Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировоззрение древнего общества, основанное на образно- фантастическом, антропоморфном и синкретичном восприятии и понимании




мира – это:

а) искусство, б) религия,

в) мифология,

г) философия.

2. Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

а) Ход истории зависит от направленности мышления философов

б) Философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время

в) Философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени

г) Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут

3. Главным методом философского познания является:

а) фантазия; б) вера;

в) теоретическое мышление; г) чувства и эмоции.

4. Из приведенных суждений субъективному идеалисту могут принадлежать:

а) мир существует вне сознания людей;

б) законы природы создаются человеческим сознанием; в) материя конечна во времени;

г) первопричиной существующего является Бог.

5. Философское учение о ценностных отношениях человека и мира – это:

а) гносеология; б) онтология;

в) эстетика;

г) аксиология.

6. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем – это:

а) методика; б) метод;

в) методология; г) механизм.

7. К древнеиндийским философским текстам относятся

а) Упанишады

б) Дао-дэ-цзин в) Лунь-Юй

г) Книга перемен

8. Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

а) Пантеизму

б) Субъективному идеализму

в) Объективному идеализму

г) Вульгарному материализму

9. Имя основателя буддизма

а) Бадараяна

б) Патанджали в) Махавира

г) Сидхартха

10.Основателем даосизма в Китае был:

а) Мо Цзы;

б) Лао Цзы;

в) Кон фу Цзы; г) Чжуан Цзы.

11.Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является:

а) вода;

б) огонь; в) земля;

г) дерево.

12.Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность; б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформировать христианскую философию в противовес языческой. 13.Философская теория, признающая тождество мышления и бытия: а) материализм;

б) идеализм; в) дуализм;

г) плюрализм.

14.Раздел философии, изучающий проблему бытия – это …

а) онтология;

б) гносеология; в) антропология; г) логика.

15.Закон диалектики, являющийся ее сутью, «ядром», раскрывающий источник и причину изменения и развития – это:

а) закон перехода количественных изменений в качественные; б) закон единства и борьбы противоположностей;

в) закон двойного отрицания;

г) закон целевой обусловленности развития.

16.Движение – неотъемлемое свойство материи, в современной философии оно понимается как:

а) перемещение вещей в пространстве; б) перемещение элементов в системе; в) всякое изменение вообще;

г) свойство человеческого восприятия, процесс смены ощущений.


 

17.Проблема бытия и небытия в западноевропейской философии впервые была поставлена в Элейской школе, в поэме «О природе». Автором поэмы является:

а) Демокрит,

б) Парменид, в) Платон,

г) Аристотель.

18.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

а) Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире б) Всеобщая изменчивость вещей

в) Божественное Слово

г) Один из первоэлементов

19.Закон единства и борьбы противоположностей, по Г. Гегелю, раскрывает:

а) формы развития;

б) механизмы развития; в) цель развития;

г) источник развития.

20.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

а) киников

б) неоплатоников в) стоиков

г) эпикурейцев

21.Сознание – это …

а) свойство мозга формировать понятия;

б) свойство мозга отражать объективную действительность;

в) свойство человеческого мозга создавать объективную реальность; г) свойство мозга анализировать понятия.

22.Деятельность, осуществляемая субъектом в идеальном плане в форме операций с понятиями и суждениями:

а) воображение,

б) представление, в) познание,

г) мышление.

23.Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру:

а) мозга

б) сознания

в) бессознательного г) живого существа

24.Свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом воспроизведении особенностей воздействующего предмета или процесса, это

а) отражение, б) сознание, в) познание,

г) взаимодействие.


 

25.Психоанализ в конце ХIХ- начале ХХ вв. разработал:

а) Э. Фромм;

б) Б. Франклин; в) З. Фрейд;

г) А. Камю;

26.Принцип: «Человек есть мера всех вещей» был сформулирован в античной философии:

а) Демокритом; б) Протагором; в) Платоном;

г) Аристотелем.

27.Знание по Сократу тождественно:

а) чувствам

б) мудрости

в) моральным законам г) добродетели

28.Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

а) аскетизм

б) гедонизм

в) рационализм

г) эпикурейство

29.Учение о спасении души

а) Метафизика

б) Сотериология в) Диалектика

г) Деонтология

30.Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

а) Экзегетика б) Мистика

в) Нумерология

г) Пропедевтика

 

Фактические баллы за ответ на теоретический вопрос от 0 до 50 баллов. Подготовка и участие в практических занятиях от 0 до 30 баллов.

Подготовка доклада от 0 до 20 баллов.

Студентам, пропустившим занятия и не ответившим по темам занятий, общий балл по текущему контролю снижается на 10% за каждый час пропуска занятий.

Студентам, проявившим активность во время практических занятий, общий балл по текущему контролю может быть увеличен на 10-15%.


 

Оценочные средства для контроля успеваемости студентов в первом семестре во второй контрольной точке (ТК-2)

Т а б л и ц а 3.2 Виды занятий и темы, выносимые на текущий контроль 2 (ТК-2).

