Средний дошкольный возраст
АЛЕША ВЗРОСЛЕЕТ Представьте себе, что ясным осенним утром мама привела Алешу в детский сад. Он весело взбегает по ступенькам, рад, что встретился с любимыми воспитателями — Ириной Анатольевной и Анной Алексеевной, с друзьями; что впереди целый день, наполненный играми, занятиями, интересными делами, прогулками. Мальчик уже ходит в детский сад не первый год и все здесь ему хорошо знакомо. Он, конечно, знает, что сначала нужно поздороваться с воспитателями, назвав их по имени-отчеству. Затем раздеться — развязать шарф, снять куртку, шапку, переобуться в сменную обувь. ♦ Кто поможет ему справиться с этим? Правильно! Воспитатель. Он не только расстегнет пуговки и крючки на курточке, но и объяснит, как это сделать самому. После того как все хорошенько помыли руки с мылом, можно приступить к завтраку. За завтраком воспитатель внимательно следит, правильно ли ребята держат ложку, правильно ли они сидят за столом и ненавязчиво обучает правилам этикета. После завтрака можно заняться каким-нибудь интересным делом, например, сшить из разноцветных лоскутков мягкую игрушку, сделать нарядную аппликацию, нарисовать картинку. Как много должен знать и уметь воспитатель! И шить, и вышивать, и вырезать из бумаги, и клеить, и рисовать, и лепить из пластилина, знать песни, стихи, игры и считалки. И все эти умения и знания он передает малышам. Но главное — воспитатель должен любить и понимать ребенка! Он прекрасно видит отношения детей в группе, знает, кто отзывчив, дружелюбен, а кто затевает споры и ссоры. Знает, кто из детей щедр, а кто жаден и завистлив. Своим поведением, беседами, иногда с глазу на глаз, воспитатель влияет на детей, стремясь подавить в них проявления дурных качеств и привить хорошие.
Алеша летом очень часто скучал по Ирине Анатольевне, по ее мягкому, доброму взгляду, тихому, но твердому голосу. Мальчик, конечно, весело провел лето. Дедушка в речке Таволжанке научил его плавать. Алеша сам научился кататься на двухколесном велосипеде. У мальчика в деревне появились новые друзья. Другие дети в группе тоже повзрослели, их движения стали увереннее, разнообразнее. Чувствовалось, что ребятишкам не сидится на месте: им хотелось бегать, прыгать. Ирина Анатольевна понимала, что это абсолютно нормально! Движение для ребенка — жизнь! Лишенный движения, он становится непослушным, капризным. Поэтому-то она немало внимания уделяла подвижным играм и занятиям физкультурой. Теперь дошкольники средней группы зимой катались на лыжах, продолжали ходить в бассейн, бегали и лазали, прыгали, научились строиться в одну колонну по росту. Но, пожалуй, больше всего нравилось ребятам водить хороводы и танцевать. Этому научил их музыкальный руководитель. Послушайте сказку. Волшебные башмачки — Ребята, сегодня мы будем разучивать новый танец — — Я хочу! И я! И я! — дружно закричали в ответ — Вот и чудесно! Сначала послушайте, как звучит ме Елена Викторовна заиграла польку, и ребятам понравилась быстрая, задорная мелодия. — Знаете, почему этот танец называется полькой? — Знаю, знаю! — сразу отозвался Миша. — Потому — Нет, Мишенька, ты ошибся, — поправила мальчика
