Чувственное и рациональное познание, интуиция
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
6. Виды знаний: · Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира · Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии) · Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. · Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении · Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
· Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности 7. Формы знаний: · Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание · Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами · Донаучное – прототип, предпосылки научного знания · Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием · Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки · Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности
1.4 Понятие истины, её критерии · Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон) · Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм) · Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт) · Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант) · Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень) 2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения: 1. соответствие знаний действительности; 2. то, что подтверждено опытом; 3. некое соглашение, конвенция; 4. свойство самосогласованности знаний; 5. полезность полученного знания для практики. Аспекты истины:
3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. 1. соответствие законам логики; 2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам; 4. простота, экономичность формулы; 5. парадоксальность идеи; 6. практика. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: 1. материальное производство (труд, преобразование природы); 2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); 3. научный эксперимент.
Мышление и деятельность 1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер) 2. Различия деятельности человека и активности животного
Структура деятельности: Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы) – Цель (это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий) – Методы – Процесс (Действия) – Результат Виды действий по М. Веберу: · целерациональное (Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.); · ценностнорациональное (Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.); · аффективное (Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.); · традиционное (Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки) . Типы деятельности: труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование) игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный) учение (познание нового) общение (обмен идеями, эмоциями) Виды деятельности: Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая) По субъекту: индивидуальная – коллективная По характеру: репродуктивная – творческая По соответствию правовым нормам: законная – незаконная По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента).
Потребности и интересы В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями. Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. Виды потребностей человека · Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др. · Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. · Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей. Существует несколько классификаций интересов: по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества. по направленности: экономические; социальные; политические; духовные. От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|