Меры по поддержке АПК в развитых странах
Франция: органом координации межотраслевых связей в продовольственном комплексе является Высший совет по ориентации и координации развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. В совет входят представители:
В компетенцию Совета входят: зерно, молочная продукция, сахар, масленичные растения. Работает также система сельхозпалат и профессиональные союзы. Они ведут переговоры и подписывают соглашения с Правительством по вопросам: - объема производства сельхозпродукции; - цен на продовольствие, касающихся доходов фермеров. Германия: Принят закон о сельском хозяйстве, где закреплены: · основы аграрной политики · конкретные политические средства ее осуществления Регулируется торговля, кредитная политика, ценовая политика. США: есть программа «Стабилизация доходов фермеров», на реализацию которой идет до 50% всех бюджетных ассигнований в АПК. В нее входят подпрограммы:
Венгрия – гарантированные цены, по которым государство обязано закупать продовольствие Англия: имеется большое количество услуг для АПК: · сервисные · маркетинговые · консультационные · внешний менеджмент · подготовка квалифицированного менеджмента Во всех странах Европы действует механизм гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Есть общая Европейская политика, но страны имеют право участвовать в финансировании следующих направлений: · меры по качеству; · ветеринарный надзор; · внедрение новой техники;
· охрана природы; · стимулирование проблемных территорий; · обеспечение минимального уровня доходов мелких хозяйств. Политика в сфере АПК включает в себя: · организация рынков сбыта; · поддержание фермерских доходов; · реализация излишней продукции. На бюджетные программы «Исследования и разработки» в среднем по ЕС направляется около 10- 30% аграрных бюджетов. На модернизацию сельхозпроизводства направляется до 1/3 аграрных бюджетов. Как мы видим, для обеспечения доходности сельхозпроизводителей с учетом расширенного воспроизводства необходимо: 1. Установление на год целевых цен, гарантирующих уровень доходов для самофинансирования расширенного воспроизводства со средним или ниже уровнем затрат и покрытия разницы в конце года между целевой и рыночной ценой за счет бюджета и приведения к так называемой гарантированной цене 3. Установление залоговых цен. Покупка государством по залоговым ценам с последующим выкупом продукции в случае увеличения рыночных цен. Из анализа системы мер по поддержке сельского хозяйства, принятых в развитых странах, можно сделать следующие выводы. В этой системе всегда присутствуют три основных составляющих: Первая составляющая - это субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства. Эти субсидии могут быть как прямыми, так и косвенными. Прямые – это субсидии на единицу продукции и на 1 гектар пашни. Косвенные включают в себя покрытие ряда издержек, связанных с развитием сельского хозяйства (процентные ставки по кредитам, субсидии на закупку минеральных удобрений, ГСМ, семян, транспортные расходы); Сюда же входят большие затраты, связанные с консалтинговыми, научно-исследовательскими услугами. Вторая составляющая – это меры по поддержке сельских поселений, включающие создание специализированных центров и фондов для их комплексного развития.
Третья и главная составляющая – это увязка проблемы субсидий и проблемы мониторинга и контроля за соотношением цен между розничной торговлей, переработчиками и сельхозпроизводителями. Осуществляется действенный контроль за тем, чтобы закупочные цены для сельхозпроизводителей:
Все эти направления поддержки АПК выстраиваются на основе законов, имеют долговременную программу и содержат долговременные стимулы для поддержания сельскохозяйственного производства на достаточно высоком уровне. Главная цель всех этих мер – обеспечение стабильных цен для потребителей и доступности продовольствия для большинства населения. Нам необходимо в своей работе учитывать мировой опыт. Работе по поддержке сельского хозяйства в Свердловской области должна быть придана определенная комплексная направленность. Эта работа должна охватывать три важнейших компонента. 1. Прямое и косвенное субсидирование АПК, включая: § субсидии на техническое перевооружение (уборочная техника, механизированные коровники и др.). Ежегодный объем этих субсидий должен быть не менее 1 млрд. руб.; § меры по компенсации расходов, вызванных ростом цен на электроэнергию, удобрения, семена, ГСМ, транспорт и др.; § финансирование консалтинговых и научно-исследовательских работ, которые дают рекомендации крестьянам, как более грамотно и эффективно вести сельское хозяйство. Эти субсидии: · должны быть долговременными, т.е. не должны меняться в зависимости от изменения политического курса в регионе. · основываться на соотношении применительно к объемам товарной продукции. Также все вопросы, связанные с субсидированием сельского хозяйства, должны быть максимально прозрачными. 2. Комплекс программных мер по развитию сельских поселений. Нам необходимо, обеспечить нормальные условия жизни в сельских поселениях. Эта работа должна включать в себя:
Объемы финансовой поддержки этих мер должны быть привязаны к каким-то определенным постоянным величинам, чтобы они не становились предметом ежегодного торга.
3. Решение проблемы, связанной с установлением заявленных закупочных цен на год. Эту проблему можно решить путем заключения долговременных соглашений о соотношении цен между основными участниками рынка сельскохозяйственной продукции: сельхозпроизводителями, переработчиками сырья и розничной торговле. Соглашение должно заключаться по итогам серьезного переговорного процесса между тремя сторонами. При этом Правительство Свердловской области должно осуществлять контроль за выполнением соглашения, выявлять и называть тех участников, которые нарушают установленный ценовой паритет. Поскольку у нас в области особенно развито молочное производство, то именно вопросы установления закупочных цен на молоко нам необходимо регулировать в первую очередь. На сегодняшний день в этой сфере складывается неудовлетворительная ситуация: · розничная торговля в последние годы резко повысила цену на молоко для конечного потребителя – с 22 руб. за литр в 2008 году до, фактически, 40 руб. за литр в настоящее время. · в то же время закупочные цены для производителей резко снизились – с 14 руб. за литр в 2008 году до 10-11,5 руб. в 2009-2010 году. В 2011 году эта цена была поднята до 13,5 руб., что, однако, ниже уровня 2008 года. · что касается цены на молоко для переработчиков, здесь мы не располагаем вообще никакими данными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|