Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средний дошкольный возраст




АЛЕША ВЗРОСЛЕЕТ

Представьте себе, что ясным осенним утром мама привела Алешу в детский сад. Он весело взбегает по ступенькам, рад, что встретился с любимыми вос­питателями — Ириной Анатольевной и Анной Алек­сеевной, с друзьями; что впереди целый день, на­полненный играми, занятиями, интересными дела­ми, прогулками. Мальчик уже ходит в детский сад не первый год и все здесь ему хорошо знакомо. Он, конечно, знает, что сначала нужно поздороваться с воспитателями, назвав их по имени-отчеству. За­тем раздеться — развязать шарф, снять куртку, шапку, переобуться в сменную обувь.

♦ Кто поможет ему справиться с этим?

Правильно! Воспитатель. Он не только расстег­нет пуговки и крючки на курточке, но и объяснит, как это сделать самому.

После того как все хорошенько помыли руки с мылом, можно приступить к завтраку.

За завтраком воспитатель внимательно следит, правильно ли ребята держат ложку, правильно ли они сидят за столом и ненавязчиво обучает прави­лам этикета.

После завтрака можно заняться каким-нибудь интересным делом, например, сшить из разноцвет­ных лоскутков мягкую игрушку, сделать нарядную аппликацию, нарисовать картинку.

Как много должен знать и уметь воспитатель! И шить, и вышивать, и вырезать из бумаги, и клеить, и рисовать, и лепить из пластилина, знать песни,


стихи, игры и считалки. И все эти умения и знания он передает малышам.

Но главное — воспитатель должен любить и по­нимать ребенка! Он прекрасно видит отношения де­тей в группе, знает, кто отзывчив, дружелюбен, а кто затевает споры и ссоры. Знает, кто из детей щедр, а кто жаден и завистлив. Своим поведением, беседами, иногда с глазу на глаз, воспитатель влия­ет на детей, стремясь подавить в них проявления дурных качеств и привить хорошие.

Алеша летом очень часто скучал по Ирине Ана­тольевне, по ее мягкому, доброму взгляду, тихому, но твердому голосу.

Мальчик, конечно, весело провел лето. Дедушка в речке Таволжанке научил его плавать. Алеша сам на­учился кататься на двухколесном велосипеде. У маль­чика в деревне появились новые друзья.


Другие дети в группе тоже повзрослели, их дви­жения стали увереннее, разнообразнее. Чувствова­лось, что ребятишкам не сидится на месте: им хоте­лось бегать, прыгать. Ирина Анатольевна понима­ла, что это абсолютно нормально! Движение для ребенка — жизнь! Лишенный движения, он стано­вится непослушным, капризным.

Поэтому-то она немало внимания уделяла под­вижным играм и занятиям физкультурой. Теперь дошкольники средней группы зимой катались на лыжах, продолжали ходить в бассейн, бегали и ла­зали, прыгали, научились строиться в одну колон­ну по росту.

Но, пожалуй, больше всего нравилось ребятам водить хороводы и танцевать. Этому научил их му­зыкальный руководитель.

Послушайте сказку.

Волшебные башмачки

— Ребята, сегодня мы будем разучивать новый танец —
польку, — весело сказала Елена Викторовна, присаживаясь
к фортепиано и раскрывая ноты. — Кто хочет научиться
танцевать ее?

— Я хочу! И я! И я! — дружно закричали в ответ
ребятишки.

— Вот и чудесно! Сначала послушайте, как звучит ме­
лодия, а потом я покажу вам танцевальные движения.

Елена Викторовна заиграла польку, и ребятам понра­вилась быстрая, задорная мелодия.

— Знаете, почему этот танец называется полькой?

— Знаю, знаю! — сразу отозвался Миша. — Потому
что он польский!

— Нет, Мишенька, ты ошибся, — поправила мальчика
воспитательница. — Полька — танец вовсе не польский,
а чешский. По-чешски «полька» значит половина. Перед
тем как начнем разучивать движения, я поставлю вас па-


рами, — продолжила она. — Оля встанет в пару с Сере­жей, Марина с Максимом, Света с Денисом, а ты, Миша... Тут она чуть помедлила, окинув детей внимательным взглядом. У Миши екнуло сердце: ему очень хотелось танцевать с пухленькой черноглазой Любочкой.

— А ты, Миша, с Любочкой! — закончила Елена Вик­
торовна, словно угадав его мысли.

Миша радостно заулыбался, вскочил с места и встал рядом с Любой.

Музыкальный руководитель объяснила детям, как надо двигаться под музыку. Хотя Миша старался изо всех сил, получалось у него плоховато.

— Ничего, Мишутка, не огорчайся. Я тоже выучила
польку не за один день, — подбодрила мальчика Елена
Викторовна.

Но время шло, приближался праздник, а у Миши ничего не получалось: мальчик неуклюже топтался на одном месте, словно не слышал музыки и не чувствовал ее ритма.