рами, — продолжила она. — Оля встанет в пару с Сережей, Марина с Максимом, Света с Денисом, а ты, Миша... Тут она чуть помедлила, окинув детей внимательным взглядом. У Миши екнуло сердце: ему очень хотелось танцевать с пухленькой черноглазой Любочкой. — А ты, Миша, с Любочкой! — закончила Елена Вик Миша радостно заулыбался, вскочил с места и встал рядом с Любой. Музыкальный руководитель объяснила детям, как надо двигаться под музыку. Хотя Миша старался изо всех сил, получалось у него плоховато. — Ничего, Мишутка, не огорчайся. Я тоже выучила Но время шло, приближался праздник, а у Миши ничего не получалось: мальчик неуклюже топтался на одном месте, словно не слышал музыки и не чувствовал ее ритма. На одной из последних репетиций Елена Викторовна огорченно заметила: — Что ж поделаешь, Миша. Придется в пару с Любоч Мише стало очень обидно. Мальчик покраснел, отошел к окну, а из глаз у него сами собой закапали крупные слезы. Вечером он гулял с мамой в сквере, присел на лавочку и задумался. «Как бы я хотел научиться танцевать! Было бы здорово станцевать полечку с Любой на празднике!» — мечтал он. ♦ Как вы думаете, что нужно было делать Мише, чтобы научиться танцевать? — Что, добрый молодец, невесел, низко голову пове Мальчик оглянулся и увидел, что рядом с ним на скамейку присела отдохнуть старушка. — Какая у тебя на сердце печаль-кручинушка? — про Миша удивился: старушка как старушка, совершенно обыкновенная, в очках, с сумкой на колесиках, а говорит сказочными словами. — Да вот никак не могу научиться польку танцевать, а — Это, милок, горе поправимое! Есть у меня волшеб — Ну да? — не поверил Миша. — Так бывает только — В жизни тоже чудеса случаются, — сказала ста
— Конечно, хочу! — обрадовалась мальчик.— А вам — Не жалко, не жалко, — ласково ответила старуш Но Миша с некоторым сомнением посмотрел сначала на старушку, потом на свои красивые ботиночки и спрятал ноги под лавку. Отдавать ботинки ему совсем не хотелось: они были новенькие и очень нравились мальчику. — А вдруг мама заругается? — спросил он. — Не заругается, — уверенно ответила старушка. — Мальчик быстро развязал шнурки, снял ботинки и надел взамен своих волшебные. Они пришлись ему как раз впору. — Ну как, соколик, нравятся тебе башмачки? — улыб — Нравятся, — неуверенно ответил Миша. — Тогда пойди, потешь старую, потанцуй! Проверь Старуха хлопнула в ладоши, и тотчас в руках у нее оказалась балалайка, на которой она лихо заиграла плясовую. Миша спрыгнул с лавочки и пустился в пляс. Он ловко подпрыгивал, стучал каблучками, а потом вдруг пошел вприсядку. Тут старушка заиграла вальс, и Миша красиво, плавно закружился, вытянув руки вперед, словно обнимая невидимую партнершу. Вокруг них стали собираться прохожие. Одобрительные возгласы еще больше раззадоривали мальчугана. — Ишь как наяривает! Артист! — восхищались люди. Наконец старушка перестала играть, дунула на балалайку, и та исчезла. Миша, вытирая вспотевший лоб, уселся рядом с ней. ♦ Как вы думаете, что сказал Миша старушке? — Большое спасибо, бабушка! — поблагодарил он. — Рада была помочь. Танцуй, но помни — никогда не — Хорошо, бабуля. Я все понял! — сказал Миша и ♦ Что же случилось на следующий день? На другой день мальчик никак не мог дождаться начала репетиции, а когда пришла Елена Викторовна, дети встали в пары и зазвучала музыка. Миша взял Любу за руку и так хорошо станцевал полечку, что все удивились.
— Аи да молодец, Мишутка! Видишь, как чудесно у — Бабушка! — скромно ответил мальчик. На празднике Мишутка отличился: танцевал лучше всех!
