Спрос на деньги. Концепции спроса на деньги
Спрос на деньги – это желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств, которое фирмы и население намерены держать у себя в данный момент; общая потребность рынка в денежных средствах. Спрос на деньги – это всегда спрос на блага, которые можно на них купить. На размеры спроса на деньги большое влияние оказывает фактор неопределенности, ибо именно в условиях роста неуверенности в величине будущих процентов увеличивается предпочтение ликвидности. Виды спроса на деньги: номинальный и реальный. Номинальный спрос на деньги. Он изменяется вслед за повышением цены. Реальный спрос на деньги, рассчитанные с учетом покупательной способности денег. Онравен: Md ───, P где Md – номинальный спрос на деньги: P – средний уровень цен. Реальная стоимость денег – то количество потребительских благ, которое можно приобрести в обмен на определенную денежную сумму. Спрос на деньги определяет ту часть активов, которую фирмы и домохозяйства хотят иметь в виде наличности, а не в виде акций, облигаций, недвижимости, производственного оборудования и т.д. Это реальный спрос на деньги. Спрос на деньги вытекает из двух функций денег – быть средством обращения и средством сохранения богатства. Теоретические модели спроса на деньги: классическая количественнаятеорияспроса на деньги; кейнсианская теорияспроса на деньги; монетаристская теория спроса на деньги. Классическая количественная концепция спроса на деньги основана на трех постулатах: а) причинности (цены зависят от массы денег); б) пропорциональности (цены изменяются пропорционально количеству денег);
в) универсальности (изменение количества денег одинаково влияет на цены всех товаров). Формула уравнения обмена Ирвинга Фишера, котораяиспользуется классиками для определения спроса на деньги:
MV = PY,
где M – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; P – уровень цен (индекс цен); Y – объем выпуска. Предполагалось, что V – величина постоянная. Следовательно, при постоянстве V: – MV = PY,
Преобразуя уравнение, получим:
PY MD = ────, _ V где MD – величина спроса на деньги. В этом случае изменение количества денег в обращении может вызвать пропорциональное изменение номинального ВНП (PY). Нейтральность денег – это свойство денег не оказывать влияния на реальные показатели. Согласно классической концепции реальный ВНП меняется медленно, а при изменении числа вовлекаемых факторов производства и технологии на коротких отрезках постоянен, поэтому применение количества денег в обращении окажет влияние только на номинальные переменные и не отразятся на реальных переменных. Отсюда следует, что изменение денежной массы в стране не имеет значения для реального сектора экономики и влияет лишь на номинальные показатели. Классическая дихотомия – этопредставление национальной экономики в виде двух обособленных друг от друга секторов: реального и денежного. В реальном секторе происходит движение реальных потоков товаров и услуг, а в денежном секторе совершается обращение денег, которое только обслуживает движение этих потоков, не оказывая на них непосредственного влияния. Показатель ликвидности экономистов Кембриджского университета. По их мнению развитие кредитного обращения сблизило денежную массу с финансовыми активами и на этой основе они преобразовали традиционную модель, определяя массу денег через величину конечного продукта посредством M = kPY, где M – количество денежных единиц; Y – общественная величина производства в физическом выражении в единицу времени; P – цена произведенной продукции; k – коэффициент, обратный скорости обращения денег, т.е.
k= 1 / V
Тогда в общем виде функцию спроса на реальные кассовые остатки (РКО) можно представить в следующем виде:
MD ──── = kY, PD или MD Y ──── = ────, PD V
Трансакционный спрос на деньги. Классики под спросом на деньгипонимали только трансакционный спрос, т.е. спрос на деньги для совершения сделок купли-продажи. Из формулы видно, что трансакционный спрос определяется : а) величиной дохода; б) скоростью обращения денег; Постулаты модели классической количественной теории: - скорость обращения денег обусловлена практикой платежей хозяйственных агентов, а уровень реального выпуска продукции зависит от уровня развития технологических процессов и численности населения; - если возникает предложение денег сверх достаточного количества, удовлетворяющего существующий спрос на деньги, люди потратят их на приобретение новых товаров и услуг, не желая хранить эти «новые» деньги. Но т.к. предложение товаров и услуг остается фиксированным, то растущая трата денег поднимет уровень цен; - по мере увеличения уровня цен возрастет и спрос на деньги. Когда уровень цен поднимется достаточно высоко, уравняв спрос на деньги с возросшим предложением, экономика вернется в состояние равновесия. - в рамках допущений классической количественной теории денег и цен стабильность спроса на деньги подразумевает жесткую взаимосвязь между денежной массой и уровнем цен. - в соответствии с классическим подходом количество необходимых для обращения денег определяется массой и ценой реализуемых товаров, т.е. суммой цен товаров – Р. Одна денежная единица обслуживает несколько товарных сделок, т.е. обращается с некоторой скоростью – V. Чем быстрее оборачиваемость денег, тем меньше их нужно для обращения. Следовательно, количество нужных для обращения денег – М определяется зависимостью:
M = P/V
- согласно другому подходу весь экономический оборот определяется количеством находящихся в обращении денег, а товары и деньги вступают в обращение без стоимости. Сама же стоимость и цены образуются только в обращении в результате столкновения товарной и денежной массы. Американский экономист И.Фишер обосновал свою теорию с помощью «уравнения обмена». Скорость обращения денег V является результатом непосредственной связи между ростом ВНП и количеством денег M:
V = ВНП/M
Если ВНП представить в виде суммы произведений средних цен Р на количество реализованного продукта Q, то получим:
V = P´Q/M Þ M´V=P´Q
Это соотношение и лежит в основе количественной теории денег и цен. Оно широко используется для целей макроанализа.
