Старший дошкольный возраст
СКОРО В ШКОЛУ Когда мама с Алешей встречали на улице знакомых, то все они как один, начинали охать и ахать. — Ах! Как вырос Алеша! Как повзрослел! Рос Мальчик и его мама радовались таким словам. Алеша из хрупкого худенького малыша превратился в крепкого, высокого мальчика. Вот только взгляд остался такой же ясный, добрый и открытый, по-детски чистый. — Скоро в школу! — объясняла знакомым В детском саду Алеша впервые, пожалуй, стал ощущать себя самым старшим среди детей других групп. Ирина Анатольевна старалась поддержать в детях это чувство «взрослости», задавая им все более сложные задания, и не торопилась при первых же трудностях (а они, конечно, случались) спешить на помощь ребенку. Воспитательница ограничивалась советами, подталкивала, словно невзначай, к решению проблемы. Ребята старшей группы чувствовали себя помощниками Ирины Анатольевны, понимали, что многому могут научить малышей, хотели узнавать новое, учиться, готовиться к школе. Конечно, важная задача воспитателя — развивать интерес к творчеству. Ирина Анатольевна прекрасно знала, кто из детей чем интересуется больше всего. Вот Алеша Петров — несомненно, будущий инженер или ученый, знаток техники. Технические задачи давались ему легко. Он умел работать на компьютере, мог разобраться, почему остановились часы, как использовать многие функции мобильного телефона. Его друг Сережа обладал прекрасной физической подготовкой. Он и плавал, и бегал быстрее всех, занимал первые места по катанию на лыжах, коньках, велосипеде. Словом, мог стать будущим спортсменом или спасателем, пожарным или военным.
Многие девочки умело шили, вышивали, делали аппликации и елочные игрушки. Андрюша любил рисовать. Получались у него светлые, радостные рисунки, украшавшие многие выставки. 82 Послушайте сказку. Самодельные игрушки К вечеру густыми хлопьями повалил снег и укутал город, словно пушистым мехом. Как-то сразу все вспомнили: а ведь пора елки наряжать и подарки покупать. Скоро Новый год! Мама вернулась с работы с большой нарядной коробкой. — Ой, мамочка! Ты вся в снегу, на Снегурочку похо Снег лежал на воротнике маминой шубки, блестел на ресницах, а прядь темных вьющихся волос, выбившаяся из-под шапки, стала совсем белой. Мама поставила коробку на стул, стряхнула снег, сняла шубку. — Какая красивая коробка! — восхищенно восклик — А что там? Подарок? — с любопытством спросила — Да, подарок для бабушки — искусственная елочка. Мама открыла коробку и показала детям елочку. — Да, очень красивая! — заметил Володя, рассматри Сестричкам елочка тоже понравилась. — А елочные игрушки для нее ты купила? — поинте — Вот игрушек я не купила. Подумала, что бабушке — Я могу вырезать снежинку из серебряной фольги, — — А я — флажок и звездочку, — добавил Володя. — А я ничего не умею, — вздохнула Даша. — Давайте я научу вас лепить елочные игрушки из — Из теста? Да разве из теста делают игрушки? —
— Можно из теста и красивые елочные игрушки сле Мама насыпала в миску муку и соль, добавила немного воды и замесила густое тесто. — Ну, что мы слепим? — спросила она. Дети задумались, а мама, не дожидаясь ответа, взяла небольшой кусочек теста, слепила шарик, аккуратно вырезала на нем рот, потом прикрепила глаза-бусинки и смешную веревочную челочку. Получился веселый, улыбающийся колобок. — Здорово! — обрадовался Володя. — Когда колобок немного подсохнет, вы раскрасите — А я хочу слепить рыбку! — сказала Даша. — Я сделаю месяц и звездочки, — подхватила Катя, — — А я, — тут Володя задумался: ни колокольчики, ни ♦ Как вы думаете, какие елочные игрушки больше понравятся бабушке? Почему? — Не забывай, что готовишь подарок для бабушки, а — Тогда я слеплю лошадку, — решил мальчик. Дети принялись за дело. Катя и Даша очень старались, лепили неторопливо, и игрушки у девочек вышли на славу — аккуратные и красивые. Володя сначала слепил самолет, а когда взялся за лошадку, то вдруг вспомнил, что договорился с друзьями поиграть в хоккей. Мальчик посмотрел на часы и, увидев, что времени осталось совсем мало, заторопился. Лошадка у него вышла неказистая — одна нога толще другой, гриву, хвост, глаза Володя кое-как сделал, а вот рот — не успел. — Ладно, потом доделаю. Я побежал! — крикнул он на ходу. Почему у Володи не получилась игрушечная лошад- ка? Катя и Даша слепили сосульку, бабочку, колокольчики и даже Дюймовочку. Они раскрасили их красками. Игрушки получились яркими, нарядными. — Думаю, бабушке понравится ваш подарок! — по Она помогла им склеить из плотной бумаги коробку и уложить в нее игрушки. Володя вернулся с катка и сразу же лег спать. — Лошадку я завтра утром доделаю, — пообещал он А ночью ему приснился необычный сон: будто сидит он возле зеленой пушистой елочки, украшенной игрушками из теста и разноцветными лампочками. Елочные игрушки покачиваются на ветках и тихонько разговаривают между собой.