Елена Викторовна посоветовала Мишиной маме отдать его в танцевальную студию. Скоро Миша стал солистом детского танцевального ансамбля «Родничок». — У вашего сына просто необыкновенные способнос Однажды в ансамбле появился новенький мальчик. Его звали Сережа. Новичок с восхищением смотрел на Мишу и как-то раз попросил его: — Миша, ты не мог бы показать мне одно движение, а ♦ Как вы думаете, что ответил Миша? Но Миша небрежно ответил: — Некогда мне с тобой возиться! Сегодня репетиция, ♦ Как поступили бы вы? — Ну пожалуйста, ведь только ты один так замеча — Ну ладно, так и быть, — смягчился Миша. — Ну- Сережа начал показывать трудное движение, но споткнулся и упал. Миша громко расхохотался: — Эх ты, горе-танцор! Неумеха! Смотри и учись! Он хотел сделать сложное танцевальное па, но не смог. ♦ Как вы думаете, почему Миша разучился танцевать? «Что такое? Ну-ка попробую еще раз!» — подумал мальчик. Миша пытался сделать движение еще и еще раз, но у него ничего не получалось. — Миша, не стоит расстраиваться! Ты, наверное, про Миша грустно побрел домой. «Так мне и надо! Сам виноват — расхвастался да еще и над Сережей посмеялся. Ведь старушка предупреждала меня, что если я загоржусь, то башмачки мне перестанут помогать, — думал мальчик. — Как же теперь быть? Скоро выступление! Может быть, не ходить на него? Но тогда я подведу ребят!» Миша пришел домой, прилег на диван и задремал. И что вы думаете? Ему приснился удивительный сон: будто сидит он снова на лавочке в сквере, а рядом с ним знакомая старушка, и говорит она ему: — Не печалься. Утро вечера мудренее! Как проснешь
Сказала так и исчезла. Утром Миша проснулся, включил музыку и стал репетировать. Час, другой, третий — и чувствует — получается! С тех пор Миша стал много тренироваться и другим помогать, а на душе у него было легко и радостно. ♦ Какой танец разучивали дети в детском саду? ♦ Почему расстроился Миша? ♦ Кого Миша встретил в сквере? ♦ Что подарила ему старушка? ♦ Как помогли Мише волшебные башмачки? ♦ Почему башмачки потеряли волшебную силу? ♦ Как Миша научился танцевать без волшебных баш ♦ Хотели бы вы получить волшебные башмачки? По В среднем дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется любознательность. Его интересуют и звездное небо, и облака, и ветер, и растения, и животные. Недаром пятилетних детей часто зовут «почемучками». Послушайте стихотворение. Кто ответит? Я, девчонка-почемучка, Пристаю с вопросами: Почему такой колючий Длинный стебель розовый? Почему шмели гудят, И куда они летят? Почему течет река? Что такое облака? Почему бывает град? Звезды почему горят? На сто тысяч почему Кто ответит — потому? Если малыши еще могут подолгу играть в одиночку с куклами, кубиками, машинками, то дети среднего возраста уже тянутся к общению со взрослыми и особенно со сверстниками. Друзья очень важны для малышей. Дети ценят верность в дружбе. Верность свойственна добрым людям. В самом деле, невозможно представить доброго, хорошего друга человеком неверным, на которого нельзя положиться. Верный друг не оставит, не подведет в трудную минуту. ♦ Как вы думаете, от какого слова происходит слово «верность»? Правильно! От слова «вера»! Верный человек тот, кому можно верить, полностью доверять в жизни. Послушайте стихотворение. Верный друг Всей душой люблю я друга! Жить без друга очень туго: 60 Не с кем поделиться, Не с кем веселиться. Душу некому открыть, Не с кем откровенным быть. Верный друг — для сердца свет, Даст мне правильный совет. Верный друг не подведет — Он на помощь мне придет! В горе, в радости, в беде — Верный друг со мной везде! Послушайте сказку. Добрый поросенок Откровенно говоря, Сережа не любил вставать рано утром. На улице еще совсем темно, горят фонари, а оконные стекла забрызганы холодным осенним дождем или залеплены