 

Вид занятий, самостоятельной работы Тема Объект контроля
Лекции Проблема метода познания в философии Нового времени. Классическая немецкая философия Формирование русской философии Наука и научное познание Социальная философия   1. Посещаемость занятий. 2.Подготовка к практическим занятиям и активность на практических занятиях. 3. Подготовка и защита реферата.
Практические занятия Философская гносеология Современная западная философия Русская философия: направление школы и этапы развития Структура научного познания Человек, общество, культура
Самостоятельная работа Рациональное и иррациональное познавательной деятельности Этапы исторического развития философии Тенденции развития современной российской философии Вера и знание. Научное и вненаучное знание Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость Работа над рефератом

 

 

Перечень вопросов ко 2 контрольной точке (ТК-2)

26. Основные идеи марксизма и особенности его развития в нашей стране.

27. Онтология. Бытие как философская категория. Уровни бытия.

28. Проблема субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм.

29. Философское и естественнонаучное понимание материи. Уровни существования материи. Формы движения материи.

30. Движение, пространство и время как атрибуты материи.

31. Сознание как философская категория. Мышление и язык.

32. Сознание, самосознание, бессознательное.

33. Основные характеристики пространства и время как атрибутов материи.

34. Основные концепции существования пространства и времени..

35. Структура и специфика научного познания. Уровни научного познания.

36. Структура и специфика научного познания. Формы научного познания.

37. Проблема антропосоциогенеза. Природа и сущность человека.

38. Смысл человеческого бытия. Смерть и бессмертие человека. Русская философия о смысле жизни человека.

39. Индивид, индивидуальность, личность. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

40. Культура как предмет философского анализа и ее основные функции. Соотношение культуры и цивилизации.

41. Общество как саморазвивающаяся система. Типы обществ.

42. Основные теоретические подходы к пониманию сущности общества.

43. Познание, его структура, возможности и границы. Структура познавательного процесса.

44. Гносеология как раздел философии. Роль практики в процессе познания.

45. Единство чувственного и рационального в познании. Виды чувственного познания.

46. Единство чувственного и рационального в познании. Рациональное познание. Интуиция.

47. Истина и заблуждения. Критерий истины.

48. Методология научного познания. Классификация методов.

49. Метафизика как антипод диалектики и другие альтернативы диалектики. Виды диалектики и ее исторические типы.

50. Глобальные проблемы, социальное прогнозирование и будущее человечества.

 

Понятия: теоцентризм, трансцендентность, патристика, схоластика, теология, реализм, номинализм, рационализм, эмпиризм, диалектический материализм, иррационализм, соборность, «цельность духа», «верующее мышление», всеединство, антропоцентризм, истина, классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука, вещь в себе и явление, априоризм, категорический императив, интуиция, вера, ощущение, восприятие, представление, рассудок, разум, креацинизм.

 

Первоисточники: Л.Н. Толстой «Исповедь», Ф.М. Достоевский гл.4 «Бунт», гл.5

«Легенда о великом инквизиторе» (роман «Братья Карамазовы»), Н.А. Бердяев

«Русская идея», одно из произведений зарубежных авторов

 

 

Контрольная точка № 2 (ТК-2) по дисциплине «Философия» проходит в форме тестирования, по тестовым заданиям, аналогичным тестовым заданиям ФЭПО.

Примерные тестовые задания

1 модуль

Укажите наиболее верный ответ

1. Рациональная форма мировоззрения, основанная на знании, понятийно-


категориальном осмыслении действительности – это:

а) искусство,

б) религия,

в) мифология,

г) философия.

2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:

а) диалектический материализм; б) механистический материализм;

в) антропологический материализм; г) стихийный материализм.

3. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире получила название:

а) тенденция; б) теократия; в) теогония; г) теодицея;

4. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

а) панматематизма;

б) объективизма и скептицизма; в) эмпиризма и материализма;

г) рационализма;

5. По мнению Канта, «вещь в себе» – это:

а) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл «миром идей»$

б) реальное существование потенциального мира;

в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;

г) то же, что феноменальное субъективное бытие;

6. Фейербах считал религию:

а) нелепым суеверием;

б) абсолютизированием субъективной стороны сознания; в) приписыванием Богу атрибутов человека;

г) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.

7. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а) сознания;

б) производительных сил; в) мирового духа;

г) взаимодействия бога и природы;

8. Основополагающим понятием в философии Ф. Ницше является:

а) воля к жизни; б) воля к власти;

в) воля к богатству;

г) воля к человечности.


 

9. Кому из философов принадлежит высказывание «Человек есть мера всех вещей»?

а) Августин Блаженный; б) Фома Аквинский;

в) Протагор; г) Вольтер;

10.Кому из философов принадлежит высказывание «Свобода есть осознанная необходимость»?

а) Спиноза; б) Кант;

в) Маркс;

г) Шпенглер;

11.Кто из русских философов является автором «философии всеединства»?

а) Н.А. Бердяев;

б) Н.О. Лосский; в) В.С. Соловьев;

г) Ф.М. Достоевский.

