Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алеша привыкает к детскому саду




ДЕТЯМ О САМОМ ВАЖНОМ

Т.А. Шорыгина

ДЕТСКИЙ САД

Методическое пособие




 



Творческий чЦентр

Москва 2012


 



Шорыгина Т.А.

Ш78 Детский сад. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с. (Детям о самом важном).

ISBN 978-5-9949-0449-7

Вниманию читателей предлагается очередная кни­га серии «Детям о самом важном», которая содержит сказки, рассказы, стихи, загадки, вопросы, сценарии праздников.

Книга состоит из трех частей, посвященных соот­ветственно младшим, средним и старшим дошколь­никам. В ней рассказывается о поведении ребенка в коллективе, о тех играх и занятиях, которыми на­полнено его пребывание в детском саду.

Пособие адресовано воспитателям детских садов, гувернерам, родителям и может быть использовано как на индивидуальных, так и коллективных заня­тиях с детьми.

УДК 373 ББК 74.100.5

ISBN 978-5-9949-0449-7

ООО «ТЦ Сфера», 2012 Шорыгина Т.А., 2012


ОТ АВТОРА

Уважаемые читатели!

Вы открываете книгу «Детский сад», являющу­юся продолжением серии «Детям о самом важном». Другие книги этой серии посвящены Родине, семье, школе, природе.

Данная книга разделена на три части: в первой рассказывается о младшем дошкольном возрасте, начиная с 3—4 лет; вторая посвящена среднему дошкольному возрасту; третья часть повествует о жизни в детском саду старших дошкольников, их занятиях, подготовке к обучению в школе. В конце книги представлен сценарий выпускного праздника для детей.

В последнее время наблюдается тенденция к уве­личению числа ребят, посещающих детский сад. Не­которые родители отдают малыша в ДОУ с 3 лет, другие — с 4, есть и те, чьи дети начинают посе­щать дошкольное учреждение с 5—6-летнего возра­ста, когда требуется хорошая подготовка к школе.

В любом случае дети привыкают к детскому саду, проводят там много времени, для большинства он становится родным домом с внимательными, знаю­щими, любящими воспитателями, верными друзь­ями, любимыми играми и игрушками. В детском саду ребенок учится общению со сверстниками и взрослыми людьми.


Эта книга содержит много сказок, рассказов, сти­хов, вопросов, в ней есть описание игр в помещении и на улице, а также сценарии праздников. Она на­писана простым, ясным, понятным ребенку язы­ком.

Несомненно, данная книга поможет дошкольни­кам расширить представления об окружающем мире, обрести верных и добрых друзей, даст новые знания, разовьет фантазию и логическое мышле­ние, а ребятам, которые только собираются начать посещать детский сад, и их родителям она поможет больше узнать о работе учреждения и лучше подго­товиться к пребыванию в нем.


МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

АЛЕША ПРИВЫКАЕТ К ДЕТСКОМУ САДУ

Дорогие друзья! Представьте себе, что самым обычным вечером мы с вами оказались в самой обычной семье. Мама с папой вернулись с работы, уже поужинали и, мирно беседуя, пьют чай.

Чай разливает бабушка, мама режет медовую коврижку, дедушка просматривает свежую газету, а папа пультом переключает каналы телевизора.

Маленький Алеша уже напился чаю и играет в своем уголке с машинками. Вот беда: у патрульной машины отвалилось колесо, и мальчик пытается его починить.

Между тем за столом начинается довольно серь­езный и важный для Алеши разговор, который ка­сается дальнейшей его жизни.

— Я сегодня получила путевку в детский сад, —
сказала мама.

Все подняли головы и посмотрели на нее. Лицо мамы стало слегка смущенным и за­румянилось.

— Да, да! — продолжала она. —
Алеше уже исполнилось три года.
Ему пора общаться со сверстни­
ками, привыкать к другим де­
тям. Я думаю, что в детском
саду он многому научится.

Бабушка слушала маму мол­ча, но по лицу ее словно про­бежало облачко, а глаза стали грустными-прегрустными.



— Ах! Леша еще такой кроха! Ему бы годик под­
расти дома, окрепнуть, поумнеть.

Бабушка подумала, как грустно будет ей дома без внука. Когда мамы нет дома, малыш ни на шаг от нее не отходит и зовет ее ласково «бабуся-пуся». Она ему и сказки рассказывает, и книжки они вме­сте рассматривают. Ну что поделаешь...

— Вы поймите, — сказала мама, — Алеша при­
выкнет к своей группе, своей воспитательнице. Она
мне, кстати, очень понравилась. Молодая, жизне­
радостная, с такой открытой улыбкой!

Папа и дедушка переглянулись, и дедушка, как главный в семье человек, умудренный опытом, вес­ко сказал:

— Я думаю, Таня права. Алешеньке пора посе­
щать детский сад. Ведь есть многое, что должен
знать и уметь ребенок к трем годам. Кстати, я ку­
пил программу для детей младшего возраста. Это
возраст 3—4 года.