снегом. — Сереженька, сынок! Просыпайся, пора в детский — Не хочу! — хныкал Сережа, поворачиваясь на дру — Нет, нет! Пора вставать, — ласково, но настойчиво Едва услышав о Проше, Сережа сбрасывал теплое одеяло и вскакивал с кровати. Быстро делал все утренние дела и спешил с мамой в детский сад. Проша — любимая Сережина игрушка, розовый бархатный поросенок. Его Сереже подарили на день рождения. Мордочка у хрюшки добродушная и улыбающаяся, голубые глаза с хитрым прищуром и круглый забавный пятачок. Как не полюбить Прошу! Он такой добрый, ласковый. Если взять поросенка на руки и нажать слегка на живо- тик, Проша начинает похрюкивать от удовольствия: «Хрю-хрю-хрю!» Вот и сегодня, придя в детский сад, Сережа первым делом приласкал Прошеньку. Взял его на руки, почесал за ушком и прошептал: «Доброе утро, Проша!» Мальчику казалось, что поросенок его прекрасно понимает и отвечает любовью. После полдника воспитательница Ирина Анатольевна вывела малышей на прогулку. После оттепели снег на площадке стал мягким, рыхлым и ребятишки принялись лепить из него снеговика, снежную крепость, а потом просто играть в снежки. Сережа нечаянно потерял в снегу рукавичку. Ребята и Ирина Анатольевна долго ее искали, но так и не нашли. Мальчик очень расстроился: белые рукавички ему подарила бабушка — сама связала их для любимого внука. Они были такие теплые, удобные и нарядные, украшенные голубыми снежинками... Скоро за Сережей пришла мама и увела мальчика домой. Ночью, когда все уснули и в окнах высоких домов погас свет, игрушки на полках зашевелились. Вы, конечно, догадались, что по ночам в детском саду игрушки оживают и разговаривают между собой на своем игрушечном языке. Поросенок Проша вздохнул и грустно сказал собаке Бобику: — Бедный Сережа! Он так расстроился, оттого что — Может быть, выйдем во двор и поищем ее? — Друзья выскользнули во двор и побежали на детскую площадку, туда, где ребятишки строили днем снежную крепость. Бобик стал бегать по сугробам и принюхиваться. — Я чувствую, что рукавичка где-то здесь, — тявкнул Поросенок стал разрывать пятачком холодный, колючий снег и скоро нашел Сережину рукавичку. Друзья вернулись в детский сад, поросенок вскарабкался на табурет и положил рукавичку на теплую батарею. — Пусть просохнет, — сказал он Бобику. Потом игрушки как ни в чем не бывало уселись в мягкое кресло и задремали. Утром нянечка заметила на батарее варежку. — Чья это рукавичка? — спросила она у ребят. — Моя! — обрадовался Сережа. — Интересно, как она здесь очутилась? — спросил Но этого никто не знал. Сереже захотелось поделиться радостью с Прошей. Он взял розового поросеночка на руки и тотчас заметил, что копытца и пятачок у того мокрые и холодные. — У тебя мокрые пятачок и копытца! Где ты их намо Проша в ответ только весело захрюкал: «Хрю-хрю-хрю!» — Это добрый поросенок Проша нашел мою рука Та улыбнулась в ответ: — Что ж, может быть! Все радовались за Сережу. Не радовалась только длиннохвостая серая крыса с острыми зубками и злыми черными глазами. Крыса, конечно, была не настоящая, а игрушечная. Она сидела на полке рядом с пушистым зайчиком и резиновым бегемотом и завидовала счастливчику Проше. «Ишь как его Сережа любит! — думала она. — А меня никто не любит, никто со мной играть не хочет!» Сказать по правде, ребята эту крысу в самом деле недолюбливали. Однажды Любочка пожалела ее, взяла на руки, Хотела привязать на хвост розовый бантик для красоты,