На одной из последних репетиций Елена Викторовна огорченно заметила:

— Что ж поделаешь, Миша. Придется в пару с Любоч­
кой Севу поставить. Но ты не расстраивайся — будешь
на празднике стихи читать.

Мише стало очень обидно. Мальчик покраснел, ото­шел к окну, а из глаз у него сами собой закапали круп­ные слезы.

Вечером он гулял с мамой в сквере, присел на лавочку и задумался. «Как бы я хотел научиться танцевать! Было бы здорово станцевать полечку с Любой на празднике!» — мечтал он.

♦ Как вы думаете, что нужно было делать Мише, что­бы научиться танцевать?

— Что, добрый молодец, невесел, низко голову пове­
сил? — услышал Миша чей-то мягкий, негромкий голос.

Мальчик оглянулся и увидел, что рядом с ним на ска­мейку присела отдохнуть старушка.


— Какая у тебя на сердце печаль-кручинушка? — про­
должала та.

Миша удивился: старушка как старушка, совершенно обыкновенная, в очках, с сумкой на колесиках, а говорит сказочными словами.

— Да вот никак не могу научиться польку танцевать, а
скоро у нас в детском саду праздник, — вежливо отве­
тил ей мальчуган.

— Это, милок, горе поправимое! Есть у меня волшеб­
ные башмачки. Как только их наденешь, ноги сами в пляс
пойдут. Любой танец станцуешь — хоть польку, хоть
вальс, хоть еще какой современный.

— Ну да? — не поверил Миша. — Так бывает только
в сказках.

— В жизни тоже чудеса случаются, — сказала ста­
рушка. — Хочешь, я тебе эти башмачки подарю?

— Конечно, хочу! — обрадовалась мальчик.— А вам
не жалко?

— Не жалко, не жалко, — ласково ответила старуш­
ка. — Ну снимай свои башмачки и надевай волшебные!

Но Миша с некоторым сомнением посмотрел сначала на старушку, потом на свои красивые ботиночки и спрятал ноги под лавку. Отдавать ботинки ему совсем не хотелось: они были новенькие и очень нравились мальчику.

— А вдруг мама заругается? — спросил он.

— Не заругается, — уверенно ответила старушка. —
Она даже не заметит ничего! Ну-ка, покажи свои башмач­
ки, — старушка внимательно рассмотрела Мишины бо­
тинки, порылась в своей сумке и достала оттуда точно
такие же. — На, милок, надевай!

Мальчик быстро развязал шнурки, снял ботинки и надел взамен своих волшебные. Они пришлись ему как раз впору.

— Ну как, соколик, нравятся тебе башмачки? — улыб­
нулась старушка.

— Нравятся, — неуверенно ответил Миша.

— Тогда пойди, потешь старую, потанцуй! Проверь
обновку-то!


Старуха хлопнула в ладоши, и тотчас в руках у нее оказалась балалайка, на которой она лихо заиграла пля­совую.

Миша спрыгнул с лавочки и пустился в пляс. Он ловко подпрыгивал, стучал каблучками, а потом вдруг пошел вприсядку.

Тут старушка заиграла вальс, и Миша красиво, плавно закружился, вытянув руки вперед, словно обнимая неви­димую партнершу.

Вокруг них стали собираться прохожие. Одобритель­ные возгласы еще больше раззадоривали мальчугана.

— Ишь как наяривает! Артист! — восхищались люди.

Наконец старушка перестала играть, дунула на бала­лайку, и та исчезла. Миша, вытирая вспотевший лоб, уселся рядом с ней.

♦ Как вы думаете, что сказал Миша старушке?

— Большое спасибо, бабушка! — поблагодарил он.

— Рада была помочь. Танцуй, но помни — никогда не
хвастайся и не гордись своим умением плясать, да не
смейся над теми ребятишками, которые еще танцевать не
научились. А не то башмачки свою волшебную силу по­
теряют.

— Хорошо, бабуля. Я все понял! — сказал Миша и
побежал домой.

♦ Что же случилось на следующий день?

На другой день мальчик никак не мог дождаться нача­ла репетиции, а когда пришла Елена Викторовна, дети встали в пары и зазвучала музыка. Миша взял Любу за руку и так хорошо станцевал полечку, что все удивились.

— Аи да молодец, Мишутка! Видишь, как чудесно у
тебя стало получаться! — похвалила мальчика воспита­
тельница. — Кто же научил тебя так хорошо танцевать?

— Бабушка! — скромно ответил мальчик.

На празднике Мишутка отличился: танцевал лучше всех!


 




Елена Викторовна посоветовала Мишиной маме отдать его в танцевальную студию.

Скоро Миша стал солистом детского танцевального ансамбля «Родничок».

— У вашего сына просто необыкновенные способнос­
ти! Возможно, из него вырастет знаменитый танцор! —
расхваливал Мишу руководитель ансамбля, когда мама
приходила за сыном.

Однажды в ансамбле появился новенький мальчик. Его звали Сережа. Новичок с восхищением смотрел на Мишу и как-то раз попросил его:

— Миша, ты не мог бы показать мне одно движение, а
то у меня никак не получается.

