Гравюра. Виды печатной графики. Основные графические жанры.
Гравюра – от французского «вырезать» - это вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы – доски из металла, дерева, или линолеума с нанесенным на нее углубленным рисунком. Рисунок наносится специальным резцом (штихель) или вытравливается кислотой (в офорте). Гравюра делится на два вида: для высокой и глубокой печати. При высокой печати (гравюра на дереве – ксилография, линогравюра) краска накатывается на поверхность доски, на выступающие ее части, с которых и печатают черным цветом, а углубления остаются без краски. К этому виду печати относится и гравюра на картоне, в которой изображение выклеивается из кусочков картона и становится выпуклым. При глубокой печати (гравюра на металле – офорт) краска затирается вглубь штриха, выступающие части дают светлый тон, а углубленные штрихи – темный. К гравюре относят и литографию, которая является оттиском рисунка, нанесенного на специально обработанный литографский камень (используется в плоской печати). Как правило, цветные гравюры печатаются с нескольких досок, каждая из которых служит для одной краски. Один лист бумаги последовательно прокатывается через эти доски, чтобы получить необходимые части и смешанные цвета. В литографии при цветной печати для каждой краски подготавливают свой камень Иногда печатают и с одной доски, покрывая ее разными красками. Графике доступны разные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др. По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат. Произведения станковой графики можно увидеть на выставках. Это, как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение, а так же печатная графика. Графические листы легко переносимы, они могут быть предназначены не только для выставки, но и для украшения интерьеров жилых и общественных зданий. Специфическими видами являются в станковой графике – карикатура. Карикатура – это жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа для критической оценки каких либо общественных, политических и бытовых явлений или конкретных лиц и событий. Комический эффект карикатурного изображения создается преувеличением и заострением характерных черт. Неожиданные сопоставления, метафорами, соединением реального и фантастического. Карикатура используется в основном в газетно-журнальной графике, но она находит себе место также в сатирической живописи и мелкой пластике, в плакате и даже в монументальной живописи.
Важнейшей областью является книжная графика. Художник определяет размеры книги, особенности шрифта, размещение текста, разнообразного иллюстративного материала. Но особенно велика роль художников иллюстраторов, когда они выполняют элементы оформления книги и различные элементы внешнего оформления книги, форзац и различные элементы оформления внутри книги. В самостоятельную область графики выделяется плакат. Он живо откликается на происходящие события (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки. Принято выделять несколько основных видов плакатов: политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические, просветительские, театрально-зрелищные, учебные и др. Нередко плакаты выполняются не только графическими, но и живописными средствами, многие плакаты выполняются в единственном экземпляре для выставки или для вывешивания на улице. В общественном месте. Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди разнообразных средств информации. Цветовое решение плаката имеет принципиальное значение. Как правило используется ограниченное количество цветов. Современный плакат выполняется обычно полиграфическим способом.
Билет13 Икона, ее структура и основные сюжеты. "Икона - есть видимый образ невидимого" сказано византийским философом. Греческое слово "ейкон" - значит образ. Отсюда и русское слово "икона", и древнерусское "образы", как до сих пор в просторечии именуют иконы. Сама икона - это множество слоёв, наложение которых друг на друга хорошо отражает труд иконописца. - ОСНОВОЙ иконы почти всегда являлась хорошо просушенная деревянная доска. Для больших икон несколько досок сплачивают вместе при помощи поперечных вставок с обратной стороны. С лица икону оклеивают грубой тканью ПОВАЛОКОЙ. Она сглаживает неровности доски. перекрывает щели между досками и главное, спасает изображение от растрескивания при усыхании досок. - На повалоку наносят слой грунтовки - ЛЕВКАС (от греч. "белый") - мела, перемешанного с животным клеем. Левкас позволяет еще тщательней выровнять поверхность и делает нижний слой белым, бескрасочным, нейтральным к изображению. - Краски так же наносят на доску в несколько слоев, так, чтобы слои просвечивали один над другим. Вначале на слой левкоса с эскиза перенося рисунок. Это - ПРОРИСОВКА. - Затем следует РОСКРЫШЬ - то есть, нанесение тонкого слоя основной краски на одинакого окрашенные поверхности по всему полю иконы. - Затем делают ПРОБЕЛИВАНИЕ - то есть постепенное высветление выпуклых деталей озображения. - А на затененные, невысветленные места изображения наносят ЗАТИНКИ или ПРИПЛЕСКИ. - ЗАЩИТНЫМ СЛОЕМ служилаолифа или масляный лак. - ОКЛАД предавал иконе более праздничный вид и дополнительно защищал его от влияния внешней среды. Оклад делали из дорогих металлов (золото, серебро, медь) или ткани с богатым шитьем или резного дерева. Он закрывает все иконное поле, кроме лика и рук. Основные сюжеты иконописи: 1) Богоматерь, 2) Иоанн Креститель, 3)апостолы, 4)праотцы, 5)святые, 6) житие. Житийная икона - иконописная композиция, которая повествует о жизни святого. На такой иконе образ святого окружен житийными клеймами (изображение его жизни в картинках).