но крыса больно куснула девочку острыми зубками. Люба посадила игрушку на полку и больше не играла с ней. Крыса злилась, завидовала другим игрушкам, особенно доброму веселому Проше. «Откушу-ка я поросенку хвостик!» — наконец решила она. Ночью крыса спрыгнула с полки, неслышно подкралась к поросенку и вцепилась острыми зубами в его крошечный, завитой колечком, хвостик. — Ой, ой! Больно! — вскрикнул бедный поросенок. — Отпусти сейчас же! — громко залаял Бобик и бро Крыса испугалась и спряталась под диван. На другой день Сережа заметил, что вид у поросенка какой-то грустный, а хвостик почти оторван — болтается на ниточке. Мальчик побежал к Анне Алексеевне и показал ей игрушку. — Не беда! — успокоила его воспитательница. — Сей Девочка пришила поросенку завитой хвостик и Проша сразу повеселел. Однажды нянечка делала уборку и нашла за диваном крысу. Она подняла игрушку с пола, повертела ее в руках и воскликнула: — Ай-ай-яй! Как крысенок-то запылился! Нянечка отряхнула крысу от пыли и отнесла ее ребятам. — Что ж вы игрушку бросили? — с упреком спросила — Не хотим мы с ней играть! — хором ответили ма — Не хотите? — переспросила нянечка. — Это поче — Потому что крыса злая! — за всех ответила Любоч
— Эх! — вздохнула нянечка. — Злая-то она оттого, — Хорошо, — согласились ребята. — Давайте устроим праздник для игрушек. Принаря Детям это предложение пришлось по душе. Девочки стали готовить для кукол и зверушек красивые наряды. Люба сшила крысе голубую юбку в сборку, Надя смастерила ей шляпу с пером. — Смотрите, как наша крыса похорошела. Даже глаз — Пусть она и будет королевой праздника! — вос Ребята рассадили игрушек на маленькие стульчики, а королеву крысу в центре на кресло. Веселье началось! Дети выходили со своими игрушками, пели, танцевали, читали стихи. Все им аплодировали. А подобревшая крыса даже от удовольствия помахивала хвостиком с бантом на конце! ♦ Какая любимая игрушка была у Сережи в детском ♦ Расскажите, как добрый Проша отыскал Сережину ♦ Кто ему помогал? ♦ Почему крыса злилась на поросенка? ♦ Почему ребята не любили крысу? ♦ Где тетя Клава нашла крысу? ♦ Что она посоветовала ребятам? ♦ Как вы думаете, почему крыса была злая? ♦ Какое представление устроили дети в детском саду? ♦ Почему подобрела крыса? ♦ Приведите примеры, когда хорошее отношение и Я знаю мальчика Кирилла, который ходит в детский сад. Там он подружился с Сережей. Сережа — верный, хороший друг. Но однажды в детском саду появился новенький мальчик. Все в нем было необычно: и одежда, и прическа, и речь. Марк долго жил с родителями за границей, поэтому он говорил с легким акцентом, очень интересно рассказывал, знал множество игр, прекрасно пел под гитару. Все ребята потянулись к новенькому. И особенно Ки-рюша. Он не отходил от Марка ни на шаг. Кирилл очень хотел подружиться с таким ярким и необыкновенным мальчиком. Скоро Кирилл с Марком стали друзьями. А что же Сережа? Он молча переживал, что Ки-рюша больше с ним не играет, не разговаривает, не обращает на него внимания, совсем забыл своего старого друга. Но ведь недаром говорится: «Старый друг лучше новых двух»! Через некоторое время Марк с родителями переехал в другой город. Что оставалось Кирюше? Он снова стал дружить с Сережей. Но прежних теплоты, доверия и сердечности в их дружбе уже не было. ♦ Как вы думаете, верный ли друг Кирилл? Почему? ♦ Правильно ли сделал Сережа, что снова стал дру ♦ Как бы вы поступили на его месте? ♦ Бывали ли в вашем коллективе такие случаи? ♦ Народ сложил такую прекрасную пословицу «Вер Послушайте стихотворение. Мой друг Друг мой, преданный Алеша, Мальчик добрый и хороший. Бескорыстный, верный, честный — Нам всегда с ним интересно! Заводила, фантазер, В играх ловок он и скор, Понимает шутку, смех... Друг Алеша — лучше всех! ♦ Расскажите о своем лучшем друге. Как его зовут? ♦ Какие качества его характера наиболее вам симпа ♦ Много ли у вас друзей? Вы назвали такие черты характера, как доброта, щедрость, ум, трудолюбие, смелость, отзывчивость. Это и вправду замечательные свойства человеческой души! Многие из вас знают веселую песенку о дружбе. В ней есть замечательные слова: С голубого ручейка начинается река, Ну а дружба начинается с