Дедушка надел очки, достал программу и нето­ропливо вслух ее прочел. Послушайте и вы ее.

Все ли мы знаем, что малыш, попав в детский сад, уже должен обладать некоторыми навыками и умениями?

Итак, ребенок 3—4 лет должен уметь:

— вымыть руки с мылом и лицо и насухо выте­
реться полотенцем;

— самостоятельно одеваться после сна, класть в
карман носовой платок;

— при сборах на прогулку самостоятельно оде­
ваться, а по возвращении в группу аккуратно скла­
дывать снятую верхнюю одежду (а не бросать ее где
попало);

— самостоятельно пользоваться салфеткой, гово­
рить «спасибо» после еды;

— убирать за собой игрушки в специальный ящик.


 

— Что ж, все это Алеша умеет, — сказала мама. —
Он давно ест ложкой, пьет из стакана, очень любит
мыть руки и лицо, а вот игрушки иной раз забывает
убрать, но, думаю, научится.

— Главное, — сказала бабушка, — Алеша доб­
рый, ласковый ребенок, он не любит ссор, на дет­
ской площадке отдает детям свои игрушки.

— Значит, решено! — подвел итог дедушка.

— Кстати, не забудьте, как много знающих свое
дело, добрых и отзывчивых людей будет занимать­
ся с нашим Алешей и другими детьми в детском
саду! — добавил папа. — Во-первых, заведующий
детским садом, который отвечает за слаженную ра­
боту всего учреждения в целом. Во-вторых, в каж­
дой группе ребятишкам уделяют внимание два вос­
питателя, которым помогает нянечка.

Кроме того, в детском саду обязательно есть му­зыкальный руководитель. В его обязанности вхо­дит разучивать с детьми песенки, учить их выпол­нять несложные танцевальные движения, проводить подготовку к детским праздникам, — закончил папа.

А бабушка добавила:

— Я знаю музыкальных руководителей, которые
учат детей основам нотной грамоты и вместе с ними
придумывают сценарии праздников.

— Да, это верно, — подтвердила мама. — Не за­
бывайте, что в саду за здоровьем детей следят врач
и медицинская сестра. К тому же заниматься с деть­
ми приходит учитель-логопед — специалист по ис­
правлению речи. Ведь немало малышей пока еще
неправильно и недостаточно четко произносят от­
дельные звуки и слова.

— Дорогие мои, — опять включилась в разговор
бабушка. — Вы забыли сказать о поваре, который
готовит вкусную и питательную пищу для малышей.


— А вот педагог-психолог, работающий в дет­
ском саду, умеет наладить отношения между деть­
ми и создать в коллективе благоприятный, добро­
желательный климат, — заметил дедушка.

— Не забудьте и про дворника, который подме­
тает дорожки к участкам и убирает с них зимой
снег, и про охранников, не допускающих посторон­
них на территорию детского сада. Это очень важно.

— В понедельник Алеша с мамой пойдут первый
раз в детский сад. Кстати, сынок, ты хочешь пойти
в детский сад? — спросил папа малыша.

Алеша на минутку отвлекся от игрушек, подбе­жал к столу и, глядя на всех большущими светло­серыми глазами, звонко ответил:

— Хочу!

— Алеша у нас хорошо говорит, не картавит, зна­
ет много песенок, стихов, сказок, — заметил папа.

— А все почему? — спросила бабушка и сама же
ответила: — Потому что мы с ним много разгова­
риваем, книжки читаем, стихи и потешки учим.

Наступил понедельник. Ут­ром мама с Алешей пошли в детский сад. Идти было совсем недалеко, даже дорогу перехо­дить не нужно: детский сад располагался в соседнем зда­нии.

Мама позвонила, и дверь ей открыла миловидная веселая девушка.

 

— Меня зовут Ирина Ана­тольевна. Я твоя воспита­тельница, — сказала привет­ливо она, обращаясь к маль­чику. — А как тебя зовут?


 

— Алеша, — тихо ответил он.

— Ну что же, здравствуй, Алеша!

— Здравствуйте, Ирина Анатольевна, — четко
произнес мальчик.

— Молодец! Говоришь очень четко, — похвали­
ла воспитательница. — А теперь пойдем со мной,
познакомишься с ребятами, посмотришь наши ком­
наты, поиграешь в игрушки.

А Алешиной маме Ирина Анатольевна сказала:

— Приходите за сыном ровно через час. Этого
пока достаточно, чтобы он не заскучал.

— Хорошо! — ответила ей мама.

Дверь закрылась, и Алеша впервые перешагнул порог детского сада.

Ирина Анатольевна помогла ему раздеться, пе­реобуться, показала шкафчик, куда убрала одежду, а на шкафчик приклеила картинку с полосатым котом, чтобы мальчик не спутал свой шкаф с дру­гими.