Билет 15. Структура средневековой рукописной книги. В средние века грамотным обязательно необходимо было быть лишь торговцам и священникам. Но торговые сделки, купеческие записки не требовали прочного долговечного материала для письма, и поэтому до нас они почти не дошли. Другое дело священные писания, над изготовлением которых трудились долго и тщательно. Материал для них выбирали прочный. Именно по таким священным рукописным книгам мы сегодня и изучаем культуру средневекового письма. Вместо античного папируса в это время появляется пергаментный кодекс (тонко выделанная ослиная или телячья кожа). Листы были большого размера, однако вскоре поняли, что такие большие листы неудобны и стали их складывать вдвое. Такие сложенные вдвое листы получили название диплом. Когда дипломов набиралось много, их складывали и сшивать в кодексы. Так античная библиотека в виде корзин с папирусными свитками исчезла, а появились полки с книгами. Размером кодексы были разные. Большие называли «ин фолио» - 30-50см. Чаще всего употреблялись четвертушечки большого листа, и поэтому называли их «ин гватро». Однако встречались и крошечные кодексы 4 \ 2,5см, которые шутливо называли «мальчик с пальчик». Фигуры на миниатюрах таких кодексов получалтсь с булавочную головку. В 11 веке из Аравии стала проникать в Европу бумага. В средние века существовало три типа орудия для письма: · Стиль – сохранившийся с античной эпохи, представлял собой заостренную с одного конца металлическую палочку для письма на навощенной дощечке. Другим тупым концом стирали написанное. · Калам – для письма чернилами европейцы позаимствовали на востоке – заостренную камышовую палочку. · Перо – самый удобный для написания инструмент, гусиное, лебединое или павье. Чернила чаще применяли черные. Для легкого смывания их готовили из смеси сажи и камеди (густой смолы деревьев). А для прочных – из чернильных дубовых орешков с той же камедью. Довольно редко применялись цветные чернила. С античности – красные, с 11 в. – красные и зеленые, а с 13в. – красные и синие.
Так как и пергамент, и бумага были дорогие, то пространство страницы экономили, старались плотнее вписывать строки. Страницу либо сплошь покрывали текстом, либо текст делили на два столбика. Новы мысли в тексте всегда выделяли красной краской (отсюда выражение «красная строка»). Но рукопись еще украшал и инициал – большая заглавная буква. Её богато расписывали всевозможным орнаментом, Сшивали двойные листы кодекса пергаментными ленточками, делая из них книги, и охватывали двумя деревянными дощечками, обтянутыми кожей. На переплеты особо важных книг часто добавляли украшения из золота, серебра и драгоценных камней.
Билет 17 Композиция картины. Основные композиционные фигуры. Композиция – это составление, соединение различных деталей в целое, объединенных одной идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения. Слово «композиция» в качестве термина стало употребляться с эпохи Возрождения. От композиции зависит восприятие картины. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, поэтому элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.д.). Для передачи неподвижного образа, подойдет замкнутая композиция, основанная на форме круга, квадрата, прямоугольника. Для передачи панорамного пейзажа, простора, подойдет тип открытой композиции. Форма композиции – прямоугольная. Композиция строится по определенным канонам. Основной замысел композиции может быть построен на контрастах (добро и зло, веселье и грусть, новое и старое, спокойное и динамичное, и др.) Контраст – помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи говорил о необходимости использования контрастов величин (высокий и низкий, большой – маленький, толстый – тонкий), фактур, материалов, объема, плоскости и др. Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведения. Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и наоборот, темный – на светлом. Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное. Второстепенное на картине приглушается Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Итак, целостность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному.
Можно выделить следующие композиционные правила: 1. Передача движения (динамика). 2. Передача покоя (статика). 3. Золотое сечение (одна треть). К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра. На восприятие композиции картины большое влияние оказывают ее формат и форма обрамляющей картины рама Формат картины тесно связан со всей внутренней структурой художественного произведения и часто при его анализе указывает верный путь к его пониманию. Чаще всего формат картины избирается художником до начала работы. Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и ассиметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции – это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила.
Билет 18
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|