♦ Как вы думаете, что ответил Миша?

Но Миша небрежно ответил:

— Некогда мне с тобой возиться! Сегодня репетиция,
завтра концерт, а потом съемка на телевидении. Попроси
кого-нибудь другого.

♦ Как поступили бы вы?

— Ну пожалуйста, ведь только ты один так замеча­
тельно танцуешь! — робко добавил Сережа.

— Ну ладно, так и быть, — смягчился Миша. — Ну-
ка, давай посмотрим, что там у тебя не получается.

Сережа начал показывать трудное движение, но спот­кнулся и упал.

Миша громко расхохотался:

— Эх ты, горе-танцор! Неумеха! Смотри и учись!

Он хотел сделать сложное танцевальное па, но не смог.

♦ Как вы думаете, почему Миша разучился танцевать?

«Что такое? Ну-ка попробую еще раз!» — подумал мальчик.

Миша пытался сделать движение еще и еще раз, но у него ничего не получалось.


— Миша, не стоит расстраиваться! Ты, наверное, про­
сто устал, — успокаивал его Сережа.

Миша грустно побрел домой. «Так мне и надо! Сам вино­ват — расхвастался да еще и над Сережей посмеялся. Ведь старушка предупреждала меня, что если я загоржусь, то баш­мачки мне перестанут помогать, — думал мальчик. — Как же теперь быть? Скоро выступление! Может быть, не ходить на него? Но тогда я подведу ребят!»

Миша пришел домой, прилег на диван и задремал. И что вы думаете? Ему приснился удивительный сон: будто сидит он снова на лавочке в сквере, а рядом с ним знако­мая старушка, и говорит она ему:

— Не печалься. Утро вечера мудренее! Как проснешь­
ся, так и берись за дело: репетируй, танцуй, ножки у тебя
молодые, ловкие, много чего умеют. А волшебные-то баш­
мачки жаль, конечно, но ты и без них танцевать сможешь!

Сказала так и исчезла.

Утром Миша проснулся, включил музыку и стал репети­ровать. Час, другой, третий — и чувствует — получается!

С тех пор Миша стал много тренироваться и другим помогать, а на душе у него было легко и радостно.

♦ Какой танец разучивали дети в детском саду?

♦ Почему расстроился Миша?

♦ Кого Миша встретил в сквере?

♦ Что подарила ему старушка?

♦ Как помогли Мише волшебные башмачки?

♦ Почему башмачки потеряли волшебную силу?

♦ Как Миша научился танцевать без волшебных баш­
мачков?

♦ Хотели бы вы получить волшебные башмачки? По­
чему?

В среднем дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется любознательность. Его интересуют и звездное небо, и облака, и ветер, и растения, и жи­вотные. Недаром пятилетних детей часто зовут «по­чемучками».


Послушайте стихотворение.

Кто ответит?

Я, девчонка-почемучка, Пристаю с вопросами: Почему такой колючий Длинный стебель розовый? Почему шмели гудят, И куда они летят? Почему течет река? Что такое облака? Почему бывает град? Звезды почему горят? На сто тысяч почему Кто ответит — потому?

Если малыши еще могут подолгу играть в оди­ночку с куклами, кубиками, машинками, то дети среднего возраста уже тянутся к общению со взрос­лыми и особенно со сверстниками.

Друзья очень важны для малышей. Дети ценят верность в дружбе.

Верность свойственна добрым людям. В самом деле, невозможно представить доброго, хорошего друга че­ловеком неверным, на которого нельзя положиться.

Верный друг не оставит, не подведет в трудную минуту.

♦ Как вы думаете, от какого слова происходит слово «верность»?

Правильно! От слова «вера»! Верный человек тот, кому можно верить, полностью доверять в жизни. Послушайте стихотворение.

Верный друг

Всей душой люблю я друга! Жить без друга очень туго: 60


Не с кем поделиться, Не с кем веселиться. Душу некому открыть, Не с кем откровенным быть. Верный друг — для сердца свет, Даст мне правильный совет. Верный друг не подведет — Он на помощь мне придет! В горе, в радости, в беде — Верный друг со мной везде!

Послушайте сказку.

Добрый поросенок

Откровенно говоря, Сережа не любил вставать рано утром. На улице еще совсем темно, горят фонари, а окон­ные стекла забрызганы холодным осенним дождем или залеплены снегом.

— Сереженька, сынок! Просыпайся, пора в детский
сад собираться, — будила мальчика мама, нежно целуя
его белокурую кудрявую головку.

— Не хочу! — хныкал Сережа, поворачиваясь на дру­
гой бок и поглубже зарываясь в уютное мягкое гнездыш­
ко, —г Мамочка! Можно я еще чуть-чуть посплю? Мне
такой сон интересный снится.

— Нет, нет! Пора вставать, — ласково, но настойчиво
теребила сынишку мама. — Я на работу опаздываю, ты —
в детский сад, а тебя там уже Проша заждался!