Кейнсианская концепция спроса на деньги. Дж. М. Кейнс исходил из того, что деньги – один из типов богатства в структуре портфеля активов экономических агентов. Часть портфеля активов, которую желают иметь в виде денег, зависит от их оценки ликвидности. Ликвидностьактивов – это возможность быстрого перевода актива в наличность без потерь его стоимости. Деньги M1 - абсолютно ликвидные активы. Кейнсианская теория спроса на деньги. Кейнс выделил следующие побудительные мотивы, порождающие спрос на деньги и хранения богатства в виде денег: трансакционный мотив, мотив предосторожности, спекулятивный мотив. Эти мотивы и формируют различные виды спроса на деньги. Трансакционный мотив (спрос на деньги для сделок) – это необходимость использования денег в качестве средства платежа и средства обращения, т.е. для осуществления запланированных и незапланированных покупок, платежей. Этот мотив определяет трансакционный спрос на деньги (Dt), который, в свою очередь, определяется уровнем денежного или номинального ВНП (прямо пропорционально). С определенным упрощением можно также сказать, что данный спрос не зависит от величины процентной ставки, поэтому его кривая выражается вертикальной линией. Математически этот спрос на деньги выражается следующей формулой:
Dt = f (ВНП), т.е. это функция объема ВНП в физической форме. Количество денег в обращении. Формула денежного обращения показывает, что количество денег:
- прямо пропорционально стоимости ВНП = P x Q и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы;
M = Dt / V = ВНП / V = (P xQ) / V Из формулы видно, что: а) количество денег необходимых для сделок прямо пропорционально величине произведенного продукта (ВНП), ценам на товары и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы; б) увеличение количества денег при неизменном ВНП приведет к росту цен. Мотив предосторожности и спрос на деньги – реализация неожиданных возможностей или удовлетворение неожиданных потребностей. Он выражается в желании хранить деньги для обеспечения в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег, это желание хранить наличные деньги для непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастные случаи, колебания цен на рынке, возможность совершить очень выгодную покупку и т.д.). В сущности, и этот мотив является разновидностью трансакционного спроса – деньги нужны для сделок. Спекулятивный мотив (спрос на деньги как на имущество) – часть общего спроса на деньги, которая определяется желанием людей сохранить свое имущество или накопить его. В частности, избежать потерь капитала при хранении его в виде ценных бумаг в периоды скачков их курсовой стоимости. Спекулятивный мотив зависит от ставки процента: чем выше процент, тем больше вложения в ценные бумаги и ниже спекулятивный спрос на ликвидность. Этот вид спроса связан с их функцией сохранения богатства, а не с функцией платежа. Спекулятивному мотиву хранения денег Кейнс придавал ключевую роль в своей теории предпочтения ликвидности, ибо в условиях неопределенности и риска на финансовом рынке спрос на деньги во многом зависит от уровня доходов по облигациям. Мотив предосторожности и спекулятивный мотив формируют спрос на деньги для финансовых активов или деньги для активов (Dа). Спрос на деньги со стороны активов (Da) объясняется стремлением населения к сбережению части своих доходов. Между спросом на деньги со стороны активов и движением процентной ставки существует обратная зависимость, которая изображается нисходящей кривой Da Т.е., ставка процента i и Dа обратно пропорциональны друг другу. i = 1/ Dа Факторы предпочтения ликвидности. Из всех активов самый ценный – деньги в силу их ликвидности. Но с другой стороны, хранение денег в запасах связано с потерей процента, упущенной возможности, если вы не имеете вкладов в банке. Поэтому ставка процента по вкладам и другим активам может повлиять на решение, сколько активов держать в ценных бумагах, а сколько в наличных деньгах.Чем выше: ставка по вкладам; норма прибыли по другим активам – тем меньше желания держать деньги на руках.
Совокупный, или общий, спрос на деньги (Dm) – это общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент. Он распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок и спрос на деньги как средство сохранения богатства (рис. 7.3.). Графически он определяется путем смещения по горизонтальной оси прямой на величину Dа, равную Dt:
Dm = Dt + Dа
Таким образом, по Кейнсу, совокупный спрос на деньги (Dm) – функция двух переменных: а) дохода (Y); б) процентной ставки (i). Dm = f(Y,i), которые обусловлены трансакционным и спекулятивным спросом на деньги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|