— Это твой шкафчик, а это — полосатый кот
Федот. Как увидишь на шкафчике картинку с ко­
том, знай, это твой шкаф, — объяснила она.

Потом Ирина Анатольевна попросила малыша вымыть руки, ведь после прогулки по улице всегда нужно это делать!

Алеша с этим заданием справился прекрасно, да еще и стишок прочел:

Возьми-ка, сынок, Мыла кусок, Прохладной водой Ручки помой! Пальчики мне покажи, Вот как ручки хороши!

И он растопырил вымытые и вытертые пальчики.


— Кто же такому стиху тебя научил? — удиви­
лась Ирина Анатольевна.

— Это папа, он ведь поэт! Любит стихи сочинять, —
с гордостью заметил малыш.

— Хорошо! Пойдем посмотрим наши комнаты, —
предложила воспитательница.

Они вошли в большую комнату с голубыми зана­весками, в которой тремя рядами стояли кровати, покрытые голубыми одеялами, рядом с ними сто­яли тумбочки и маленькие стульчики.

— Это спальня. Ребятишки отдыхают здесь после
обеда. Вот твоя кроватка, — сказала Ирина Анато­
льевна и приклеила к ней картинку с полосатым ко­
том Федотом. Кот на картинке сладко спал и, кажет­
ся, даже похрапывал.

Полосатый кот Федот Любит мягкую кровать, Полосатый кот Федот Очень любит подремать. Он уляжется клубком И задремлет сладким сном.

— Ну, пойдем дальше! — сказала воспитательница.

Они вошли в комнату, где стояли столики, стуль­чики, на каждом столе — ваза с бумажными сал­фетками.

— Это столовая. Здесь дети завтракают, обедают
и полдничают, — объяснила Ирина Анатольевна. —
А теперь пойдем к ребятам в игровую комнату. По­
знакомишься со всеми и поиграешь в игрушки.

Игровая комната была большая, посреди нее, на полу лежал яркий ковер, похожий на зеленую цветас­тую поляну. У окна на диване сидели ребятишки: кто с книжкой, кто с игрушкой. Рядом мальчики строили башню из кубиков, девочки играли в куклы.


 

Алеше очень понравились и дети и игрушки. Он вежливо со всеми поздоровался и тут же, усевшись на большую пластмассовую ло­шадку-качалку, запел песенку:

Лошадка-качалка,

Кач-кач-кач,

Лошадка-качалка,

На ней помчусь я вскачь!

— Молодец, Алеша! — по­
хвалила мальчика Ирина Ана­
тольевна, а остальные дети со­
брались рядом, и скоро все малыши
познакомились с ним.

Быстро пролетел один час, и за сынишкой при­шла мама.

— Понравилось тебе в детском саду? — спросила
она сына.

— Очень понравилось! Завтра опять пойду, —
ответил ей малыш.

Так и ходили целую неделю мама с Алешей в детский сад на час-полтора.

«А почему? — спросите вы. — Почему не сразу на весь день?»

Да очень просто! Это нужно, чтобы малыш при­вык к новой обстановке, новому режиму, новым друзьям, игрушкам.

Вторую неделю Алеша оставался в детском саду уже до обеда. После прогулки мама забирала его домой, и обедал он с бабушкой и дедушкой дома.

— Главное, во всем постепенность и непрерыв­
ность, — часто говорил дедуля. — Помните, как
мы начинали закалять Алешу? Понемножку, еже­
дневно, так же и с детским садом.


Еще через неделю Алеша уже стал оставаться на обед. Потом вместе со всеми ложился отдыхать на свою кроватку с котиком, а после полдника шел гулять на участок группы. Отсюда часов в 5 или 6 вечера мама забирала его домой.

Вы можете удивиться и спросить: как же так? Все малыши, попав в незнакомую обстановку, на­чинают скучать и даже плакать. Они привыкли к своим близким, своему дому и игрушкам.

Все верно. И Алеша тоже скучал, особенно по маме. Но привыкал он к детскому саду постепенно, да и скучать здесь особенно было некогда.

Во-первых, Ирина Анатольевна проявляла к каж­дому ребенку заботу, доброту, внимание, занимала детей играми. Во-вторых, Алеше просто повезло! Он сразу подружился с пухленькой белокурой де­вочкой Аней и весельчаком и выдумщиком Сере­жей. Дети играли вместе: строили из кубиков дома, катали самосвал, собирали из колечек башенки и вместе с воспитательницей заучивали стихи.

Кубики купили Маше. Строит башню наша Маша.

У меня есть самосвал, Целый день я с ним играл. Я кирпичики грузил И на стройку их возил.

Вот большой подъемный кран Поднимает грузы сам.

Иной раз многие родители жалуются, что в дет­ском саду дети начинают болеть чаще: то появляет­ся насморк, то кашель, то горлышко заболит.