Едва услышав о Проше, Сережа сбрасывал теплое оде­яло и вскакивал с кровати. Быстро делал все утренние дела и спешил с мамой в детский сад.

Проша — любимая Сережина игрушка, розовый бар­хатный поросенок. Его Сереже подарили на день рож­дения. Мордочка у хрюшки добродушная и улыбающаяся, голубые глаза с хитрым прищуром и круглый забавный пятачок.

Как не полюбить Прошу! Он такой добрый, ласковый. Если взять поросенка на руки и нажать слегка на живо-


тик, Проша начинает похрюкивать от удовольствия: «Хрю-хрю-хрю!»

Вот и сегодня, придя в детский сад, Сережа первым делом приласкал Прошеньку. Взял его на руки, почесал за ушком и прошептал: «Доброе утро, Проша!» Мальчику казалось, что поросенок его прекрасно понимает и отве­чает любовью.

После полдника воспитательница Ирина Анатольевна вывела малышей на прогулку. После оттепели снег на площадке стал мягким, рыхлым и ребятишки принялись лепить из него снеговика, снежную крепость, а потом просто играть в снежки. Сережа нечаянно потерял в сне­гу рукавичку. Ребята и Ирина Анатольевна долго ее ис­кали, но так и не нашли. Мальчик очень расстроился: белые рукавички ему подарила бабушка — сама связала их для любимого внука. Они были такие теплые, удоб­ные и нарядные, украшенные голубыми снежинками...

Скоро за Сережей пришла мама и увела мальчика домой.

Ночью, когда все уснули и в окнах высоких домов погас свет, игрушки на полках зашевелились. Вы, конеч­но, догадались, что по ночам в детском саду игрушки оживают и разговаривают между собой на своем игру­шечном языке.

Поросенок Проша вздохнул и грустно сказал собаке Бобику:

— Бедный Сережа! Он так расстроился, оттого что
потерял в сугробе рукавичку!

— Может быть, выйдем во двор и поищем ее? —
предложил смышленый Бобик.

Друзья выскользнули во двор и побежали на детскую площадку, туда, где ребятишки строили днем снежную крепость. Бобик стал бегать по сугробам и принюхиваться.

— Я чувствую, что рукавичка где-то здесь, — тявкнул
он тоненьким голоском и показал на высокую снежную
стену. — Сережину рукавичку, наверное, ребятишки в
стену случайно замуровали, — добавил он.


Поросенок стал разрывать пятачком холодный, ко­лючий снег и скоро нашел Сережину рукавичку.

Друзья вернулись в детский сад, поросенок вска­рабкался на табурет и положил рукавичку на теплую ба­тарею.

— Пусть просохнет, — сказал он Бобику.

Потом игрушки как ни в чем не бывало уселись в мяг­кое кресло и задремали.

Утром нянечка заметила на батарее варежку.

— Чья это рукавичка? — спросила она у ребят.

— Моя! — обрадовался Сережа.

— Интересно, как она здесь очутилась? — спросил
мальчик.

Но этого никто не знал.

Сереже захотелось поделиться радостью с Прошей. Он взял розового поросеночка на руки и тотчас заметил, что копытца и пятачок у того мокрые и холодные.

— У тебя мокрые пятачок и копытца! Где ты их намо­
чил? — спросил Сережа. — Ты, наверное, ночью бегал по
сугробам и искал мою рукавичку! — догадался малыш.

Проша в ответ только весело захрюкал: «Хрю-хрю-хрю!»

— Это добрый поросенок Проша нашел мою рука­
вичку! — сказал Сережа Анне Алексеевне.

Та улыбнулась в ответ:

— Что ж, может быть!

Все радовались за Сережу. Не радовалась только длин­нохвостая серая крыса с острыми зубками и злыми чер­ными глазами.

Крыса, конечно, была не настоящая, а игрушечная. Она сидела на полке рядом с пушистым зайчиком и рези­новым бегемотом и завидовала счастливчику Проше. «Ишь как его Сережа любит! — думала она. — А меня никто не любит, никто со мной играть не хочет!»

Сказать по правде, ребята эту крысу в самом деле недо­любливали. Однажды Любочка пожалела ее, взяла на руки, Хотела привязать на хвост розовый бантик для красоты,


 




но крыса больно куснула девочку острыми зубками. Люба посадила игрушку на полку и больше не играла с ней.

Крыса злилась, завидовала другим игрушкам, особенно доброму веселому Проше. «Откушу-ка я поросенку хвос­тик!» — наконец решила она.

Ночью крыса спрыгнула с полки, неслышно подкралась к поросенку и вцепилась острыми зубами в его крошеч­ный, завитой колечком, хвостик.

— Ой, ой! Больно! — вскрикнул бедный поросенок.

— Отпусти сейчас же! — громко залаял Бобик и бро­
сился на помощь другу.

Крыса испугалась и спряталась под диван.