— Мне здесь очень нравится! — сказала Дюймовоч — И мне нравится, — подхватила маленькая рыбка. — — И нам, и нам! — зазвенели колокольчики. — Давайте все вместе споем песенку про Новый год, — — Давайте, — подхватили игрушки и весело запели: Нас слепили детки Из густого теста. Повесили на ветки, Всем вместе нам не тесно!
Мы качаемся, поем, Новогодний праздник ждем! Приходи к нам, Новый год, С елками, подарками, С огоньками яркими! Мы качаемся, поем, Новый год мы очень ждем! — А ты, лошадка, почему не поешь? — спросила Дюй Но лошадка ничего не ответила, только низко опустила голову, а из глаз у нее закапали слезы. ♦ Вы, ребята, догадались, почему лошадка молчала? — Бедная лошадка! — воскликнула Дюймовочка. — Когда мальчик проснулся утром, он тотчас вскочил с постели и бросился к коробке с игрушками. — Бедная лошадка! Прости меня, пожалуйста! Сейчас Володя попросил у мамы кусочек теста и стал переделывать лошадку. Он не торопился, лепил вдумчиво и внимательно, и лошадка получилась веселой и симпатичной. А когда мальчик раскрасил ей гриву, хвост и копыта, она и вовсе преобразилась. ВоЛодя не забыл сделать ей рот, чтобы лошадка могла петь вместе со всеми. — Чудесная лошадка! — похвалила мама сына. К вечеру мама, папа и дети принарядились, взяли подарки и поехали в гости к бабушке, чтобы вместе встретить Новый год, ведь это семейный праздник! ♦ Какой подарок мама купила для бабушки к Новому ♦ Какие игрушки она предложила сделать детям? ♦ Почему Володя недоделал лошадку?
♦ Какой сон приснился мальчику? ♦ Как Володя помог лошадке? Словом, у каждого старшего дошкольника в группе Ирины Анатольевны было свое особенное увлечение. Петя хорошо знал повадки животных и мог подолгу возиться в живом уголке. Аня писала стихи и рассказы, у нее была правильная, красивая речь. Чувствовалось, что девочка много знает, о многом размышляет. Коля любил математику. Считать, писать цифры, складывать, вычитать, даже клеить объемные геометрические фигуры ■— его любимые занятия. Но все-таки главная задача воспитателя — вырастить умного, отзывчивого, миролюбивого человека. Все люди разные. Население Земли очень велико! Люди, живущие на нашей планете, относятся к разным расам и национальностям. Что такое раса? Это большая группа людей, объединенных общими признаками — цветом кожи, волос, разрезом глаз. Люди, живущие в Евразии, относятся к европеоидной расе, в Африке — к негроидной, в Азии — к монголоидной. Люди, объединенные общей территорией, говорящие на одном языке и имеющие сходную культуру и традиции, составляют определенную нацию. Но все человечество, независимо от цвета кожи и разреза глаз, языка и культуры, мечтает быть счастливым и здоровым, жить в мире и согласии, трудиться, растить детей. Взрослые должны прививать им умение ладить с другими людьми, жить дружно и мирно, терпимо относиться к представителям другой национальности, уважать обычаи и традиции Другого народа. Проявление уважения и терпимости к окружающим называется толерантностью. Обязанность взрослых — защищать малышей от пропаганды социального, расового и национального неравенства, от нетерпимости по отношению к другим расам, нациям и народам. Послушайте стихотворение. Дружите, дети! Мы с тобою не похожи Цветом глаз и цветом кожи. Разный цвет волос у нас — Мы с тобой из разных рас. Ну так что же, Что с тобой мы не похожи? Мы ведь дети — ты и я, И у нас одна Земля, Надо мной и над тобою Всюду небо голубое, В ясном небе солнце светит, Шепчет нам: «Дружите, дети!» По-прежнему важными в жизни детей остаются игры. Ребята осваивают элементы футбола, баскетбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса. Ребята старшей группы уже научились хорошо кататься на лыжах, коньках, снегокатах, велосипеде, умеют плавать. Послушайте стихотворения. Веселый футбол Нет игры на белом свете Веселее, чем футбол! Любят взрослые и дети Забивать в ворота гол. На большом спортивном поле,