Но Алешу закаливали дома с раннего возраста: мыли ему ножки прохладной водой, обтирали мяг-


;ой рукавицей, при сборах на прогулку излишне не кутали, ведь недаром говорится: «Кто с холодом дружит, никогда не тужит».

Так незаметно и прошло два месяца жизни Але­ши в детском саду.

Послушайте стихотворение.

Наши дети

Пусть ни листиков нет, ни почек, Наши дети, как цветочки. Нежные, красивые, Ласковые, милые. Детский сад, детский сад! Ты и вправду райский сад! Дети наши, как цветы Расчудесной красоты.

Ответьте на вопросы

1. О чем беседовали Алешины родные?

2. Какие специалисты работают с детьми в дет­
ском саду?

3. Кто отвел Алешу в детский сад?

4. Почему загрустила бабушка?

5. Что должен уметь делать самостоятельно трех­
летний малыш?

6. Всеми ли этими умениями обладал Алеша?

7. Хотел ли мальчик идти в детский сад?

 

8. Как прошел первый день Алеши в детском
саду?

9. Как проходили другие дни?

 

10. Грустил ли мальчик по маме?

11. Болел ли он? Почему?

12. Нашел ли Алеша друзей в детском саду? Как
их звали?

13. Какие стихи и песенки для малышей вы знаете?


 

Выполните задание

Нарисуйте кота, мышонка, вашу любимую иг­рушку.

Отгадайте загадки

г.

одесь много детей —

Хороших друзей. Здесь много игрушек — Кукол, кубиков, зверушек. (Детский сад.)

Утром весел я и рад,

Что шагаю в... (детский сад).

ПЕРВЫЙ ГОД В ДЕТСКОМ САДУ

Незаметно летело время. Алеша уже привык к порядкам в детском саду.

Особенно мальчику нравились подвижные игры-занятия, которые проводились на мягком ковре в большой комнате.

Чему же научила Ирина Анатольевна детишек? Построениям и перестроениям. Что это такое?

Построение — это когда дети встают в круг или па­рами, или идут друг за другом вслед за воспитателем. Когда ребятишки ходили парами, Алеша всегда вы­бирал Анечку, а Сережа — девочку с глазками-вишен­ками, Оксану.

Очень понравилось Але­ше ходить за Ириной Ана­тольевной по шнуру (пря­мо или зигзагом), переша­гивать через препятствия. А кому из ребят не по­нравится бегать по ковру, прыгать, играть в мяч?


Алеше очень нравились соревнования: кто быст­рее на четвереньках проползет по ковру. Здесь ему равных не было! Он всегда приползал первым и по­лучал приз от Ирины Анатольевны.

Угадайте, какое самое интересное занятие в дет­ском саду?

Правильно! Игры! Ведь игра для малыша — это основной вид деятельности и способ познания мира вещей с различными свойствами и мира людей со сложными взаимоотношениями.

Во что только не играли малыши! Собирали и разбирали башенки, деревянные домики, матрешек и даже выучили стихи о них.

Матрешка, матрешка — Румяные щечки, Матрешка, матрешка — Ходит в платочке. Есть у матрешки Красавицы-дочки — Старшая дочь и Средняя дочь, На маму-матрешку Похожи точь-в-точь. Младшая дочка, Крошка-матрешка, Тоже на маму Похожа немножко.

Когда закончилась дождливая осень, на смену ей пришла зима-ледяная краса.

Малыши гуляли на участке, катались с горки на санках, лепили снеговиков, набивали снег в ведра лопатками.

Очень красивым был цветной снег: из лейки ма­лыши поливали его водой, в которой растворяли акварельные краски, — красные, голубые, зеленые, Желтые.



На чистом снегу ребята оставляли следочки сво­ей обуви, и надо было угадать, чей это след.

В общем, зима — веселое время года! Ирина Ана­тольевна научила детей такому стишку: Нынче радость детворе, Много снега во дворе. Рукавичку Ваня скинул: Я хочу потрогать зиму!

К этому времени Алеша уже знал всех ребят по именам, нянечку вежливо называл Марией Иванов­ной, повара — Ниной Петровной. Со всеми здоро­вался и знал много вежливых слов.

♦ А какие вежливые слова знаете вы?

Верно! Это и «здравствуйте», и «спасибо», и «по­жалуйста», и «до свидания», и «благодарю».

Кроме того, Ирина Анатольевна и другая воспи­тательница — Анна Алексеевна научили детей за­поминать свою фамилию, имя и отчество, улицу, дом и квартиру.

Каждого малыша Ирина Анатольевна, кажется, видела насквозь. Замечала, кто добрый, ласковый, отзывчивый, а кто любит подраться, жадничает и не дает игрушки, может ответить грубо и дерзко.

Об Алеше Ирина Анатольевна заметила как-то, что он растет тружеником. Уж очень нравится ему помогать взрослым!

В самом деле, дома он всегда помогал бабуле под­метать пол маленьким веничком и даже самостоя­тельно пылесосил. А уж убирался так, что ни пы­линки не оставалось!