На другой день Сережа заметил, что вид у поросенка какой-то грустный, а хвостик почти оторван — болтается на ниточке. Мальчик побежал к Анне Алексеевне и пока­зал ей игрушку.

— Не беда! — успокоила его воспитательница. — Сей­
час попросим Любу взять нитку, иголку и пришить поро­
сенку хвост. Любочка у нас на все руки мастерица!

Девочка пришила поросенку завитой хвостик и Проша сразу повеселел.

Однажды нянечка делала уборку и нашла за диваном крысу. Она подняла игрушку с пола, повертела ее в руках и воскликнула:

— Ай-ай-яй! Как крысенок-то запылился!

Нянечка отряхнула крысу от пыли и отнесла ее ре­бятам.

— Что ж вы игрушку бросили? — с упреком спросила
она. — Я ее нашла, от пыли очистила, можете с ней
играть.

— Не хотим мы с ней играть! — хором ответили ма­
лыши. — Мы ее не любим!

— Не хотите? — переспросила нянечка. — Это поче­
му же?

— Потому что крыса злая! — за всех ответила Любоч­
ка. — Она меня за палец укусила!


 

— Эх! — вздохнула нянечка. — Злая-то она оттого,
что вы ее в игру не принимаете и не любите. А вы попро­
буйте ее приласкать, поиграйте с ней. Она и подобреет!

— Хорошо, — согласились ребята.

— Давайте устроим праздник для игрушек. Принаря­
дим всех наших друзей, включим музыку, пусть они по­
танцуют, повеселятся, а заодно и мы с ними, — предло­
жила Анна Алексеевна.

Детям это предложение пришлось по душе. Девочки стали готовить для кукол и зверушек красивые наряды. Люба сшила крысе голубую юбку в сборку, Надя смасте­рила ей шляпу с пером.

— Смотрите, как наша крыса похорошела. Даже глаз­
ки подобрели! — воскликнула Оля, показывая на разря­
женную, как королева, крысу.

— Пусть она и будет королевой праздника! — вос­
кликнул Сережа.

Ребята рассадили игрушек на маленькие стульчики, а королеву крысу в центре на кресло. Веселье началось!

Дети выходили со своими игрушками, пели, танцева­ли, читали стихи. Все им аплодировали. А подобревшая крыса даже от удовольствия помахивала хвостиком с бан­том на конце!

♦ Какая любимая игрушка была у Сережи в детском
саду?

♦ Расскажите, как добрый Проша отыскал Сережину
рукавичку.

♦ Кто ему помогал?

♦ Почему крыса злилась на поросенка?

♦ Почему ребята не любили крысу?

♦ Где тетя Клава нашла крысу?

♦ Что она посоветовала ребятам?

♦ Как вы думаете, почему крыса была злая?

♦ Какое представление устроили дети в детском саду?

♦ Почему подобрела крыса?

♦ Приведите примеры, когда хорошее отношение и
ласковое слово делает злого человека добрее.


Я знаю мальчика Кирилла, который ходит в дет­ский сад. Там он подружился с Сережей. Сережа — верный, хороший друг. Но однажды в детском саду появился новенький мальчик. Все в нем было не­обычно: и одежда, и прическа, и речь. Марк долго жил с родителями за границей, поэтому он говорил с легким акцентом, очень интересно рассказывал, знал множество игр, прекрасно пел под гитару. Все ребята потянулись к новенькому. И особенно Ки-рюша. Он не отходил от Марка ни на шаг. Кирилл очень хотел подружиться с таким ярким и необык­новенным мальчиком. Скоро Кирилл с Марком ста­ли друзьями.

А что же Сережа? Он молча переживал, что Ки-рюша больше с ним не играет, не разговаривает, не обращает на него внимания, совсем забыл своего старого друга. Но ведь недаром говорится: «Ста­рый друг лучше новых двух»!

Через некоторое время Марк с родителями пере­ехал в другой город. Что оставалось Кирюше? Он снова стал дружить с Сережей. Но прежних тепло­ты, доверия и сердечности в их дружбе уже не было.

♦ Как вы думаете, верный ли друг Кирилл? Почему?

♦ Правильно ли сделал Сережа, что снова стал дру­
жить с Кириллом?

♦ Как бы вы поступили на его месте?

♦ Бывали ли в вашем коллективе такие случаи?

♦ Народ сложил такую прекрасную пословицу «Вер­
ный друг дороже денег». Попробуйте объяснить ее. Есть
ли у вас верный друг? Расскажите о нем.

Послушайте стихотворение.

Мой друг

Друг мой, преданный Алеша, Мальчик добрый и хороший.


Бескорыстный, верный, честный —

Нам всегда с ним интересно!

Заводила, фантазер,

В играх ловок он и скор,

Понимает шутку, смех...

Друг Алеша — лучше всех!

♦ Расскажите о своем лучшем друге. Как его зовут?
Сколько ему лет?

♦ Какие качества его характера наиболее вам симпа­
тичны?

♦ Много ли у вас друзей?

