 30,24 = 909 м3
После всех расчетов анализируется освоение нормы. Итоговая норма выработки исчисляется с учетом поправочного коэффициента, т.е. Нв на 7час. смену умножается на общий коэффициент: 909* 1,468 = 1334, 4 м3
А с учетом объема породы, вывезенного за смену (1457 м3), рассчитывается процент освоения нормы выработки (объем породы делится на итоговую Нв):
\ 1334, 4 * 100% = 109,2%.
Получается, что данный водитель автосамосвала освоил норму, перевыполнив ее на 9,2%. Вывод: Рассчитав и проанализировав норму выработки транспортного рабочего, водителя автосамосвала Иванова Н.А. на основе данных хронометражного наблюдения, выяснилось что перевыполнение нормы составило 9,2 %. Это свидетельствует о том, что на предприятии правильно организован труд рабочих, нормы выработки составлены с учетом специфики труда работников предприятия. Проанализируем рабочие смены водителя Иванова за второе полугодие 2008 г. Данные представлены в таблице 5:
Таблица 5. Норма выработки с июля по декабрь 2008г
Проанализировав данные таблицы 5 можно заметить, что увеличение нормы выработки зависит от уменьшения времени на погрузку горной массы и времени одного рейса самосвала. Оптимизация нормирования труда будет эффективной при правильной организации рабочего времени водителя автосамосвала. Проанализировав нормы выработки водителя автосамосвала Иванова за второе полугодие 2008г. можно увидеть, что самые высокие показатели там, где время одного рейса было уменьшено.
Заключение
Нормирование труда является основой для правильной организации труда, связующим звеном между оценкой результатов труда и его оплатой. Благодаря нормированию достигаются оптимальные пропорции в составе орудий и средств труда и самого труда. Это позволяет правильно решить вопросы комплектования бригад, участков людьми и техникой, их расстановки в пространстве и во времени на предприятии. Нормы затрат труда выполняют организационные, плановые, управленческие, экономические и социальные функции. С помощью норм затрат труда ведется расчет загрузки оборудования и рабочих мест, использование производственных возможностей, осуществляют внутризаводское и цеховое оперативное планирование, определяют потребность предприятия в кадрах по их численности, профессиям, специальностям и классификации, себестоимость продукции и ряд других технико-экономических показателей на предприятии. Целью данной работы являлось изучение вопросов оптимизации труда основных рабочих на промышленном предприятии с расчетом нормы выработки. В 1 главе работы были рассмотрены теоретические аспекты труда рабочих на промышленном предприятии, в том числе, необходимость нормирования труда на предприятии, классификация норм, классификация нормативов, действия организации при проведении нормативной политики, методы нормирования, применяемые в зарубежных странах. Во 2 главе работы приведена характеристика предприятия, его организационная структура управления, рассчитана норма выработки водителя автосамосвала ОАО «Ерунаковский угольный разрез». Сделан вывод о том, что перевыполнение нормы составило 9,2 %. Это свидетельствует о том, что на предприятии правильно организован труд рабочих, нормы выработки составлены с учетом специфики труда работников предприятия. Список литературы
1. Организация, нормирование и оплата труда: учеб. пособие / А.С. Головочев и [др.]; под общ. ред. А.С. Головочева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Новое знание, 2005. - 539 с. (с.269-273, 295-298). 2. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учебно- практическое пособие / В.П. Пашуто. - М: КНОРУС, 2005. - 320 с. (с. 175-182). 3. Г.О. Читая. Оптимизация нормирования труда рабочих на промышленных предприятиях // Справочник экономиста. - 2007. - № 10. - с. 77-83. 4. Скляренко В.К. Нормирование труда на предприятии // Справочник экономиста. - 2006. - № 6. с. 77-85. 5. Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда // Экономика и учет труда. - 2007. - № 12.-е. 3-8. 6. К вопросу нормирования труда работников на предприятии // Экономика и учет труда. - 2008. - № 5. - с. 5-12. 7. Выбор оптимального метода нормирования труда // Экономика и учет труда. - 2005. - № 11. - с. 23-28. 8. Л. Бартунаев. Нормирование и стоимость труда // Человек и труд. - 2005. - № 1.-е. 79-80.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|