Осенью детвора во время прогулок сгребала опав­шие листья пластмассовыми игрушечными грабля­ми, а Алеша возил их на тележке и собирал в боль­шую кучу.


Где бы кто-то что-то не затевал, мальчик был тут как тут: то молоток подаст плотнику или гвоз­ди, то поможет дворнику почистить дорожку к ка­литке.

Словом, ему очень нравилось помогать взрослым. Недаром педагоги заметили, что дети 3—4 лет — прежде всего деятели, а не наблюдатели.

Еще говорят, что в 3 года ребенок испытывает кризис. Этот кризис называют «Я сам!». Малыш все хочет попробовать сделать самостоятельно и кое-что у него получается.

Когда долгая зима наконец сменилась весной, малыши стали играть в песочнице, делать куличи­ки, строить из песка дома и дворцы. Заодно Ирина Анатольевна, пользуясь удобным случаем, стара­лась развивать речь малышей, учила с ними стихи, рассказывала сказки.

Дети запомнили несколько коротких стихов.

Качели

Мы качались на качелях, Раз, два, три — и полетели! На качелях — кач-кач-кач, А потом играли в мяч.

Куличи из песка В формочку совочком Песок насыплет дочка. Вот так чудо-куличи! Будто только из печи.

На качелях, каруселях

Мы Машу на качелях
_____ Качали — кач-кач-кач.

Потом на каруселях

Лошадки мчались вскачь.

 

Лесенка

Мы по лесенке вдвоем Вместе с Машенькой идем. Раз ступенька, два ступенька, Одолели помаленьку!

В детском саду дети начали постигать основы рисования, лепки, танца.

Но Алеше больше всего нравилась музыка. На музыкальные занятия он всегда шел с большой охо­той. Музыкальный руководитель Елена Викторов­на усаживалась за фортепиано, пробегала пальца­ми по клавишам и вдруг, словно в воздухе, рожда­лась веселая радостная детская песенка, угадывае­мая по первым нотам. Например, «С голубого ручейка начинается река...» или «В лесу родилась елочка...».

— Вот подрасту и тоже буду учиться играть на фортепиано, а может быть, как папа, на гитаре.


Алешин папа играл на гитаре, пел романсы, и для малыша это были лучшие минуты в жизни. Мама пела ему колыбельные песенки и многие из них мальчик помнил до сих пор.

Особенно ему нравилась колыбельная песня про медведицу и медвежонка.

Баю-бай, баю-бай — Спи, сыночек, засыпай. Ночь пришла, вокруг стемнело, За рекою солнце село. Вслед за первою звездой Вышел месяц золотой, И в кроватках до утра Засыпает детвора.

Баю-бай, баю-бай — Спи, сыночек, засыпай. Спит медведица на льдине, Дремлют с мамой малыши, И уснули рядом с ними И тюлени и моржи. Север — белый-белый край. Спи, малышка, засыпай.

Вьются белые метели, Всюду белые снега, Ветры песенку запели, Подпевает им пурга. Север — белый-белый край. Спи, малышка, засыпай.

Пышный иней серебрится На иголках у сосны, Спят деревья, звери, птицы, Белые им снятся сны. Север — белый-белый край. Спи, малютка, засыпай.


Стали звездочки ясней Засыпай, малыш, скорей. Может быть, тебе приснится Яркое перо жар-птицы Или аленький цветок, Засыпай, скорей, сынок.

В темном небе месяц светит, Словно цветик-семицветик, Звездный хор поет: «Бай-бай, Спи, сыночек, засыпай.»

Сны, как шелковые шали,

Опускаются с небес.

Сны окутывают дали,

Укрывают дальний лес.

Сны над детскою кроваткой,

Словно птицы, запорхали. Приоткрыв глаза украдкой, Ты заметишь эти шали. И едва к твоей подушке Прикоснется бахрома — Вмиг уснут твои игрушки Спи, Алеша, до утра. Послушайте сказку.

Песенка

Как-то раз музыкальный руководитель Елена Викто­ровна раскрыла новый нотный альбом и призадумалась: «Какую бы песенку разучить с ребятами к весеннему праз­днику?» Она стала перелистывать страницу за страни­цей, тихонько напевая и наигрывая на фортепиано раз­личные мелодии.

Одна песенка ей особенно понравилась. Мелодия, хоть и незатейливая, но запоминающаяся и веселая. И слова добрые, хорошие. О том, как клейкие листики раскрыва-


ют навстречу солнечным лучам свои маленькие ладошки, о звонких ручейках, радостных птичьих голосах.

«Такая песенка нам подойдет, — подумала Елена Вик­торовна, — ее и разучим к празднику».

На следующий день она сыграла и спела новую песен­ку. Дети быстро запомнили слова и мелодию и спели песенку хором.

♦ Как вы думаете, понравилась ли песенка ребятам? Почему?

