Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Наука - особая система знаний - система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ) - особый вид деятельности, система научных исследований. Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Функции науки:
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития -управление процессами социального развития(разработка концепций, формулирование законодательных актов) - определение путей и способов практического использования добытых знаний - превращение науки в производительную силу общества
Классификация наук: По предмету познания
По удалённости от практики 1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику; 2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем. Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию. Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния.
Функции образования:
О бязательным является полное среднее образование. Основные направления в развитии образования:
Уровни образования: Общее образование -дошкольное -начальное -основное общее -среднее (полное) общее -дополнительное Профессиональное образование -начальное (лицей) -среднее (колледж) Высшее образование - бакалавриат - магистратура
Образование, его значение для личности и общества Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
1. экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества); 2. социальная (осуществление социализации личности (социальная функция); 3. культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).
1. дошкольные (ясли, детские сады); 2. начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи); 3. дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции); 4. среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи); 5. высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии); 6. постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы); 7. подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура); 8. духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии). Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)
· демократизация образования; · рост продолжительности образования; · непрерывность образования; · гуманизация образования; · гуманитаризация образования; · интернационализация образования; · компьютеризация образования. Религия 1. Религия – это вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;
· вера – принятие истинности чего-либо без доказательств; · культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность; · переживания; · образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы); · символы.
· мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание); · регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность);
· терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение); · культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению); · коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.); · интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии); · легитимизирующая.
· анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы; · фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами; · тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику; · магия (колдовство).
7. Религии современного мира: · родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день; · национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.); · мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)
Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам Признаки мировых религий: 1. Объединение крупной общности людей 2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов
Искусство 1. Искусство: · специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; · практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей; · высокая степень мастерства. Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение.
Специфика искусства как формы художественного познания: образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.
· общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества); · художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира); · воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей); · эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека); · утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности); · предвосхищения (предвосхищает будущее); · внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику); · гедонистическая (доставляет людям удовольствие); · познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).
Мораль Мораль(в переводе с лат.) – нравственный, относящийся к характеру. Мораль - совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле. Этика - наука о морали. Признаки морали:
Функции морали:
Моральная система включает в себя:
- моральные нормы - должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества - моральные ценности Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Основные категории морали:
Добродетель - совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|