На площадке во дворе Скачет звонкий мяч футбольный, Рад азарту, рад игре! Силу, ловкость и сноровку
Щедро дарит нам игра, И с мячом на тренировку Мы торопимся с утра! На велосипеде Я педали закручу, Замелькают спицы, Быстро, быстро полечу Легкая, как птица. Полетит велосипед Мой без остановки, И цветы кивнут мне вслед, Наклонив головки. Дети старшей группы умеют вести себя и среди взрослых и сверстников. Они вежливы, воспитанны, помогают старшим. Но иногда встречаются и капризные, избалованные ребятишки. Они еще не научились вести себя в общественных местах. Название «общественное место» связано со словом «общество». Обществом называют людей, объединенных совместной жизнью и деятельностью. Общественные места — такие, которыми могут пользоваться многие люди. ♦ Какие вы знаете общественные места? Это детский сад, школа, театр и кинотеатр, библиотека, кафе, магазин, парикмахерская, поликлиника и многие другие учреждения. Давайте вначале поговорим о том, как воспитанный человек ведет себя на улице. Однажды я видела группу детей, которые шли по тротуару, ели конфеты, мороженое, громко разговаривали и смеялись. Обертки от сладостей они бросали прямо под ноги. ♦ Можно ли так поступать? Конечно, нет! Обертки от мороженого, конфет, жвачки нужно бросать в урны или специальные контейнеры для мусора. Ведь каждый человек хочет видеть то место, в котором живет, чистым, ухоженным и уютным. Послушайте стихотворение. Городок-чистюля Есть на свете городок — Городок-чистюля. Там играет ветерок В окнах чистым тюлем. Там по улицам бегут Чистые машины. В скверах зелень и уют, И блестят витрины. Каждый пешеход одет Чисто, аккуратно. Шляпа, тросточка, жилет — Посмотреть приятно. Там никто не мнет травы Летом на газонах. Говорят друг другу «вы» С вежливым поклоном. Вот такой есть городок — Городок-чистюля. Там играет ветерок В окнах чистым тюлем. Где бы вы ни жили, вам наверняка приходилось ходить с родителями в поликлинику или магазин, на почту или в аптеку. ♦ Знаете ли вы, как правильно вести себя с незнако Самое первое и главное правило общения — везде и всюду здоровайтесь! Лучше делать это с вежливой улыбкой, посмотрев человеку в глаза. Представьте себе, что вы пришли на почту и хотите купить поздравительные открытки и конверты. Когда подойдет ваша очередь к окошку продавца, скажите примерно так: «Добрый день! Будьте любезны, дайте мне два конверта и две поздравительные открытки». Спросите, сколько вы должны заплатить. ♦ Что вы скажете, получив свой товар? Отдав деньги и взяв открытки с конвертами, нужно сказать работнику почты «спасибо» и попрощаться с ним. Некоторые дети начинают разговор со старшими так: «Тетенька! Покажите мне, пожалуйста, эти открытки». В беседе с незнакомым человеком обращение «тетенька» звучит некрасиво. Лучше обойтись без него, сказав: «Будьте добры, покажите мне эти открытки». ♦ Знаете ли вы, что такое библиотека? Если вы пришли в детскую библиотеку, поздоровайтесь, а затем попросите выдать вам книги. В библиотеке не принято шуметь, вести себя надо спокойно, серьезно и скромно. А к книгам, взятым в библиотеке, нужно относиться бережно, возвращать их следует в указанный срок, ведь эти книги хотят прочесть и другие дети.