Песенка весело закружилась по комнате, а потом взмах­нула невидимыми прозрачными крылышками и вылетела в открытую форточку.

— Какой чудесный денек! — обрадовалась Песенка. — Тепло, сухо, солнечно! Полетаю-ка я на просторе, полюбу­юсь весенней землей, а потом вернусь к ребятишкам в дет­ский сад.

Так подумала она и полетела в лес.

Первым услышал весеннюю песенку скворец. Он тут же взлетел на зеленую ветку и стал звонко и весело распевать ее.

Его пение услышали иволги, зяблики, овсянки, синички и зарянки. Они дружно подхватили чудесную мелодию. А дя­дюшка-дятел стал выстукивать ритм песенки клювом.

Кукушка, вторя ему, после каждого куплета звонко ку­ковала:

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку.

Целый день в лесу звенел птичий хор, распевавший весеннюю песенку. К вечеру птичьи голоса смолкли, и Песенка присела отдохнуть на ветку старой сосны.

Когда совсем стемнело и в синем небе зажегся золо­той рожок месяца, на охоту вылетел филин. Весь день он проспал в дупле и не слышал весенней песенки.

— Ух-ух-ух, ух-ух-ух! — громко заухал филин, пугая
лесных обитателей.

— Эй ты, соня! Чего зря раскричался? Самое интерес­
ное-то ты проспал. Знаешь, какая чудесная Песенка зале-


тела в наш лес! — сказала филину его соседка ежиха, которая жила в норке под корнями дерева.

— Песенка? Какая еще песенка? — удивился филин. —
Не слышал я никакой песенки! Зато слышу, как мыши в
норках шуршат. И это очень кстати, ведь я изрядно прого­
лодался!

— И все-таки жаль, что ты не слышал весенней песен­
ки, — вздохнула добрая ежиха.

Филину надоела болтовня соседки и он, не дослушав ее, что было довольно невежливо, расправил широкие крылья и бесшумной тенью закружился по лесу. Вдруг филин заметил в темноте Песенку. Ведь зрение-то у него отменное! Она сидела на ветке и дремала.

— Ага! Вот и Песенка, о которой рассказывала ежи­
ха. Отнесу-ка я ее к себе в дупло и спрячу там. Пусть ее
песенка звучит только для меня одного. А то несправед­
ливо получается: все песенку слышали, а я — нет, —
проговорил он, подхватил сонную Песенку и спрятал в
своем глубоком дупле. А чтобы она не смогла оттуда
выбраться, попросил приятеля-паука закрыть отверстие в
дупло паутиной. Паук так и сделал.

На рассвете проснулись птицы, стали звать Песенку, а ее нигде нет. Птицы загрустили, примолкли.

А Песенка проснулась и видит: кругом темно, тихо и все паутиной затянуто.

— Ой, где это я? — удивилась она. — Где ясное
солнышко, синее небо, цветы и птицы?

— Ты у меня в гостях, — ответил филин, заглядывая
в дупло, — поживи здесь немного, попой для меня, а
потом я тебя отпущу.

♦ Как вам кажется, захочет ли Песенка петь в дупле филина? Почему?

— Здесь темно и душно. Мне совсем не хочется петь! —
возразила Песенка. — Я хочу летать и кружиться на воле,
купаться в солнечных лучах, чувствовать дуновение свеже­
го ветерка! Отпусти меня, пожалуйста! — взмолилась она.
22


— Нет, нет и нет! Ты моя пленница и никуда я тебя не
отпущу! А сейчас я хочу поспать, ведь всем известно, что
филины — птицы ночные и днем они должны спать.

Он взмахнул крыльями и улетел в чащу леса, где все­гда было сумрачно от густых еловых ветвей.

«Как же мне вырваться отсюда?» — задумалась Пе­сенка.

В это время лесные птицы собрались на совет и стали думать, как отыскать ее.

♦ Как вы думаете, что решили птицы?

— Я буду проверять все трещинки в коре деревьев,
заглядывать во все щелочки, — сказал голубовато-се­
рый поползень.

— А я облечу все лесные дупла, может быть, и найду
нашу любимую Песенку, — решил дядюшка-дятел.

— Мы тоже станем искать весеннюю Песенку, — под­
держали их другие птицы и разлетелись по всему лесу.

Дятел, заглядывая в дупла, звал Песенку:

— Милая Песенка! Где же ты? Откликнись!

— Я здесь, в дупле филина! — услышал он нежный
голосок. — Но я не могу отсюда выбраться: паук закрыл
выход густой паутиной.

— Сейчас я освобожу тебя, — обрадовался дятел. Он
крепким клювом разорвал паутину и выпустил Песенку
на волю.

Она поблагодарила своего спасителя, легко взмахну­ла крылышками и полетела по лесу. Тотчас веселый на­пев Песенки подхватили птицы, и весь лес зазвенел их радостными голосами.

