Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 22. Дефицит и профицит бюджета и их влияние на экономику




Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом:

  • Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.
  • Дефицит бюджета- это превышение расходов госбюджета над его доходами.
  • Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

 

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией длянациональной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

  • выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
  • выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
  • финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 32):

 

Рис. 32. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

  • реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
  • реструктуризация государственного внешнего долга;
  • усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
  • сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
  • упорядочение действующей системы социальных льгот.

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживаниягосударственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ — К > РБ — ОГД,

где:

  • ДБ — доходы госбюджета;
  • К — кредиты и займы;
  • РБ — расходы госбюджета;
  • ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

На наш взгляд, профицит бюджета скорее негативное, нежели положительное явление. Вряд ли можно согласиться с суждением о том, что профицит, возникший в процессе исполнения бюджета - это результат эффективной бюджетной деятельности. Конечно, профицит бюджета менее тяжелое для экономики государства явление, чем бюдэ/сетный дефицит, однако оно так Dice свидетельствует о неэффективном управлении. Гораздо полезнее своевременно использовать поступившие финансовые ресурсы на нужды государства или отдельных его регионов, нежели выявить эти издержки в конце финансового года (или иного отчетного периода, например, через 9 месяцев). «Хороша ложка к обеду». В связи с этим встает вопрос об ответственности чиновников за ненадлежащее бюджетное планирование и злонамеренное искажение бюджетных показателей, позволяющее им впоследствии произвольно, в обход законодательного (представительного) органа власти, распоряжаться средствами бюджета. Разрешить эту проблему довольно сложно, необходим всесторонний комплексный подход, требующий не только финансово-правового регулирования, но и совершенствования других отраслей законодательства.

Также следует иметь в виду, что если профицит появляется периодически, то, скорее вс его, следует пересмотреть проводимую бюджетно-налоговую политику в направлении снижения налогов. При этом решить проблему бюджетного профицита поможет проводимый финансовый мониторинг, когда органы государственной власти при осуществлении финансовой деятельности отслеживают не только прямые связи (в полном объеме и своевременно ли поступают в бюджет доходы и осуществляются расходы), но и обратные связи (достигается ли в результате финансирования тех или иных сфер желаемый результат — повышается ли благосостояние граждан, развивается ли производство, то есть насколько эффективна сама финансовая деятельность).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...