улыбки... В самом деле, добрая, открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. ♦ Почему, как вы думаете? Верно! Потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Слово доброжелательность состоит из двух частей — добро и желать. Значит Доброжелательный человек — тот, кто желает вам Добра. Вы тоже улыбнитесь ему в ответ. Ведь улыбка — начало дружбы. Чтобы иметь хороших верных друзей, нужно уметь дружить. ♦ В чем заключается умение дружить? Прежде всего в том, чтобы поступать с людьми, как бы вы хотели, чтобы они поступали с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, — улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы. Вспомним остальные правила дружбы: не нужно ссориться по пустякам, злиться и завидовать. Нужно делиться с друзьями игрушками и книгами, помогать друзьям, если у них что-то не получается, не зазнаваться, не хвастаться и не лгать. Уметь дружить — значит уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей. Народ сложил о дружбе мудрые пословицы и поговорки: «Друг — ценный клад, ему всякий рад», «Дружба дороже денег», «Дружба что стекло — разобьешь, не склеишь», «За друга держаться — ничего не бояться». ♦ Какие вы знаете стихи, сказки, истории о дружбе? ♦ Знаете ли вы пословицы и поговорки о дружбе? ♦ Попробуйте объяснить смысл этих пословиц. ♦ Почему говорится: «Друг познается в беде»? Послушайте несколько стихотворений о друзьях и ответьте на вопросы. * * * Помогает Саша маме — Возится он с малышами. И сочувствует другим — Верный друг, хороший сын. * * * Егор и честен и правдив, Он ненавидит ложь, Настойчив и трудолюбив — Его не проведешь! ♦ О каких хороших качествах друзей рассказывается ♦ Почему говорят: «Старый друг лучше новых двух»? Вряд ли найдется много ребят, готовых дружить с зазнайками, хвастунишками и лгунами. Послушайте стихотворение. Хвастливый Андрей Однажды хвастался Андрей: «Нет никого меня храбрей! Не боюсь опасных змей, Ни лягушек, ни червей. Не боюсь я тьмы ночной, Справлюсь с бурною волной. Не боюсь я привидений, Привиденья — это тени! Не боюсь...» — и вдруг молчок: Хрустнул в темноте сучок, И послышались шаги По тропинке у реки. Побледнел слегка Андрей, Убежал домой скорей! Чтобы дружно играть всем вместе, нужно выполнять определенные правила. Надо справедливо распределять игрушки, роли, уметь соблюдать правила игры, быть покладистым и сговорчивым. Настоящая дружба правдива и отважна. Лучше во тьме пребывать, чем без друга. Брат может не быть другом, но друг ■— всегда брат. Но, пожалуй, лучше всех сказал о дружбе Александр Сергеевич Пушкин. Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга! Если вы хотите, чтобы у вас были добрые и верные друзья, никогда не жалуйтесь на ребят, не ябедничайте, научитесь сами разрешать конфликты, не привлекая к этому взрослых. Послушайте стихотворение. Ябеда Любит ябедничать Таня На подруг и на друзей: Опоздал на завтрак Ваня, Грузовик сломал Сергей. Нина вкусную котлету Отдала коту тайком, Руки не помыла Света, Коля ходит босиком. «Ябедой-корябедой» Дразнят дети Таню. Хорошо быть ябедой? Догадайтесь сами! Послушайте рассказ. Царевна Несмеяна Девочку Тоню в детском саду частенько дразнили то плаксой-ваксой, то ревой-коровой, потому что она капризничала и плакала по любому пустяку. Пьет чай, уронит на пол кусочек булки и сразу в слезы. — Аи! Я вкусную булку уронила, а ведь с пола есть Подружка Вера ей свою булку предлагает. — Возьми мою булочку. Только, пожалуйста, не плачь. Ирина Анатольевна ее успокаивает, уговаривает, подружки стараются во всем угодить. А толку никакого! Играть с Тоней ребятам в самом деле не интересно! Чуть что, она дуется, плачет. Улыбается редко. Вот и получилось, что все играют вместе, а Тоня — одна. Сережа — добрый, отзывчивый мальчик. Ему Тонечку жалко, он никогда не дразнит ее