Вы назвали такие черты характера, как добро­та, щедрость, ум, трудолюбие, смелость, отзывчи­вость. Это и вправду замечательные свойства чело­веческой души!

Многие из вас знают веселую песенку о дружбе. В ней есть замечательные слова:

С голубого ручейка начинается река, Ну а дружба начинается с улыбки...

В самом деле, добрая, открытая улыбка всегда привлекает сердца людей.

♦ Почему, как вы думаете?

Верно! Потому что улыбающийся человек настро­ен доброжелательно. Слово доброжелательность состоит из двух частей — добро и желать. Значит Доброжелательный человек — тот, кто желает вам Добра. Вы тоже улыбнитесь ему в ответ. Ведь улыб­ка — начало дружбы. Чтобы иметь хороших вер­ных друзей, нужно уметь дружить.

♦ В чем заключается умение дружить?

Прежде всего в том, чтобы поступать с людьми, как бы вы хотели, чтобы они поступали с вами.


Если вы хотите, чтобы вам улыбались, — улыбай­тесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.

Вспомним остальные правила дружбы: не нужно ссориться по пустякам, злиться и завидовать. Нуж­но делиться с друзьями игрушками и книгами, по­могать друзьям, если у них что-то не получается, не зазнаваться, не хвастаться и не лгать. Уметь дру­жить — значит уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей.

Народ сложил о дружбе мудрые пословицы и по­говорки: «Друг — ценный клад, ему всякий рад», «Дружба дороже денег», «Дружба что стекло —


разобьешь, не склеишь», «За друга держаться — ничего не бояться».

♦ Какие вы знаете стихи, сказки, истории о дружбе?

♦ Знаете ли вы пословицы и поговорки о дружбе?
Назовите их.

♦ Попробуйте объяснить смысл этих пословиц.

♦ Почему говорится: «Друг познается в беде»?

Послушайте несколько стихотворений о друзьях и ответьте на вопросы.

* * *

Помогает Саша маме — Возится он с малышами. И сочувствует другим — Верный друг, хороший сын.

* * *

Егор и честен и правдив, Он ненавидит ложь, Настойчив и трудолюбив — Его не проведешь!

♦ О каких хороших качествах друзей рассказывается
в этих стихах? Назовите их.

♦ Почему говорят: «Старый друг лучше новых двух»?

Вряд ли найдется много ребят, готовых дружить с зазнайками, хвастунишками и лгунами. Послушайте стихотворение.

Хвастливый Андрей

Однажды хвастался Андрей: «Нет никого меня храбрей! Не боюсь опасных змей, Ни лягушек, ни червей. Не боюсь я тьмы ночной, Справлюсь с бурною волной.


Не боюсь я привидений, Привиденья — это тени! Не боюсь...» — и вдруг молчок: Хрустнул в темноте сучок, И послышались шаги По тропинке у реки. Побледнел слегка Андрей, Убежал домой скорей!

Чтобы дружно играть всем вместе, нужно выпол­нять определенные правила. Надо справедливо рас­пределять игрушки, роли, уметь соблюдать прави­ла игры, быть покладистым и сговорчивым.

Настоящая дружба правдива и отважна. Лучше во тьме пребывать, чем без друга. Брат может не быть другом, но друг ■— всегда брат. Но, пожалуй, лучше всех сказал о дружбе Александр Сергеевич Пушкин.

Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга!

Если вы хотите, чтобы у вас были добрые и вер­ные друзья, никогда не жалуйтесь на ребят, не ябед­ничайте, научитесь сами разрешать конфликты, не привлекая к этому взрослых.

Послушайте стихотворение.

Ябеда

Любит ябедничать Таня На подруг и на друзей: Опоздал на завтрак Ваня, Грузовик сломал Сергей. Нина вкусную котлету Отдала коту тайком, Руки не помыла Света, Коля ходит босиком.


«Ябедой-корябедой» Дразнят дети Таню. Хорошо быть ябедой? Догадайтесь сами!

Послушайте рассказ.

Царевна Несмеяна

Девочку Тоню в детском саду частенько дразнили то плаксой-ваксой, то ревой-коровой, потому что она кап­ризничала и плакала по любому пустяку.

Пьет чай, уронит на пол кусочек булки и сразу в слезы.

— Аи! Я вкусную булку уронила, а ведь с пола есть
нельзя!

Подружка Вера ей свою булку предлагает.

— Возьми мою булочку. Только, пожалуйста, не плачь.
Развяжется ли бантик в косичке, не получается ли ри­
сунок, Тоня льет слезы в три ручья.

Ирина Анатольевна ее успокаивает, уговаривает, под­ружки стараются во всем угодить. А толку никакого!

Играть с Тоней ребятам в самом деле не интересно! Чуть что, она дуется, плачет. Улыбается редко. Вот и по­лучилось, что все играют вместе, а Тоня — одна.

