Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)




1. Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрас­тают взаимовлияние и взаимозависимость народов и го­сударств.


2. Основные причины глобализации:

· Переход от индустриального общества к информационно­му, к высоким технологиям

· Использование новых ком­муникационных техноло­гий: Интернета, спутниково­го телевидения

· Переход от альтернативно­го выбора («или/или») к многообразию выбор

· Переход от цент­рализации эко­номики к ее де­централизации

· Переход от национальной экономики к мировой


3. Основные направления глобализации

· Деятельность транснацио­нальных кор­пораций

· Глоба­лизация финансо­вых рын­ков

· Глобализация миграционных процессов

· Мгновенное перемещение информации

· Международ­ная экономи­ческая интег­рация в рамках отдельных ре­гионов

· Создание меж­дународных организаций в экономиче­ской и финан­совой сферах: Международ­ный валютный фонд, Всемир­ный банк, Всемирная торговая орга­низация и др.


4. Последствия процесса глобализации

Позитивные Негативные
• Стимулирующее влияние на эко­номику: — появление возможности созда­вать товары в тех регионах мира, где их производство обой­дется дешевле; — возникновение возможности ре­ализации товара там, где это даст максимальную выгоду; — снижение издержек производ­ства; — появление возможностей для дальнейшего развития произ­водства; — рост прибыли; — концентрация усилий на разра­ботке новых передовых техно­логий; — плодами НТР могут воспользо­ваться страны, не имеющие воз­можности вести собственные на­учно-технические исследования. • Сближение государств • Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике • Возникновение социокультурно­го единства человечества • Насаждение единого стандарта потребления • Создание препятствий для развития отечественного производ­ства • Игнорирование экономической и культур­но-исторической специ­фики развития разных стран • Навязывание опреде­ленного образа жизни, зачастую противореча­щего традициям данно­го общества • Оформление идеи со­перничества: наиболее мощные в экономиче­ском отношении госу­дарства стремятся к лидерству, что приво­дит к взрыву национа­лизма в экономически слаборазвитых странах • Утрата каких-то специ­фических черт нацио­нальных культур

 


5. «Глобальные проблемы» (термин появился в конце 1960-х гг. — совокупность проблем чело­вечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.


6. Эти проблемы являются глобальными, потому что:

· затрагивают все человечество;

· проявляются как объективный фактор развития общесмтва;

· настоятельно требуют решения;

· предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);

· от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.

7. Причины глобальных проблем:

· активный преобразующий характер деятельности человечества;

· противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.


8. Главные (приоритетные) глобальные проблемы

· Проблема мира и разору­жения, предотвращения новой мировой войны

· Демографическая

· Преодоление отсталости развивающихся стран

· Продовольственная

· Сырьевая

· Энергетическая

· Экологическая

· Использования Мирового океана

· Мирового освоения космоса

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невоз­можно решить каждую из них по отдельности: челове­чество должно решать их сообща, ради сохранения жиз­ни на планете.

 

Экономика

Экономика и экономическая наука

Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяй­ство и nomos — правила):

I. система хозяйствова­ния, включающая от­расли материального производства (про­мышленность, сель­ское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сфе­ры (образование, куль­тура, здравоохранение и т. д.), обеспечиваю­щая общество матери­альными и нематери­альными благами.

II. наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлет­воряют постоян­но растущие по­требности

1. Экономическая деятельность – это производство, рас­пределение, обмен и потребление благ и услуг.

· производство (процесс создания экономиче­ских благ и услуг);

· распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производ­стве);

· обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой про­дукт);

· потребление (стадия ис­пользования (предметы длительного поль­зования) или уничтожения (продоволь­ствие) продукта).

2. Производство:

· Материальное производство (произ­водство матери­альных благ и материальных услуг (транс­порт, торговля, коммунальное и бытовое об­служивание))

· Нематериальное производство (производ­ство нема­териаль­ных благ и нематери­альных услуг (образование, здравоохра­нение и т. д.)

Товар — продукт труда, произведенный для прода­жи на рынке.

Услуга — результат полезной деятельности пред­приятий (организаций) и отдельных лиц, направлен­ной на удовлетворение определенных потребностей на­селения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

3. Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов.

· Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личнос­ти и общества в целом.

· Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

· Ресурсы, которые участвуют в процессе производ­ства товаров и услуг, называют факторами производ­ства.

II. Экономика как наука

. Экономика — это совокупность конкретных эко­номических дисциплин, таких как экономика промыш­ленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

II.2. Экономика как наука:

· основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безгра­ничности пот­ребностей);

· предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производ­ством товаров и услуг);

· особенность (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях)

II.3. Функции:

· познаватель­ная;

· методологи­ческая;

· практиче­ская (прагма­тическая);

· образова­тельная;

· идеологи­ческая.

Микроэкономика (гр. mikros — малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, вы­бора, альтернативной стои­мости, цены, изме­нения спроса и предложения отдельных товаров на отдель­ных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство

Макроэкономика (гр. mak-ros — длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, эко­номического роста, преодо­ления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государствоЭкономика тесно связана с другими науками: социо­логией, культурологией, политологией, историей, пра­воведением.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...