плаксой-ваксой. Он зовет ее сказочным именем — Царевна Несмеяна. Сереже кажется, что Тоня и вправду похожа на сказочную царевну. Глаза у нее большие, синие, а золотистые волосы длинные, вьющиеся колечками. Однажды он задумался, как бы развеселить Тоню. Долго размышлял и кое-что пришло ему на ум. Сережа рассказал о своей задумке Ирине Анатольевне, и той его затея очень понравилась. — Что ж! Собери ребят, посоветуемся с ними и устро Так и сделали. Ребятишки приготовили красивые костюмы, разучили смешные стихи, песенки, танцы. Ирина Анатольевна распределила роли, а Тоне сказала: — Тонечка! Ты будешь играть роль Царевны Несмея — Хорошо, — согласилась Тоня. Началось представление. Тоне надели на голову красивую корону, усадили ее в кресло. Ребята стали выступать, стараясь изо всех сил рассмешить Несмеяну. Клоуны в ярких колпачках кувыркались на ковре, так и сыпались веселые шутки и смешные истории. Но Тоня оставалась серьезной и ни разу не улыбнулась. Представление уже подходило к концу, когда в костюме Царевны Несмеяны в зал вошел Сережа. Его окружали мамушки и нянюшки. Одна из них протянула Сереже румяное яблоко. — Дитятко, съешь яблочко! — Не хочу, не буду! — захныкал Сережа. — Оно Он оттолкнул яблоко, оно упало на пол и закатилось в угол. — Яблоко упало, — заревел мальчик в три ручья. Мамушки и нянюшки заахали, заохали, стали суетиться вокруг него. Одна собирала в малюсенькое ведерко слезинки, другая утирала слезы носовым платком. Словом, настоящий переполох. Сережа при этом так капризно надувал губы, морщил нос, тряс головой, что' стал чем-то похож на Тоню. Девочка словно увидела себя в зеркале, не выдержала и рассмеялась! Ребята в ответ тоже засмеялись и захлопали в ладоши. — Молодец, Сережа! Рассмешил ты нашу Царевну — Спасибо, Ирина Анатольевна! Можно я буду ее чи
— Конечно, можно! — ответила она, обнимая Сережу Постепенно характер Тони изменился к лучшему. Она стала меньше капризничать. Когда ей хотелось заплакать, девочка вспоминала веселое представление, которое устроили для нее ребята, и ей становилось стыдно: ведь они так старались ее рассмешить. Ирина Анатольевна даже сказала: — Ты нам гораздо больше нравишься, когда смеешь ♦ Как вы думаете, интересно ли было играть с такой ♦ Почему Тоню дразнили плаксой-ваксой? ♦ Как звал ее Сережа? ♦ Что придумал мальчик, чтобы развлечь Тоню? ♦ Удалась ли его затея? ♦ Как вы думаете, почему засмеялась Тоня? ♦ Изменился ли после этого характер девочки? Итак, подведем некоторые итоги. Вот какие задачи стоят перед воспитателем для развития и воспитания детей средней группы: — укрепление здоровья, закаливание; — развитие двигательной, познавательной актив — воспитание самостоятельности. Игрушки детей средней группы отличаются от игрушек, которыми играют ребята в младшей группе. Пятилетнему ребенку уже нужны и наборы мебели, и посуда, и разные виды транспорта, и строительный материал, и куски тканей для создания костюмов к детским праздникам. Особенно любят дети игры с солнечным светом и зеркалом. Ясным весенним днем Алеше очень нравилось запускать зеркальцем солнечного зайчика. Он такой живой, прыгучий, яркий! Ирина Анатольевна выучила с детьми стихотворение «Солнечный зайчик»: Скачет, как мячик, Солнечный зайчик. Вверх-вниз, Со стола на карниз. Побежал по половице, Будто гонится лисица. Раз! И прыгнул мне на книжку Теплый солнечный зайчишка! Это короткое стихотворение дети заучили быстро и читали с удовольствием. Особенно нравится детям среднего дошкольного возраста ставить спектакли по известным сказкам и выступать на различных праздниках. Ирина Анатольевна старается, чтобы никто из ребят не скучал, не стоял в сторонке, чтобы все участвовали в праздничном представлении. Самый любимый детский праздник посвящен Международному женскому дню — 8 Марта. Ирина Анатольевна