В городе, чтобы добраться до нужного места, часто приходится пользоваться пассажирским транспортом. ♦ Назовите пассажирский транспорт, которым вы Послушайте стихотворение и догадайтесь, о каком виде транспорта мы будем говорить далее. Волшебная лесенка На ступеньку становись Длинной лесенки живой, Повезет послушно вниз Она быстро нас с тобой! Верно, мы с вами будем говорить о метрополитене, или метро. Сойдя с лесенки, называемой эскалатором, вы окажетесь в подземном зале метро. Он просторный, светлый, красивый. Его стены облицованы то мрамором, то керамической плиткой. В зале есть удобные скамьи, чтобы пассажиры могли отдохнуть в ожидании поезда, красивые светильники и точные электронные часы. ♦ Как нужно вести себя в метро? Здесь нельзя мусорить, бегать, шалить, слишком громко разговаривать. Когда к перрону подойдет поезд, нужно сначала пропустить выходящих из него людей, а потом спокойно, не толкая других пассажиров, войти в вагон. ♦ Как вы будете вести себя в вагоне подземного элек Конечно, вы не забыли, что в метропоезде, как и во всех других видах транспорта, следует вести себя спокойно, не шуметь, не шалить, уступать место старшим. Не следует прислоняться к автоматическим дверям вагона, мешать входу и выходу пассажиров. Но вот и ваша остановка. Вы выходите из вагона и поднимаетесь вверх по эскалатору. Находясь на нем, необходимо соблюдать некоторые правила. ♦ Знаете ли вы эти правила? Стоять следует справа, держась за поручень, а проходить нужно слева. На ступени эскалатора запрещено садиться и ставить тяжелые вещи. Нельзя стоять на эскалаторе спиной к движению. И не забывайте держаться за руку взрослого, сопровождающего вас. Вам частенько приходится бывать в таком общественном месте, как поликлиника. Давайте погово-им о том, как нужно вести себя здесь. Прежде всего необходимо поздороваться, раздеть-я в гардеробе и, взяв номерок, поблагодарить ардеробщика, затем в регистратуре следует спо-ойно подождать, пока взрослый, с которым вы ишли, возьмет вашу медицинскую карту и талон врачу. На двери кабинета обычно есть табличка, на которой указаны специальность врача, его фамилия, имя и отчество. Например: «Стоматолог Иванова Ольга Петровна». Войдя в кабинет, поздоровайтесь: «Здравствуйте, Ольга Петровна!» Подробно отвечайте на вопросы врача и без капризов выполняйте его просьбы и указания. После того как прием будет закончен, поблагодарите доктора и попрощайтесь с ним. В городе множество общественных учреждений. Везде и всегда будьте вежливы, приветливы, не за- бывайте произносить слова: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «извините», «будьте добры», «до свидания». ♦ Какие места называют общественными? ♦ В каких общественных местах вы побывали? ♦ Подумайте и скажите, как вести себя в театре, кафе, Послушайте сказку. Муравьиный город Одной сказочной страной правил муравьиный король. Однажды он приказал своим подданным построить большой город с красивыми дворцами, удобными домами, парками, скверами и фонтанами. Трудолюбивые муравьи дружно взялись за дело, и скоро на лесной поляне под старой сосной вырос город-красавец. Королевский дворец украшали колонны и башенки, а рядом был разбит великолепный парк. Прямые и ровные, как лучи, улицы выходили из центра города и были застроены небольшими домами. В городе муравьев было все, что нужно жителям: детский сад, школа, аптека, поликлиника, магазины, почта, кафе, театр и многое другое. По улицам бегали быстрые трамвайчики и крошечные автомобили, а по тротуарам чинно ходили муравьи-пешеходы. Однажды в Муравьиный город навестить тетушку приехали два брата, Мур и Вей. Тетушка расхваливала город на все лады, и ребятам захотелось прогуляться по его улицам, познакомиться с его жителями. Братья вышли из подъезда и сели в подъехавший трамвай. Будьте любезны, ребятки, покажите ваши билеты, — вежливо сказал кондуктор. У нас нет билетов! — хором ответили Мур и Вей. — Мы сейчас их купим. — Хорошо, я подожду, — согласился кондуктор. Но на следующей остановке братья бросились к дверям и, оттолкнув кондуктора, быстро спрыгнули с подножки. — Охота была тратить деньги на билеты, — сказал — Они нам еще пригодятся! — добавил Вей. ♦ Можно ли по одному поступку определить, хорошо Муравьи подошли к киоску, купили по эскимо и бутылочке березового сока. Съев мороженое и выпив сок, братья бросили бутылки и обертки от эскимо в траву и направились в парк. Пожилая муравьиха, возмущенная поведением этой парочки, крикнула им вслед: ♦ Как вы думаете, что крикнула муравьиха? — Не понимаю, откуда у нас в городе взялись такие Но Мур и Вей и не подумали возвращаться, они побежали кататься на карусели. Хотя все места на карусели были заняты, это нисколько не смутило братьев! Они тут же столкнули двух самых маленьких муравьишек с игрушечных лошадок и уселись на их места. ♦ Можно ли так поступать? Почему? Малыши заплакали, но ни Мур, ни Вей не обратили на это ни малейшего внимания. Зато муравей-дежурный сразу заметил плачущих малышей и, узнав в чем дело, снял братьев с карусели. — Так нельзя поступать! Нужно соблюдать очередь и Между тем на город опустились сумерки, и жучки-светлячки зажгли свои ярко-зеленые фонарики. — Слушай, Вей, — сказал Мур, — я проголодался. — Что ж, не возражаю! — согласился Вей. — Принесите нам жареных личинок майского жука, А Вей добавил: — Еще мороженое, пирожное, чипсы и соленые суха Официантка записала заказ, и скоро братья принялись ужинать. Они уписывали еду за обе щеки, при этом качались на стульях, а грязные салфетки бросали прямо на пол. Все посетители кафе удивленно смотрели на братьев. ♦ Что удивило жителей Муравьиного города? Когда братья наконец насытились, они с грохотом сдвинули стулья, встали из-за стола и закричали: — Эй, официантка, поскорей подавай счет! Мы торо ♦ Какие ошибки в поведении и речи братьев вы заме ♦ Какие советы им можно дать? Поздно вечером Мур и Вей вернулись в дом тетушки и улеглись спать. Утром у тетушки разрывался телефон. Еще бы! Все тетушкины друзья и знакомые рассказывали ей о поведении Мура и Вея. Тетушка стала пунцовой, как помидор. Ей было стыдно за племянников. Когда братья наконец проснулись, она приготовила завтрак и провела с ними беседу о том, как нужно вести себя в общественных местах. Братья слушали тетушку с удивлением, они считали, что все вчера делали правильно! ♦ Догадайтесь, о чем говорила тетушка? Как бы вы — Вот что, мои дорогие, — закончила свою речь тетушка, — с завтрашнего дня вы начнете посещать «Школу вежливости». Там преподают опытные учителя, надеюсь, они научат вас, как надо вести себя в общественных местах, и вы станете тактичными и воспитанными мальчиками. ♦ В какой город приехали братья Мур и Вей? ♦ Что вы можете сказать о жителях Муравьиного го ♦ Что вы можете сказать о братьях? Приведите при ♦ В какую школу тетушка муравьиха решила записать ♦ Представьте, что братья окончили «Школу вежли Следующие вопросы помогут узнать, хорошо ли ребенок подготовлен к школе. Вопросы, наиболее часто задаваемые на собеседовании при записи в школу 1. Назови свою фамилию, имя, сколько тебе лет, 2. Назови свой домашний адрес, телефон. 3. Назови имя и отчество родителей. 4. В какой стране ты живешь? В каком городе? 5. Какой город — столица России? 6. Назови, какие цвета на флаге России? 7. Какой общественный транспорт есть в Москве? 8. Какие праздники отмечают в нашей стране? 9. Сколько месяцев в году?
10. Какие времена года ты знаешь? 11. Какие месяцы к какому времени года относятся? 12. Назови дни недели. 13. Назови части суток. 14. Какое сейчас время года? Почему ты так ду 15. Назови, какие ты знаешь цветы, деревья, яго
16. Назови части дерева (корни, ствол, ветви, 17. Что такое хвойные и лиственные деревья? 18. Каких ты знаешь насекомых? 19. Назови перелетных и зимующих птиц. 20. Назови домашних и диких животных, их де 21. Каких ты знаешь писателей и поэтов? 22. Какие русские народные сказки ты знаешь? 23. Какие книги ты читал вместе с родителями? 24. Прочитай любое стихотворение. 25. Посчитай до 20 и обратно. 26. Чем отличаются дети от взрослых? 27. Из чего можно сделать постройки? 28. Можно ли строить из воды? 29. Продолжи фразу: днем светло, а ночью...; тра 30. Напиши свои имя и фамилию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|