А Песенка вспомнила, что ее ждут ребята на праздни­ке в детском саду, попрощалась с лесными обитателями и полетела в город.

Пролетая мимо одного из домов, она услышала дет­ский плач. Песенка заглянула в окно и увидела малень­кую девочку. Бедняжка лежала на кровати, и мама под­носила ей ко рту ложку с микстурой.


Песенке стало жаль заболевшую девочку и ей захоте­лось развеселить малышку. Она влетела в форточку и закружилась возле кровати.

Девочка вытерла слезы и прислушалась: ей показа­лось, что откуда-то доносится мелодия задорной песен­ки.

— Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! — стала подпевать девочка. Ее
бледное личико порозовело, а на губах заиграла улыбка.

— Вот и хорошо! — обрадовалась Песенка. — Ма­
лышка скоро поправится!

♦ Как вы думаете, почему Песенка решила, что девоч­ка скоро поправится?

Песенка еще немного покружилась по комнате, затем вылетела в форточку и поспешила на веселый праздник в детский сад.

♦ Какую песенку выбрал музыкальный руководитель
к празднику?

♦ Почему песенка понравилась детям?

♦ Куда полетела Песенка?

♦ Понравилась ли Песенка лесным обитателям? По­
чему?

♦ Кто и зачем спрятал Песенку в дупло?

♦ Почему загрустили птицы?

♦ Кто освободил Песенку?

♦ Как помогла Песенка больной девочке?

♦ Кто ждал Песенку в детском саду?

♦ Может ли быть веселым праздник, на котором не
звучат песни?

Ответьте на вопросы

1. Почему Алеше больше всего нравились музы­
кальные занятия?

2. В какие игры играли трехлетние дети в дет­
ском саду?

3. Вспомните игры в помещении.

4. Во что вы играете на улице зимой? Весной?


 

5. На чем вы катались зимой? А весной?

6. Какие стихи вам запомнились?

7. Почему Алеша рос тружеником?

8. А вы любите помогать взрослым?

9. Занятия каким видом искусства вам нравятся
больше всего?

10. Помните ли вы мамины колыбельные песенки? Выполните задание Нарисуйте колобка и снеговика.

Отгадайте загадку

Летом из песка Лепим пирожки. Из снежка зимой Лепим мы снежки. Кто угадает, Где мы играем? (В детском саду.)

ИГРЫ, ИГРУШКИ

Прошло время и Алеша заметно вытянулся, о многом узнал, многое увидел и понял. Ему уже ис­полнилось четыре года.

Теперь мальчик уверенно мыл лицо и руки, уме­ло пользовался уже не только ложкой, но и вилкой, и прекрасно знал, что ел и пил за обедом и завтра­ком.

Ирина Анатольевна разучила с детьми множе­ство коротких стишков.

Ванечка, дружок, Скушай творожок, Молочком запей, Ни капли не пролей.



* * *

Взял Ванюша ложку сам: Кашу ест он по утрам. Кушай кашу из пшена, Очень вкусная она!

Гречневая каша — Кормилица наша. Вот ложка большая, Ею кашу помешаю, Кашу съем до крошки Не оставлю кошке.

* * *

Любит Наташа Овсяную кашу. Мы нальем Катюше суп Суп из овощей и круп.

* * *

Это ложка большая. Ложкой суп помешаем, А потом его съедим, Никому не отдадим! Ложку мы держим В правой руке, Не зажимая ее В кулаке.

•к * *

Испекла нам бабушка Вкусные оладушки. Оладушки румяные, Съедим их со сметаною.


■к А *

Лапкой котик Вытер ротик, Ну а детки, ну а детки Вытирают рот салфеткой. Вот тебе, детка, Чистая салфетка. Пей из чашки компот И салфеткой вытри рот!

* * *

Мы на стульчиках сидим, Вкусный пирожок едим. А когда его съедим, Маму поблагодарим.

Теперь игры ребятишек стали сложнее, например: «Готовим игрушкам обед», «Лечим больного зайчи­ка», «Принимаем гостей», «Укладываем куклу спать».

Дети обсуждают персонажей знакомых сказок — «Колобок» и «Теремок», играют в «Каравай», «Ве­нок», «Ручеек». Но, пожалуй, больше всего малы­шам нравится пальчиковый театр, когда на паль­цы надевают головки кукол.

Послушайте сказку.

Добрый волк

Эту необыкновенную историю рассказал мне один ма­ленький мальчик.

Однажды мы решили поставить кукольный спектакль по сказке «Красная Шапочка». Стали распределять роли. Ксюше досталась роль Красной Шапочки, Оксане — мамы, Насте — бабушки, Антону и Степе — охотников, ну а мне — волка.

Ну скажите на милость, почему я во всех представле­ниях эту роль исполняю? Не хочу я быть злым и вечно


голодным волком, хочу быть охотником, из ружья стре­лять — пиф-паф!