Сережа — добрый, отзывчивый мальчик. Ему Тонечку жалко, он никогда не дразнит ее плаксой-ваксой. Он зо­вет ее сказочным именем — Царевна Несмеяна. Сереже кажется, что Тоня и вправду похожа на сказочную царев­ну. Глаза у нее большие, синие, а золотистые волосы длинные, вьющиеся колечками.

Однажды он задумался, как бы развеселить Тоню. Долго размышлял и кое-что пришло ему на ум. Сережа рассказал о своей задумке Ирине Анатольевне, и той его затея очень понравилась.

— Что ж! Собери ребят, посоветуемся с ними и устро­
им для Тони веселое представление.

Так и сделали. Ребятишки приготовили красивые кос­тюмы, разучили смешные стихи, песенки, танцы. Ирина Анатольевна распределила роли, а Тоне сказала:


— Тонечка! Ты будешь играть роль Царевны Несмея­
ны. Кто из ребят сумеет тебя рассмешить, тот и получит
приз!

— Хорошо, — согласилась Тоня.
Быть царевной ей очень хотелось!

Началось представление. Тоне надели на голову кра­сивую корону, усадили ее в кресло. Ребята стали высту­пать, стараясь изо всех сил рассмешить Несмеяну.

Клоуны в ярких колпачках кувыркались на ковре, так и сыпались веселые шутки и смешные истории. Но Тоня оставалась серьезной и ни разу не улыбнулась. Пред­ставление уже подходило к концу, когда в костюме Ца­ревны Несмеяны в зал вошел Сережа.

Его окружали мамушки и нянюшки.

Одна из них протянула Сереже румяное яблоко.

— Дитятко, съешь яблочко!

— Не хочу, не буду! — захныкал Сережа. — Оно
кислое, невкусное.

Он оттолкнул яблоко, оно упало на пол и закатилось в угол.

— Яблоко упало, — заревел мальчик в три ручья.

Мамушки и нянюшки заахали, заохали, стали суетить­ся вокруг него. Одна собирала в малюсенькое ведерко слезинки, другая утирала слезы носовым платком. Сло­вом, настоящий переполох.

Сережа при этом так капризно надувал губы, морщил нос, тряс головой, что' стал чем-то похож на Тоню. Де­вочка словно увидела себя в зеркале, не выдержала и рассмеялась! Ребята в ответ тоже засмеялись и захлопа­ли в ладоши.

— Молодец, Сережа! Рассмешил ты нашу Царевну
Несмеяну. Вот тебе в подарок книжка веселых рассказов
с забавными картинками, — Ирина Анатольевна протя­
нула Сереже книгу.

— Спасибо, Ирина Анатольевна! Можно я буду ее чи­
тать вместе с Тоней, чтобы она почаще улыбалась и ни­
когда не плакала? — спросил мальчик.


 


— Конечно, можно! — ответила она, обнимая Сережу
за плечи.

Постепенно характер Тони изменился к лучшему. Она стала меньше капризничать. Когда ей хотелось заплакать, девочка вспоминала веселое представление, которое уст­роили для нее ребята, и ей становилось стыдно: ведь они так старались ее рассмешить. Ирина Анатольевна даже сказала:

— Ты нам гораздо больше нравишься, когда смеешь­
ся! Улыбайся и смейся почаще!

♦ Как вы думаете, интересно ли было играть с такой
плаксой и капризулей Тоней? Почему?

♦ Почему Тоню дразнили плаксой-ваксой?

♦ Как звал ее Сережа?

♦ Что придумал мальчик, чтобы развлечь Тоню?

♦ Удалась ли его затея?

♦ Как вы думаете, почему засмеялась Тоня?

♦ Изменился ли после этого характер девочки?

Итак, подведем некоторые итоги. Вот какие за­дачи стоят перед воспитателем для развития и вос­питания детей средней группы:

— укрепление здоровья, закаливание;

— развитие двигательной, познавательной актив­
ности, воображения, фантазии в игровой и изобра­
зительной деятельности, доброжелательных отно­
шений между детьми;

— воспитание самостоятельности.

Игрушки детей средней группы отличаются от игрушек, которыми играют ребята в младшей груп­пе. Пятилетнему ребенку уже нужны и наборы ме­бели, и посуда, и разные виды транспорта, и строи­тельный материал, и куски тканей для создания костюмов к детским праздникам.

Особенно любят дети игры с солнечным светом и зеркалом.


Ясным весенним днем Алеше очень нравилось запускать зеркальцем солнечного зайчика. Он та­кой живой, прыгучий, яркий!

Ирина Анатольевна выучила с детьми стихотво­рение «Солнечный зайчик»:

Скачет, как мячик,

Солнечный зайчик.

Вверх-вниз,

Со стола на карниз.

Побежал по половице,

Будто гонится лисица.

Раз! И прыгнул мне на книжку

Теплый солнечный зайчишка!

Это короткое стихотворение дети заучили быст­ро и читали с удовольствием.

Особенно нравится детям среднего дошкольного возраста ставить спектакли по известным сказкам и выступать на различных праздниках.

