Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кант и его учение. Кантианство.




Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии, основатель критического, или трансцендентального, идеализма.

Ученый в 1747-1755 гг. - в «докритический» период (до 1770 г.) создал «небулярную» космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из туманности - гипотезу о большой Вселенной вне нашей Галактики - учение о замедлении в результате приливного трения - суточного вращения Земли – учение об относительности движения и покоя.

Эти исследования, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. Философ в «докритический» период под влиянием эмпиризма и скептицизма К. Юма:

1) наметил различие между реальным и логическим основанием;

2) ввел в философию понятие об отрицательных величинах;

3) осмеял увлечение современников мистикой и «духовидением».

Ограничивается роль дедуктивно-формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 г. – переход И. Канта к воззрениям «критического» периода. «Критика чистого разума» - 1781 г., «Критика практического разума» - 1788 г., «Критика способности суждения» - 1790 г.

Это теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы.

И. Кант выступает против догматизма абстрактной философии (метафизики) - без предварительного исследования форм познания и границ познавательных способностей.

Приходит к агностицизму: дуалистическому учению о непознаваемости «вещей в себе», являющихся объективным источником ощущений. Познаются только «явления», посредством которых вещи себя обнаруживают. Явления образуют сферу бесконечного возможного опыта. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании.

Оно обусловлено существованием общезначимых априорных форм, упорядочивающих хаос ощущений.

Априорные формы рассудка (понятия) + априорные формы связи (синтеза) чувств и понятий = основа законов: постоянства, взаимодействия, причинности.

И. Кант считал, что равно могут быть обоснованы противоположные решения:

1) мир и конечен, и не имеет пределов;

2) существуют неделимые частицы (атомы) - и таких частиц нет;

3) все процессы (поступки) протекают как причинно обусловленные, и совершаются свободно;

4) имеется безусловно необходимое существо - и такого существа нет.

Итак, разум по природе антиномичен - раздваивается в противоречиях. Но они кажутся. Решение - в ограничении знания в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений», в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Учение И. Канта об антиномичности разума стало толчком для разработки положительной диалектики в идеализме немецкой классической философии. В разуме заложено стремление к знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого рассудок стремится к решению вопросов о процессах в мире, о Боге.

Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, постулатами «практического разума», предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики И. Канта, основанной на понятии долга, - категорический императив, правило, которое независимо от нравственности поступка могло стать всеобщим законом поведения.

Кантиа́нство (нем. Kantianismus) — система критической философии, разработанная Иммануилом Кантом, а также другие философские системы, возникшие под влиянием его идей.

Посткантианство»

Публикация основных трудов Канта вызвала в Германии интеллектуальное брожение. Кант не остался незамеченным, его читали, о нем спорили, им восторгались и сравнивали с новым Моисеем, Сократом и Лютером. Кантианство зародилось в 80-х гг XVIII века. Его первыми представителями стали Рейнгольд, который публикует «Письма о кантовской философии» (1786), а также Фихте, чья анонимная работа «Опыт критики всякого откровения» (1791) была воспринята публикой как кантовская. Сильными моментами Канта признавали его теорию познания и моральную философию. Однако сложный и запутанный язык философии Канта приводил к тому, что каждый из его последователей понимал его учение по своему. Мысли Канта пробуждали собственные идеи, а антидогматический настрой и критический метод кантовской философии заставлял применять критику и в отношении самого Канта. Таким образом, на первых порах вместо стройной системы кантианства выросла немецкая классическая философия, одним из первых представителей которой стал кантианец Фихте. Своеобразным даже по меркам полиморфной немецкой классической философии была философияАртура Шопенгауэра, которую по многим показаниям можно считать кантианской. Последователи Канта создали собственные оригинальные концепции (гегельянство) и на какое-то время заслонили самого Канта, пока Отто Либман не призвал немецких философов вернуться назад к Канту (1865).

Неокантианство

Основная статья: Неокантианство

Крупнейшими центрами неокантианства сделались немецкие города Марбург и Фрайбург, которые дали свое имя двум крупнейшим школам философии. Главным объектом критики неокантианства стало учение Канта об объективно существующей, но непознаваемойвещи в себе, которая стала интерпретироваться как "предельное понятие опыта". Таким образом устранялся дуализм кантовской философии. Неокантианство заявляет, что человек творит мир в своем воображении, что повлияло на формированиеэмпириокритицизма[1].

В отличи от конкурирующего гегельянства, неокантианство было настроено на диалог с наукой. Его представители приветствовали первые научные исследования по психологии восприятия, поскольку они подтверждали учение Канта об априорных формах познания (Гельмгольц, Нельсон)[2]. Также неокантианство внесло значительный вклад в развитие научной методологии, отделив гуманитарное знание от естествознания. В его рамках зародилась такая философская наука как аксиология.

Соприкоснувшись с модными увлечениями социалистическими идеями, неокантианство породило концепцию этического социализма, нашедшее свое политическое выражение в австромарксизме (Адлер). Неокантианцы воспринимали социализм как недостижимый нравственный идеал общества, путь к которому лежит через постепенные социальные реформы[3].

Польский философ Бохеньски замечал, что географически неокантианство было замкнуто границами Германии и после прихода нацистов к власти (1933) оно подверглось гонениям, поскольку "большинство его представителей были еврейского происхождения"[4] и придерживались социал-демократических убеждений (доктрина этического социализма).

Кантианство в России

В 1867 году петербургский профессор Владиславлев вполне удовлетворительно перевел "Критику чистого разума". В последней четверти XIX в. в России появились поборники неокантианства. Наиболее выдающимися представителями неоканти­анства в России были А.И. Введенский и И.И. Лапшин[5].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...