Я так ребятам и сказал:

— Не хочу быть волком и все тут!
Но ребята в один голос закричали:

— Рома! Ты лучше всех умеешь рычать и очень страш­
но зубами щелкаешь. Ну пожалуйста, будь волком!

А Ксюша подошла ко мне, взяла за руку и стала про­сить нежным ласковым голоском:

— Ромочка, сыграй, пожалуйста, волка, а то представ­
ления не получится!

♦ Как бы вы поступили на месте Ромы?

Делать нечего, пришлось мне согласиться.

Пришел я домой и стал роль репетировать. Сначала перед зеркалом строил страшные рожицы, топал ногами, скрипел зубами, а потом побежал на кухню. Там бабушка оладьи пекла. Я как зубами защелкаю, как закричу:

— Я злой и голодный волк-волчище, дай мне, бабуля,
оладышек, а не то я тебя съем!

Бабушка испугалась и дала мне румяный горячий ола­дышек.

— На, волчонок, ешь, только не обижай!

Я оладышек проглотил и зарычал еще страшнее, еще громче:

— Дай еще!

Но бабушка только тряпкой махнула:

— Иди, волчок, в темный лесок, больше не дам тебе
оладий! А то аппетит перед обедом перебьешь!

На другой день стали мы с ребятами к спектаклю гото­виться: из большой картонной коробки достали кукол. Ксюша — Красную Шапочку, Настя — бабушку в белом платочке, Оксана — голубоглазую и румяную куклу-маму, Антон и Степа — охотников с ружьями, а я — серого волка.

Присмотрелся внимательно к своему волку и вижу: хоть у него и большая пасть с острыми зубами, а глаза 28


совсем не злые, а какие-то грустные и, пожалуй, даже добрые.

«Он только прикидывается добреньким, а на самом деле — злющий-презлющий. Бабушку съест и захочет еще Красной Шапочкой закусить!» — подумал я. Надели мы на руки куклы и стали репетировать. — Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, отнеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она, — сказала Оксана за маму.

Красная Шапочка взяла плетеную корзиночку, положи­ла в нее «пластилиновый» пирог и неторопливо пошла по лесной тропинке. Идет, напевает, цветы собирает да ба­бочками любуется. Вдруг откуда ни возьмись — волк. Он рычать и щелкать зубами не стал, чтобы не спугнуть де­вочку. Наоборот, прикинулся добрым, воспитанным и веж­ливо стал расспрашивать ее о том, где живет бабушка.

Доверчивая девочка и рассказала волку, что живет ба­бушка в соседней деревне возле старой мельницы.

Потом Красная Шапочка, не торопясь, шла по тропинке, рассматривала бабочек да нюхала цветочки. Волк прибе­жал к дому бабушки, постучал в дверь и заговорил тон­ким, нежным голоском, притворившись внучкой. Бабушка подумала, что это внучка пришла проведать ее, и сказала: — Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется. Волк дернул за веревочку, вбежал в избушку, зары­чал, защелкал зубами и... проглотил бедную старушку. Что было дальше, вы, конечно, знаете. Репетиция продолжалась целый час, а потом мы сло­жили кукол в коробку и пошли обедать.

Вечером я на минутку забежал в игровую комнату, потому что забыл там свою любимую игрушку — пласт­массового робота. Я взял его и хотел бежать к друзьям, как вдруг услышал чье-то жалобное всхлипывание.

«Кто же это плачет?» — подумал я и огляделся по сторонам. В комнате никого не было. На столе стояла большая коробка с куклами, и мне показалось, что плач Доносится именно оттуда.



Я осторожно заглянул в коробку и увидел, что это се­рый волк сидит, забившись в самый угол, и горько плачет. Остальные куклы утешают его: кукла-мама гладит по го­лове, Красная Шапочка протягивает ему пирог, а бабушка сняла платок с головы и утирает ему слезы.

♦ Как вы думаете, почему заплакал волк?

— Ну почему, почему я всегда должен быть злым и го­
лодным? — причитал волк. — Дорогая бабушка, поверь, я
вовсе не хотел тебя глотать, наоборот, я хотел помочь Крас­
ной Шапочке донести корзинку и проводить ее к твоему
дому. Это несправедливо! Какую сказку ни возьми — везде
я отпетый разбойник и злодей! Белочка — всегда шалунья
и резвушка! Заяц — милый и симпатичный! Медведь —
добряк, лисичка — плутовка. Только я плохой! Не хочу
больше быть злым, не хочу и все!

— Успокойся, не плачь, — зашумели куклы, — мы-то
ведь знаем, что на самом деле ты добрый, даже мухи не
обидишь! Не огорчайся! Мы тебя любим!

— Так-то оно так. Спасибо вам, друзья! Но ведь ребя­
тишки думают, что я настоящий злодей!

Мне стало жаль бедного волка. Я взял его на руки, прижал к себе, почесал ему за ухом. А волк лизнул меня в щеку!

♦ Знаете л

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...