предложила своей группе сценарий проведения праздника «Подарок маме». ПОДАРОК МАМЕ (сценарий праздника, посвященного Международному женскому дню) В празднично украшенном зале стоят несколько столов, за которыми сидят дети. Они вырезают из цветной бумаги, лепят, рисуют, шьют и вышивают. Звучит музыка. Входит ведущий (воспитатель). В руках у него веточка мимозы. Ведущий Уходят прочь морозы. Как хочется тепла! Я веточку мимозы Сегодня принесла. Соцветья, как цыплята, — Пушисты и нежны, И веют ароматом Проснувшейся весны. Они нам шепчут: «Скоро Весна и к нам придет, Оттают косогоры И рыхлым станет лед. И снежные метели Из сада улетят, А бубенцы капели Под крышей зазвенят». Посмотрите в окно, ребята! К нам пришла весна. Чудесно, что праздник наших дорогих мам, бабушек, сестер совпадает с началом весны, пробуждением природы. Солнце светит ярче, небо стало голубым, зазвенели, как серебряные колокольчики, синицы. Звучит музыка. Появляются Синицы, исполняют танец, затем встают полукругом. Синицы (хором) Тили-тили-тили! Тень-тень-тень! 1-я Синица Вы, ребята, не забыли, Что сегодня мамин день? 2-я Синица Нынче солнце светит ярко, Небо стало голубей. 3-я Синица А какие же подарки Приготовили вы ей? Дети (хором) Мы подарки вам покажем И о них сейчас расскажем! Синицы садятся на стульчики. В центр зала входит первая Девочка, показывает салфетку. 1-я Девочка Маме подарю салфетку, Край украшу бахромой, На салфетке вышью ветку И цветочек голубой. Входят три Мальчика, показывают свою поделку. 1-й Мальчик • Мы слепили целый город — Башни, лестницы, дворцы. 2-й Мальчик Мы его подарим маме. Скажет мама: «Молодцы!» Входит вторая Девочка, показывает игрушечного котенка. 2-я Девочка Я для мамы шью игрушку Из цветного лоскутка, Хвостик вырежу и ушки, Ватою набью бока. Узнаёте? Это кот! Я ему раскрашу рот. Подарю котенка маме, Будет жить он вместе с нами. 3-й Мальчик (откладывает ножницы и бумагу, грустно) Из цветного пластилина Я хотел слепить машину. Ничего не получилось, Вся машина развалилась. Я рисунок рисовал — Карандаш простой сломал, Из бумаги вырезал — Лист нечаянно порвал... Что я маме подарю? Я ведь так ее люблю! Дети (по очереди) Мы тебе поможем! Лист бумаги вдвое сложим, Вырежем большую птицу С клювом, крыльями, хвостом. Птица в небо устремится, А потом найдет твой дом, Залетит на твой балкон. Скажет мамочке твоей: «Ты для сына всех родней!» Дети мастерят из бумаги голубя с надписью «Я люблю маму» и запускают его. Входит четвертый Мальчик, показывает открытку. 4-й Мальчик У меня есть бабушка, Она печет оладушки, Вяжет теплые носки, Знает сказки и стихи. Бабушку ивою люблю, Ей открытку подарю! Все дети выходят в центр зала, исполняют песню «Лучше друга не найти» (ел. и муз. Е. Асеевой). Выходит третья Девочка, показывает рисунок. 3-я Девочка Нарисую я в альбоме Полевых цветов букет, Станет праздничнее в доме, Будто вспыхнет солнца свет. Аккуратно я раскрашу Венчик, стебель, лепесток, Чтобы ярче стал и краше Каждый маленький цветок. Эту вазочку с цветами Подарю любимой маме! Ведущий. Молодцы, ребята! Замечательные подарки приготовили и песню хорошую спели! А чем вы нас еще порадуете? Дети (хором) Мы станцуем, мы споем, Всех поздравим с женским днем! Звучит музыка. Дети исполняют танец «Парная полька», затем читают стихи. * * * Мы с Аленкою вдвоем Всю квартиру уберем. Испечем пирог румяный, Будем ждать прихода мамы. Только мама на порог — А у нас готов пирог! Мамин день Я капризничать не стану, Огорчать не буду маму. Если аппетита нет — Все равно доем обед, По порядку разложу Я на полке книжки, На диване рассажу Тигра, зайку, мишку. Потрудиться мне не лень — Ведь сегодня мамин день. Подснежник Расколол ледок Маленький подснежник. И расцвел цветок, Голубой и нежный. Ру Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|