12.Онтология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности; б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

г) о духовной культуре общества и человека;

13.Объективная связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития:

а) причинность; б) детерминизм; в) дуализм;

г) синергия;

14.Форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:

а) время;

б) пространство; в) движение;

г) развитие;

15.По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся в отношениях:

а) тождества;

б) «Я» и «Оно» дополняют друг друга;

в) между «Я» и «Оно» нет никакой связи; г) «Я» постоянно контролирует «Оно».

16.Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

а) рационализма; б) реализма;

в) скептицизма;


 

г) сенсуализма;

17.Дедукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

18.Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;

б) Возрождения;

в) Нового времени; г) в ХХ веке.

19.Личность в философии понимается, как:

а) синоним понятий «индивид», «человек»;

б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду;

в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;

г) совокупность физических способностей отдельного человека;

20.Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:

а) антропосоциогенез; б) социал-дарвинизм; в) космогенез;

г) историософия.

 

 

2 модуль

1. Определите учению какого философа принадлежат следующие первона- чала:

Первопричина бытия Философ

1. вода; а) Демокрит;

2. апейрон; б) Анаксимандр;

3. огонь; в) Пифагор;

4. число; г) Фалес;

5. атомы; д) Гераклит.

2. Установите соответствие трактовки бытия учению того или иного философа:


а) бытие природы, в действительности, — небытие, «иное»; бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления;


1) Гегель;


 

б) подлинное бытие — объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся — неорганическая и органическая природа, биосфера, общество и т. д.; 2) Маркс;
в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи — природа; понятие есть истина бытия; 3) Беркли;
г) бытие вещей состоит в их воспринимаемости. 4) Платон.

3. Установите принадлежность философа той или иной философской школе

(направлению):

а) Сартр, Камю, Хайдеггер; 1) «философия жизни»; б) Ницше, Шопенгауэр; 2) экзистенциализм;

в) Виндельбанд, Риккерт; 3) психоанализ; г) Фрейд, Юнг; 4) позитивизм;

д) Миль, Спенсер. 5) неокантианство.

4. Установите соответствие философа и эпохи:

а) Аристотель; 1) Новое время;

б) Локк; 2) Античность;

в) Вольтер; 3) Средневековье; г) Фома Аквинский; 4) Просвещение.

5. Установите соответствие философского направления исторической эпохе:

а) энциклопедизм; 1) Античность;

б) атомизм; 2) Средневековье;

в) фрейдизм; 3) Современность;

г) схоластика; 4) Просвещение.

6. Установите соответствие философских школ философской культуре:

а) философия Нового времени; 1) прагматизм;

б) современная западная философия; 2) трансцендентальный идеализм; в) философия Античности; 3) картезианство;

г) немецкая классическая философия; 4) скептицизм.


 

3 модуль

ЗАДАНИЕ 1

1. Один из философов Нового времени был уверен, что разработал метод открытия нового научного знания, которым может овладеть каждый. В основе этого метода открытия – индуктивное обобщение данных опыта. Он писал: «Наш же путь открытия таков, что он немногое оставляет остроте и силе дарования, но почти уравнивает их. Подобно тому, как для проведения прямой линии или описания совершенного круга много значат твердость, умелость и испытанность руки, если действовать только рукой, – мало или совсем ничего не значат, если пользоваться циркулем или линейкой. Так обстоит и с нашим методом». Кто был этот философ:

а) Роджер Бэкон

б) Френсис Бэкон в) Рене Декарт

г) Томас Гоббс

 

2. Автор метода открытия нового научного знания изложил индуктивное обобщение данных опыта в работе

ЗАДАНИЕ 2

«Не будет преувеличением сказать, что вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить образ под влиянием предмета своей любви. И все, что происходит с миром, питает эту новую веру человека. Человек жаждал чуда для веры, и ему казалось, что чудеса прекратились. И вот техника производит настоящие чудеса...

Техника повсюду учит достигать наибольшего результата при наименьшей трате сил. И такова особенно техника нашего технического, экономического века... Но, бесспорно, техника всегда есть средство, орудие, а не цель. Не может быть технических целей жизни, могут быть лишь технические средства; цели же жизни всегда лежат в другой области, в области духа. Средства жизни очень часто подменяют цели жизни, они могут так много занимать места в человеческой жизни, что цели жизни окончательно и даже совсем исчезают из сознания человека».

1. Автором приведенного отрывка является..

Варианты ответа:

а) В.И. Вернадский б) И. Кант

в) X. Ортега-и-Гассет г) Н.А. Бердяев


 

2. Характеристиками, присущими технике, по мнению автора текста, являются...

Варианты ответа: Укажите не менее двух вариантов ответа

а) смысл жизни

б) последняя любовь человека в) цель

г) жажда знаний

д) источник веры

е) орудие и средство

 

3. Цели жизни человека, согласно автору текста, лежат в.

ЗАДАНИЕ 3

Впишите ключевое слово в определение:

1. Детерминизм – философское учение об объективной закономерной

связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...