Ирина Анатольевна старает­ся, чтобы никто из ребят не ску­чал, не стоял в сторонке, чтобы все участвовали в праздничном представлении.

Самый любимый детский праз­дник посвящен Международному женскому дню — 8 Марта. Ирина Анатольевна предложила своей груп­пе сценарий проведения праздника «Подарок маме».

ПОДАРОК МАМЕ

(сценарий праздника, посвященного Международному женскому дню)

В празднично украшенном зале стоят несколько сто­лов, за которыми сидят дети. Они вырезают из цветной бумаги, лепят, рисуют, шьют и вышивают.


Звучит музыка. Входит ведущий (воспитатель). В ру­ках у него веточка мимозы.

Ведущий

Уходят прочь морозы. Как хочется тепла! Я веточку мимозы Сегодня принесла. Соцветья, как цыплята, — Пушисты и нежны, И веют ароматом Проснувшейся весны. Они нам шепчут: «Скоро Весна и к нам придет, Оттают косогоры И рыхлым станет лед. И снежные метели Из сада улетят, А бубенцы капели Под крышей зазвенят».

Посмотрите в окно, ребята! К нам пришла весна. Чудесно, что праздник наших дорогих мам, бабу­шек, сестер совпадает с началом весны, пробужде­нием природы. Солнце светит ярче, небо стало го­лубым, зазвенели, как серебряные колокольчики, синицы.

Звучит музыка. Появляются Синицы, исполняют та­нец, затем встают полукругом.

Синицы (хором)

Тили-тили-тили! Тень-тень-тень!

1-я Синица

Вы, ребята, не забыли, Что сегодня мамин день?


2-я Синица

Нынче солнце светит ярко, Небо стало голубей.

3-я Синица

А какие же подарки Приготовили вы ей?

Дети (хором)

Мы подарки вам покажем И о них сейчас расскажем!

Синицы садятся на стульчики. В центр зала входит первая Девочка, показывает салфетку.

1-я Девочка

Маме подарю салфетку, Край украшу бахромой, На салфетке вышью ветку И цветочек голубой.

Входят три Мальчика, показывают свою поделку. 1-й Мальчик

• Мы слепили целый город — Башни, лестницы, дворцы.

2-й Мальчик

Мы его подарим маме. Скажет мама: «Молодцы!»

Входит вторая Девочка, показывает игрушечного ко­тенка.

2-я Девочка

Я для мамы шью игрушку Из цветного лоскутка, Хвостик вырежу и ушки, Ватою набью бока.


Узнаёте? Это кот! Я ему раскрашу рот. Подарю котенка маме, Будет жить он вместе с нами.

3-й Мальчик (откладывает ножницы и бу­магу, грустно)

Из цветного пластилина Я хотел слепить машину. Ничего не получилось, Вся машина развалилась. Я рисунок рисовал — Карандаш простой сломал, Из бумаги вырезал — Лист нечаянно порвал... Что я маме подарю? Я ведь так ее люблю!

Дети (по очереди)

Мы тебе поможем!

Лист бумаги вдвое сложим,

Вырежем большую птицу

С клювом, крыльями, хвостом.

Птица в небо устремится,

А потом найдет твой дом,

Залетит на твой балкон.

Скажет мамочке твоей:

«Ты для сына всех родней!»

Дети мастерят из бумаги голубя с надписью «Я люблю маму» и запускают его.

Входит четвертый Мальчик, показывает открытку.

4-й Мальчик

У меня есть бабушка, Она печет оладушки, Вяжет теплые носки, Знает сказки и стихи.


Бабушку ивою люблю, Ей открытку подарю!

Все дети выходят в центр зала, исполняют песню «Луч­ше друга не найти» (ел. и муз. Е. Асеевой).

Выходит третья Девочка, показывает рисунок.

3-я Девочка

Нарисую я в альбоме Полевых цветов букет, Станет праздничнее в доме, Будто вспыхнет солнца свет. Аккуратно я раскрашу Венчик, стебель, лепесток, Чтобы ярче стал и краше Каждый маленький цветок. Эту вазочку с цветами Подарю любимой маме!

Ведущий. Молодцы, ребята! Замечательные по­дарки приготовили и песню хорошую спели! А чем вы нас еще порадуете?

Дети (хором)

Мы станцуем, мы споем,

Всех поздравим с женским днем!

Звучит музыка. Дети исполняют танец «Парная полька», затем читают стихи.

* * *

Мы с Аленкою вдвоем Всю квартиру уберем. Испечем пирог румяный, Будем ждать прихода мамы. Только мама на порог — А у нас готов пирог!


Мамин день

Я капризничать не стану, Огорчать не буду маму. Если аппетита нет — Все равно доем обед, По порядку разложу Я на полке книжки, На диване рассажу Тигра, зайку, мишку. Потрудиться мне не лень — Ведь сегодня мамин день.

Подснежник

Расколол ледок Маленький подснежник. И расцвел цветок, Голубой и нежный.

Ру

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...